Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КОНОПЛЯНАЯ ИСТОРИЯ

Урбах Е.В. 1
1 МБОУ СШ №31
конопляное волокно
ткачество
кукла-столбушка
творческая композиция
1. РУСЬ ПОСКОННАЯ (Размышление о значении конопли в истории человечества и нашей Родины в особенности) [Электронный ресурс]. URL: https://masloslad.ru/история/русь-посконная-размышление-о-значени/ (Дата обращения 15.03.2024).
2. Серков В.А., Смирнов А.А. История коноплеводства в России // Масличные культуры. Научно-технический бюллетень Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур. – 2018. – Вып. 3 (175). – С. 132-141.
3. Романенко А.А., Скрипников С.Г., Сухорада Т.И. Конопля. Прошлое. Настоящее. Будущее? //Достижения науки и техники АПК. – 2016. Т.30. №3. – С. 39-41.
4. Прядение из конопли. Забытое ремесло [Электронный ресурс]. URL: https://celebratoday.com/ru/events/june/05/leonty-konoplyannik (Дата обращения 15.03.2024).

Введение

В прошлом году на уроках технологии, когда мы изучали тему «Волокна растительного происхождения», я представляла проект «Крапивная история». Моя работа вызвала живой интерес у одноклассниц. Оказывается, никто из девочек не знал, что из крапивы в старые времена пряли волокно и ткали полотно. На уроке мы узнали, что, кроме льна, хлопка и крапивы, для создания волокон растительного происхождения, можно использовать и другие растения. Я решила продолжить свое исследование и создать «Конопляную историю».

Проблема исследования состоит в низком уровне знаний современных школьников об использовании растений в текстильном производстве.

Гипотеза исследования: проверить, возможно ли получить волокна из конопли в домашних условиях.

Цель исследования: получить волокна из конопли, используя старинные технологии и изготовить сувенирных кукол с использованием конопляной ткани, которые отражают процесс изготовления конопляного волокна.

Задачи:

- изучить информацию и технологию получения волокна из конопли;

- провести практическую работу по созданию волокон растительного происхождения из конопли;

- изготовить творческую композицию «Конопляная история», используя конопляное волокно и конопляную ткань.

Объект исследования: старинные ремесла.

Предмет исследования: процесс получения ткацких волокон из конопли.

Методы исследования: метод анализа, опытно-экспериментальный метод, методы сравнения и обобщения, практический метод.

Практическая значимость: материалы исследования можно использовать на уроках технологии, изобразительного искусства, биологии, истории, окружающего мира и во внеурочной деятельности, при знакомстве со старинными ремеслами.

История коноплеводства на Руси

Конопля относится к одной из самых древних сельскохозяйственных культур. Благодаря своей приспосабливаемости к разным климатическим условиям, конопля может расти практически везде. Именно по этой причине конопля со старых времен широко используется человеком.

По оценкам растениеводов и историков на территорию современного юга России конопля попала к середине второго тысячелетия до рождества Христова – к скифам. У Геродота есть такие строки: «В Скифии произрастает конопля, похожая на лен, только гораздо толще и выше его. Она там засевается, но растет также и в диком состоянии. Скифы приготовляют себе из нее платья» [1]. На территории России коноплю выращивали уже в VII в. для получения волокна (пеньки), из которой изготовляли ткани. Из волокна женских растений, возделываемых на семена, делали морские канаты, веревки, парусину и т.п. К этому времени относится возникновение торговли пенькой [2, с.132].

Коноплеводство было традиционным направлением сельского хозяйства России. В 1920-е гг. в Советском Союзе были сосредоточены наибольшие площади посевов конопли в мире 81,8%. На сегодняшний день в России площадь посевов промышленной конопли составляет около 2,5 тыс. га, что в 300 раз меньше, чем в 1960-х гг. Сейчас конопля популярнейшее сырье для медицинской, пищевой, косметической, текстильной, легкой, бумажной, строительной, авиационной, военной, топливной и других отраслей промышленности. Количество наименований продукции на основе сырья из этой культуры (сегодня порядка 30 тыс.) с каждым годом продолжает увеличиваться. С развитием науки стало возможным производство из конопли высокомолекулярной целлюлозы, как из редких пород древесины, которую применяют для изготовления бумаги высокого качества. [3, с. 39].

По ботаническому определению, конопля – это однолетнее двудомное травянистое растение. Существуют женские и мужские растения. Женские растение носят название матерка. Мужские растения называются посконь. Матерка отличается от поскони тем, что у нее ниже рост и более густая листва. Матерка созревает позже поскони. Волокно матерки мягкое и эластичное, но менее прочное, чем посконное. У крестьян Древней Руси посконь ценили не очень высоко, так как полотно из поскони получалось жесткое и грубое. Основным достоинством посконного волокна была повышенная прочность. Но самое ценное в конопле – это пенька – очень прочные волокна из стеблей конопли, которые использовали для изготовления бумаги, канатов, тросов, веревок, ниток, обуви и одежды. [1]

Конопляное ткачество

Процесс получения конопляного полотна очень трудоемкий и включает 12 этапов (рисунок 1).

Рисунок 1. Процесс получения конопляного полотна

Сбор конопляного сырья производили в июле, когда созревали кусты с мужскими цветами. При сборе коноплю выдергивали вместе с корнями и укладывали в снопы. Далее следовал процесс обмолачивания. Следующий очень важный этап – замачивание, который длился приблизительно две недели. Вымоченную коноплю необходимо было хорошо просушить. Затем, чтобы отделить волокна от стеблей, приступали к мятью конопли. Его производили при помощи самодельных мялок.

Мялки были двух видов: большая горизонтальная мялка и малая. Большая мялка применялась для первичного мятья. Брался пучок конопли, клали его поперек мялки и ударяли билом. Мятье стеблей продолжалось до тех пор, пока не отпадала измельченная древесина. Чтобы стряхнуть ее остатки, пучок конопли ударяли о столб или мялку, при этом отделялась и кострика (одревесневшие части стеблей, получаемые как отходы при первичной обработке (мятии, трепании) конопли). Иногда первичную обработку совершали и более примитивным способом: на бревно клали пучок конопли и ударяли по нему обухом топора. [4]

Вторичное мятье осуществлялось малой мялкой, сходной по конструкции с большой. Отличие заключалось в меньшем размере и наличии острого языковидного била, а вместо желоба в брусе – сквозной продольной щели. Все виды мялок изготавливались из твердых пород деревьев. Мастерица начинала эту работу рано утром и продолжала до поздней ночи. В процессе работы она, стоя весь день у мялки, выполняла многократные ритмичные движения билом вверх-вниз, чередуя их со стряхиванием кудели. [4]

Далее волокна обрабатывали при помощи трепала. Трепало – это деревянное орудие в форме большого ножа. Пучок конопли укладывали на какую-либо стойку и быстрыми ударами били по нему трепалом. Если после обработки трепалом оставалась кострика, то коноплю укладывали в ступу и этот процесс назывался «бить коноплю». После битья в ступе конопляная кудель получалась более чистой и мягкой.

Следующим этапом обработки было чесание. Для него использовали деревянные чесала с набитыми железными гвоздями, а также деревянные гребни. Также существовали большие гребни на стойке – лопатообразный предмет с частыми зубьями на лопасти, высотой около 60 см. нижним концом стойки гребень вставляли в отверстие в скамье или в донце прялки. На гребень надевали конопляную кудель и прочесывали малым гребнем.

Следующий этап – сортировка волокон. Полученные после чесания конопляные волокна разделялись на несколько видов: кудель, пачесы и отрепи. Из отрепи пряли пряжу для мешков для хозяйственных нужд. Из пачеси пряли пряжу более опытные пряхи для полотен второго сорта. Волокна кудели считались высшим сортом. Чтобы эти волокна стали еще тоньше и мягче, конопляную кудель подвергали вторичному чесанию. Для этой цели использовали специальные щетки, из свиной щетины. Из кудели опытные мастерицы пряли пряжу для нарядной одежды, праздничных скатертей, рушников. [4]

Следующий этап – изготовление конопляной нити. Главными орудиями прядения были прялка и веретено. Прялка представляет собой лопатообразную деревянную стойку, обращенную лопастью вверх и закреплявшуюся нижним концом стержня в гнезде скамьи или донца прялки. Кудель привязывали к прялке веревкой, на конце которой была железная или костяная спица. Спицы втыкали в отверстие лопасти прялки. Так как прясть начинали учить девочек с детства, прялки были разного размера: для детей и взрослых. Позже стали появляться прялки – самопрялки: вертикальные и горизонтальные. [4]

Веретено является главным инструментом. На один конец его насаживалось пряслице, которое помогало веретену кружиться долго и быстро, что было необходимо для сильного и равномерного скручивания волокон. Пряслице делали из глины, позже из мягкого камня или кости. Состояло оно из двух усеченных конусов, соединенных широким основанием. Впоследствии оно послужило прообразом махового колеса самопрялки. Пряха дергала кудель большим и указательным пальцами левой руки, а правая рука держала веретено. Пальцы приходилось все время смачивать слюной. Чтобы не пересохло во рту, она ела кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину. [4]

Дальше из нити ткали полотно. На этапе ткачества конопляное волокно часто соединяют с другими видами сырья. В настоящее время выведен специальный сорт конопли для ткачества – Cannabis sativa. Для создания данного сорта коноплю скрещивали с разными видами трав, включая лен. Для конопляного волокна главными достоинствами являются экологичность и натуральность. Также положительными свойствами являются гигроскопичность, гипоаллергенность, плотность, прочность. Но у конопляной ткани есть и недостатки – это сильная сминаемость, слабая драпируемость, конопляная ткань сильно осыпается при раскрое. Одним из главных недостатков является высокая цена.

Изготовление композиции «Конопляная история»

Исследовав теоретическую часть вопроса, мы приступили к практической части проекта – созданию композиции, отражающей процесс создания конопляной ткани. Главными героями композиции являются народные куклы-столбушки в образах ремесленников.

Куклы в нашей семье занимают особое место. Для нас кукла, изготовленная своими руками – это семейная традиция, семейная реликвия. Искусством создания кукол своими руками занималась еще моя прабабушка, но, к сожалению, об этом мы узнали только из рассказов бабушки, а сами куклы не сохранились. Моя бабушка до сих пор создает кукол своими руками. Любовь к этому искусству передалась моей старшей сестре и мне.

Первую историю создания волокон растительного происхождения придумала моя старшая сестра. Эта работа называлась «Льняная история» и в ней был отражен процесс создания льняного полотна. Для этой композиции были созданы куклы-столбушки из льняной ткани (рисунок 2).

В прошлом году я продолжила исследование моей сестры и создала новую историю – крапивную. Для изготовления кукол-ремесленников мы использовали крапивную ткань фабричного производства (рисунок 2).

В этом году я решила продолжить исследование получения волокон из растений. Летом, находясь на каникулах в Омске, мы с бабушкой собрали дикорастущую коноплю и высушили. Также мы заказали в интернет-магазине конопляную ткань фабричного производства. При изготовлении кукол в образах ремесленников, мы использовали технологию изготовления народной куклы-столбушки.

Рисунок 2. Композиции «Льняная история» и «Крапивная история»

Основой куклы является столбик из плотно скрученной ткани. По старинной традиции для столбиков мы использовали ткань от старых вещей. Раньше народных кукол в основном изготавливали из материала от изношенной рубашки или юбки, потому что считалось, что таким образом у куклы-оберега будет более сильная связь с владельцем. Для того, чтобы создать одежду куклам, мы использовали конопляную ткань фабричного производства. Одежда кукол передает особенности народного костюма старых времен: длинные рубахи, платья, юбки-поневы, фартуки, повойники и платки (рисунок 3).

Рисунок 3. Изготовление кукол

Каждая кукла передает определенный этап обработки конопли при создании волокна: сбор, обмолачивание, высушивание, мятье, трепание, битье, чесание, прядение, ткачество. Для того, чтобы передать вид деятельности каждой куклы, нами были изготовлены специальные инструменты и приспособления: мялка, трепалка, ступа, чесало, гребень, прялка с веретеном, ткацкий станок (рисунок 4).

Рисунок 4. Изготовление инструментов и приспособлений

Ранее нами были изготовлены трепалка и мялка в натуральную величину, чтобы обрабатывать растения, которые будем использовать в композиции (рисунок 4). Всех кукол мы объединили в композицию под названием «Конопляная история» (рисунок 5), по аналогии с первыми двумя композициями. Как и первые две композиции, кукол мы разместили в старинном чемодане, который мы также привезли от бабушки из Омска.

Рисунок 5. Композиция «Конопляная история»

Заключение

Конопля относится к одной из самых древних сельскохозяйственных культур. Благодаря своей приспосабливаемости, она может расти практически везде. Именно по этой причине конопля со старых времен широко используется человеком в текстильной, бумажной и пищевой промышленности, строительстве, медицине и косметологии.

Мы исследовали вопрос получения волокна из конопли, используя старинные технологии, в домашних условиях получили волокно растительного происхождения из конопли. Данный процесс мы отразили в творческой композиции «Конопляная история». В перспективе мы планируем продолжить изучение волокон растительного происхождения.


Библиографическая ссылка

Урбах Е.В. КОНОПЛЯНАЯ ИСТОРИЯ // Старт в науке. – 2024. – № 3-2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2396 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674