Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Чернушко Л.Н. 1
1 МБОУ СОШ № 1
классный руководитель
воспитание
развитие
творческие способности
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 92 с.
3. Выготский, Л. С. Психология развития человека. (Библиотека всемирной психологии) / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.

Введение. На современном этапе развития общества отмечается высокий темп научно-технического роста, появление новых информационных технологий, что предъявляет повышенные требования к продуктивности мышления человека. Уже выпускник начальной школы должен владеть элементами творческой деятельности, мыслить самостоятельно, ориентироваться в сложных ситуациях, принимать нестандартные решения и т.д. Вместе с тем, в современной начальной школе еще только начинаетсяпереход от усвоения учащимися готовой информации, трансляции ученику готового знания- специальных отобранных ситуаций социального опыта - к обучению, способствующего обогащению смысловой сферы. Обращение современного образования к задачам разностороннего развития личности предполагает необходимость интеграции урочной и внеурочной деятельности, которая связывает формирование знаний и умений, обучающихся с творческой деятельностью, направленной на развитие индивидуальных способностей учащихся, их творческой активности.

Цель исследования: изучить понятие «творческие способности», определить эффективные формы и методы работы для их развития у обучающихся.

Материалы и методы исследования: наблюдение, анкетирование, опрос.

Василий Александрович Сухомлинский сказал:

Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных.

Помочь каждому ребенку раскрыть его творческие способности, вселить веру и уверенность в свои силы и дать возможность сверкать, как сказал В.А. Сухомлинский – является одним из ведущих направлений моей педагогической деятельности.

Развитие творческих способностей, обучающихся является одной из приоритетных задач современного образования.

В соотвествии с обновленными ФГОС НОО и ООО Одним из ключевых направлений в основной образовательной программе НОО и ООО является развитие творческих способностей, обучающихся (в том числе художественных, математических, конструктивно-технических) и физических способностей.

* Современный российский национальный воспитательный идеал, согласно Примерной рабочей программе воспитания, это

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России.

Современная школа должна ориентироваться на всестороннее развитие личности, которая подразумевает под собой необходимость сочетания учебной деятельности с творческой деятельностью, тесно связанной с развитием индивидуальных особенностей.

Исследование вопроса о творческих способностях целесообразно начать с определения понятия «творчество». Формулировку анализируемого понятия дает Л.С.Выготский, согласно которому, творчество присуще не только гению, создающему великие исторические произведения, но человеку, который воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое [3, с. 138]. Отсюда и творческую деятельность стоит понимать не только как создание новых оригинальных продуктов, имеющих высокую общественную ценность, но и ту деятельность в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, в той или иной мере выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт. В процессе творческой деятельности происходит изменение действительности и самореализация личности, в ходе которой познаются и совершенствуются человеческие возможности. Творчество напрямую связано с психологическими характеристиками развития способностей, выступающих как механизм развития деятельности. Все это позволяет выделить основные компоненты творчества:

- перцептивный,заключающийся в наблюдательности, особой концентрации внимания;

- интеллектуальный, включающий интуицию, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстроту мышления и т.д.;

- характерологический, связанный со стремлением к открытиям, обладанию фактами, способностью удивляться, непосредственностью [2, с.9].

В условиях современной школы цель и назначение деятельности классного руководителя - создать условия для развития интеллектуальной и творческой личности школьника в коллективе.

Каждый классный руководитель хочет видеть своих учеников в будущем людьми успешными и поэтому всю свою воспитательную работу нацеливает на это. Рассматривая развитие творческих способностей с позиций успешности, активности, уверенности в себе, безболезненной адаптации к взрослой жизни, можно сделать вывод об огромной роли классного руководителя в формировании личности ученика.

Какие же пути и методы существуют для достижения данной цели?

Назову некоторые из них.

Во-первых, конечно же, прежде чем развивать, нужно изучить интересы и склонности детей, в этом помогает наблюдение, анкетирование, активное сотрудничество с педагогом начальной школы.

Очень яркий отклик в сердцах детей оставил наш классный час «Мои увлечения», на котором ребята рассказали о своих увлечениях, представили свои награды и работы, выполненные своими руками.

Участие в олимпиадах даёт возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности; развить интерес к учебе и уверенность в своих силах.

Участие в конкурсах.

Участвуя в конкурсах, дети могут выбрать поле деятельности в соответствии со своими интересами.

Подготовка и проведение литературно-музыкальных композиций, викторин в содружестве с педагогами –предметниками.

Совместно с учителем математики мы провели математический КВН, а вместе с учителем рус языка и литературы организовали тематическое чаепитие, на котором ребята познакомились с правилами проведения чайной церемонии в разных странах мира и сами попробовали различные способы заваривания разных сортов чая. Ребята очень творчески подошли к подготовке нарядов, подбору сладостей и посуды к церемонии.

Подготовка и проведение праздников, участие в общешкольных мероприятиях.

Создание творческих работ: коллажей, рисунков, плакатов, оформление стендов к мероприятиям.

Экскурсии и мастер-классы.

Экскурсии стараемся подбирать обязательно с мастер-классами, чтобы ребята могли попробовать себя в новых для них видах деятельности и открыть для себя что-то новое.

Неотъемлемым направлением работы классного руководителя является привлечение детей к участию в спортивных мероприятиях.

Участие в спортивных состязаниях формирует удовлетворение двигательных потребностей детей, позволяет укреплять в них уверенность, коллективизм, чувство собственного достоинства.

Личный пример педагога. Как сказал Макаренко Антон Семенович:

«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. Ваше собственное поведение — самое главное в воспитании.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги», поэтому, чтобы повысить мотивацию детей к участию в творческих конкурсах, педагог и сам должен быть для них примером.

Активными помощниками во всех мероприятиях выступают родители.

Очень важно, когда классный руководитель и родители работают в содружестве. Это влияет на положительный творческий результат проводимых мероприятий.

Принцип формирования творческих способностей, обучающихся реализуется через все направления воспитательной работы: здоровье, семью, культуру, природу, труд и др.

Я твердо убеждена в том, что процесс воспитания детей будет результативным только тогда, когда каждое внеклассное мероприятие будет проводиться необычно и нестандартно. Важный принцип моей воспитательной работы - в каждом мероприятии должно быть место для участия каждого ребенка. Нет смысла в мероприятиях, проводимых в классе, если в организации участвует несколько обучающихся. К каждому ребенку стараюсь найти индивидуальный подход и подобрать для него такой род деятельности, в котором он бы мог проявить себя. Совместное решение творческих задач позволило сформировать дружный, сплоченный, увлеченный коллектив.


Библиографическая ссылка

Чернушко Л.Н. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Старт в науке. – 2023. – № 5. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2339 (дата обращения: 19.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674