Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МЕДИАТЕКСТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Мухаметова Ю.Б. 1
1 МБОУ СШ №16 г.Новый Уренгой
медиатексты
буктрейлеры
лонгриды
1. Статья «Отрицательное влияние на детей телевидения», Чуприй Леонид Васильевич, Кандидат философских наук, доцент
2. Статья «СМИ: пропаганда жестокости и вредных привычек» - И. Чичикова, 2022 год;
3. Статья «Дети делают то, что видят: воздействие современных СМИ на детей и подростков» - В. Косьяненков, 2019
4. Статья «Негативное влияние СМИ на развитие детей» - О. Филлипова, 2022 г.
5. Центр детских инициатив МБОУ СШ №16 | ВКонтакте (vk.com)
6. День, когда началась война – Коммерсантъ (kommersant.ru)
7. http://deti-i-my.ru/negativnoe-vliyanie-smi-na-razvitie-detej.html
8. http://beldeti.ru/articles/249.html

Введение. Патриотизм на сегодняшний день является одной из базовых ценностей. Патриотизм способен определить жизненные стратегии подрастающего поколения. Вопрос о формировании патриотизма посредством средств массовой информации является весьма важным и актуальным.

Цель данной работы - выявление влияния массмедиа (медиатекстов) на воспитание у молодежи гражданственности, патриотических и духовных ценностей.

Методы исследования: анализ, сопоставление

Меня как филолога и классного руководителя волнует вопрос, станут ли мои сегодняшние ученики достойными гражданами своей страны, как же воспитать гражданственность, патриотические и духовные ценности у подрастающего поколения? Конечно же, через люблю к слову, литературе, через медиатексты и медиатехнологии.

Патриотическое воспитание в медиа — это воспитание таких личностных черт, как забота об интересах страны, гордость за героическое прошлое нашего Отечества, за научно - культурный вклад России в мировую цивилизацию. Средства массовой информации и коммуникации, литература, искусство должны формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриоты страны должны быть кумирами современной молодежи [3, стр.1]. Именно медиа демонстрируют образцы поведения и формирует ценностные установки: подростки выбирают себе в кумиры не передовиков производства, а блогеров, умеющих зарабатывать сотни тысяч рублей в день, сидя дома. Зачастую блогеры вытесняют профессионалов и гражданская журналистика перестает быть мощным пропагандистским инструментом. Перед учителем ежедневно стоит задача – воспитание достойного гражданина страны, развитие патриотических чувств, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей, коммуникативных умений. Учителю с каждым годом становится все труднее и труднее соперничать с блогерами-миллионниками.

Но тем не менее ежедневная, кропотливая, порой незаметная работа ведется ежедневно. На базе МБОУ СШ №16 г.Новый Уренгой много лет функционирует аккредитованный «Музей воинской славы», учителя и обучающиеся активно работают в направлении музейной педагогики. Не только на уроках литературы и классных часах мы говорим о чести и совести, подвигах и предательстве, мы стараемся показывать, а самое главное - привлекать самих учащихся к работе над архивными материалами, созданию сайтов, буктрейлеров, лонгридов и других медиатехнологий, т.е продуктов средств массовой информации и Интернета.

Работу над формированием и развитием патриотических чувств каждый классный руководитель начинает с 1 класса. Так, небольшие детские сочинения послужили учащихся 5 класса стали основой для создания Книги Памяти – сборника сочинений о бабушках, дедушках, участниках Великой Отечественной войны. Написать сочинение без помощи родителей, родственников тяжело. На помощь пришли такие сайты, как «ОБД Мемориал», «Память народа, гордость народа», «Солдат.ру», сайт Министерства Обороны РФ. Мы знаем, что ежегодно эти сайты постоянно пополняются рассекреченными архивными данными и определенное количество материала (наградной лист, список погибших, боевой путь солдата и др.) можно найти в свободном доступе. Следовательно, сочинения ребят основаны не только на воспоминаниях родителей и родственников, но и подкреплены архивными материалами с вышеназванных сайтов.

Уже несколько лет функционирует школьный сайт на платформе Школьный музей "ХРАНИТЕЛИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ" | Э, где можно найти фотографии, презентации. Сайт был создан силами коллектива школа.

Социальные сети также активно используются для привлечения внимания обучающихся к различным проектам патриотической, интеллектуальной, творческой направленности. Так, в сети Вконтакте есть официальная группа школы. На базе школы создан Центр детских инициатив МБОУ СШ №16 | ВКонтакте (vk.com) [5] имеющий свою страничку в ВК. Ребята постоянно публикуют информацию о мероприятиях, проводимых в школе, учащиеся сами рассказывают о достижениях одноклассников, делятся успехами.

Еще одной разновидностью медиатекста, который учащиеся сами активно создают, стал буктрейлер – это небольшой рекламный видеоролик, основная цель которого заинтересовать читателя, побудить его к прочтению книги. Ребята сами пишут сценарии, монтируют видео. Цель буктрейлера – привлечение внимания к прочтению того или иного произведения. Наши ученики стали неоднократными победителями городских и региональных конкурсов буктрейлеров.

Еще одним новшеством, примером медиатекста, являются лонгриды - простая адаптация крупных статей к онлайн-среде. С этим видом медиатекста меня познакомили ученики. Они же познакомили меня с лонгридом, который я стала использовать на классных часах. Потрясающий проект издания «Коммерсантъ», который посвящён 22 июня — дню, когда началась Великая Отечественная война. День, когда началась война – Коммерсантъ (kommersant.ru) [6]. После просмотра лонгрида никто из ребят не остается равнодушным, девчонки плачут, мальчишки сурово глядят. Хочу подчеркнуть, что лонгрид является и формой подачи информации, и формой работы с информацией. В планах создание собственных лонгридов для музея школы, классных часов.

Наша работа – это не инновации современного образования, но именно такая работа привлекает детей больше, чем просто работа с готовой информацией. Воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, так как мы, педагоги, выполняем ее с любовью и добротой.


Библиографическая ссылка

Мухаметова Ю.Б. МЕДИАТЕКСТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ // Старт в науке. – 2023. – № 5. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2329 (дата обращения: 19.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674