Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ЛЮЛЕК НАРОДА МАНСИ И РУССКОГО НАРОДА

Мидриган К.Е. 1
1 МКОУ Половинкинская СОШ
колыбель
манси
русские традиции
сравнительный анализ
1. Матюкова А.К. Ремесла обских угров, (по материалам семинаров), Ханты-Мансийск, 2004.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1989.
3. Утварь обских угров. Т. 1. – Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2012.
4. История детской колыбели [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sna-kantata.ru›istoriya-detskoy-kolyibel.
5. Культурное наследие Югры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nasledie.admhmao.ru
6. Русская изба. Иллюстративная энциклопедия. – Санкт-Петербург: Искусство, 2001.
7. Ребенок в традиционной мансийской семье // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988.

Введение

Рождается в семье человек и первое, что получает он от своих родителей, прежде всего от матери, – люльку, имя и колыбельную песню. С колыбели начинается жизнь человека, явившегося в этот мир, на священную угорскую землю, на белый Свет.

В 2022 г. Учинский музей реализовывал проект «Наследие предков» и, посещая этно-творческую мастерскую «Мащтыр Катквэ» мы работали с берестой. Мне так хотелось изготовить люльку, но время было ограниченно. Я решила самостоятельно узнать особенности мансийской люльки (апа), сравнить традиционные люльки народа манси и русского народа.

Цель исследования: изучение особенностей традиционной люльки народа манси и русской люльки.

Задачи:

- определить общие черты и отличительные особенности люлек народа манси и русского народа;

- узнать, как украшались традиционные люльки;

- выяснить, существовали ли особые приметы, связанные с люльками.

Я предположила, что колыбели должны быть очень похожи по форме, а отличие заключается в их украшении и наличии полога у мансийских люлек и отсутствии его у русских люлек.

Методы исследования: изучение литературы об особенностях люлек выше указанных народов; опрос сотрудников музея Районного Учинского историко-этнографического музея имени Анатолия Николаевича Хомякова; сравнительный анализ русских и мансийских традиций.

У всех народов семьи, как правило, большие. Сколько бы ни было детей в семье, люлька всегда одна. Изготавливается она один раз – к рождению первенца. Достается детям по наследству, является самым дорогим предметом быта. Служит люлька человеку так долго, пока в семье слышится детский плач и смех, и всегда является украшением, гордостью и основой семьи.

Традиционные люльки – зыбки народа манси

У манси зафиксировано несколько видов колыбелей. Все они изготавливались чаще всего из бересты и орнаментировались женщинами.

Временная колыбель (мансийское название «няврам сан») представляла собой неорнаментированное берестяное вместилище прямоугольной формы, стенки которого скреплялись так же, как стенки одного из видов берестяной утвари – чумана. В таких колыбелях дети находились до 3-4 месяцев. После временной колыбели ребенок получал две постоянные – ночную и дневную.

Ночная колыбель (мансийское название «эти апа») – это берестяная коробка с закругленными углами, завязками над тельцем и дугой над головой – для накидывания покрывала (полога). Такие люльки имели овальную форму с невысокими стенками. Их длина около 80 см, ширина около 30 см, высота стенок (бортиков) около 10 см (рисунок 1). Спинки делались из одного куска бересты с дном. По верхнему краю бортика сухожильными нитками пришивались деревянные ободы, соединительные плоские палочки. По краям бортиков, в ножной и головной части, делали отверстия через которые продергивали сыромятные ремешки, для подвешивания колыбелей к потолку на очеп. На бортике в головной части снаружи наносили изображение птицы сна «глухарку», которая охраняла душу ребенка от злых духов.

Рисунок 1. Ночная берестяная колыбель народа манси

Дневная колыбель (мансийское название «хотыл апа») – это берестяная коробка со спинкой. В ней ребенок находился днем во время бодрствования. Длиной около 50 см и шириной около 30 см. Почти под прямым углом к дну прикреплялась спинка высотой приблизительно 30 см, сделанная из двух слоев бересты (рисунок 2). Верхний закругленный край спинки укреплялся корнем, пришитым сухожильными нитками. По краям бортиков колыбели делали отверстия, через которые продергивали сыромятные ремешки, для подвешивание ее к потолку на очеп. Внутри помещался берестяной корытообразный вкладыш, куда насыпали гнилушки и кукушкин мох. Спинка и стенки дневной колыбели снаружи покрывались орнаментом, выполненным в технике процарапывания. Орнамент на спинках колыбелей различался для мальчиков и девочек. Для мальчиков пришивались палочки в виде креста, а для девочек параллельно. Сверху наносили орнамент «глухарку».

Рисунок 2. Дневная берестяная колыбель «апа» народа манси

Дневная колыбель ставилась на нары в женской половине жилого помещения или подвешивалась к потолку на прикрепленных к ее стенкам ремнях. Ремни иногда украшались подвесными монетами, которые манси покупали у коми-зырян. В ножной части колыбели прикреплялся ремень с петлей, при помощи которого ее можно раскачивать. В дневной колыбели ребенок находился в сидячем положении. В ней перевозили ребенка, так как она легкая и занимала мало места. Иногда ребенок мог находиться и ночью.

К колыбелям было особое отношение: счастливую берегли и передавали из поколения в поколение, а ту, в которой дети умирали, уносили подальше в лес. Считалось, что без люльки ребенок беззащитен. Его нельзя класть на голый пол или землю, иначе в него немедленно проникнут нижние духи. Для отпугивания нечисти манси кладут в зыбку нож, точильный камень и спички. Выносить колыбель из дома и заносить ее полагается не иначе как спинкой (головой) вперед. Не следует передавать люльку с ребенком через порог.

Вывод: Мансийские люльки изготавливались из бересты. У каждого ребенка было две люльки: дневная и ночная. Люлька оберегала ребенка от злых духов, служила микрожилищем до 2 – 3 лет.

Традиционные русские люльки-зыбки

Люльки широко использовали славянские народы. Если была возможность, зыбку заказывали настоящему мастеру-люлечнику. В семьях победнее отцы и дедушки делали подвесную кроватку сами. По поверью, если муж хотел, чтобы детей в семье было много, он уходил как можно глубже в лес и там отыскивал дерево, достойное стать люлькой для его дочек и сыночков.

Люлька, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней писали год рождения ребенка. Изготавливали люльки из сухих тонких (лучше еловых) дощечек. Нельзя, например, делать люльки из осины. Короб сколачивался встык, без гвоздей. Дном служила мешковина. Крепилось полотнище прочно: по низу дощечек просверливались дырочки, которые и давали возможность сшивать ткань и дерево (рисунок 3).

Рисунок 3. Деревянная колыбель русского народа

Будущая мама готовила полог на люльку: подбирала ткань, делала украшения (вышивка, кружева). Если семья бедная, могли мамину юбку или сарафан бабушкин на люльку надеть. В качестве подстилки на дно клали сено, солому, тряпки, под голову помещали подушку. Полог должен быть обязательно! Это не просто ограждение от света и мух. Это еще для злых духов препятствие. Как и сейчас на детских колясках, на зыбке крепились игрушки – это были яркие лоскутки ткани, расписные ложки.

Как правило, люльку вешали в задней части избы. В бревно под потолком прочно вбивалось кольцо. К кольцу крепился качок, от углов ящика шли веревки, которые сходились на нужной высоте в петлю, она надевалась на нижний крючок пружины. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным:

- у потолка скапливался самый теплый воздух;

- существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет;

- пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть (души умерших, привидения, домовые), считалось, что пространственная оторванность новорожденного от земли, от «низа», обеспечивала ему сохранение жизненной силы.

- запрещалось качать пустую зыбку: якобы ребенок потом спать будет беспокойно. Этого поверья многие придерживаются и сейчас.

По русской традиции ребенка не укладывали в колыбель до крещения, а первый раз клали с особой молитвой. Внутри колыбели размещали маленькие иконки или кресты. В головной части зыбки изображали красно солнышко в лучах, а в ногах – ясен месяц о звездах.

Вывод: Русские люльки изготавливались в основном из дерева. Каждая люлька обязательно имела полог, который защищал ребенка не только от света и мух, но и от злых духов. Подвешивание люльки имело обереговое значение.

Общие черты традиционных мансийских и русских люлек

1. Люльки передавали по наследству.

2. Люльки имели обереговое значение в жизни ребенка.

3. У люлек присутствовал полог.

4. Люльки украшались орнаментами.

Отличительные особенности мансийских и русских люлек приведены в таблице.

Таблица

Отличительные особенности традиционных мансийских и русских люлек

№ п.п.

мансийские люльки

русские люльки

1.

Два вида: дневная и ночная.

Один вид люльки

2.

Изготавливали из бересты женщины

Изготавливали из дерева мужчины

3.

Крюк для подвешивания люльки считался талисманом.

Информация об особом значении кольца для подвешивания люльки не прослеживается

4.

Служила ребенку микрожилищем ночью и днем до 2-3 лет

Использовалась только для сна

Заключение

Таким образом, ночные мансийские люльки похожи по форме с русскими люльками, но у русской люльки более высокие борта, а мансийская люлька имела удерживающие ремни; у указанных видов люлек имелся полог. У народа манси была также дневная люлька, которая отличалась высокой спинкой. Каждый народ орнаментировал люльку в соответствии со своими традициями.

Я считаю, что поставленная мной цель достигнута, а задачи выполнены. В процессе исследования я определила, чем схожи и чем отличаются мансийские и русские люльки; узнала, как они украшались и что имели обереговое значение для ребенка.


Библиографическая ссылка

Мидриган К.Е. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ЛЮЛЕК НАРОДА МАНСИ И РУССКОГО НАРОДА // Старт в науке. – 2024. – № 2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2373 (дата обращения: 19.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674