Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК РЕСУРСА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Сабирова Р.Р. 1
1 165802398700
математика
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "Об образовании в Российской Федерации"
2. Замостьянов, А. Василий Александрович Сухомлинский - задание на завтра: послесловие к юбилею великого педагога / А. Замостьянов // Народное образование. - 2003. - № 9. - С.180-183.
3. Труднее В.П. Считай, смекай, отгадывай. М.: Просвещение, 2000, с.31.
4. в нач. шк. / под ред. проф. А. В. Тихоненко. Ростов н/ Д: Феникс,2008,с.12.
5. Тихоненко А. В. Теоретические и методические основы изучения математики
6. http://slovari.yandex.ru/
7. http://nsportal.ru/

Игры - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

(В. А. Сухомлинский.) [2]

Игры на уроках математики в начальной школе - это современный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Её основа - игровая технология обучения— использование в процессе обучения разнообразных игр и игровых ситуаций. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается.

Основная цель игры на уроке – активизация познавательной деятельности учащихся по предмету «математика», развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность. Математическая игра помогает закреплять и расширять предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки.

Цели применения математических игр:

Развитие мышления; углубление теоретических знаний отработка математических навыков; самоопределение в мире увлечений и профессий; организация свободного времени; общение со сверстниками; воспитание сотрудничества и коллективизма; приобретение новых знаний, умений и навыков; формирование адекватной самооценки; развитие волевых качеств; контроль знаний; мотивация учебной деятельности.

Функции математических игр и использование передовых инновационных технологий в обучении.

1.Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Великолепно проявляет себя на данном этапе технология сотрудничества. Технология обучения в сотрудничестве способствует социализации, позволяет приобрести через учебный труд навыки совместной деятельности, развить коммуникативные умения.

2.Математическая игра требует от школьника знание предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре, а значит быть вне команды.

3.В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

4.Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, а значит и повышается интерес к предмету. На данном этапе вполне уместны Технологии дифференцированного обучения. Они предполагают создание специальных условий, при которых выявляются и развиваются задатки учащихся.

5.Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

6.Для подготовки к подобным занятиям детям нередко приходится выходить за рамки обязательных школьных знаний, привлекая и опираться на общее развитие и общественный опыт из жизни. В своей практике для подобной работы я опираюсь на Инновационные воспитательные технологии, то есть осуществляю посредством вовлечения учащихся в дополнительную (внеклассную и внеурочную) деятельность по всем предметам (метапредметность). [3]

Требования к игровым урокам

При разработке игр стараюсь учитывать особенности детей, так как работаю с детьми ОВЗ составляю правила игры, упроченной форме, чтобы учащиеся проявили желания поучаствовать в ней и дали результаты. Поэтому они разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей, проявляемых ими интересов в том или ином возрасте, их развития и имеющихся знаний.

По – моему мнению, математические игры разрабатывается с учетом знаний детей и пройденного материала. Они должны быть разнообразны, интересны и привлекательные. Многообразие видов математических игр в моих уроках помогают повысить эффективность урока математики, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.

По- моему опыту не только сильные учащиеся проявляют заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начинают проявлять свою активность в учении, но и повышается у учеников в жизненные деятельности.

Виды математических игр: игры-упражнения; игры-путешествия; сюжетная ролевая игра: игра-соревнование.

Игры-упражнениязанимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала, Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки.

Игра «Паровозик из Ромашкиново»: рассадив пассажиров в вагоны в соответствии с составом числа, учащиеся контролируют себя в знании состава числа. Нажимать на предполагаемого пассажира с помощью «мышки» компьютера. Если пассажир выбран правильно, то он отправляется в вагон, в противном случае пассажир исчезает.

В итоге данная игра дает следующего инновационного результата - Повышение интереса и мотивации. Обучающиеся не просто решают стандартные задачи, а погружаются в интересные и захватывающие ситуации, где им необходимо применять математические знания и навыки для достижения целей в игре.

Игры-путешествияслужат, в основном,целям углубления, осмысления и закрепленияучебного материала.

«Поезд»

Цель: закрепить порядковое значение числа.

Оборудование:картинки поезда, вагонов,карточкис числами от 10 до 20.

Содержание: на доске поезд, вагоны расставлены в беспорядке. Детям объявляют, что числа заблудились. Дети расставляют цифры,обозначающиечисла второго десятка

Сюжетно-ролевая играотличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.

«Бабочки»

Цель: закреплять приемы прибавления и вычитания.

Оборудование: рисунки бабочек и цветов.

Содержание: на доске цветы с числом, бабочки группой на другой части доски. Детям предлагаютотгадать на какой цветок сядет бабочка. Для этого они читают примеры на обратной стороне рисунков бабочек и считают его, затем сажают бабочек на цветы.

Игра-соревнование, существенной особенностью игры соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.

«Математический футбол»

Цель: формировать навыки сложения и вычитания впределах 20, 100, 1000 или умножения и деления.

Оборудование:картинки ворот, мячей с примерами.

Содержание: на доске ворота, дети разделились на 2 команды. Выбегают по очереди, берут мяч, с обратной стороны написан пример, если решил правильно – то забил гол. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей.[ 4 ]

Классификация математических игр по назначению.

Коллективные игрыв классе следует разделять по дидактическим целям урока:

1. обучающие;

2. контролирующие;

3. обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащийся, участвуя в ней, приобретает новые знания, умения и навыки.

Контролирующейбудет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игрытребуют интеграции знаний.

Также можно выделить развивающие и занимательные.

Воспитывающая игра имеет целью воспитать у учащихся отдельные качества личности, такие как: внимание, наблюдательность, смекалка, самостоятельность и др.

Занимательные игры отличаются от других видов тем, что для участия в ней никаких конкретных знаний не надо, нужна только смекалка. Основная цель такой игры - это привлечь к математике слабых учеников, не проявляющих интереса к предмету.

Развивающие игры в основном предназначены для сильных учеников, увлекающихся математикой. Они развивают нестандартность мышления при решении соответствующих заданий.

Все эти виды переплетаются между собой, и одна игра может быть одновременно и контролирующей, и обучающей, лишь в соотношении между целями можно говорить о принадлежности математической игры к тому или иному виду.

Требования к организации математических игр:

1. игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся;

2. игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры - достижимой, а оформление красочным и разнообразным;

3. обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;

4. присутствие элемента соревнования между командами или отдельными участниками;

5. роль активности учащихся во время проведения игры;

6. воспитательное, познавательное значение игры.

Игровые технологии можно применять на различных типах, а также на разных этапах урока.[5]
Исходя из своего опыта, можно сказать, что требования и инструкция к играм должны обяза­тельно выполняться. Это воспитывает у учащихся обязательность, ловкость, темп, они в играх начинают вести себя естественно, оживленно, радуются. Вот это важно для меня видеть у детей улыбки на лице.
Имея многолетней опыт работы в начальной школе могу сказать, что применяя игровые технологии на уроках математики получила следующие результаты:

Развитие логического мышления. Игры позволяют развивать у учеников логическое мышление, усиливать навыки проблемного мышления и развивать воображение. Дети стали внимательнее, интенсивнее решать задачи и примеры.

Применение полученных знаний на практике. Через игровую форму дети учатся применить полученные знания на практике, а также тренировать рефлексию и принятие решений в условиях, максимально приближенных к реальной жизни. (Элементарный счет при совершении покупок. Давала практическую игру «Магазин»)

Возможность индивидуальной работы. Каждый ученик может развиваться +в своём темпе и исходя из своих способностей.

Погружение в виртуальное пространство. Математические понятия и задачи представлены в наглядной и доступной форме. Виртуальная реальность позволяет менять сценарии, влиять на ход эксперимента или решать математическую задачу в игровой и доступной для понимания форме. Это помогает ученикам увидеть тесную связь курса с реальными жизненными ситуациями, что делает математику более понятной и применимой.Например, во время виртуального урока я применяю интерактивную доску, чтобы дети не только имели представление, но и сумели применять свои знания в работе. Это помогает кратко и рационально фиксировать учебную информацию, выделять в ней исходные, главные идеи и отражать их в электронном виде.[6]
В последнее время всем известно, что учащихся заинтересовать учебой очень тяжело, приходят дети с разными возможностями здоровья (ОВЗ), разными восприятиями, но не смотря на это мы, педагоги, должны найти подходы каждому ребенку и поэтому применения игровых технологий в начальной школе помогает доступно объяснить материал урока и дает хорошие результаты как:

Повышение познавательного интересак процессу обучения, умственной активности, снижение утомляемости. (сформировалась группа детей, которые регулярно участвуют в городских КВНах и КВИЗах ).

Формирование дружного коллектива, воспитание ответственности и взаимопомощи учащихся. (Сформирован классный коллектив регулярно участвующий во внутришкольных и районных мероприятиях).

Развитие самостоятельностиучащихся в проявлении себя, умение искать согласие и вырабатывать общее мнение о том, что и как надо делать.Дети способны сами организовывать различные мероприятия, вечеринки, творческие занятия.

Более глубокое усвоение пройденного материала. Применение игровых технологий даёт возможность сделать обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить и повторить полученные знания в системе, в новых связях. ( Участвуют на олимпиадах «Winkid», «УМКА» и занимают призовые места, качество по предмету составляет 71,1 %).

Развитие важных навыкову детей, таких как логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, мелкая моторика и координация движений. ( Доказательством этого явилось участие учащихся в интеллектуальной игре «Капля» на Республиканском телевидении).

Персонализация обученияи адаптация его под индивидуальные потребности каждого ребёнка. (Каждый ребенок пишут и защищают проектные работы, выступают на конференциях).[7]

Считаю свою инновационную работу с применением игровых технологий успешной, добиваюсь определенных результатов, тем более в таких обстоятельствах, когда дети практически забиты гаджетами и виртуальными играми.

Планирую в дальнейшем работать над расширением арсенала игр на разные темы, термины, приемы, считаю свою работу интересной и нужной.


Библиографическая ссылка

Сабирова Р.Р. ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК РЕСУРСА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Старт в науке. 2025. № 1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2446 (дата обращения: 13.03.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674