Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПОЯСА С БРАНЫМИ УЗОРАМИ

Кучмистая Е.И. 1
1 МКОУ «Началовская средняя образовательная школа»
браное ткачество
традиционный пояс
технологии ткачества
1. Копилка знаний «Дела ткаческие» / Группа социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/club99290990 (Дата обращения: 11.03.2024).
2. Текстиль. Творчество. Традиции / Группа социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/club154200625 (Дата обращения: 11.03.2024).
3. Ткачество / Группа социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/public906888. (Дата обращения: 12.03.2024).
4. Тетюцкая Л.В. Ткачество поясов на ниту (сволочке). Методическое пособие. – Новосибирск, 2004.
5. Осипова Е. Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы. – Н.Новгород, 1996.
6. Савенкова М.М. Ручное художественное ткачество: учебно- методическое пособие. – М., 1999.

Введение

Три года я занимаюсь ткачеством в школьной студии. За это время освоила ткачество на лентоткацком станке. С его помощью я могу соткать пояс в заправочной технике. Но кроме заправочных поясов существуют и браные пояса. Это пояса с красивыми узорами по полотну. Меня заинтересовала эта тема и я решила подробнее изучить ее. Наш преподаватель рассказала, что раньше в каждом доме стоял ткацкий станок и женщины ткали ткань для платьев, сарафанов и рубах. Она и познакомила с поясами, выполненными в браной технике, показала пояса, которые ткала сама. Именно тогда у меня возникло желание изучить историю и технологию изготовления браного пояса и изготовить такой пояс с узорами самой.

Цель исследования: освоить технику изготовления браного пояса.

Задачи:

- изучить литературные и интернет источники по теме исследования;

- изучить технологию изготовления браного пояса;

- изготовить образец браного пояса.

Объект исследования: браный пояс.

Предмет исследования: технология изготовления браного пояса.

Методы исследования: опрос, анализ и практическое моделирование.

Прежде чем приступить к работе, я провела опрос среди одноклассников: Знают ли они, что такое браное ткачество? Только одна девочка ответила утвердительно, так как посещает вместе со мной занятия по ткачеству в школьной студии. У остальных 20 ребят (95%) был отрицательный ответ.

Историческая справка

Пояса являются основными изделиями ручного ткачества. Пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма и на протяжении столетий играл важную смысловую роль: охранял уязвимую часть человеческого тела – живот от вражеского меча, злых духов и сглаза. Поэтому отношение к нему было особое: очень трепетное и серьезное.

Пояс бытует с очень отдаленных времен, о чем есть убедительные археологические и письменные свидетельства. В V веке до н. э. Геродот записал в Причерноморье скифскую генеалогическую легенду: Геракл оставил сыновьям в наследство пояс и лук. Только один сын – Скиф – сумел натянуть этот лук, и наследство досталось ему – родоначальнику скифских царей. Образцы скифских поясов встречены археологами в погребениях и зафиксированы в памятниках изобразительного искусства. На всех скифских каменных статуях-памятниках умершим непременно изображен пояс с луком, булавой и кинжалом. В славянских курганах X-XIII веков находят узкие кожаные пояса с медной пряжкой.

Русский народный костюм начинается поясом – им и завершается. Рождался ребенок – надевали на него поясок – тонкий, нательный, который полагалось носить всю жизнь. Поясок надевали под русский сарафан, под косоворотку, не расставались с ним даже в бане. Большинство людей поясок берегли: второго такого не будет. Потому использовали его в особые моменты: при болезни, важном, опасном деле, уходя на войну. Знали: охранит он владельца от всех бед.

Для некоторых видов женской одежды (например, сарафана) практической надобности в поясе не было. Но в таком случае его надевали под сарафан на рубаху, и даже на голое тело. Объясняется это тем, что пояс в народных верованиях – символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же, как и нитка, пряжа, волокно, веревка). Пояс, как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употреблялся в качестве оберега, магического объекта, способствующего благополучию и удаче того, кто его носит. «Без пояса ходить грех» – говорилось в народе. По русским поверьям, ходить без пояса было также «грешно», как и без креста. В русском фольклоре без креста, без пояса появляются отрицательные герои. Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, нечистой силе.

Считалось, что подпоясанного человека и бес боится, его не тронет ни домовой, ни леший. В быту русских крестьян пояс и в XIX веке признавался оберегом, с чем связано и опоясывание новорожденного во время крещения. Пояса использовались во всех обрядах жизненного цикла. Особую значимость имели пояса в свадебном обряде. По древней традиции, они должны были быть красными. Считалось, что красный цвет символизировал особое состояние, в котором находились во время свадьбы жених и невеста, он охранял от злых сил, дурного глаза. Поэтому на их одеждах непременно были повязаны красные пояса. Поясами также украшали расписные дуги свадебной повозки. Иногда жениха и невесту связывали одним поясом. Со временем в обрядах стали использовать не красные, а узорные пояса. Это, по-видимому, было связано и с развитием способов их изготовления, и с утратой древней традиции. [1]

У наших предков существовал обычай: взяв в плен врага, в первую очередь, снять с него пояс, а уж потом – оружие, что означало – обесчестить его, превратить из вольного человека в раба. Обычай этот сохранился до сих пор в армии, когда нарушившего устав военнослужащего отправляют на гауптвахту, сняв с него ремень, тем самым подчеркивая его несвободу. Из глубины веков дошло до нас и выражение: «он совсем распоясался» – что означает: ведет себя недостойно. Существовало поверье, что в человека, снявшего пояс, может вселиться злой дух, поэтому православный люд не ходил распоясанным даже дома.

Пояс обеспечивал связь между миром живых и миром мертвых. Его вывешивали за окно, полагая, что по нему приходят в дом души предков. Пояс обязательно клали в гроб, не подпоясанным человека на тот свет не отправляли. А иногда надевали даже несколько поясов на все случаи его загробной жизни.

Пояс употреблялся в заговорах от болезней. Больной лихорадкой шел в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье». После чего перевязывал осину своим поясом. Люди верили, что можно навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия.

Пояс издревле являлся хранителем «калиты» (кошелька): на поясе и за поясом носили оружие. Также к поясу прикреплялось кресало, нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок и сундуков и лакомство для детей, поэтому со временем такой карман был назван «лакомка». Наконец, поясом подпоясывались просто для удержания тепла.

Пояса в нашем крае, как и на Руси, были местного производства и привозные (иранские, персидские). Самыми распространенными были пояса из льняной и шерстяной пряжи. Нить шерстяную и льняную пряла каждая женщина, девочка: из них и изготовлялись пояса. Довольно рано стали изготовлять пояса для продажи. На Европейском Севере центром кушачьего промысла стал город Красноборск, где в год производилось до 6000 штук различных поясов. Ткали пояса на продажу и в монастырях. [2]

В орнаментации поясов использовались знаки и символы, дошедшие до наших дней с дохристианского времени: ромбы и его вариации, связанные с плодородием, женские фигурки с полусогнутыми и опущенными вниз руками, олицетворяющими славянскую богиню Мокошь, покровительницу женских работ и рукоделий, простые и сложные свастики – солнечные знаки. Значение древних символов к началу XX века было практически забыто, но в силу старой традиции мастерицы по-прежнему наносили на пояса привычные многоцветные узоры. Такие пояса были не только обязательной деталью одежды, но и, безусловно, ее украшением. [3]

Раньше пояса умела ткать каждая женщина. Перед свадьбой невеста одаривала ими всю родню, свою и женихову. Поэтому девушка начинала готовить себе приданое уже с 11-12 лет. А учились ткать пояса девочки еще раньше, уже в 6-7 лет. Чтобы выткать пояс в 150 ниток шириною, надо было научиться считать до ста пятидесяти. Кроме того, нужно было научиться выполнять арифметические действия, а чтобы узор получился правильным, требовалось усвоить законы симметрии. Вот и училась девочка не за школьной партой, а за ткацким станком. И, конечно же, каждая девушка стремилась выткать самый красивый пояс, какого еще не было у подруг. [4]

Браное ткачество является разновидностью узорного ткачества. Термин «браный» происходит от «выбирать», «брать». Старинные названия ткани – бранина, брань. Ткани, выполненные в «браной» технике, имеют двухуточную структуру: фоновый и узорный уток. Нити, как правило, контрастные, например, белый фон, красный узор. Но встречается и обрядовые ткани, где фон и уток одного цвета, например, белы («белье»). Внешне браное ткачество очень похоже на счетную вышивку. Отличить иногда бывает сложно.

Браные пояса ткали на ткацком станке простым способом 1 к 2 или же «выбирая» узор (отсюда и название). Изготовлять их могли и на более компактной замене ткацкого стана – сволочке или берде. Такие пояса в большинстве случаев ткали дома, они получили большую популярность у семейских староверов и староверов Восточной Сибири. Пояс могли оставить как есть, с конечными нитками, однако есть и образцы поясных «украс» – это кисти из толстых шерстяных ниток, либо же валяные кисти, бисерные кисти, узелки из металлических нитей, иногда даже целые золотошвейные наконечники! [5]

Мода во многом бывает сурова, и в начале XX века в мужскую моду вновь входят ремни, а также круглые пояса, которые представляли собой косичку из ниток разной благородности (круглый пояс). В женском гардеробе появляются и пояса-шитики, выполненные из ткани, украшенной машинной строчкой, и застегивающиеся на пуговицы, подобно ремню.

Технология ручного ткачества на лентоткацком станке

Для ткачества поясов, ленты и тесьмы можно использовать различные приспособления: дощечки, бердо и т.д. Однако, при выборе любого из этих приспособлений, приходится думать над тем, где натянуть нити для пояса, как их удобнее разместить, чтобы уменьшить напряжение мышц спины ткача, как обеспечить нормальное натяжение нитей, возможно, появятся сложности при необходимости переместить ткущееся изделие. Лентоткацкий станок не является полноценным ткацким станком, так как готовое изделие получается ограниченных размеров (в зависимости от количества штекеров можно получить ленту длиной до 400 см). Однако он занимает мало места, его можно установить на удобной для ткача высоте, легко транспортируется (даже заправленный) и позволяет регулировать натяжение нитей. Именно поэтому для ткачества нашего пояса мы выбрали лентоткацкий станок (Рисунок 1).

Рисунок 1. Лентоткацкий станок

Подбор материалов для ручного ткачества

Процессу ткачества предшествует ряд подготовительных работ. Сначала подбираются нитки для основы, утка, кромки и рисунка. В качестве основы тесьмы используются шерстяные, акриловые, льняные или хлопчатобумажные нитки. Для утка берут те же нити, что и для основы. Для рисунка следует использовать шерстяные, полушерстяные неворсистые нити. Для самого узора берем нитки в 1,5-2 раза толще, чем для фона. Для образования зева необходимы нитченки, которые изготавливаются из капроновых ниток для прошивки документов, так как они прочные, скользящие и не образуют узелки. Все нити, применяемые в ткачестве, должны быть достаточно прочными. Затем производится расчет количества материалов. Количество нитей в традиционном ткачестве тесьмы нечетное [6].

Организация рабочего места

Нам понадобится рабочий стол, на котором расположим станок, схему рисунка и инструменты – ножницы и челнок. Выполняя работу, нужно следить за правильной посадкой. Неправильное положение корпуса (туловища) вызывает усталость, снижает работоспособность, а также приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшает зрение. Необходимо следить за тем, чтобы рабочее место было хорошо освещено, чтобы уменьшить нагрузку на глаза.

Процесс изготовления браного пояса на лентоткацком станке

В качестве инструментов нам понадобятся: лентоткацкий станок, ножницы, схема заправки и рисунка, челнок. Нити утка желательно намотать на челнок. Если нет специального челнока, то смотайте из уточных нитей клубок диаметром не более 4 см, чтобы удобно было прокладывать его сквозь зев. До начала заправки станка удобно составить цветовую схему заправки, разделив нити на четные и нечетные. Для этого на бумаге в клеточку в шашечном порядке закрашиваем два ряда (верхний – нечетные нити, нижний – четные).

Так как мы выполняем браный узор, то взяли готовую схему на 5 узорных нитей. На каждую узорную нить приходится две фоновые нитки. Такая заправка называется брань 1:2. И заправляется таким образом: 1 фоновая нить (Ф), одна узорная (У), ФФУФФУФФУФФУФ и т.д. В итоге получается на 13 узорных нитей 26 фоновых (Рисунок 2). По такой схеме мы заправляем лентоткацкий станок.

Рисунок 2. Схема на 13 узорных нитей

(Рисунок 3)

Рисунок 3. Процесс ткачества

Готовый пояс получился именно таким, каким мы его и задумали. Цель проекта достигнута, мы изучили историю браного ткачества и изготовили образец с браным узором на лентоткацком станке (Рисунок 4).

Рисунок 4. Образец браного пояса

Заключение

Пояс чуть ли не самый древний, архаичный элемент одежды, дошедший в неизменном виде до наших времен. Он был, есть и будет использоваться в одежде. Мы планируем и дальше работать в этом направлении и осваивать более сложные узоры на большее количество узорных нитей. Таким же способом можно создать тесьму для браслетов, отделки сумочек, сережки. Процесс сложный, но результат очень красивый.


Библиографическая ссылка

Кучмистая Е.И. ПОЯСА С БРАНЫМИ УЗОРАМИ // Старт в науке. – 2024. – № 3-2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2400 (дата обращения: 05.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674