Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОСЫЛОВ МУЛЬТФИЛЬМОВ: СОВЕТСКИЕ, РОССИЙСКИЕ, АМЕРИКАНСКИЕ, ЯПОНСКИЕ

Виноградова А.М. 1
1 СОШ 1259
мультфильмы
посылы
сравнительный анализ
советские мультфильмы
российские мультфильмы
американские мультфильмы
японские мультфильмы
1. Нагель О.П. Социализация детей от 0 до 12 средствами современных мультфильмов// Наука и школа, №6, 2019г.
2. Союзмультфильм за полгода показал 400 часов мультиков на телеканалах РФ // от 25.06.2021// https://rg.ru/2021/06/25/soiuzmultfilm-pokazal-bolee-400-chasov-multfilmov-na-telekanalah-rf.html?ysclid=lfh5lt2odh78757359
3. Численность детей в России с 2012 года увеличилась на 14,3%/ от 27.04.21// https://tass.ru/obschestvo/11252493
4. Что и как смотрят дети в России/ от 13.02.2020// https://adindex.ru/news/researches/2020/02/13/279527.phtml?ysclid=lfh56xz76a948771102

Введение

Современные дети –многочисленная аудитория (30,3 млн человек) [3], потребителей мультипликационного контента, которые готовы тратить на мультфильмы более 2-х часов в день [4]. Им способствует развитие Интернета, ведь теперь не нужно ждать показа своего любимого мультфильма по ТВ, ведь можно в любое время посмотреть его в сети Интернет, то есть расширились возможности доступа к контенту (к мультфильмам).

Увеличилось производство мультфильмов. В год выходит более 400 часов мультфильмов в России и нескольких тысяч в мире [2]. Если в среднем длительность мультфильма от 45 минут до 1.5 часов, то получается, что в России выходит от 900 до 300 мультфильмов в год, в мире эти цифры значительно больше.

Основная проблема заключается в том, что мультфильмов слишком много, они легко доступны в сети и дети смотрят их без разбора, часто без родительского контроля [1].

Цель исследования

Цель сравнительного анализа – выявление особенностей посылов различных мультфильмов.

Задачи:

1. Подобрать мультфильмы для сравнения.

2. Выявить параметры для сравнения.

3. Провести сравнительный анализ.

4. Написать прогноз развития посылов в мультфильмах.

Материал и методы исследования

Для сравнительного анализа были выбраны: Снежная Королева (1957), Петя и Красная шапочка (1958), Сказка о Царе Салтане (1984), Три богатыря и конь на троне (2021), Царевны и таинственная гостья (2023), Шрек (2001), Холодное сердце (2013), Головоломка (2025), Ведьмина служба доставки (1989), Ходячий замок Хаула (2004), Приключение пингвиненка Лоло (1986), Песнь моря (2014) и Легенда о волках (2020).

Таблица 1. Список и характеристики мультфильмов для сравнительного анализа

Название мультфильма

Год выпуска

Рейтинг Кинопоиска

Количество оценок

Длительность

Советские (СССР)

1.

Снежная королева

1957

8,0

59 143

1 час 4 мин

2.

Петя и Красная шапочка

1958

7,8

20 770

19 мин

3.

Сказка о Царе Салтане

1984

7,9

42 860

53 мин

Российские (Россия)

4.

Три богатыря и конь на троне

2021

7,4

364 994

1 час 27 мин

5.

Царевны и таинственная гостья

2023

5,7

432

1 час 11 мин

Американские (США)

6.

Шрек

2001

8,1

628 069

1 час 30 мин

7.

Холодное сердце

2013

7,9

500 647

1 час 42 мин

8.

Головоломка

2015

8,1

552 538

1 час 35 мин

Японские (Япония)

9.

Ведьмина служба доставки

1989

8,1

93 408

1 час 43 мин

10.

Ходячий замок Хаула

2004

8,3

361 671

1 час 59 мин

Содружество стран

11.

Приключение пингвиненка Лоло (СССР и Япония)

1986

8,1

41 308

30 мин

12.

Песнь моря (Ирландия, Дания)

2014

8,2

99 460

1 час 33 мин

13.

Легенда о волках (Ирландия, Люксембург)

2020

8,2

39 994

1 час 43 мин

                   

Результаты

Принимая во внимание, что дети активно смотрят мультфильмы возникает вопрос о посылах, которые транслируются в них. А именно: смысловое наполнение, ценностные ориентиры, роль главного героя, отношения с родителями и взрослыми, мое эмоциональное восприятие. См. таблица 2 Сравнительная таблица мультфильмов

Под смысловым наполнением понимается основная мысль, идея, которая транслируется в мультфильме, например в «Холодном сердце» основная мысль заключается во всесильности любви, именно сестринской. Или в мультфильме «Легенда о волках» основная мысль заключается в поддержки друзей и умении сплотится против врага.

Отдельно необходимо отметить развитие основной идеи мультфильмов от одного поколения детей к другому, так «Снежная королева» и «Холодное сердце» в основе имеют идею зимы в сердце, но ценности заложены разные, что меняет посылы. «Снежная королева» – классическая сказка по Кая и Герду, а «Холодное сердце» история о двух сестрах.

Ценностные ориентиры – это те ценности, на которых базируется основная идея мультфильма, то есть ценности — это психологический инструмент для поддержки идеи. Например: ценности семьи, любви и дружбы; или ценности доверия, умения противостоять невзгодам, держать слово и сочувствовать и др. Так в мультфильме «Головоломка» транслируется ценности семьи, любви и доверия. А в «Шреке» транслируется ценности семьи и любви, ведь принцесса Фиона выбрала огра из любви к нему, и сама стала огром.

Под ролью главного героя понимается значение главного героя в мультфильме, его поступки, его пол (мальчик или девочка). Так традиционно главными героями мультфильмов были мальчики, а девочкам отводилась пассивная роль. Например: «Петя и Красная Шапочка», где Петя как мужчина защищает Красную Шапочку и Бабушку. Но начиная с 1990-х годов роль принцесс изменилась, они стали активно участвовать в своей судьбе и принимать решения самостоятельно. Так главная героиня «Ходячего замка Хаула» сама приняла решения уйти из деревни, чтобы снять колдовство старости, но потом сама решила продолжать быть пожилой, так как ей так было спокойнее.

Отношения с родителями / взрослыми. Многие мультфильмы прорабатывают различные сценарии поведения при тех или иных ситуациях. Например «Приключения Лоло и Пепе» показывают, что может произойти если не слушаться взрослых. Так же мультфильмы показывают, как можно/нельзя вести себя со взрослыми. Например: в мультфильме «Головоломка» Райли ворует и убегает из дома вместо того, чтобы откровенно поговорить с родителями о своих чувствах от переезда в новый город/дом/школу. В советских мультиках так же показан кризис отношений с родителями и другими членами семьи, так в «Царе Салтане» сын никак не может встретиться с отцом, а близкие родственники препятствуют этой встрече, что учит детей быть настойчивыми в своих стремлениях.

Отдельно необходимо отметить эмоциональные посылы. Ранее мультфильмы были светлыми и ориентировались на позитивный посыл, в современных мультиках появились негативные герои, страхи. Так в «Легенде о волках» показан страх быть пойманной и заточенной в клетку, как было сделано с мамой главной героини Мэб. Эмоции в мультиках крайне важны, так как они сразу передаются зрителям. В мультфильме «Царевны и таинственная гостья» героиня так же вместо разговора с взрослыми начала действовать для достижения своей цели – знания, сама цель хорошая, а методы достижения ее плохие, так Марфуша заколдовала всех взрослых и учениц.

Заключение

1. В большинстве выбранных мультфильмах несколько главных героев. В 9 из 13 мультиков главные герои девочки. Герои дети или подростки.

2. Тематика мультиков - приключения, в основе которых лежит идея спасения членов семьи, друзей и т.д. («Холодное сердце» - сестры, «Песнь моря» - брат сестру, «Легенда о волках» - подруги).

3. В мультиках показаны ценности семьи, любви, дружбы, доверия, общения, умения противостоять невзгодам, держать слово и сочувствовать и др.

4. В мультиках показаны примеры правильного / неправильного поведения в жизненных ситуациях («Приключения Лоло и Пепе» - слушать взрослых, «Головоломка» - побег из дома, воровство, «Сказка о Царе Салтане» - быть настойчивым).

5. Ранее мультфильмы были светлыми и ориентировались на позитивный посыл, в современных мультиках появились негативные герои, страхи («Легенда о волках» – клетка, «Песнь моря» – окаменение, «Холодное сердце» - замерзнуть, «Головоломка» - быть в одиночестве, потерять семью).

Выбирайте мультфильмы с умом!


Библиографическая ссылка

Виноградова А.М. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОСЫЛОВ МУЛЬТФИЛЬМОВ: СОВЕТСКИЕ, РОССИЙСКИЕ, АМЕРИКАНСКИЕ, ЯПОНСКИЕ // Старт в науке. – 2024. – № 2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2375 (дата обращения: 19.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674