Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

СРАВНЕНИЕ РОМАНА “КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ” А. К. ТОЛСТОГО И “ПЕСНИ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА” М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Леденева Е.П. 1
1 ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей»
эпоха
опричнина
прототипы
параллелизм
сравнительный анализ
1. [Интернет-источник] - Образование // ВЦИОМ Новости URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/lish-2-vzroslykh-rossiyan-sdali-by-ege-po-istorii-na-otlichno (дата обращения: 14.11.2024).
2. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова / М. Ю. Лермонтов ; худож. И. Я. Билибин. - М. : Издательский дом Мещерякова, 2011. - 32 с. : ил.
3. Князь Серебряный : [роман] / Алексей Константинович Толстой. – Москва: Издательство АСТ, 2021. - 352 с.
4. [Интернет-источник] - Князья Серебряные: три прототипа героя романа об опричнине // Дзен URL: https://dzen.ru/a/XlgaYXgftgnrPka3 (дата обращения: 03.12.2024).

Введение

Особой острой проблемой сегодняшнего времени является отсутствие интереса у подрастающего поколения к изучению истории родной страны. Люди перестают интересоваться своей историей, а значит, забывают о предках, их доблестных подвигах, достижениях, накопленном опыте.

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) “Насколько хорошо россияне знают отечественную историю и могут ответить на вопросы ЕГЭ” выяснилось, что 39 % россиян проявляют интерес к истории страны; в их числе только 7 % очень интересуются - читают книги по истории, смотрят исторические фильмы, посещают музеи; и треть опрошенных, 32 %, интересуется время от времени. Не проявляют интереса к этой теме 54 % респондентов; среди них 36 % опрошенных отмечают, что в школе (институте) интересовались отечественной историей, но теперь для этого нет ни времени, ни особого желания; а 18 % никогда не интересовались историей страны. Респонденты 60 лет и старше отмечают, что очень интересуются этой тематикой, чаще (12 %), чем более молодые опрошенные (5-8 %) [1].

Следует сказать, что литература и история всегда идут рядом. Литература – это запечатленная в художественном слове история. К сожалению, современное поколение подростков не любит читать и не интересуется историей, в первую очередь, своей страны: стали забывать о своих предках, их подвигах, достижениях, накопленном опыте.

Новизна работы заключается в рассмотрении и сравнении таких произведений, как двух описаний, рассказывающих про одну и ту же эпоху с похожим сюжетом жизни людей (несчастная любовь, несправедливость решений царя, подлые царские любимчики и т. д.).

Гипотеза работы заключается в том, что роман А. К. Толстого “Князь Серебряный” и “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова похожи: сюжет, время и место действия, персонажи. Возникло предположение о том, что события, описанные в произведениях - не выдумка авторов.

Обращение писателей к истории, событиям «давно минувших дней» — это попытка предостеречь современников от ошибок прошлого.

Изучив информацию о произведениях, были выявлены следующие сравнительные характеристики.

Иван Васильевич Грозный – первый русский правитель, один из самых обсуждаемых царей в истории нашей страны. Судьбой этого человека во все времена интересовались не только историки, но и такие писатели и поэты, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. К. Толстой и другие.

«Песня о купце Калашникове» (полное название «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») — историческая поэма в народном стиле М. Ю. Лермонтова, написанная в 1837 году и впервые опубликованная в 1838 году в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“» [2]. В 1840 году эта поэма открыла единственное прижизненное издание поэта — сборник «Стихотворения М. Лермонтова».

Сюжет поэмы разворачивается во времена правления царя Ивана Грозного. Стиль поэмы можно охарактеризовать как русский народный эпос. Она является стилизацией русского народного творчества в большой эпической форме. В основе произведения лежит фольклорный сюжет, восходящий к народным песням о царе Иване Грозном, многие из которых к XIX веку сохранились и были записаны. Эта поэма в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором. Также стоит отметить уникальность этого произведения. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своём роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов.

«Князь Серебряный. Повесть времён Ивана Грозного» — исторический роман А. К. Толстого о временах опричнины [3]. Увидел свет в 1862 году на страницах «Русского вестника» (№ 8—10). Первое отдельное издание с «Предисловием» автора появилось в 1863 году. Один из самых читаемых исторических романов на русском языке, выдержавший десятки переизданий. Подводит черту под ранним периодом в развитии русского исторического романа.

В современных публикациях рассматривается как «первая в русской литературе попытка художественного исследования истоков, сущности, исторических и нравственных последствий абсолютной тирании».

Интерес А. К. Толстого к историческим песням о временах Ивана Грозного породил в нём желание написать роман о том времени, показать ужасы тирании и безмолвие народа. Осуществить этот замысел удалось после смерти Николая I, в либеральной обстановке тех лет, которые непосредственно предшествовали отмене крепостного права.

Историческим источником при работе над книгой Толстому послужил IX том «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

В предисловии к роману Толстой замечает:

«В отношении к ужасам того времени автор оставался постоянно ниже истории. Из уважения к искусству и к нравственному чувству читателя, он набросил тень и показал их по возможности в отдалении. При чтении источников книга не раз выпадала у автора из рук, и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования. Это тяжёлое чувство постоянно мешало необходимой в эпическом сочинении объективности и было отчасти причиной, что роман, начатый более десяти лет назад, окончен только в настоящем году» — А. К. Толстой. Князь Серебряный.

Чтобы погрузить читателя в описываемое время, Толстой осторожно архаизировал общеупотребительные слова и обороты («богачество» вместо «богатство», «печаловаться» вместо «печалиться» и т. д.).

Возможно, благодаря заступничеству в высших сферах, «Князь Серебряный» был опубликован без купюр. Ещё при жизни Толстого роман был переведён на пять европейских языков и трижды переиздавался в России.

Сравнение произведений

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" была написана в 1837 году М. Ю. Лермонтовым. "Князь Серебряный" был написан в 1861 году А. К. Толстым. Аналогии между главными героями этих произведений представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнение персонажей

“Песня про купца Калашникова…”

“Князь Серебряный”

Степан Парамонович Калашников: хороший хозяин, христианин. Ему нравится его ремесло, он умеет и любит работать. У него красивый большой дом, дети и красавица жена.

Никита Романович Серебряный:

князь, царский воевода, отважный, честный и прямолинейный молодой мужчина.

Алёна Дмитриевна: добрая христианка, красивая женщина, верная жена. Невольно оказалась причиной гибели своего супруга. Её полюбил и опозорил распущенный царский опричник, а муж защищал честь жены.

Елена Дмитриевна: возлюбленная князя Серебряного, супруга боярина Морозова. Очень честная девушка, она любит одного молодого человека, но все равно не позволяет себе изменить нелюбимому старому мужу, руководствуясь принципами чести и обещанием, данным мужу. В конечном счёте уходит в монастырь, дабы уйти от соблазнов и злых дел этого мира.

Кирибеевич: самодовольный, хитрый слуга царя. Он знает, как хорошо царь к нему относится, и пользуется этим в своих не самых честных и добрых целях. Он открыто пристаёт к Алёне Дмитриевне на улице, зная, что она чужая жена. На поединке с Калашниковым пытался вести нечестный бой, но “свершился божий суд”: купец убил его своим ударом.

Афанасий Иванович Вяземский: глава опричников, любимец царя. Знает, что ему можно больше других, и сватается к Елене Дмитриевне, хотя у неё есть жених князь Никита Романович. Далее он всеми способами, не брезгуя даже грязными, добивается этой девушки. Это подлый человек, в итоге плохо закончивший (его казнили по подозрению в государственной измене).

Царь Иван Грозный: строгий, суровый правитель, его больше боятся, чем уважают. Показан как человек справедливый, но не разбирающийся в людях.

Царь Иван Грозный: московский царь, деспотичный правитель. Он очень быстро меняет своё мнение: сегодня жалует, завтра казнит. Иногда бывает справедливым (для разбойников с Серебряным), а иногда и наоборот. Он осознаёт свои грехи и мучается кошмарами о загробной жизни, представляя себя в аду.

Сравнив и проанализировав данные, был получен вывод, что такая история с такими персонажами действительно произошла, ведь два разных автора, не сговариваясь, написали о практически одинаковых событиях с одними и теми же людьми. Более всего на эту мысль нас навела девушка - Алёна (Елена) Дмитриевна. Поразительная схожесть имён! Кроме того, обе истории описывают события, произошедшие в одно и то же время, при дворе одного и того же Ивана Грозного. Было принято решение искать прототипы этих персонажей, и с наибольшей вероятностью ими являются сыновья бояр Щепиных- Оболенских, ведущих род от Рюрика.

В 19-м колене в их семье случилось разделение: сыновья Иван и Семен обзавелись собственными приставками к родовой фамилии Оболенских. Наверное, надеялись основать собственные могучие родовые ветви.

По старшинству делились: Иван Дмитриевич стал писаться Золотым-Оболенским, а Семен, как младший, стал Серебряным-Оболенским. Обе ветви были короткими. О Золотых-Оболенских в народе и памяти не осталось, а князья Серебряные, благодаря литературе, все еще памятны.

Сравнение сюжета

В сюжетных линиях обоих произведений большую роль играет царь Иван Васильевич Грозный, правивший с 1547-го года по 1584-ый год. При его правлении был установлен особый государственный строй - опричнина. Опричники (люди, служившие при царской опричнине) отличались особой жестокостью и зачастую творили массовый террор, пользуясь своей безнаказанностью.

В “Песне про купца Калашникова…” также, как и в “Князе Серебряном”, главный опричник, царский любимчик, пристает к чужой возлюбленной (невесте или жене). Девушки обращаются с просьбой о защите к мужу, а тот погибает, защищая её. В конечном итоге всё приходит к Богу: в одном случае на казни Калашникова бьют колокола, а на могиле позже стоит крест, в другом - Елена Дмитриевна уходит в монастырь, там же с ней в крайний раз видится Серебряный.

Разница сюжетов заключается в том, что Алёна Дмитриевна любит мужа Калашникова, а Елена Дмитриевна замужем за боярином Морозовым, но любит Серебряного (тем не менее, она до последнего оставалась верна мужу, не хотела порочить его имя и нарушать данное ему обещание). Кроме того, в “Князе Серебряном” гораздо больше персонажей, аналогов которым не было в “Песне про купца Калашникова…”.

Одной из главных тем в обоих произведениях является тема чести. Причем затрагивается честь не одного человека, а семьи в целом (таблица 2).

Таблица 2. Сравнение главных героев

Название произведения

“Князь Серебряный”

“Песня про купца Калашникова…”

Главный герой и его происхождение

Главный герой - князь. Князь по происхождению выше опричников.

Главный герой - купец. Купец по происхождению ниже опричников и царских бояр. Ему гораздо сложнее ссориться с ними, нежели князю Серебряному.

Отношение автора к герою

Создатель Серебряного - Алексей Толстой. Он больше старался передать все формальности того времени, историю с точки зрения моментов прав, обязанностей и чинов, нежели историю с точки зрения морали и души. Конечно, в его романе главный герой защищает любимую, остаётся верным друзьям, соблюдает принципы чести и благородства. Но он князь, поэтому у него гораздо больше связей и возможностей, чтобы он мог позволить себе спорить с царем.

Создатель Калашникова - Михаил Лермонтов. Он делает акцент на душу человека, его характер, “внутренний стержень”. Лермонтов хочет показать людям, что каждый, независимо от своего происхождения, имеет право на жизнь, на любовь, и на это не должны влиять прихоти более могущественных людей. Мысль заключается в том, что простой купец Калашников осмелился пойти против самого царя и его любимчика, защищая свои интересы (честь семьи).

Анализ и сравнение облаков слов

Облако слов — это визуальное представление списка категорий. Обычно используется для описания тегов (метаданных) на веб-сайтах или для представления неформатированного текста. Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные слова, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Такое представление удобно для быстрого восприятия наиболее известных терминов и для распределения терминов по популярности относительно друг друга. Так были сформированы облака слов по рассматриваемым произведениям (рис. 1 и рис. 2).

Рисунок 1. Облако слов по произведению “Князь Серебряный”

Самыми распространенными словами в обоих случаях являются местоимения (“его, он, я, ты, меня, все, тебе, тебя”). Кроме них встречается много имен собственных (“Степан Парамонович, Кирибеевич, Басманов”).

В “Князе Серебряном” это такие слова как “царь, книги, конь, государь, мельник, боярин, руки, времена, дело, люди, бог, голос, сердце”. В “Песне про купца Калашникова…” - “удалой боец, ребята, слава, царь, грудь, бой, опричник, ночь, земля, крест, небо, православный, тучка, казна, заря, красавица”.

Рисунок 2. Облако слов по произведению “Песня про купца Калашникова…”

Конечно, в первую очередь, эти слова отражают сюжет. В “Князе Серебряном”, к примеру, Афанасий Вяземский обращался за помощью к мельнику, а в “Песне про купца Калашникова…” Калашникову, удалому бойцу, крест врезался в грудь до крови. Царь играл роль в сюжете и там, и там. Бог (православный) тоже присутствует в обоих произведениях [4].

Но, тем не менее, эти слова позволяют передать и основную мысль произведения: А. К. Толстой описывал тяжелые для Руси времена, когда Иван Грозный держал всех людей в страхе, а его опричники творили много бесчинств, а М. Ю. Лермонтов делал в своём произведении акцент на честь и славу, которые актуальны для всех времен.

Вывод

В настоящей статье проведен анализ двух литературных произведений, посвященных эпохе правления Ивана Грозного: “Князь Серебряный” А. К. Толстого и “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова. Через призму литературы обсуждаются исторические события, кульминация которых связана с периодом опричнины и ролью опричников в жизни страны. Выявлено, что, несмотря на значительную разницу в жанровом оформлении и времени написания произведений, оба автора независимо друг от друга обратились к схожим темам.

Новизна исследования заключается в сопоставлении особенностей сюжетов, персонажей и исторических событий, записанных в разных источниках, что позволяет предположить реальность описываемых историй. Такое литературное исследование подчеркивает важность обращения к историческим персонажам и событиям как источнику литературного вдохновения и как средству передачи вневременных идей.

Работа также отражает значимость литературы как хранителя исторической памяти: через череду веков авторы стремятся предостеречь современников от ошибок прошлого, используя богатство художественного слова. В связи с этим возрастает роль историко-культурного образования подрастающего поколения, их вовлеченности в изучение истории и литературы, с целью сохранения преемственности культурных традиций и осознания своей роли в истории. Таким образом, результаты работы вносят вклад в развитие целостного представления о литературно-исторических процессах и подчеркивают универсальность и актуальность данных произведений в контексте современной культуры.


Библиографическая ссылка

Леденева Е.П. СРАВНЕНИЕ РОМАНА “КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ” А. К. ТОЛСТОГО И “ПЕСНИ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА” М. Ю. ЛЕРМОНТОВА // Старт в науке. – 2025. – № 2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2460 (дата обращения: 10.03.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674