Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КАК ОТКРЫТЬ СВОЙ ТАЛАНТ

Субботин А.С. 1
1 Пенсионер
как найти своё призвание
1. Edward L. Deci, Richard M. Ryan “Handbook of Self-determination Research» University of Rochester Press, 2002
2. Richard M. Ryan, Edward L. Deci «Handbook of Self-determination Research» University of Rochester Press, 2004
3. Ryan Richard M., Deci Edward L. «Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness» University of Rochester Press 2013
4. Deci, Edward L. Ryan, Richard M. «Intrinsic motivation and self-determination in human behavior" University of Rochester Press 2019
5. Современная психология мотивации Леонтьев Д.А. 2002
6. Психология мотивации достижения Тамара Гордеева
7. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов. Тамара Гордеева.
8. Абрахам Маслоу «Мотивация и личность». 3-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2019
9. Принцип удовольствия // Словарь Группы Лакановского Психоанализа (Санкт-Петербург, 2008)

ВВЕДЕНИЕ

«Каждый ребенок, подросток одарен,
способен преуспеть и в науке, и в
творчестве. Раскрытие его талантов – это
наша с вами задача, в этом – успех
России»
В.В.Путин

Вопрос раскрытия таланта человека, особенно актуален для подростков. Недалеко то время, когда именно они заменят сегодняшних трудящихся на производстве, в науке, космических исследованиях и медицине. От их уровня компетенции, глубокого знания теории и желания полноценно трудиться зависит уровень престижа России. Для этого молодым людям надо, в первую очередь, найти своё призвание.
Мало кто знает, как найти своё призвание. А именно призвание это тот «золотой ключик», который открывает дорогу в восхитительный мир труда на основе удовольствия. Как установил ещё Зигмунд Фрейд, все великие сооружения, открытия и свершения созданы на получении от самого процесса создания продукта удовольствия [9]. Удовольствие формирует непреодолимое желание двигаться дальше в развитии, самосовершенствовании и создании шедевров. Только удовольствие превращает обычный труд в творчество. Взаимно усиливая друг друга, творчество и удовольствие, формируют вдохновение. Хорошо сформировавшееся вдохновение раскрывает талант, дремавший в глубинах психики. Человек становится мастером. Он начинает создавать шедевры. Иначе трудиться он уже не может. И все эти изменения на основе удовольствия. Вот реальный путь решения поставленной президентом задачи.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мало кто знает о своём призвании. Ещё меньше людей знают как его найти. В то же время именно призвание позволяет человеку достигнуть максимального развития своих задатков и открытия таланта. Цель исследования показать, какие возможности открывает перед подростками нахождение своего призвания.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИСЛЕДОВАНИЯ

Наши разработки совпали с желаниями президента. Теперь пришло время познакомить желающих с технологией, как раскрыть свой талант. Познакомить с алгоритмом отыскания своего призвания. Призвание – это дело, работа, труд, заниматься которыми, человеку нравятся больше всего на свете. В процессе такого труда он получает от самого трудового процесса, радость восторг и наслаждение. Ещё Зигмунд Фрейд утверждал, что все великие свершения, сооружения, открытия были выполнены на основе удовольствия. Когда в процессе любимого труда человек получает удовольствие, то он готов бесконечно долго наслаждаться радостью и восторгом от познания нового, открытий, озарений. Такое возможно только при использовании своего призвания. Занимаясь анализом творчества гениев (Менделеев, Чайковский, Тесла, Ньютон, Достоевский, Толстой и другие) мы пришли к выводу, что призвание даётся человеку аналогично внутренней мотивации — изначально. Всего лишь надо своё призвание найти.
Используя призвание, человек достигает в своём развитии верха пирамиды потребностей Маслоу. Он начинает жить в состоянии самоактуализации (Self-actualization)[8]. В этом состоянии просыпается талант, дремавший в глубинах психики. Начинаются прорывы в познании, озарения. Удовольствие от самого процесса труда достигает экстаза. Оттенки удовольствия постоянно меняются. Разве таким удовольствием можно пресытиться? Человек становится мастером. Он начинает создавать шедевры. Вот путь к гениальности. Вроде всё просто. Но, тут возникает резонный вопрос – «Отчего, только 8% находит своё призвание и достигает гениальности? Ведь достигнуть уровня развития гения доступно всем»? Давайте разберёмся в этом феномене.

Два психолога, занимающиеся гуманистической психологией, американец Edward L. Deci и австралиец Richard M. Ryan, в результате многочисленных экспериментов создали self-determination theory (SDT) [1;3;4]. Согласно этой теории существуют только два вида мотивации к действию. Внутренняя мотивация и внешняя мотивация.
Малыш с неподдельным интересом знакомится с окружающим миром. На его личике гримаса удовольствия. Это пример внутренней мотивации. Разве кто-то извне мотивирует его к действию?
В эту игру малыша вмешивается взрослый. Он пытается изменить игру малыша согласно своим представлениям. Малыш сопротивляется. Взрослый применяет поощрения и наказания. Малыш окончательно теряет интерес к такой игре. Это пример попытки перевода мотивации с внутренней на внешнюю. Малыш явно предпочитает внутреннюю мотивацию. Ведь имен от неё он получает удовольствие. В этом и заключается главная особенность и прелесть внутренней мотивации.
Но, идёт время и родители всё чаще используют внешнюю мотивацию, применяя «кнут и пряник». И малыш привыкает жить под внешней мотивацией.

Это привыкание усиливается в детском садике — выполнение приказов воспитателя. В школе — приказы учителей. В институте — тут «правят бал» профессора. Ещё жёстче внешняя мотивация используется на производстве. Тут работника нанимает бизнесмен для выполнения своих приказов, желаний и прихоти. «Кнут и пряник» - величина зарплаты. Вот работник и вынужден выполнять безразличную и даже противную работу, чтобы заработать на жизнь. Где уж тут думать о призвании. Да и погрузила внешняя мотивация его призвание в «железобетонный кокон». Кстати. Внешняя мотивация исключает личную инициативу человека. Разрешена инициатива только нужная хозяину. А ну как каждый начнёт своевольничать? Против этого есть «кнут и пряник». Человек превращается в послушного исполнителя. Где уж тут думать о призвании. Надо работать, что бы заработать. Вот и, образно говоря, едет человек в машине своей судьбы, на заднем сидении, а за рулём чужой человек. Куда он тебя завезёт? Что заставит делать? Вот и погружается твоё призвание в «железобетонный кокон». Некогда тебе о нём думать, надо деньги зарабатывать. Как тут открыться таланту? Вот и напрягает свою силу воли человек, что бы выполнять безразличную или даже противную ему работу. Главное, считает он, что бы деньги платили хорошие. Вот и тянет он всю жизнь свою опостылевшую лямку – привык и другого труда не ведает. Да и боязно менять профессию. Тут всё известное, а новое дело? Как его начать – боязно. Лучше уж как все.
Для тех, кто имеет сильное желание найти своё призвание созданы два курса, помогающие отыскать своё призвание. Повторю – «Для тех, кто сам сильно хочет». Разве в Рай дубиной загоняют?

МЕТОДИКА

Первый путь разберём сегодня. Сразу надо отметить, что изложен, будет основной алгоритм. Это для желающих самостоятельно найти призвание. На практике, в каждом деле, есть много нюансов. Для желающих полноценно познать предмет есть специальные курсы. Их два вида – для подростков 16+ и для родителей, желающих помочь своим детям отыскать призвание. Сегодня разберём курс для родителей.

Начнём с того, что используя внешнюю мотивацию, родители отнимают у ребёнка возможность самостоятельно найти своё призвание. Если у вас есть желание отыскать еду, которая будет вашей самой любимой, что для этого надо делать? Пробовать различные блюда, разных поваров. Так и находится та, которая нравится вам больше всего на свете. Аналогично с вашим ребёнком. Надо давать ему возможность самостоятельно играть в те игры, которые нравятся ему больше всего. Так он найдёт игру самую предпочитаемую. Как-то один ученик сказал, что ему больше всего на свете нравиться лежать на диване и мечтать. Разве это вид труда – спросил я? Мы ищем вид труда, который нравится больше всего, а это вид отдыха. Понимая, что игра, это прообраз будущего труда, воспринимаем это предпочтение как намёк на призвание. Естественно тут ещё предстоит кропотливая работа по завершению выбора. Для этого используется особая техника. Она подстраивается к особенностям каждого ребёнка. Ведь каждый ребёнок – индивидуальность. Кто, кроме родителей, знает особенности своего ребёнка? Естественно, если будут проблемы, продуктивней обратиться к профессионалам.
И так, основное направление, как вы уже поняли, дать ребёнку возможность играть в те игры, которые ему больше по душе, которые сопровождаются наивысшим удовольствием. Только надо понимать, что эти игры – прообраз настоящей работы взрослых. Разве компьютерные «стрелялки- убивалки» похожи на взрослую работу? Да и вообще, любое увлечение играми на компьютере далеко от настоящей взрослой работы. Главный вред таких игр в том, что там всегда даётся готовое решение проблемы. В жизни иначе – решение находишь сам. В жизни всегда нужна именно личная инициатива. Тут широкий выбор родительской фантазии, какие игры предложить ребёнку. Естественно без требований родителем обязательного выполнения, а только объективное наблюдение. Тогда вам станет понятно, какое направление труда больше всего привлекает ваше чадо.

ВЫВОДЫ

По мере взросления предпочтения могут изменяться, и это нормально[5]. Ведь ребёнок активно ищет то дело, которое ему больше нравится. Давайте волю внутренней мотивации ребёнка. Разве это подразумевает полный отказ от внешней мотивации? Естественно нет. Но, внешнюю мотивацию надо применять при необходимости, отдавая предпочтение внутренней. Об этом подробно объясняется в курсе – «Как помочь ребёнку найти своё призвание». Найти дать самому ребёнку самостоятельно искать своё призвание, а не родителям искать, подменяя ребёнка[6;7]. Ведь любимую еду может выбрать только сам человек. Так же и тут – выбор за ребёнком. Сейчас, в жизни ведь как? Именно родители выбирают, в какую продвинутую школу или кружок будет ходить их ребёнок. В какой институт он должен поступить и т.д. Ведь они уверены, что ребёнок мал и глуп. Они, по их мнению, хотят сделать как лучше. А получается «как всегда».
Второе главное условие успеха – воспринимать ребёнка, как взрослого. Пусть и не совсем созревшего, но уважительно, как взрослого. Разве вы будете ставить в угол или воспитывать ремнём своего подчинённого на службе? С этих же позиций и относитесь к своему ребёнку. И вы заслужите такое уважение, какое не достигнешь никакими наказаниями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для того, что бы раскрыть свой талант нужно найти своё призвание. Тогда, на основе удовольствия человек достигнет верха пирамиды Маслоу. В состоянии самоактуализации и происходит раскрытие таланта. Вот прямая дорога к гениальности или высочайшей компетентности.


Библиографическая ссылка

Субботин А.С. КАК ОТКРЫТЬ СВОЙ ТАЛАНТ // Старт в науке. 2025. № 2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2465 (дата обращения: 30.04.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674