Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Киляшова Т.В. 1
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Образовательный центр «ФЛАГМАН» с углубленным изучением отдельных предметов
экология
младшие школьники
окружающий мир
1. Азбука экологии./под ред. О.Г. Завьялова, Н.И. Науменко, Н.П. Несговорова, Л.П. Салеева – К.: Парус – М. 1997.
2. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания. //Начальная школа. – 1994. - №2. – с.32.
3. Гавриляко, С.Б. Игры «Земля – наш дом».//Начальная школа. – 1995. - №5. – с.57.
4. Кириллова, З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа. – 1989. - №5.
5. Леонтьев, М.Р., Самотесов, Е.Д. Экологическое образование в России: проблемы и перспективы. //Биология в школе. – 1994. - №3. – с.5.
6. Виноградова, Н.Ф. Методические основы нового учебника природоведения для 1-4 класса.//-2012

Проблема экологического воспитания не теряет своей актуальности в любой период, так как именно от уровня отношений человека к природе, от его знаний, готовности к экологической деятельности и от его практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе, зависит само существование жизни на Земле.

Специфика нынешнего времени − увеличение внимания к экологической составляющей в образовании, которое требует развития экологического сознания, воспитания новой личности с экологическим мировоззрением. Экологическое воспитание личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности. Проведенные исследования показывают, что экологических знаний, полученных только на уроках, недостаточно для эффективного осуществления процесса экологического воспитания младших школьников. Большинство учащихся не осознают взаимосвязей в природе, не замечают вреда, причиняемого природе действиями человека. Необходимы внеурочные практические занятия на природе, направленные на изучение экологических проблем территории своей местности, конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды силами учащихся. Изучение экологии родного края является важнейшим фактором формирования системы нравственных ценностей младших школьников.

В ФГОС НОО предлагаются различные направления внеурочной деятельности школьника с целью приобретения младшим школьником первичных представлений о гражданственности и патриотизме, развития его нравственных, этических и эстетических чувств, ценностного отношения к природе.

Названные отношения и ценности возможно сформировать только в процессе непосредственного общения школьника с окружающим миром, то 4 есть в процессе внеурочной деятельности туристско-краеведческой направленности. Одной из важных задач современного образования является формирование у младших школьников желания изучать ближайшее природное окружение на основе деятельности, правильно применять полученные знания на практике, объективно оценивать свое поведение в природной и социальной среде.

По моему мнению, решить эту задачу возможно в процессе организации внеурочной деятельности младших школьников туристско-краеведческой направленности.

Экологическое воспитание на уроках окружающего мира

Педагоги сходятся в том, что экологическое воспитание и образование необходимо, и оно будет эффективным, если экологический материал будет систематическим, организованным, будет использоваться в различных учебных предметах, но наибольших успехов можно добиться на уроках окружающего мира.

Цель экологического образования и воспитания обуславливает следующие актуальные задачи:

-усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

-понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;

-овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

-выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;

-формирование понятия о взаимосвязях в природе;

-развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

-формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия

Принципы организации экологического воспитания:

1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.

2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают: традиционные; активные, инновационные.

Выделяют:

-урок как традиционная форма ( вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).

-специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры).

-внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач).

-факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.

-различные виды экскурсий.

-СМИ.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

-защита природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);

-предупреждение дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);

-улучшение природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);

-пропаганда и разъяснение идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);

-сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок).

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.

Я работают по программам и учебникам окружающего мира отличных от традиционных. Н.Ф. Виноградова разработала учебник для четырехлетней начальной школы. Его учебник открывается разделом "Этот удивительный мир". Этот раздел служит связующим звеном между курсами "Ознакомление с окружающим миром" (1-2 классы) и "Природоведение" (3-4 классы).

Программа «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой, Г. Г. (система развивающего обучения, программаXXIвек).

Особое значение этого интегративного предмета в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней.

Исходя из этого основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней.

Авторы выделяют следующие задачи: воспитание правильного отношения к объектам природы и результатам труда людей, формирование элементарной экологической культуры; воспитание гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; развитие интереса к окружающей жизни.

Особенностью программы является изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов в интегрированном курсе на протяжении всех четырех лет обучения. Он обеспечивает формирование у детей разнообразных представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, понимание законов существования в природной и социальной среде, развитие познавательной сферы. Важным является то, что курс построен «от ребенка» («Я и другие люди», «Я и природа», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»).

Содержание учебного материала распределяется следующим образом. В первом классе изучаются темы: «Ты - первоклассник», «Твое здоровье», «Мы и вещи», «Природа вокруг нас», «Наша страна». Вначале учащиеся получают сведения общего характера: режим дня, время и часы, правила дорожного движения, учеба в школе и отдых, факторы закаливания и здоровый образ жизни. Учащиеся получают представления о своей стране, городе или поселке, в котором они живут. Они узнают о профессиях и труде людей, учатся ценить и уважать труд человека.

Одновременно с этим начинается знакомство с окружающей природой, ее красотой и гармонией. Обобщаются знания учащихся о растениях и животных, которые известны учащимся, и на этой основе формируются знания о культурных и комнатных растениях, диких и домашних животных, навыки ухода за растениями и животными дома и в классе.

Содержание курсаприродоведения в следующих классах тесно связаны с темами программы первого класса. Это «Человек и его здоровье», «Человек и природа», «Моя страна», «Природа вокруг нас», «Труд людей на планете». Построенная по спирали программа позволяет в каждом классе расширить первоначальное содержание курса, углубить и закрепить знания учащихся.

В третьем классе раскрываются свойства воды, воздуха, горных пород, их свойств, состав; особенности растений и животных, их многообразие, условия, необходимые для жизни и развития организмов; редкие и исчезающие растения и животные, их охрана.

В следующем учебном году основные природоведческие понятия развиваются, закрепляются, наполняются новым содержанием. Здесь изучаются такие понятия, как горизонт, план и карта, ориентирование, форма и размеры Земли, движение Земли, формы поверхности суши. Одновременно с этим расширяются и углубляются представления и понятия о горных породах и полезных ископаемых, почве, погоде, растительном и животном мире различных сообществ, организме человека и правилах гигиены.

Параллельно с формированием знаний о природе расширяются и общие знания учащихся об обществе, искусстве и культуре, этике, труде людей и профессиях, характере воздействия человека на природу и окружающий мир. Учащиеся знакомятся с жизнью первобытных людей, возникновением и развитием наук и искусства, географическими открытиями, жизнью человека в различных частях Земли.

Таким образом, начиная в первом классе с изучения жизни своей семьи, коллектива класса, далее города, поселка, ученики постепенно знакомятся с условиями жизни людей на планете в целом, с творчеством человека и миром, его чувств. Постепенно формируются не только первоначальные природоведческие понятия, но и духовный мир ребенка, расширяется его кругозор, повышается уровень общего развития, наконец, начинает складываться его общественное сознание, понимание ответственности людей за будущее Земли. В соответствии с представленным материалом выделяют следующие экскурсии.

Тематика экскурсий по программе «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой (система развивающего обучения, программаXXIвек)

Класс

Тематика экскурсий

1

Экскурсии сезонные для ознакомления с признаками различных времен года: в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов.

2

Экскурсии в природу в различные времена года; наблюдение сезонного труда людей (фабрика, ферма, завод); экскурсии в краеведческий, художественный музеи, дом писателя.

3

Экскурсия к местному водоему для знакомства учащихся с его особенностями, использованием и охраной; наблюдение обнажения горных пород в карьере (овраге, береговом обрыве реки).

Ожидаемые результаты

1.Изучение богатства природного наследия.

2.Обогащение знаниями и опытом общения с природой.

3.Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора.

4.Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.

5.Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.

6.Воспитание экологической культуры.

Выводы

Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимается довольно много педагогов. И делают они это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Но главное то, что за всем этим многообразием методов и приемов работы ученики младших классов становятся более экологически воспитанными.

Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Большими возможностями для проведения нравственно-экологического воспитания обладают уроки окружающего мира. Изучение мира растений, животных, природных явлений, составляет базу для систематического проведения воспитательной работы на этих уроках.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:

1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.

2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.

3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных ). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания, как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Проделанная работа привела к следующим выводам:

1.Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.

2.Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.

3.Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.

4.Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

5.При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.


Библиографическая ссылка

Киляшова Т.В. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА // Старт в науке. – 2023. – № 3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2314 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674