Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВЗЛЁТЫ И ПАДЕНИЯ НАПОЛЕОНА I БОНАПАРТА

Заостровский Е.А. 1
1 ГБОУ СОШ № 517
наполеон
россия
италия
армия
итальянская кампания
итальянский поход
личность наполеона
гражданский кодекс
1. Беллок Х. Наполеон. Эпизоды жизни. Москва: Захаров, 2005. 350 стр.[1]
2. Курамишин М. Чёрный день Наполеона//Русская История. 2023 - № 9. 36-38. [2]
3. Манфред А. З. Наполеон Бонапарт. Биография. Сухум: Алашара, 1989. 775 стр. [3]
4. Ревуненков В.Г. Взлёт и падение Наполеона. Санкт-Петербург: Издательский СПбГУ, 2001. 165 стр.[4]
5. Тарле Е. В. Наполеон. Москва: Пресса, 1941. 384 стр. [5]
6. Наполеон Бонапарт. https://napoleona.ru/ [6]
7. Государственный Эрмитаж. https://collections.hermitagemuseum.org/entity/OBJECT/37642?avtor=2323&index=0 [7]
8. Мусагет. https://musaget.ru/bonapart-na-perevale-sen-bernar-kak-zhivopisets-pristrunil-napoleona/ [8]
9. Radiovan. https://www.radiovan.fm/station/article/21337 [9]
10. Pooky. https://www.pooky.com/blogs/inspiration/amazing-interiors-apsley-house-london [10]

Введение

Проблема – Личность Наполеона одна из самых противоречивых в мировой Истории. Каждый из историков и обычных обывателей представляет его по-разному, в зависимости от своих убеждений и опыта. Как у любой крупной личности у него были свои взлёты и падения. И чтобы в них разобрать я и создаю свою статью.

Актуальность – Какие только характеристики и эпитеты не давали различные люди Наполеону, от превозносящих до резко негативных, но личность он, несомненно, замечательная, крупная, трагическая и неоднозначная. Его жизнь была полна удивительных взлётов и сокрушительных падений, которым и посвящена моя работа.

Цель – Написать исследовательскую работу по теме «Взлёты и падения Наполеона I Бонапарта» и разобраться в этой теме.

Задачи проекта:

1. Найти литературу и источники о Наполеоне I

2. Отобрать источники и проанализировать их

3. Рассмотреть личность Наполеона с разных сторон. Например, как: военного, политика и рассмотреть его таланты, сильные и слабые стороны

4. Показать значимость личности Наполеона I в истории

Предмет исследования – личность Наполеона I Бонопарта

Методы исследования: анализ, синтез и сравнение.

Самыми важными методами были анализ и синтез. Благодаря анализу можно разбить информацию об изучаемом объекте и изучить каждый факт поодиночке, а благодаря синтезу всю собранную информацию объединить всё в единое целое. Сравнением я пользовался при анализе источников информации. Сравнивая мнение разных историков. Данные методы являются ключевыми в исследовательской работе на историческую тему. Данными методами пользовались Манфред А. З. [3], Ревунинков В. Г. [4], Тарле Е. В.[5].

Таланты, его положительные и отрицательные стороны

Начиная с детства Наполеон, был очень угрюмый, резкий и вспыльчивый мальчик, который мог из-за любой вещи, которая ему не понравилась, выйти из себя. Но в тоже время именно в детстве Наполеон полюбил читать и учиться. В военной школе, куда его отдал отец, с ним никто не хотел дружить из-за небогатых родителей и корсиканского акцента. В это время он все силы отдавал чтению и учёбе, он занимался днями напролёт. Читал он совершенно различную литературу, начиная от древнегреческих мифов до произведений французских просветителей Руссо и Монтескьё. “Ревуненков В.Г.”[5]. Эти знания, а также такие качества характера, как потрясающее трудолюбие, целеустремлённость и др. предопределят его дальнейшую судьбу.

В 1789 г. Наполеон уже молодой офицер. Начавшаяся революция позволила ему подняться по карьерной лестнице. За ним слава победы над роялистами под Тулоном (1793), подавление роялистского восстания в Париже 13 вандемьера (1795). А впереди было много-много выдающихся побед, где в полной мере проявился военный гений Наполеона, его умение принимать быстрые стратегические и тактические военные решения, вести в бой свои войска: это и Маренго (1800), и Аустерлиц (1805), и Фридланд (1807) и многие-многие другие. Не каждый военный гений может быть так же хорош в государственных делах, политике и дипломатии, как в армии, но Наполеон обладал талантами и в этих областях.

Наполеон как военный

Наполеон по образованию был артиллерист. Он уделял особое внимание артиллерии в своей армии, именно способность руководить артиллерией помогла ему победить во многих сражениях (Под Тулоном, при подавлении роялистского восстания 13 вандемьера, под Аустерлицем и Фридландом и т.д.)

Его военный талант был виден всем. Он разработал совсем новую на тот момент тактику ведения войны. В эту тактику входили: скорость, внезапность, манёвренность. Для реализации этой тактики, он разделил армию на корпуса, в которые отдельно входили пехота, кавалерия и артиллерия. Корпуса не полагались на обозы с продовольствием, опираясь на “подножный корм”, что позволяло армии преодолевать огромные расстояния за кратчайшие сроки и придавало ей дополнительную манёвренность. Это тактика и позволила Наполеону в начале III антифранцузской коалиции в минимальные сроки перебросить войска с запада Франции на восток, не дать армии генерала Мака соединиться с Кутузовым и разгромить их поодиночке: Мака – в сражении под Ульмом, а Кутузова с остатками австрийской армии – под Аустерлицем.

Основные его кампании: Первая Итальянская кампания (1796—1797),

Египетский поход Бонапарта (1798—1799), Вторая Итальянская кампания (1800), Первая Австрийская кампания (1805), Прусская кампания (1806), Польская кампания (1806—1807), Испано-Португальская кампания (1807—1814), Вторая Австрийская кампания (1809), Русская кампания (1812), Саксонская кампания (1813), Битва за Францию (1814), Бельгийская кампания (1815). “Наполеон Бонапарт” [6]

Первая же кампания Наполеона в Италии сделала из него легенду. В Италии ему противостояли 8 военачальников (австрийцы: Больё, Вурмзер, Мерси-Аржанто, Альвинци, Вукасович, Квозданович, эрцгерцог Карл и итальянец Микеланджело Колли) и каждого он разгромил, зачастую при численном превосходстве противника. Когда он только прибыл в армию, она была полностью деморализована: солдаты голодали, а офицеры воровали. Ни о какой организации и речи быть не могло. В кратчайшие сроки Наполеону удалось навести порядок в армии, применив при этом самые суровые методы. Его речи подымали боевой дух солдат. Одна из самых знаменитых его фраз: “Солдаты, вы не одеты, вы плохо накормлены… Я хочу вас повести в самые плодородные страны на свете”. ”На это обращает внимание Е. В. Тарле” [5 с. 33]

В самом начале кампании Наполеон в свойственной ему манере разделил Сардинскую и Австрийскую армию и перебил их поодиночке. Сардинскую армию приМондови, а Австрийскую – под Лоди. Сардинское королевство сдаётся. Он берёт город Милан, где его встречают как героя и освободителя от австрийского гнёта. После чего он дальше продолжает наступать на восток и начинает осаду крепости Мантуи. Но австрийцы начинают контрнаступление. Квозданович и Вурмзер хотят объединиться и разгромить Наполеона, но у них это не получается. Сначала Наполеон разбивает Квоздановича, а потом в битве при Кастильоне и Вурмзера. Наполеон начинает наступление и громит австрийцев в битве при Бассано. А Вурмзер с остатками армии прячется в крепости Мантуи.

Австрийцы, делают третью отчаянную попытку разбить Наполеона и спасти Вурмзера, и им это почти удаётся из-за того, что армия Наполеона крайне измотана, а директория не помогает. Но в битве при Арколе Наполеон вынуждает австрийцев снова отступить.

Последняя попытка австрийцев тоже оканчивается неудачей, Наполеон с малочисленной армией разбивает Альвинци в битве при Риволи. Мантуя капитулирует. Наполеон совершает поход на папскую область, которая поддерживала австрийцев, и уничтожает армию Папы римского, вынудив его подписать мир на невыгодных для него условиях.

Заключительным этапом Итальянской кампании является наступление Наполеона на Вену. Он громит эрцгерцога Карла и вторгается в Австрию. Наполеон запрашивает перемирие у измотанного эрцгерцога Карла и тот соглашается. Перемирие заключено в городе Леобене. Эти переговоры становятся основой для Кампо-Формийского мира, заключённого между Австрией и Францией.

Полагаем, что не погрешим против истины, если скажем, что война в определенном смысле была главной формой его существования, его сутью, будь то война на поле боя или борьба с режимом Директории, который он свергнет в ходе переворота 18 брюмера. От своих первых сражений и до Ватерлоо Наполеон был готов драться всегда и везде, не раз действовал и побеждал в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях. И даже, потерпев сокрушительное поражение, например, в России в 1812 г. или в Битве народов годом позже, он снова и снова мчался в Париж набирать новую армию. Любил молодых генералов, а не старых пресыщенных победами и наградами маршалов. Знал в лицо всех солдат и офицеров своей великой гвардии, о которой он вспомнит в последние минуты своей жизни. «Франция… Армия… Авангард» - три последних слова, произнесенные им перед смертью. “На это обращает внимание Тарле Е. В. ” [5 с. 383]

Наполеон как политик

Политическая карьера Наполеона началась во время революции, ещё до Тулона. Поначалу он ратовал за независимость своей родной Корсики, а после стал сторонником якобинцев и выступал уже против её независимости, так как считал это не выгодным для своего родного острова. Он писал политические памфлеты, в которых осуждал монархию, рассуждал о частной собственности, о принципе разделения властей и т. д. Хотя Наполеону и пришлось после переворота 9 термидора отказаться от идей якобинцев, но до конца своих дней он уважал их и хорошо относился к Робеспьеру, подмечая, что Робеспьер пытался централизовать и усилить власть, а это Наполеон считал верным и правильным. “На это обращает внимание Ревуненков В. Г.” [4 стр. 25-26]

Его аппетит к власти, проснулся уже после первого Итальянского похода, когда его встречали на улицах Парижа как героя и его популярность была выше, чем у тогдашнего правительства Директории. После Египетского похода, в ходе которого Наполеон соревновался с самим Александром Македонским, он свергает правительство Директории и приступает к спасению Франции от ее внешних и внутренних врагов. После переворота 18 Брюмера, Наполеон стал первым консулом, сосредоточив всю полноту власти в своих руках. Затем в 1804 году он провозгласил себя императором французов (в отличие от «Бурбонов – королей дворян»).

За период консульства и империи он преобразовал Францию до неузнаваемости. Он сохранил и укрепил завоевания революции в социально-экономической области. “На это обращает внимание Ревуненков” В. Г. [4 с. 8]

Создал Центральный банк, провёл денежную реформу (появление франка), занимался улучшением городской инфраструктуры. Развивал науку и образование. Поддерживал развитие французской промышленности. По большому счету способствовал формированию буржуазного общества во Франции. Создал свой знаменитый Гражданский кодекс. Распространял идеи Французской революции, на тех территориях, которые были захвачены им. Поэтому он и является продолжателем дела революции, а не душителем её. Он подорвал прогнившую феодальную систему в Европе. После него Европа стала развиваться по капиталистическому пути. И это одна из самых важных его заслуг.

Один из важнейших его талантов – это умение находить и привлекать талантливых людей. Его армию возглавляли выдающиеся маршалы (Мюрат, Ланн, Ней, Массена и т.д.), его министры, например, тот же Талейран и Фош, были большими профессионалами. Безусловно, он узурпировал власть и считал себя ее единственным гарантом, подавлял оппозицию, закрывал оппозиционные газеты, но при этом использовал свою власть для проведения широкомасштабных реформ, которые в определенном смысле способствовали примирению и качественному обновлению французского общества. Католицизм был объявлен религией большинства французов, был издан декрет о всеобщей амнистии эмигрантов, создан Орден Почетного легиона, который является высшей наградой Французского государства и поныне.

Женщины в судьбе Наполеона

Женщины в судьбе Наполеона – это отдельная тема.

Отчасти согласимся с мнением Евгения Тарле, который пишет, что ни одна из женщин, которые были рядом с ним, не имели «сколько-нибудь заметного влияния на него… на его неукротимую, деспотическую, раздражительную и подозрительную натуру». “На это обращает внимание Тарле Е. В. ” [5 с. 29]

С другой стороны, Наполеон и Жозефина – одна из самых известных пар в мировой истории. История их любви – яркая и страстная история отношений двух больших и неоднозначных личностей (а именно это и делает историю столь увлекательной и интересной).

Молодой генерал и вдова с двумя детьми, имеющая связи в обществе, они познакомились в 1795 г. И несмотря на разницу в возрасте (Жозефина была на 6 лет старше) и все прочие обстоятельства, у них было много общего: оба родились на маленьких островах (Наполеон— наКорсике, Жозефина— на Мартинике), оба после приезда воФранциюбыли и чувствовали себя чужаками в светском обществе (оба станут впоследствии законодателями стиля этого общества); и тот и другой познали бедность, а во время революции – провели некоторое время в тюрьме. В их темпераментах тоже было немало общего: они были мечтателями и одновременно яркими, страстными, необузданными, увлекающимися натурами.

Он женится на ней по любви, усыновит и будет опекать ее детей, писать ей потрясающие письма, а потом бросит ее, только ради будущего наследника, которого Жозефина не могла ему дать. И женится на Марии Луизе, променяв «добрую Жозефину» на очередную австриячку, «приносящую несчастья».

Так или иначе, невозможно представить себе великого человека без великой любви, каковой и была любовь Наполеона и Жозефины.

Личность Наполеона в искусстве

Самые известные произведения, посвященные личности Наполеона, это:

· Картина “Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту” Антуана-Жана Гро (Рис. 1) “Государственный Эрмитаж” [7]

· Картина “Бонапарт на перевале Сен-Бернар” Жака Луи Давида (Рис. 2) “Мусагет” [8]

· Скульптура “Наполеон в роли Марса Миротворца” Антонио Кановы (Рис. 3) “Radiovan” [9]

· Картина “Наполеон на императорском троне” Жана Огюста Доминика Энгра (Рис. 4) “poky” [10]

На картине ученика Жака Луи Давида, Антуан Гро Наполеон изображен во время своего великого первого итальянского похода, а если конкретнее во время битвы у итальянского города Арколе на мосту через реку Альпоне в северной Италии. Художник хотел показать героизм, смелость и храбрость Наполеона. На картине Наполеон под австрийскими пулями и со знаменем в руках ведет свою армию в атаку. Он молод, дерзок и отважен.

На второй картине, которую написал один из самых знаменитых художников наполеоновского времени Жак Луи Давид, Наполеон изображен, как второй Ганнибал, который укрощает буйного жеребца на крутом альпийском обрыве и переводит свою армию через Южные Альпы. Сам конь олицетворяет Францию, которую Наполеон усмирил. Сама картина посвящена переходу Наполеоновских войск через Альпы, это произошло во время второго итальянского похода, где он освободил Италию от австрийцев второй раз.

Третье, это скульптура, великого итальянского скульптора Антонио Кановы, на которой Наполеон предстаёт в образе древнеримского бога войны Марса. Скульптура показывает величие и важность Наполеона и его личности в целом.

На картине Энгра Наполеон изображён в образе древнеримского императора. Он сидит на троне в роскошных позолоченных одеждах. В правой руке он держит скипетр Карла Великого, а в левой — руку правосудия. На голове у него — золотой лавровый венок, похожий на тот, который носил Гай Юлий Цезарь. Наполеон – великий поработитель и властитель Европы.

Безусловно, Наполеон изображался у писателей, художников или скульпторов по-разному и как страшный агрессивный диктатор, и как древнеримский и древнегреческий герой и бог. И в нём было и то и другое. В этом и заключается неоднозначность таких крупных личностей как Наполеон. Каждый может представить его для себя сам и решить, кем является для него Наполеон.

Вывод

У Наполеона были свои большие взлёты, например, как из простого офицера он стал сначала командующим армией, затем первым консулом, потом уже императором. Но в тоже время у него были и свои падения, например, авантюра с Испанией, поражение в России или проигрыш под Лейпцигом и Ватерлоо, но меж этих падений были свои маленькие взлеты (которые, по сути, не изменили весь трагизм положения Наполеона, но показали его как человека, который не сдается никогда). Но в тоже время падение (подойдя с другой стороны) можно представить, как взлёт. Например, в России в сражении при Малоярославце, с точки зрения тактики Наполеон проявил себя гениально, а в стратегическом плане ужасно “ Курамишин М. обращает на это внимание ”[2]. Даже когда Наполеон падал в бездну, союзные войска уже шли на Париж, он проявил невообразимую стойкость. Тактика, которую он применял для обороны Франции, была гениальной (про тактику уже рассказывал в главе “Наполеон как военный”) и она вошла в книги по военной истории.

Во внутренней политике тоже всё неоднозначно. Принятие Наполеоном императорского титула – это тоже своего рода и взлёт, и падение. Или же отдельные статьи Гражданского кодекса, которые были очень патриархальные (например, статья, где всю власть над женой брал муж), тоже своего рода и взлёт, и падение.

Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что Наполеон и вся Наполеоновская эпоха противоречива и её нельзя понять однозначно. Он как любой человек совершал ошибки (например, женился на Австриячке Марии Луизе или ввязался в авантюру с Испанией), а иногда и страшные поступки (расстрел пленных в Яффе или борьба с оппозицией внутри страны), но в то же время он сделал массу полезных и нужных вещей, о которых не забудут никогда (например, создание Гражданского кодекса или даже популяризация египтологии в мире, или уничтожение феодального строя в Европе). И опять, как я это много раз замечал, в науке История, правда находится где-то посередине. Любая историческая личность, любая эпоха соткана из противоречий. И однозначно дать Наполеону характеристику “+“ или “ - “ нельзя. Но размышлять о Наполеоне и его времени можно бесконечно.


Библиографическая ссылка

Заостровский Е.А. ВЗЛЁТЫ И ПАДЕНИЯ НАПОЛЕОНА I БОНАПАРТА // Старт в науке. – 2024. – № 3-1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2407 (дата обращения: 05.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674