Быстрое развитие технологий стало причиной того, что объём данных, существующих в мире, растёт молниеносно, поэтому происходит качественное изменение не только всего общества, но и каждого человека в отдельности. Сегодня понятие грамотности значительно расширилось, перейдя в «функциональную грамотность». Чтобы стать успешным человеком в современном мире, необходимо обладать фундаментальными знаниями: языковая грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность и другое.
Актуальность формирования читательской грамотности детей не вызывает сомнения у родителей, воспитателей, педагогов. Способность к чтению и пониманию текстов, умение извлекать информацию, интерпретировать ее и использовать при решении учебных задач и в повседневной жизни - это приоритетный базовый навык для каждого человека, для общества и государства.
Каким должен быть выпускник современной школы?
Это целеустремленный человек, способный адаптироваться в любой ситуации, ставить задачи и решать их, уметь контролировать ситуацию и оценивать результат, взаимодействовать с учителем и сверстниками.
Формируя функциональную грамотность обучающихся на уроках русского языка и литературы, занятиях внеурочной деятельности применяю практико – ориентированные задания. Подбираю упражнения, тексты, индивидуальные задания для развития речевой и письменной деятельности. Стараюсь подобрать такие задания, которые существенно повысят уровень функциональной грамотности у обучающихся.
При выполнении практико – ориентированных заданий в процессе поиска решений ребятам придется найти и изучить определённый объем информации, который может быть в виде текста, схемы, таблицы, алгоритма и другое. В зависимости от поставленных перед ними задач, информацию необходимо обработать: интерпретировать, отобрать важную, оценить степень её достоверности. Поэтому перед ребятами возникает необходимость обращаться к разным источникам: словарям, сайтам, другим людям и другое.
Предлагая различные формы заданий, нестандартные формулировки, разделяя задания по уровням сложности и видам деятельности, мы поможем школьникам не только подготовиться к итоговой аттестации, но и достичь своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Хочу продемонстрировать фрагмент занятия и показать некоторые практические приемы формирования читательской грамотности.
Задание 1. Приемы графической переработки материала - КЛАСТЕР, ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ.
КЛАСТЕР. Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
Приём - «Тонкие и толстые вопросы». Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Задание 2. Прием активизации полученных знаний - КОПИРАЙТИНГ
Копирайтер — специалист в области написания текстов, создающий их на основе творческого задания.
Задача учеников: кратко, доходчиво и образно сформулировать достоинства и преимущества объекта рекламы с целью воздействия на мнение и представления потребителя (читателя, слушателя или зрителя) и побуждения его к действию (покупке, подписке, заказу и т. п.).
Задание 3. Прием формирования читательской грамотности - "ЛОВИ ОШИБКУ"
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует: умение анализировать информацию; применять знания в нестандартной ситуации; критически оценивать полученную информацию.
Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер оглашает результат решения перед всей группой.
Проведение мастер-класса
ЗАДАНИЕ 1. Ознакомьтесь с текстом рекламы. Задайте 5-10 вопросов, раскрывающих суть информации. Вы задаете "умные" вопросы, проблемные, так называемые "толстые вопросы".
Время выполнения - 2-3 минуты.
1. – Какой товар рекламируется?
2. – На каких улицах можно приобрести этот товар?
3. - Как можно связаться с представителями этих магазина?
4. - Товары каких фирм рекламируются?
5. - Как представители магазина привлекают внимание покупателей?
6. - Какой товар ты бы выбрал, учитывая семейный бюджет?
1 группа:
Рисунок 1
2 группа:
Рисунок 2
3 группа:
Рисунок 3
Задание 2. КОПИРАЙТИНГ
Вы являетесь копирайтером. Копирайтер — специалист в области написания текстов, создающий их на основе творческого задания.
Задача копирайтера заключается в том, чтобы кратко, доходчиво и образно сформулировать достоинства и преимущества объекта рекламы.
Создайте рекламный слоган к данной рекламе (по тем же картинкам)
2 минуты на выполнение.
Задание 3. Прием формирования читательской грамотности - "ЛОВИ ОШИБКУ".
Ваша задача - исправить предложения, найти указанную ошибку, прочитать исправленный вариант.
1 группа
Ошибка: неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
1) Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах.
2) По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.
3) Благодаря оперативного вмешательства властей последствия стихии быстро удалось устранить.
4) По окончанию отпуска Лидия Николаевна с головой погрузилась в работу.
5) Согласно результатов исследования российских экономистов, для 60 процентов населения актуален вопрос сбережения заработанных денег.
6) Он то замирал, качаясь на пятках, то, припадая к земле, мчался наперерез автомобиля.
7) Благодаря наличия у предприятия автотранспорта для перевозки служащих специалисты всегда вовремя оказываются на объектах.
8) Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел.
2 группа:
Ошибка: неправильное употребление имени числительного
1) Оплатив счёт, двое женщин вышли из кафе «Утро», сели в такси и поехали в театр, чтобы там встретиться с режиссёром.
2) Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина - занимались в разных спортивных секциях.
3) Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре сутки.
4) На обоих сторонах листа, лежавшего на столе, был напечатан текст.
5) Объём рекомендуемой жидкости — не менее полтора литра.
6) Двое тигров охотились на антилоп.
7) В митинге приняли участие около полтораста жителей.
8) Поздравить с Восьмым мартом девочек – главная задача мальчиков.
3 группа:
Ошибка: нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) До 1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом.
2) Весь день пони катало в зоопарке малышей.
3) МГУ было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика
М. В. Ломоносова.
4) Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
5) В лесу растут много деревьев.
6) Большинство возражали против такой оценки его творчества.
7) Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость.
8) Все, кто не потеряли ещё головы, были против терроризма.
Спасибо! Вы отлично справились! до новых встреч!
Библиографическая ссылка
Тумакова И.В. ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ШКОЛЬНЫЙ ПРЕСС-ЦЕНТР" // Старт в науке. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2279 (дата обращения: 21.11.2024).