Цели: показать роль русского языка в современном мире и объяснить причины его авторитета; убедить в необходимости постоянного изучения родного языка; сформировать стартовую мотивацию к изучению предмета.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; понимать международное значение русского языка; сознавать, что владение русским языком – важнейший показатель культуры человека; развивать навыки работы в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель поздравляет учащихся с началом учебного года, делает перекличку и знакомит с общей структурой курса.)
II. Работа по теме урока
1 Введение в тему
В 9 классе мы завершаем общий курс русского языка, однако вы понимаете, что это лишь начало. Опираясь на полученную в школе основу, каждый будет строить свои отношения с родным языком всю жизнь. Это необходимое условие вашего успеха в обществе, семье, работе и других областях жизни.
После школы можно продолжить образование, выбрав отправной точкой любой школьный предмет. Особая роль русского языка в том, что без постоянного совершенствования в нём невозможно глубоко изучить ни одну из научных дисциплин – и гуманитарных, и естественных, и технических.
Курс 9 класса завершается обязательным выпускным экзаменом – государственной итоговой аттестацией (ГИА), которая проводится в форме основного государственного экзамена – ОГЭ (ГИА-9). В структуру контрольно-измерительных материалов ОГЭ входит сжатое изложение. Кроме того, на основе прочитанного текста, который даётся в КИМах, выпускники должны выполнить задания с выбором ответа и с кратким ответом, а также написать небольшое сочинение-рассуждение.
Одна из основных наших задач на этот год – серьёзная подготовка к ОГЭ. Всё это касается прикладного значения русского языка как необходимого инструмента общения, образования, карьеры.
В современном мире возрастает необходимость знать, кроме родного, хотя бы ещё один язык. Особенно распространён в мире, как язык международного общения, английский. Но важно понимать, что овладение иностранным языком невозможно без хорошего знания языка родного.
2 Знакомство с учебником
3 Беседа
-Каково же место русского языка в мировом сообществе?
От чего зависит это место? В чём особенности русского языка в сравнении с другими языками мира? Попробуем вместе разобраться.
Обратимся к лирическому отступлению в конце пятой главы поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». (Раздаем на каждую парту распечатку с фрагментом).
Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами рассыпано на святой благочестивой Руси, так несметное множество племён, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
-Выделите ключевые мысли этого фрагмента.
(Во-первых, Русь – «святая, благочестивая» страна. Это утверждается сопоставлением «несметного множества церквей, монастырей» Руси с «несметным множеством» племён и народов, населяющих землю. Причём в качестве несомненного образца для сравнения берутся именно русские церкви, объединяющие людей, наставляющие их на путь истинный. В то же время Гоголь признаёт за любым народом «творящие способности души», одарённость от Бога. Главные же отличительные черты характера каждого народа проявляются в слове и через слово – это великий божественный дар.
В последнем предложении этого фрагмента тоже содержится сопоставление, через которое утверждается исключительность русского слова среди других великих языков. Исключительность – в необычайной энергии слова, в его непосредственности, искренности, естественности. Да и слово самого Гоголя несёт эти яркие черты русского языка. Силу и выразительность гоголевской фразе придают меткие, неповторимые эпитеты, олицетворения, метафоры. Чего только стоит определение немецкого слова как «умно-худощавого»!
Одним эпитетом обрисованы облик и характер народа, его творческие возможности. Этот эпитет служит в то же время олицетворением, одухотворяющим слово, подчёркивающим его определяющую роль в жизни народов.)
4 Слово учителя (учащиеся записывают тезисы) В мире насчитывается более двух с половиной тысяч языков.
Русский – в числе самых распространённых, это один из шести официальных языков ООН (Организации Объединённых Наций), а значит, он используется для написания различных международных соглашений, договоров, деклараций.
Мировое значение русского языка обусловлено богатством и выразительностью его лексики, звукового строя, словообразования, синтаксиса.
Международный авторитет русского языка во многом определяется политическими причинами. После распада Советского Союза число изучающих русский язык в мире, особенно в бывших республиках СССР, резко снизилось. Однако стабилизация политической ситуации в стране, новой России, вызвала очередной всплеск интереса к русскому языку. Вновь стала очевидной необходимость в нём как в средстве межнационального и межгосударственного общения.
Учтём, что русская диаспора за рубежом велика: за пределами России живёт около 30 млн русских и тех, кто говорит или знает русский язык, независимо от этнического происхождения – украинцев, татар, евреев и др. В местах компактного проживания эмигрантов из стран бывшего СССР (Израиль, Германия, Канада, США и др.) выпускаются газеты и журналы на русском языке, работают русскоязычные радиостанции и телевизионные каналы.
Непререкаемый авторитет русского языка прежде всего объясняется выдающимся вкладом классической русской литературы в мировую художественную культуру. Достижения учёных в различных областях науки и техники, опубликованные на русском языке, также получили международное признание.
(Информация для учителя
1 Официальными языками ООН являются: английский, французский, испанский, китайский, арабский и русский.
2 Сегодня примерно 300 млн человек по всему миру в той или иной мере владеют русским языком – это ставит его на 5-е место по распространённости. Родным русский язык считают более 160 млн человек (8-е место в мире).
III. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1 Упр. 2 – чтение, обсуждение вопросов.
Общая мысль: русский язык богат, красив, силён; нужно уметь владеть им.
2 Упр. 4 – чтение, работа в парах, обсуждение заданий.
IV. Подведение итогов урока
– Что вы думаете о роли слова, роли языка в жизни человека?
– Какова, по-вашему, роль русского языка? В чём она заключается?
– Каковы причины распространения русского языка?
– Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?
– В каких сферах жизни и деятельности мирового общества значение русского языка особенно велико?
– Какие примеры, доводы вы можете привести для подтверждения своих мыслей?
Вывод: роль русского языка в мире определяется общечеловеческой значимостью культуры, созданной на этом языке.
Домашнее задание
Упр. 1, 3
Библиографическая ссылка
Астапова С.С. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (ВВОДНЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, 9 КЛАСС) // Старт в науке. – 2023. – № 6. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2348 (дата обращения: 21.11.2024).