Цель: формировать навык нахождения и распознания местоимений в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте, развитие умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Планируемые результаты
Познавательные УУД:
- умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм;
- умение оценивать свой результат;
- умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам.
Регулятивные УУД:
- развитие умения планировать свою деятельность;
- выделение и осознание уже полученных знаний;
- умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;
Личностные УУД:
- учить общению, позитивному отношению к окружающим.
Ход урока
1.Организационный момент
II. Постановка учебной задачи
Сегодня, ребята, когда Я собиралась в школу, очень переживала за урок, за ВАС, как ВЫ будете отвечать на уроке, но сейчас ВЫ МЕНЯ успокоили, и Я надеюсь, что сегодня на уроке ВЫ будете активны и сообразительны.
Кто-то обратил внимание на моё произношение? Какие слова я выделила голосом? Назовите их. (Я, ВАС, ВЫ, МЕНЯ)
Итак, тема нашего урока «Местоимение»
А что вы знаете о местоимении? Как вы думаете, есть ли ещё информация о местоимении, с которой вы незнакомы? Нам предстоит еще много чего узнать.
Какие задачи поставите перед собой?
- дать понятие местоимения как части речи, познакомить с морфологическими признаками;
- научить находить местоимения в предложениях, правильно употреблять их, определить роль в тексте.
III. Изучение нового материала.
Изучать местоимение мы будем по следующему плану:
1. Общее значение, вопросы.
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая функция.
4. Роль в тексте и употребление в речи.
-А что же такое местоимение?
Давайте обратимся к этимологическому словарю. Перед вами (слайд) словарная статья из него. Прочитайте ее. (Дети читают, выделяют важную информацию )
-Из какого языка пришло это слово? Что оно означает?
-Давайте докажем это.
Такая она пришла несколько дней назад.
-Запишите предложение в тетради. Понятен ли его смысл?
-Кто она такая? Мы ее ждали? Когда она пришла? Давайте ответим на эти вопросы.
А теперь ребята поставьте вопросы над словами, которые нужно заменить для того, чтобы информация была понятна.
-Какие же слова? (такая, она, несколько)
Пришла весна. Мы ее ждали. И пришла она четыре дня назад.
-Запишите в тетради это предложение.
(Слайд) Долгожданная весна пришла четыре дня назад.
Вместо каких слов употреблялись местоимения такая, она, несколько?
Что означает части речи, которыми мы заменили местоимения?
(Предмет-сущ.; признак-прил.; число-числительное)
-Теперь представим такую ситуацию: вдруг в дверь постучали. Что вы будете делать в таком случае?
Безусловно, вы зададите вопрос «Кто это?». Не будь в нашем распоряжении этого коротенького слова кто, нам пришлось бы тогда задавать бесконечное количество вопросов: «Это Петя?», «Это Оля?», «Это мама?», «Это папа?», «Это бабушка?». А человек, стоящий за дверью, нам отвечал каждый раз: «Это не Петя», «Это не Оля», «Это не мама», «Это не папа», «Это не бабушка».
Нам пришлось бы, наверное, долго угадывать пришедшего, если бы не коротенькое слово кто, которое заменяет собой имена всех людей на свете.
Одним из таких помощников имён существительных является слово кто. Слово кто - это местоимение. Как и всякое местоимение, оно только намекает и указывает на предмет, но не называет его, используется в предложении вместо конкретного имени существительного.
-Чем же отличается местоимение от существительного, прилагательного, числительного?
-Давайте посмотрим на экран.
-Прочитаем определение местоимения.
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
1.ВЫВОД:
Местоимение употребляется вместо имен, указывая на предмет, количество, но, не называет их.
О том, как изменяются местоимения, мы сделаем вывод после следующих заданий.
Просклоняем местоимение она
И. п. она(весна)
Р. п. её
Д. п. ей
В. п. её
Т.п. ею
П.п. о ней
Какой мы можем сделать вывод? Что мы сделали с местоимением она?
(просклоняли).
Вывод: Значит, местоимение склоняется.
Определите род и число местоимения в словосочетании.
Такая (долгожданная)весна.
-Какой мы можем сделать вывод? (Местоимения могут изменяться по числам и иметь род (ед. ч., ж.р.)
2.Делаем вывод:
Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.
Ты знаешь, наверное, все-таки родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
- Из какого произведения эти строки? Кто автор? (К.М. Симонов, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»)
- Какова главная мысль этой строфы?
- Какой частью речи являются выделенные слова? (местоимение)
- Списать. Выделите грамматическую основу, определите синтаксическую роль местоимений.
Взаимопроверка.
3.Вывод: В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Тест по теме «Местоимение»
1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении:
В нашем доме живет известный человек.
А) дополнение;
Б) определение;
В) обстоятельство.
2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам:
А) весь;
Б) некто;
В) ты.
3. Отметьте правильное утверждение:
А) местоимение - служебная часть речи
Б) местоимение часто замещает глаголы
В) местоимения указывает на предметы, признаки, количества
4.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы)
А) Их дела идут хорошо.
Б) Подойди к ней.
В) Узнал о ей всю правду.
5.Какое утверждение является неверным ?
А) В предложении местоимение обычно бывают подлежащим, дополнением и определением.
Б) Местоимения обычно бывают только главными членами предложения.
В) В предложении местоимение является обстоятельством.
Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполненной работы и оцените своего товарища.
Ответы тестов (1 –б, 2 –а, 3 –в, 4 – в, 5 – а)
1ош-«4»,2-«3», более 3-«2»
V. Рефлексия
Что для вас было интересно на уроке?
Чему научились?
Домашнее задание: стр. 65, упр. 435.
Библиографическая ссылка
Астапова С.С. «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ» (УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, 6 КЛАСС) // Старт в науке. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2349 (дата обращения: 23.11.2024).