Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ГОЛОВОЛОМКИ НАРОДА ХАНТЫ

Шабалина А... 1
1 МБОУ «Средняя школа №12»
ханты
традиционные игрушки
головоломки
1. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: [в 3 т. / гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Ханты-Мансийск, 2000.
2. Игры и игрушки народов ханты и манси [сайт]. URL: http://kladraz.ru/blogs/oksana-viktorovna-vesnina/igry-i-igrushki-narodov-hanty-i-mansi.html (дата обращения 11.02.2024).
3. Игрушки / МАУК Белоярского района «Этнокультурный центр» [сайт]. URL: https://etno-centr.hmansy.muzkult.ru/gil-12/ (дата обращения 11.02.2024

Введение

В деревне Русскинская Сургутского района мы познакомились с интересными традициями коренного народа ханты. В Музее Природы и Человека имени А.П. Ядрошникова нам рассказали о быте северного народа и показали удивительные головоломки, научив нас их разгадывать. Я никогда раньше не видела такие головоломки, и они меня очень заинтересовали. Игра – это не только развлечение, но и возможность научиться чему-то новому. Каждая народная игра имеет свою цель, которая помогает ребенку узнать что-то полезное для взрослой жизни. Благодаря игре дети знакомятся с традициями своего народа, открывают для себя обычаи и обряды, ощущают национальный дух, а также учатся важным жизненным навыкам. Главным моим открытием стала самобытность народных игр, поэтому я постарались узнать о них как можно больше. К сожалению, народная игра практически исчезла из нашего детства, поэтому я решила оживить это уникальное наследие.

Цель исследования: изучить головоломки как важный элемент культуры и быта народа ханты.

Задачи:

- изучить литературу о культуре и быте народа ханты;

- выяснить, какое значение ханты придавали головоломкам.

Объект исследования: культурные традиции народа ханты.

Предмет исследования: головоломки народа ханты.

Методы исследования: изучение литературны, музейных предметов.

Народ ханты, его культура и традиции

Ханты – это малочисленный коренной народ, проживающий в северных регионах. Их численность сегодня составляет около 30 тысяч человек, основная часть из них проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Несмотря на современные изменения в обществе, некоторые ханты продолжают жить в своих родовых угодьях и строго соблюдают свои традиции. Чтобы прокормиться и выжить, ханты много трудятся. Мужчины занимаются охотой на лесного зверя, а в реках ловят рыбу. Также традиционным занятием северных народов является оленеводство, ведь олени кормят и согревают всю семью, шкуры используются в постройке чумов, а также для пошива зимней одежды и обуви. Ханты питаются в основном мясом, часто даже в сыром виде. Летом они собирают грибы и ягоды, что также помогает им прокормиться [1].

Ханты очень уважают и бережно относятся к своей родной земле и природе. Они никогда не охотятся на молодых зверей и вылавливают только большую рыбу в своих рыболовных ловушках, чтобы сохранить ее для будущих поколений. Добыча охотника или рыбака используется максимально экономно. Ханты верят в лесных духов. Чтобы задобрить их, молодой охотник оставлял первую добычу в дар деревянному идолу, а затем исполнял магические песни под ритм бубна.

Ханты тесно связаны с природой, их жизнь в суровых краях не легка. Ловкость и смекалка помогают им выжить. С самого раннего детства взрослые обучают мальчиков навыкам охоты, а девочек умению ведения хозяйства. Чтобы развивать их навыки, у детей есть много самодельных игрушек, которые могут быть изготовлены из природных материалов, таких как веточки, шишки и дерево. Эти игрушки развивают чувство любви к природе, осознание мира и развивают художественное воображение.

Игры народа ханты зародились в далеком прошлом и в жизни играют важную роль. Они служат средством приобщения детей к трудовой деятельности, такой как охота, рыболовство, оленеводство и ведение домашнего хозяйства. Игры на свежем воздухе для малышей включают физические и умственные занятия, которые развивают двигательные навыки и физическую силу, глазомер и ловкость, укрепляется их здоровье. У девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к деятельности женщин-хозяек, будущей матери. Это куклы (акань) из дерева, ланк акань – из беличьих хвостов, ваз акань – из утиного клюва, маленькие люльки, маленькие чумы (ай-хот), отдельные части одежды, блюда, ложки, кузовки, игольницы, коробочки со швейными принадлежностями. У мальчиков игры связаны с охотой и рыболовством. Головоломки, как разновидность детской игрушки, развивают у детей умение решать бытовые задачи [2, 3].

Ханты отмечают много праздников, посвященных временам года и связанным с животными и птицами (Вороний день, День рода, День лебедя и др.). Во время этих праздников проводятся соревнования на силу, ловкость и смекалку, а также соревнования в головоломках. Каждая народная головоломка имеет свою историю и практическое значение. Но информации о головоломках народа ханты недостаточно в существующей литературе, которую можно найти в школьной или центральной библиотеке.

Головоломка – это необычная задача, требующая сообразительности, а не специальных знаний. Они существуют уже тысячи лет и играют важную роль в жизни человечества. Головоломки – это увлекательные занятия, которые развивают логическое мышление и креативность. В мире существует множество различных видов головоломок, каждая из которых имеет свою уникальную особенность.

Первый тип головоломок – устные головоломки. Это загадки, шарады и другие умственные задачи, которые требуют смекалки и интеллектуальных способностей для их разгадывания.

Второй тип – головоломки с предметами. Это логические задачи, в которых используются обычные бытовые предметы, например, перекладывание палочек. Они требуют от игрока аналитических навыков и способности делать логические выводы.

Третий тип – механические головоломки. Это предметы, специально изготовленные как головоломки, такие как проволочные, шнурковые, складушки, узлы и шкатулки. Решение таких головоломок требует сноровки и интуиции, чтобы найти правильный способ перемещения деталей и разгадать сложности механизма.

Четвертый тип – печатные головоломки. Это напечатанные или нарисованные «картинки», в которых игроку нужно нарисовать символы по определенным правилам. Решение таких головоломок требует творческого мышления и внимательности к деталям.

Теперь перейдем к головоломкам народа ханты. Изучив литературные и интернет-источники, я выяснила, что ханты применяют два типа головоломок – головоломки с предметами и механические головоломки. Они изготавливают их из дерева, рогов оленей и костей животных. Каждая головоломка имеет практическое и символическое значение, которое будет рассмотрено далее.

Головоломки народа ханты

В Музее Природы и Человека имени А.П. Ядрошникова нам показали две головоломки – «Веет лов тын юх» и «Ущмаран вухсар».

«Веет лов тын юх» (Рисунок 1) представляет собой палочку с тремя отверстиями, через которые проходит шнурок с колечками. Чтобы решить эту головоломку, нужно переместить оба колечка на одну петлю шнурка. Экскурсовод рассказала интересную историю о том, как к ханту приехал купец и не мог разгадать эту головоломку после нескольких дней попыток. Тогда хозяин предложил купцу рассказать секрет за пять лошадей, и купец согласился. С тех пор эту головоломку стали называть «палочка ценой пяти лошадей», и она является популярной на ежегодных традиционных праздниках, где дети и взрослые с удовольствием ее разгадывают.

https://khanty-yasang.ru/sites/default/files/styles/large/public/inline/images/343.jpg?itok=K3N_8fbv

Рисунок 1. Головоломка «Веет лов тын юх»

Вторая головоломка – «Ущмаран вухсар» (хитрая лисичка). Она состоит из головы и тела, лапок, бусин и кольца (Рисунок 2). На теле лисички есть колечко, которое нужно снять. Для этого игрок должен хорошо подумать и использовать свою смекалку. В Музее Природы и Человека имени А.П. Ядрошникова было показано два разных варианта решения этой головоломки. Лапки лисички могут проходить через отверстие в туловище, и кольцо легко снимается. Другой вариант решения сложнее и предназначен для детей старшего возраста. Лапки лисички не проходят через отверстие, поэтому головоломку нужно решать при помощи перемещения бусин и колечка.

Как и многое в быте оленеводов и коренных народов Севера, игрушки делали из подручных материалов: дерева, костей, рогов, шкур.-2

Рисунок 2. Головоломка «Ущмаран вухсар»

Чтобы понять, какой смысл закладывают ханты в головоломку «хитрая лисичка», я обратилась к экскурсоводам, изучала литературу и искала информацию в интернете. Экскурсоводы не смогли ответить на мой вопрос, но я выяснила, что лисичка является символом ума, хитрости и ловкости для многих народов. В народных сказках она обманывает других зверей и птиц, но охотник должен быть умнее и хитрее. Лисичка также любознательна и всегда ищет необычные решения в сложных ситуациях. Головоломка «хитрая лисичка» отражает противоборство между охотником, который ловит лисичку, и самой лисичкой, которая должна освободиться, используя свою смекалку. Разгадывая эту головоломку, игрок становится либо лисичкой, либо охотником. Такую игру можно играть вдвоем, и побеждает тот, кто справляется со своей задачей лучше и быстрее соперника.

Чтобы познакомиться с другими головоломками народа ханты, я посетила историко-культурный центр «Старый Сургут», где увидела большое количество игрушек и головоломок. Одна из них – «Тынзя хобцо» (Рисунок 3), которая состоит из завязанной узлами веревки и кусочка коры с отверстиями. Цель игры – пропустить отрезок веревки через петлю, не развязывая узлы.

https://naomuseum.ru/upload/resize_cache/iblock/300/ewf0v1122h8uvzazssbh8z5jqkthd4hv/800_800_1/NKM-KP-OF_3243-R_10-Ardeev-F.N.-Tynzya_khobtso-_-nenetskaya-igrushka_golovolomka._1a.JPG

Рисунок 3. Головоломка «Тынзя хобцо»

Еще одна головоломка – «Пя хобцо» или «найди дерево» (Рисунок 4). Она состоит из 6 деревянных брусков с вырезом в средней части с одной стороны. Раньше ее использовали ханты как замок для закрывания избушек и лабазов от лесных зверей. Переезжая с места на место, ханты закрывали свои постройки, и чтобы другой человек не мог их открыть. С появлением заводских замков «пя хобцо» стала головоломкой.

https://sun9-78.userapi.com/impf/OaVBXfHiTovg14wpvpSzonVuf_Ql6IFavfvxQQ/bO1RkNMQtV8.jpg?size=2560x1707&quality=96&sign=2794da18139da8be829989dbfc7cb091&type=album

Рисунок 4. Головоломка «Пя хобцо»

Таким образом, я поняла, что многие головоломки имеют свою историю и значение. Они не только развивают смекалку и логическое мышление, но и передают определенные навыки, которые необходимы охотнику. Головоломки народа ханты являются наследием этого народа и представляют собой не только игры, но и символические задачи, отражающие древние традиции и ценности хантыйской культуры.

В результате проведенного исследования я узнала, что в библиотеках школы и города присутствует общая информация о народе ханты и их культуре, однако отсутствует информация по теме исследования. Ханты изготавливают игрушки из природного материала. Особое значение в культуре народа ханты имеют головоломки, которые имеют как практическое, так и символическое значение. Головоломки развивают логику и смекалку. Ребенок, разгадывая головоломку, может примерить разные роли. Изготовление головоломок не требует больших затрат.

Заключение

Мы познакомились с культурой и обычаями народа ханты, изучив книги и статьи в интернете. Также мы посетили Музей Природы и Человека имени А.П. Ядрошникова, а также Историко-культурный центр «Старый Сургут», где изучили головоломки народа ханты. Головоломки народа ханты не только являются развлечением для детей, но и обучают их преодолевать трудности, что является важным во взрослой жизни. Мне очень понравилось изучать головоломки народа ханты, и я хочу еще больше узнать о них.


Библиографическая ссылка

Шабалина А... ГОЛОВОЛОМКИ НАРОДА ХАНТЫ // Старт в науке. – 2024. – № 3-2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2389 (дата обращения: 05.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674