Введение
Актуальность и обоснование темы проекта: действительность современного подростка наполнена информацией из сети, свободное время дети проводят с планшетами, телефонами и другими гаджетами, что влияет на внимательность и здоровье, на когнитивные функции и коммуникабельность.
Цель проекта: выяснить влияние гаджетов на современных подростков и дать рекомендации по уменьшению отрицательных факторов данного явления.
Задачи проекта:
1. Исследовать понятие «гаджет», их применение и использование подростками
2. Провести опрос среди учащихся;
3. Провести интервью с психологом и детским писателем;
4. Рассказать о собственном опыте взаимодействия с электронными устройствами;
5. Рассказать о выводах проектной работы и дать рекомендации.
Объект исследования: гаджеты и их влияние на подростка.
Предмет исследования: взаимодействие подростков с гаджетами.
Гипотеза:большинство современных подростков пользуются гаджетами, однако избыточное взаимодействие с данными устройствами отрицательно влияет на когнитивные функции организма подростка, на его внимательность и коммуникабельность.
Методы исследования:изучение открытых источников информации, проведение опроса, экспертное интервью, эксперимент, сравнение.
Теоретическая часть
Гаджет – это компактные и мобильные устройства, предназначенные для индивидуального пользования. Рейнер Банхам дал такое определение гаджету: «автономная единица высокой производительности, обеспечивающая преобразование некого набора обстоятельств в соответствие человеческим желаниям. Чтобы настроить и пользоваться им, нужен минимальный навык» [1].
Таким образом, все технические устройства личного использования с середины прошлого века стали именоваться гаджетами – игровые приставки, планшеты, смартфоны, умные устройства – гаджеты.
Википедия дает следующее определение: га́джет(англ.gadget—приспособление,устройство)— небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни. Гаджеты широко распространены в самых разных сферах [2].
Интернет-сайт «Умназия» дает следующие рекомендации по использованию гаджетов детьми: в возрасте 7-9 лет - не более 1,5 часов в день, 10-13 лет – до 2 часов, 14-16 лет – до 3 часов в день [3].
Согласно исследованию НИМУ им. Пирогова и Северного государственного медицинского университета молодым людям не стоит проводить более трех часов в сутки с компьютером или планшетом. В противном случае у них могут возникнуть физические отклонения. Среди основных проблем, к которым приводит частое использование гаджетов, специалисты называют: близорукость; неврологические и психологические отклонения; нарушения в работе опорно-двигательного аппарата [4].
В США также проводили исследование, в котором приняли участие 2000 подростков ввозрасте от10 до15 лет. Специалисты выяснили, сколько времени дети проводят перед смартфоном, затем 400 изних обследовали более подробно. Втечение двух недель испытуемые каждый вечер отчитывались овремени, потраченном нагаджеты, атакже освоем психическом состоянии.
Было выявлено, что увлечение смартфоном не наносит вред психике детей, а некоторые подростки чувствовали себя даже лучше, когда проводили больше времени всоциальных сетях иполучали больше сообщений, однако они заметили, что подростки не отдают себе отчет в количестве проведенного времени со смартфонами, а также не могут точно сказать, который час, что позволило сделать вывод о том, что связь с реальностью может быть потеряна [5].
По данным опроса, проведённого ВЦИОМ, большая часть россиян поддерживает инициативу запрета использования смартфонов и иных гаджетов детьми во время учебных занятий. Большинство россиян (83%) считают, что личные телефоны и смартфоны мешают школьникам учиться. Три четверти опрошенных (73%) поддерживают идею о запрете использования смартфонов и других гаджетов во время занятий. Это связано в первую очередь с тем, что чрезмерное увлечение гаджетами рассеивает внимание школьника и отвлекает его от усвоения учебной программы [6].
Ученые утверждают о том, что когда человек много времени проводит с телефоном или планшетом, может возникнуть номофобия. Это ситуация, когда человек боится оказаться без интернета или без мобильной связи и испытывает раздражительность, страх и тревогу [7].
Также у зависимых от гаджетов людей может возникнуть синдром дефицита внимания и гиперактивности. Среди большого потока информации из сети, человек не может выделить главное, а полученную информацию он усваивает частями. Последствием этого может стать невнимательность, рассеянность, неумение переключаться с одной задачи на другую.
Кроме того, зависимость от гаджетов имеет еще одну характерную особенность - это снижение социальных контактов. Учение подметили, что при регулярном использовании интернета, у человека возникает потребность в постоянном уточнении любой информации, свои знания и память подмениваются на компьютерные. Главная опасность заключается в том, что человек прочитывает много, но практически ничего не запоминает. Ученики, ищущие ответ на каждый вопрос в поисковых системах, снижают свою способность к обучению [8].
Практическая часть
Для подтверждения выдвинутой гипотезы в практической части проекта в 2022 году был проведен опрос среди учеников 5 класса лицея №81, кроме этого был проведен повторный опрос спустя год для учащихся 6 классов (в 2023 году), результаты опроса приведены в таблицах 1 и 2. Вопросы анкеты представлены ниже.
Таблица 1
Сводная таблица с ответами учащихся на вопросы анкеты за 2022 год
|
1 вопрос У вас есть гаджеты? |
2 вопрос Как чаще всего вы используете гаджеты? |
3 вопрос Чтобы сообщить что-то однокласснику Вы? |
4 вопрос Если Вы забыли телефон дома, вы испытываете дискомфорт? |
5 вопрос Сколько времени вы проводите с телефоном/планшетом в день? |
6 вопрос Что вы чаще всего используете в телефоне/ планшете? |
7 вопрос Есть ли у вас в социальные сети? |
А |
100% да
|
9% читаю |
64% скажете словами |
45% да |
21% 1 час
|
6% мобильную связь (звоню) |
91% да |
Б |
0% нет |
52% смотрю видео (ТикТок, Рутуб) |
36% напишите сообщение |
55% нет |
21% 2 часа
|
55% интернет |
9% нет |
В |
|
15% общаюсь
|
|
|
49% Более 3-4 часов |
15% камера |
|
Г |
|
12% слушаю |
|
|
9% все время |
9% игры |
|
Д |
|
12% снимаю |
|
|
|
|
|
Таблица 2
Сводная таблица с ответами учащихся на вопросы анкеты за 2023 год
|
1 вопрос У вас есть гаджеты? |
2 вопрос Как чаще всего вы используете гаджеты? |
3 вопрос Чтобы сообщить что-то однокласснику Вы? |
4 вопрос Если Вы забыли телефон дома, вы испытываете дискомфорт?
|
5 вопрос Сколько времени вы проводите с телефоном?
|
6 вопрос Что вы чаще всего используете в телефоне/ планшете?
|
7 вопрос Есть ли у вас в социальные сети? |
А |
100% да
|
14,7% читаю |
55% скажете словами |
51,4% да |
13% 1 час |
14,7% звоню
|
89,9% да |
Б |
0% нет |
26,6% смотрю |
45 % напишите сообщение |
48,6% нет |
19% 2 часа
|
67,9% интернет |
10,1% нет |
В |
|
43,1% общаюсь |
|
|
47% более 3-4 часов |
3,7% камера |
|
Г |
|
6,4% слушаю |
|
|
21% все время |
13,8% игры |
|
Д |
|
9,2% снимаю |
|
|
|
|
|
В опросе 2022 года приняло участие 32 человека, он проводился в бумажном варианте. Были получены следующие данные: 100% опрошенных имеют какие-либо гаджеты (телефоны/ планшеты и прочие устройства), больше половины подростков смотрят видео на смартфонах, а 15% опрошенных с их помощью общаются с одноклассниками, большая часть пятиклассников (64%) предпочитает разговор онлайн-общению, а больше половины опрошенных (55%) не испытывают дискомфорт, если забыли телефон дома. Почти половина класса проводит больше 3-4 часов с гаджетами, что превышает рекомендации специалистов и может негативно влиять на физическое и эмоциональное здоровье ребят. Чаще всего (55%) подростки пользуются интернетом, еще 15% делают фотографии и видеоролики, играют только 6% опрошенных. Зарегистрированы в социальных сетях – 91% школьников, 9% не имеют страниц и не используют социальные сети.
В опросе 2023 года приняло участие 109 человек из параллели 6 классов лицея №81, анкетирование проходило онлайн с помощью платформы Яндекс.Формы. Были получены следующие данные: все подростки имеют гаджеты, большинство из них использует устройства для общения (43,7%), часть смотрит видео (26,6%), для учебы гаджеты используют 14,7% из числа опрошенных, остальные снимают видео и слушают аудио – более 15%. Большинство учащихся 6 классов для того, чтобы передать сообщение сверстнику, скажет его устно (55%), другие предпочитают написать (45%). Более половины ребят испытывают дискомфорт, если забыли смартфон дома, скорее всего это связано с тем, что 2/3 ребят используют интернет повседневно, играют в игры 13,8% из общего числа, звонки предпочитают 14,7% учащихся. Только 10% подростков не имеет страниц в соцсетях, большинство (около 90%) – имеет.
Если сравнивать результаты опроса 2022 и 2023 года, то можно сказать о том, что все подростки имеют гаджеты и пользуются ими, есть изменения в структуре ответов – почти втрое увеличилось количество детей, которые предпочитают общение с помощью гаджетов, при этом просмотр видео как основное времяпрепровождение с телефоном – снизилось вдвое. Кроме этого, возросло количество подростков, которые предпочитают текстовые сообщения устному общению, сейчас количество ребят по способу коммуникации примерно одинаковое, однако еще год назад тех, кто коммуницировал со сверстниками в устной форме – было 64%. Еще один тревожны факт – с 9 до 21% увеличилось количество ребят, которые проводят с гаджетами все свободное время. Однако есть один и позитивный фактор – в целях обучения ребята стали чаще использовать умные устройства – почти 15% в 2023 году против 6% в 2022. Здесь, однако, следует учесть и тот факт, что возросла умственная нагрузка на подростков и потребность в образовательной деятельности использовать гаджеты также возросла, поэтому необходимо иметь в виду эту погрешность. Полная таблица с ответами учащихся за 2 года приведена в таблицах 1 и 2.
Также был проведен эксперимент «Один день без гаджетов», во время которого я вела дневник наблюдения, а после ответила на некоторые вопросы. Данные эксперименты привожу ниже.
1. Удалось ли вам завершить эксперимент? Эксперимент удалось завершить и не брать гаджеты в течение всего дня.
2. Что вы ощущали во время проведения эксперимента? Было ощущение, что мне чего-то не хватает, некий дискомфорт. Связываю это с тем, что все-таки много времени провожу в гаджетах, мне было тяжело.
3. Чем вы занимали себя в этот день (вместо использования гаджетов)? В этот день я играла со своей сестрой на улице, занималась своими личными делами, ходила в школу и на дополнительные занятия.
4. Было ли у вас желание остановить эксперимент? Почему? Что вы предпринимали в этой ситуации? Было желание остановить эксперимент, потому как я часто общаюсь с друзьями в мессенджерах, мне не хватало подобного общения. Когда мне хотелось оставить эксперимент, я разговаривала с родителями и с сестрой, отвлекала себя повседневными делами.
5. Стали ли вы после эксперимента уделять меньше времени гаджетам? Время покажет, но я задумалась об этом. Часто фоном включаю музыку или мультфильм, а раньше я была вовлечена в просмотр видео или слушание музыки. Думаю, что это полезный опыт, теперь я буду следить за временем, проведенным с гаджетами.
Для обобщения полученных выводов также мною было проведено интервью с экспертами. Первый мой собеседник – это член Союза писателей России Наталья Сергеевна Корсак. Ниже привожу вопросы и ответы на них.
С.С. Как вы считаете, гаджеты влияют на современных детей?
Н.К. Безусловно, гаджеты влияют на современных детей, потому как в первую очередь они влияют на современных родителей. Для многих родителей гаджеты - неотъемлемая часть работы, однако, глядя на родителей, занятых такой работой, дети вольно или невольно проявляют интерес к мобильным телефонам, планшетам. И им хочется быть взрослыми сегодня и сейчас.
С.С. Какие позитивные и негативные факторы вы в этом видите?
Н.К. Наблюдая за дочерью могу сказать, что для нее гаджеты – это игрушка, но многие из них развивают внимание, смекалку, цветовое восприятие. Однако во время игры или просмотра мультфильмов на Ютубе, ребенок вовлечен в процесс. С одной стороны, это как развивает его внимание и интерес к чему-либо новому, с другой стороны, это все-таки создает клиповость мышления, быстрой смены картинки. Ребенок уходит от реальности, попадая в мир гаджетов, уходит настолько иногда, что не слышит элементарных просьб родителей, не слышит, что происходит вокруг. А это уже очень страшно - если ребенок с гаджетом находится на улице и переходит дорогу или просто идет в парке и не ожидает никаких опасностей, потому то что он вовлечен в некую игру и не замечает того, что происходит вокруг.
С.С. Вы сами пользуетесь гаджетами? Сколько часов в день?
Н.К. Я пользуюсь гаджетами довольно часто, это напрямую связано с моей работой. Однако взрослый человек психически более устойчив, он может себя контролировать. В ситуации, когда я понимаю, что достаточно много времени провожу с мобильным телефоном, я устраиваю детокс от умных устройств, не пользуюсь ими на протяжении определенного времени. Это помогает избежать негативных последний. В свою очередь считаю важным ограничивать время, проведенное с телефонами, для детей, т.к. их психо-эмоциональные свойства организма еще не полностью сформированы и они могут не заметить, как чрезмерное увлечение играми, например, может обернуться зависимостью.
С.С. Давайте сделаем небольшой прогноз – прогресс не остановить, гаджетов будет становится все больше. Как вы думаете, как в перспективе обилие гаджетов повлияет на подростков, их внимание и успеваемость, к примеру, через 20 лет?
Я «за» прогресс, поэтому полагаю, что современные дети через 20 лет как раз будут моего возраста, а это значит, что работающее население будет достаточно грамотное в техническом плане, они практически «родились» с телефоном в руке, поэтому и сами, возможно, будут создавать новые гаджеты, которые улучшают жизнь людей. Что касается вреда от гаджетов – здесь сложно делать прогноз – конечно, может пострадать зрение или слух, если «слишком» много времени пользоваться умными устройствами. Но я верю, что новое поколение ребят также будет заботиться о своем здоровье и не допустит подобного.
С.С. Что бы вы сказали своему ребенку, если бы видели, что он чрезмерно увлекся гаджетами? Как быть в этом ситуации родителям, учителям и семье?
Н.К. Здесь важно замечать, почему ребенок много времени проводит с телефоном. Он недостаточно занят, у него не хватает мотивации к учебе или ему просто скучно? Важно занять ребенка реальными делами – попросить помочь по дому, вместе погулять или заняться другими делами, а еще договориться, что телефоном он может пользоваться в образовательных целях и не более полутора часов в день. Со стороны взрослых это надо контролировать, конечно. Я бы объяснила дочери, почему это необходимо сделать и рассказала, что вредного в гаджетах.
Второе интервью состоялось с дипломированным психологом Светланой Павловной Кичигиной. Ниже привожу вопросы и ответы на них.
С.С. Как вы считаете, гаджеты влияют на подростков?
С.П.К. Да, в настоящее время, да и вообще в любое время они влияют на детей.
С.С. Какие позитивные и негативные факторы вы в этом видите?
С.П.К. Позитивные: подростки и гаджеты – это будущее, в наше время без них никуда, поэтому в скором времени вся жизнь будет построена на гаджетах – отношение, общение и другие сферы. Уже сейчас существуют умные дома, где все автоматизировано. Негативные – все хорошо, что в меру. Если ребенок постоянно с гаджетами – то родителям стоит задуматься, от чего он убегает в реальности – от каких-то проблем, от переживаний. Происходит подмена понятий, подросток таким образом замещает эту из сфер своей жизни. Я опасаюсь слова «зависимость», но происходит такое замещение реальной жизни, это уже негативно сказывается на жизни ребенка, на его психике.
С.С. Вы сами пользуетесь гаджетами? Сколько часов в день?
С.П.К. Пользуюсь, но не так много, в среднем 1-,15 часа в день, если не учитывать рабочее время, проведенное за компьютером.
С.С. Давайте сделаем небольшой прогноз – прогресс не остановить, гаджетов будет становится все больше. Как вы думаете, как в перспективе обилие гаджетов повлияет на подростков, их внимание и успеваемость, к примеру, через 20 лет?
С.П.К. Здесь важно проводить научные исследования, привлекая ученых, медиков, психиатров и родителей, при этом должно быть длительное исследование, чтобы отследить зависимость во времени. Могу привести пример: было проведено исследование учеными, когда подростков разделили на 3 группы. Одна группа не имела доступа к гаджетам совсем, вторая могла пользоваться ими ограниченное время, а для третьей не было ограничений по времени. В результате, когда сравнили время, проведенное ребятами с гаджетами, выяснили, что они проводили одинаковое количество, те, кого ограничивали – добирали его, заимствуя телефоны у друзей и т.д, иногда делали это тайно. Любознательность их приводит к тому, что они пользуются гаджетами столько, столько им необходимо.
С.С. Что бы вы сказали своему ребенку, если бы видели, что он чрезмерно увлекся гаджетами? Как быть в этом ситуации родителям, учителям и семье?
С.П.К. Я бы повела его к психологу, сама попробовала разобраться – спросить, спокойно поговорить. Самим психологам нельзя практиковать на ближайшем окружении, это этика работы определенная. Обычно, какие причины бывают – ребенок не может реализоваться или возникают проблемы в общении. Надо выявить причину и скорректировать.
С.С. Как на ваш взгляд, влияют ли гаджеты на восприятие подростками реальности – не слишком ли они увлечены онлайн-общением и играми? Не мешает ли это учебе или, например, безопасности? Когда мы видим ребенка в наушниках, который переходит дорогу, или подростка, который уткнулся в телефон и не видит, что происходит вокруг.
С.П.К. Это, действительно, опасные ситуации. Необходимо разговаривать с детьми дома и в школе и объяснять им правила безопасного поведения. Меня также волнует вопрос информационной безопасности, когда через гаджеты и соцсети на детей могут выйти опасные люди с сомнительными целями. Здесь опять же важна профилактика, с подростками особенно надо разговаривать.
С.С. Как вы думаете, большой информационный поток, который обрушивается на детей при использовании гаджетов, влияет на них? Смогут ли они с этим справиться и нужно ли взрослым контролировать контент, который потребляет ребенок?
С.П.К. Контент надо контролировать взрослым, посмотреть от чего уходит ребенок – была психологическая травма, и он ищет «отдушину» в играх, например. При невозможности реализоваться – в признании и выполнении социальной функции, он тоже может так уходить от реальности.
С.С. Можно ли отбирать у детей гаджеты?
С.П.К. Нельзя агрессивно отбирать, ребенок будет тайно им пользоваться. Надо договариваться, объяснять, говорить о том, что много времени в гаджетах – это плохое зрение в будущем, т.к. очень близко от глаз находится телефон или планшет. Иногда дети так отдыхают – но это не должно становиться системой.
С.С. Дайте свои рекомендации.
С.П.К. Контроль со стороны взрослых, ограничение времени, внимательное отношение к своему ребенку, чтобы вовремя заметить – это для взрослых, а для детей проводить с гаджетами не более 2х часов в день и находить другие способы досуга.
На основании полученных результатов практической части работы можно сказать о том, что современные подростки довольно часто пользуются гаджетами, их повседневная жизнь – это в том числе общение с друзьями и одноклассниками с помощью сообщений, некоторые смотрят видеоролики или слушают музыку и не представляют свою жизнь без гаджетов как средства общения, поиска информации и развлечений. Полученные выводы о том, как гаджеты влияют на подростков, будут обобщены в следующем разделе.
Заключение
Работая над проектом, мы выяснили, что такое гаджеты, как современные подростки взаимодействуют с ними, как они влияют на детей.
В практической части проекта дважды был проведен опрос среди учащихся 5 класса, затем 6 классов, также был проведен эксперимент «Один день без гаджетов». Кроме этого, я провела два экспертных интервью с психологом и детским писателем по теме проекта, данные приведены в Практической части работы.
Исходя из полученных данных, мы выяснили, что современные дети проводят достаточно времени с гаджетами, они используют их не только для развлечения, но и в образовательных целях. Однако опросы и проведенный эксперимент показали, что большая часть детей проводит слишком много времени в гаджетах – более 3 часов в день – что уже сейчас и в будущем может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья, но самым тревожным фактом является увеличение числа детей, которые предпочитают онлайн-общение и в целом почти половина ребят общается с помощью гаджетов уже сейчас.
Многочасовое непрерывное использование гаджетов может вызвать нарушение зрения, усталость, бессонницу, что в свою очередь отрицательно сказывается на восприятии учебного материала, когнитивных и коммуникативных функциях и поведении школьников.
Результаты эксперимента, опроса и интервью показали, что разумное использование гаджетов не оказывает отрицательного влияния на успешность обучения и поведение. Использование гаджета в образовательных целях облегчает подготовку к урокам и экономит время, если подростки используют умные устройства для познавательной деятельности. Мною были подготовлены рекомендации для детей по пользованию гаджетами, это практическое руководство я привожу ниже:
1. Отключить громкость на телефоне во время занятий в школе;
2. Не пользоваться смартфонами во время урока;
3. Во время урока телефон должен лежать в портфеле/рюкзаке или в сумке;
4. Если нужно срочно позвонить кому-то на уроке, необходимо разрешение учителя;
5. На уроках нельзя слушать музыку в наушниках;
6. При входе в школу перевести устройства мобильной связи в режим «без звука»;
7. Максимально ограничить присутствие в своей жизни гаджетов и пользоваться ими только по необходимости не более 2 часов в день;
8. При подготовке к урокам дозированно пользоваться гаджетами с целью поиска информации, а также делать зарядку для глаз;
9. Отключить звуковые сообщения во время уроков и важных мероприятий;
10. Заниматься повседневными делами и гулять без телефона;
11. Ограничить время в социальных сетях, отдавать предпочтение живому общению;
12. Периодически утраивать «день без гаджетов» для предотвращения зависимости от умных устройств;
13. Помнить, что виртуальный мир, каким бы он не был увлекательным, никогда не заменит реального;
14. Гаджеты – это устройства для облегчения жизни, а не наоборот, поэтому постарайтесь максимально ограничить их присутствие в вашей жизни.
Считаю результаты и выводы проекта могут быть основой для более масштабного исследования на данную тему.
Библиографическая ссылка
Семёнова С.И. ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПОДРОСТКА // Старт в науке. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2278 (дата обращения: 23.11.2024).