Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОРНАМЕНТАЦИЯ БЕРЕСТЫ У НАРОДОВ ХАНТЫ

Титова Д.А. 1
1 БУ «Колледж-интернат Центр искусств для одаренных детей Севера»
береста
орнамент
ханты
техники нанесения узора
1. Сподина В.И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты) – Мегион, 1995. – 176 с

Введение

Штампы на бересте – это нанесение изображений, узоров или текста на тонкую древесину, с помощью ручных инструментов. Они являются частью традиционного ремесла искусства у народов ханты и манси и обладают важным культурным и историческим значением. Штампы могут иметь различные формы и узоры, отражающие традиционные символы, мотивы и предметы из жизни этнических групп. Также это способ передачи знаний, историй и обычаев от поколения к поколению. Штампы играют важную роль в сохранении культурной истории этих народов, помогая сохранить и передать свои традиции и ценности.

Цель: познакомиться с традиционными хантыйскими техниками обработки и нанесения орнаментов на бересту.

Задачи:

- изучить технологии заготовки бересты;

- изучить традиционные хантыйские орнаменты для бересты;

- изучить традиционные хантыйские техники нанесения орнаментов на бересту.

Методы исследования: анализ литературных источников, обобщение.

Заготовка бересты

Среди материалов, используемых в декоративно-прикладном творчестве обских угров, особое место занимает береста. Она является самым распространенным материалом в быту у хантов и манси. Берёза, из которой она изготавливается, в представлении хантов – это священное дерево. О берёзе поётся во многих песнях – молитвах. По традиционным представлениям хантов, как и некоторых других народов, белый цвет символизирует благополучие, здоровье и изобилие. В связи с этим береста являлась сакральным материалом.

Полотнищами, сшитыми из кусков бересты, крыли чумы, нарты для припасов, из них шили, также крыли коробки для швейных принадлежностей, ведра для воды. Из неё же делали детские колыбели и другие вещи. Для утвари бересту заготавливали женщины, а для покрытия жилища – мужчины. Её снимали трижды в году:

1. весной по насту;

2. в пору цветения шиповника;

3. осенью, когда опадает лист.

Технология заготовления бересты представлена на Рисунке 1.

Рисунок 1. Технология заготовления бересты

Прежде чем из бересты что-либо делать, её необходимо проварить. Для этого отдельные куски бересты сворачивают в трубки, ставят вертикально в котел, заливают поверх водой, плотно укрывают мхом и варят в течение 10-12 часов. Иногда бересту так же проваривают в рыбьем жиру, и тогда она становится особенно прочной – не пропускает влагу и не становится хрупкой на морозе. Бересту в изделиях сшивают сухожильными нитками из жил оленя, лося, а иногда и волосяными нитками из конских волос [1].

Орнамент

Ханты использовали разнообразные орнаменты и узоры на штампах из бересты, отражая свою уникальную культуру и традиции. На Рисунке 2 представлены некоторые из характерных орнаментов, которые использовались на штампах. Всего применяется 9 способов орнаментации бересты. Темами для выдавливания фигур служили различные предметы, чаще всего и главным образом изображались следы различных животных и птиц.

Вырезка экрана

Рисунок 2. Традиционные хантыйские орнаменты на бересте [1]

Процесс создания узоров на бересте

Хантыйские изделия из бересты отличаются особенно красивыми, разнообразными орнаментами. Узоры на бересту можно наносить выскабливанием, накладной аппликацией по цветному или закопченному фону, при помощи ажурной резьбы, под которую подкладывают яркие ткани, а также путем тиснения и штамповки.

Выдавливании узоров зубами на бересте. Для этого бересту складывали пополам и прикусывали ее то резцами, то коренными зубами, все время поворачивая во рту сложенный кусочек бересты. Вероятно, применявшаяся ранее в качестве украшения сосудов, такая техника с течением времени превратилась в своеобразную игру, забаву [1].

Выскабливание. При выскабливании сначала узор наносят тупой стороной ножа, затем бересту слегка смачивают и острой стороной ножа удаляют коричневую пленку внутренней стороны бересты, из-под которой выступает белый слой. Рисунок, выполненный скоблением, обычно располагается по всему периметру сосуда и на его крышке (Рисунок 2, крышка сосуда).

Аппликация. Представляет собой вырезанные из бересты узоры, наложенные на закопченный фон. Такие ленты двойной бересты потом крепятся на сосуде. Узоры аппликаций строго геометрические, лаконичные и исключительно красивы по ритму композиции. Нередко аппликация располагается двумя фризами вокруг сосуда. Этот способ украшения сосудов из бересты более трудоемок, чем первый, и употребляется довольно редко (Рисунок 2, периметр сосуда).

Рисунок 2. Выскабливание и аппликация по бересте

Тиснение. Его выполняют тупой стороной ножа, и чаще всего узор имеет сетчатый характер. Штампы для украшения сосудов изготавливали из оленьего или лосиного рога, на поперечном срезе которого вырезали узор. Орнамент, выполненный с помощью штампа, имеет геометрический характер и часто напоминает след какого-либо зверя. В настоящее время используются современные металлические штампы (Рисунок 4).

Рисунок 4. Современные штампы

Заключение

Ручные штампы, вырезанные на бересте, отображают богатство традиционной символики и орнаментов, которые отражают глубокие мировоззренческие представления этнических групп. Процесс изготовления штампов требует мастерства, терпения и внимания к деталям, и отличается высокой степенью ручной работы. Штампы на бересте имеют не только практическое применение в создании уникальных узоров на различных поверхностях, но и имеют глубокий культурный и исторический контекст, отражая традиции, обычаи и мифологию хантов и манси. Их создание становится важным элементом сохранения этнического наследия и культурного богатства этих народов.


Библиографическая ссылка

Титова Д.А. ОРНАМЕНТАЦИЯ БЕРЕСТЫ У НАРОДОВ ХАНТЫ // Старт в науке. – 2024. – № 3-2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2405 (дата обращения: 05.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674