Введение
В настоящее время человек живет в мире технологий, что является показателем развития общества, но в то же время, можно говорить и о падении духовности и нравственности. У молодых людей утрачиваются такие понятия, как историческая память, культурные традиции. Есть множество возможностей для возобновления исторической памяти, развития любви к ней: музеи, встречи, фестивали, конференции, уроки, мастер-классы, посвященные истории и народному творчеству, которые должны быть интересными, в первую очередь, для молодых людей и детей. Народное декоративно-прикладное искусство имеет огромную притягательную силу, может активно влиять не только на формирование художественных вкусов человека, но и на формирование его духовности. Настоящее исследование является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим моей малой родины. Оно поможет постичь духовные истоки народа ханты, сохранить самобытную культуру, лучшие традиции мастеров народного творчества, чтобы молодое поколение не забыло славные страницы истории становления и развития своей малой родины.
Цель исследования: изучение жизненного и творческого пути народных мастериц села Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Задачи:
- изучить теоретический материал по декоративно-прикладному творчеству народов ханты;
- изучить биографию и работы хантыйских мастериц с. Казым;
- систематизировать и обобщить материал о хантыйских мастерицах с.Казым.
Предмет исследования: биография и творческая деятельность хантыйских мастериц с. Казым: Н. М. Каксиной и А. Г. Ерныховой.
Объект исследования: изделия хантыйских мастериц с. Казым Каксиной Н. М. и Ерныховой А. Г., выполненные в различных техниках рукоделия.
Методы исследования: теоретические (изучение литературных источников, архивных материалов) и эмпирические (интервью, фотофиксация, сравнение, собеседование).
Практическая значимость проекта: информация, изложенная в данном проекте, будет способствовать пропаганде и сохранению традиционных ремесел народов ханты, поможет молодому поколению больше узнать о родном крае и мастерах традиционных промыслов и ремесел, привлечет молодежь к занятию творчеством.
Тема исследования выбрана не случайно. Казымская земля издавна славится своими мастерицами-рукодельницами. Мои бабушки Н. М. Каксина и А. Г. Ерныхова относятся к их числу, имеют звания Народного мастера России. Всю жизнь занимаясь традиционными промыслами и ремеслами народа ханты, они внесли большой вклад в развитие народного национального творчества Югры. Неповторимые художественные изделия, созданные руками этих мастериц, известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Они стали символами и визитной карточкой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, вкладом России во всемирное культурное наследие.
Традиционные промыслы и ремесла коренных малочисленных народов Югры
Народное творчество коренных малочисленных народов Югры складывалось на протяжении веков и тысячелетий, оно донесло до наших дней элементы древней языческой культуры, а традиционные промыслы и ремесла народов ханты, манси, ненцев свидетельствуют о тесной связи с природой, с окружающим миром. Суровые природные условия сформировали совершенно особый быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, существующие и поныне, объединившей человека и среду его обитания в единое неразрывное целое.
Среди наиболее ярких форм декоративно-прикладного искусства народов Севера – резьба по кости и дереву, берестяные, текстильные, кожаные и изделия из меха; удивительно красочные орнаменты на одежде, обуви, предметах обихода, выполненные в технике аппликации, вышивки бисером.
У хантов и манси покрой и узоры домашней одежды – это своего рода «удостоверение личности», по ним можно судить о том, с какой реки или из какого рода человек. В настоящее время наиболее распространенной является традиционная одежда из оленьего меха, из которого шьют шубы, малицы, парки, гуси, обувь (кисы), капоры. Широко распространены меховые мешки и сумки, традиционно используемые для хранения рукоделия и одежды [1].
Среди казымских хантов изделия из бересты и их орнаментация широко распространенное явление, в быту встречаются заплечные кузова, набирушки для ягод, коробочки для хранения рукодельных принадлежностей, дневная и ночная люльки, женские ножны, чаши для хранения мелких предметов. Как правило, предметы, сходные по форме, размерам, функциям, технологии различаются незначительно. Существенно отличаются узоры (орнамент), наносимые на бересту. Основная техника орнаментации на бересте –процарапывание. Узор создается путем соскабливания пленки с коричневого слоя бересты до появления желто-оранжевой основы [2].
Ровдуга (замша из оленьей шкуры) используется главным образом для шитья летней обуви. В XVIII-XIX вв. из ровдуги шили верхнюю плечевую одежду, штаны. В настоящее время обработка ровдуги практикуется у хантов и манси Березовского района. Ханты Белоярского района изготавливают из ровдуги игольницы, пришиваемые к сумочкам для рукоделия, и летнюю обувь. Узор на ровдугу наносится растительной краской, получаемой из отвара березовой коры.
Выделанная кожа рыб (налима) раньше широко использовалась для изготовления традиционной утвари у некоторых групп хантов и манси. Из рыбьей кожи шили одежду – рубахи, халаты, штаны, а также хозяйственные мешки. В настоящее время встречаются хозяйственные мешки для хранения муки, сушеной рыбы. Сумочки из кожи налима изготавливаются из полос налимьей кожи, а затем окрашиваются натуральным красителем.
У восточных и северных угров хорошо развита художественная резьба по кости. Они использовали рог оленя и лося, реже – мамонтовую кость, которую находили в земле или выменивали. Из кости вырезали крепилки для сухожильных нитей, орнаментировали их точками, кружками, линией сомкнутых треугольников. Кость предварительно вываривали, а затем резали ножом. Использовали такие приемы, как трехгранно-выемчатая, циркульная, контурная и точечная резьба, профилировка краев [1].
Вымоченный корень кедра, характеризующийся высокой пластичностью и прочностью, раньше являлся одним из наиболее востребованных в быту материалов. В настоящее время сохраняется традиция изготовления плетеных из корня коробок, так называемых корневатиков, применяемых для хранения швейных принадлежностей. Стенки и крышка украшаются геометрическим узором, который получается при вплетении полосок, окрашенных естественным красителем, чаще всего из отвара коры лиственницы.
Художественная обработка дерева является одним из наиболее распространенных народных промыслов. В настоящее время из дерева делают некоторые виды домашней посуды, утвари, модели традиционных транспортных средств, жилищ и хозяйственных построек, музыкальные инструменты. Используют при этом древесину березы, кедра, лиственницы, осины. Многочисленны и разнообразны традиционные детские игрушки из дерева. Казымские ханты вырезали из дерева фигуры для игры в «Тось-червой». Среди современных традиционных игрушек наиболее популярны олени из щепы, их могут вырезать как взрослые, так и дети. Игрушками служат также модели лука и стрел, лодок с веслами, нарт, сверл и т.п.
Корни, которые нас питают: творчество народных мастеров с. Казым
Испокон веков славилась Казымская земля мастерицами-рукодельницами. Искусство украшать одежду бисером, плести короба и шкатулки из березовой коры, создавать неповторимые изделия из меха и кожи живет в народе и сегодня. Наши мастера – это признанные художники, настоящие подвижники своего дела, искренне болеющие за судьбу национальной культуры. Переняв секреты национальных ремесел у своих мам и бабушек, отцов и дедов, мастера стараются передать их следующему поколению, чтобы древнее искусство не угасло.
Жизненный путь моей бабушки, Каксиной (Тарлиной) Нины Макаровны, очень интересный и трудный. Родилась она в 1935 г. в д. Нумто. Ее детство пришлось на тяжелые военные и послевоенные годы. Когда началась Великая Отечественная война, мой прадед Тарлин Макар Ильич в числе первых ушел на фронт. Дома осталась прабабушка Ульяна Ивановна, беременная пятым ребенком, и четверо детей. Нина была единственной дочерью и третьим ребенком в семье. Прабабушка со старшими сыновьями почти круглосуточно находились на рыбодобыче, заготовке дров, охоте. Работа по хозяйству и воспитанию маленьких братьев легли на плечи моей бабушки.
В 1943 г. вернулся с войны тяжелобольной прадед и вскоре умер. По окончании войны от большой, дружной семьи остались только моя бабушка и ее старший брат Василий. В 1944 г. Нина пошла в школу, доучилась до 7 класса, но не закончила учебу в связи с болезнью. Поправившись, пошла работать в колхоз: рыбачила, работала грузчиком. Переехав в п. Казым, работала продавцом, пекарем, звероводом в совхозе «Казымский». В последние годы работала няней в детском саду и уже на пенсии – санитаркой в участковой больнице. Нина Макаровна воспитала пятерых детей. Умерла в 2015 г.
Вся жизнь Нины Макаровны связана с традиционными промыслами и ремеслами своего народа. Она занималась разным декоративно-прикладным творчеством: делала коробочки и шкатулки из бересты, вырезала по кости, вязала носки, чулки (веи), шила игольницы, платья и сахи. К сожалению, дома у нас осталось очень мало ее работ, т. к. все она дарила и раздавала родственникам, друзьям, знакомым.
Шить Нину Макаровну научила ее тетя. В 7 лет Нина сшила свое первое платье, которое, к сожалению, не сохранилось. В 14 лет она своими руками смастерила из летней оленьей шкуры сумочку тутчан хир. Главным женским ремеслом являлось изготовление одежды. Долгими зимними вечерами сидела Нина Макаровна за рукоделием, обшивая своих детей и внуков. Из воспоминаний дочерей: «Мама нам шила шапки из беличьих хвостов, воротники из чернобурки. Обшивала себя и своих детей повседневными национальными платьями». Нина Макаровна шила детям сахи из оленьего меха и мужскую меховую одежду, которая называется «малица».
Нина Макаровна выделывала из бересты самую разнообразную посуду для своих повседневных нужд и для продажи, коробки для сухих продуктов и хранения предметов рукоделия. Свое мастерство она передавала всем, кто желал научиться создавать традиционные изделия. Так, ее неоднократно приглашали в качестве мастера-наставника на районные, окружные, межрегиональные семинары и мастер-классы по декоративно-прикладному искусству (рисунок 1). Многие изделия бабушки хранятся в Музее Природы и Человека в г. Ханты-Мансийске. Это сах, сшитый мастерицей в 1960-х гг., берестяные коробки для хранения мелких предметов, ножны и др. [3].
Авторские работы Нины Макаровны поражают многообразием всевозможных приемов, знанием тончайших и сложных техник, редкостным трудолюбием, изобретательностью. Необходимые в быту вещи и одежду она изготавливала из подручных материалов: бересты, дерева, травы, шкур животных, рыбьей кожи, сукна. Созданные мастерицей кисы, ниры, чулки являются произведением искусства. Также она шила традиционные платья и халаты, владела техникой аппликации «ткань по ткани», изготавливала сувенирную продукцию (куклы «акань», сумочки), игольницы, плела бисерные украшения, мешочки для рукоделия, вязала чулки, носки и варежки.
Рисунок 1. Выставка работ народной мастерицы Н. М. Каксиной
Нина Макаровна – Ветеран труда, Народный мастер Российской Федерации (2008), лауреат премии Губернатора Югры (2014). Труд бабушки неоднократно оценивался дипломами, грамотами и благодарственными письмами за вклад в дело сохранения традиционной культуры, языка, обычаев, промыслов коренных жителей с. Казым.
Хранителем традиций и обычаев Казымской земли является Аксинья Григорьевна Ерныхова (Тоголмазова), творчество которой вносит неоценимый вклад в декоративно-прикладное наследие народа ханты.
Родилась она в 1936 г. в д. Хуллор в многодетной семье. В связи с тем, что жили в лесу, ей не удалось учиться в школе. Поскольку была старшим ребенком в семье, а в семье были только девочки, Аксинья Григорьевна помогала родителям: маме вести домашние дела, шила одежду и обувь себе и младшим сестренкам; с отцом ходила на охотничий и рыбный промысел, занималась заготовкой дров. В 16 лет устроилась работать в колхоз, рыбачила, ездила на покос, перевозила грузы на оленьих упряжках [4]. В 1958 г. вышла замуж и переехала жить в с. Казым. Работала в совхозе «Казымский» чумработницей в оленеводческой бригаде, няней и истопником в детском саду. В 1988 г. вышла на пенсию. Вырастила четверых детей, есть внуки, правнуки.
Как все хантыйские женщины, мастерство декоративно-прикладного творчества переняла от матери. Она владеет технологиями изготовления изделий из природных материалов: меха, ровдуги, бересты, а также из ткани и бисера. Изделия из бересты, выполненные в технике выскабливания – важнейшая составляющая творчества Аксиньи Григорьевны. Она изготавливает изделия разных типов: заплечные кузова, кузова для сбора ягод, коробки для хранения швейных принадлежностей, детские колыбели (рисунок 2).
Рисунок 2. Народный мастер России А. Г. Ерныхова
Несмотря на преклонный возраст, Аксинья Григорьевна с удовольствием делится своими секретами с молодыми мастерицами. Принимает участие во всех мероприятиях, которые проводятся в городе и районе: мастер-классы и выставки, посвященные декоративно-прикладному искусству обских угров, принимает участие в на Дне оленевода в с. Казым. Благодаря Аксинье Григорьевне возрождена технология изготовления изделий из бересты народа ханты на казымской территории. В Центре историко-культурного наследия «Касум ех» под ее руководством проводятся семинары по изготовлению изделий из бересты, меха, а также пошиву традиционной одежды. К ней обращаются за консультацией работники учреждений культуры и молодые мастера, свои знания и умения она передает детям и подросткам. Мастерицу хорошо знают и ценят в общественно-культурной среде коренных народов Севера. Любят и в научном мире, как носителя глубинной народной памяти.
Аксинья Григорьевна говорит только на родном хантыйском языке. Многие орнаменты она сохранила в своей памяти от далеких предков [5]. Ее авторские работы поражают многообразием всевозможных приемов, знанием тончайших и сложных техник, редкостным трудолюбием, изобретательностью. Они хранятся в фондах музеев Югры, в частных коллекциях, неоднократно представлялись на ВДНХ в Москве.
Аксинья Григорьевна награждена медалью «За доблестный труд», она – Народный мастер Российской Федерации (2008), лауреат премии губернатора Югры, победитель окружных конкурсов, участник международных, всероссийских, окружных выставок.
Заключение
Каждому народу остается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их талантами. Громадно, обширно наследство нашего народа. Веками копилось оно, вкладывали в него мастера не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Многое уходило и терялось, время не щадило человека и его творения, но то, что сохранилось и дошло до нас, открывает нам тайны народа-творца. А то, что утеряно, мы должны найти, открыть заново и передать своим потомкам.
Казымские народные мастера – это признанные художники, настоящие подвижники своего дела, искренне болеющие за судьбу национальной культуры. Проследив жизненный и творческий путь моих бабушек – хантыйских мастериц Н. М. Каксиной и А. Г. Ерныховой, я осознал, что необходимо бережно относится не только к мастерам народного творчества, но и к их изделиям. Нас не могут оставить равнодушными прекрасные работы старшего поколения, где мы видим самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету, фактуре, рукотворное изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие различных техник.
Сохраняя это богатство, изучая технологии исполнения, мы сохраняем корни своего народа, его менталитет. Необходимо бережно хранить и развивать богатые традиции народных мастеров. Материалы исследования могут быть полезны учащимися школ, студентами колледжей при изучении ремесел и промыслов коренных народов Югры.
Библиографическая ссылка
Неруш В.С. БЕЗ ИСТОКА НЕТ РЕКИ: ТВОРЧЕСТВО НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ С. КАЗЫМ // Старт в науке. – 2024. – № 3-2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2393 (дата обращения: 23.11.2024).