Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская натуралиста», является дополнительной, авторская программой естественнонаучной направленности. Это одногодичная ознакомительная программа стартового уровня обучения. Программа соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании».
Актуальность данной программы состоит в том, что она не только знакомит с природой родного края, но и способствует социальной адаптации ребенка. Работа над эколого – социальным проектом и участие в природоохранных акциях помогает ребенку осознать свою социальную значимость, и формирует весь спектр учебных универсальных действий (УУД), воспитывает экологическую культуру. Программа знакомит детей с некоторыми элементами исследовательской деятельности: наблюдение, эксперимент. Вводит ребенка в мир изучения и исследования. В виде игр и упражнений - тренингов отрабатывается умения наблюдать, обобщать, делать выводы. Дети учатся видеть проблему и пути ее решения. Программа предусматривает проведение ряда экспериментов: (эксперимент по получению красок в домашних условиях (в рамках урока) и практическую работу по оценки свойств полученных красок; эксперимент с пером водоплавающей птицы и др.).
Программа предусматривает большой объём практической работы, помогает реализовать потребность детей в чередовании обучающей и творческой деятельности, характерной для данного возраста. Творческая деятельность реализуется в виде закрепления изученного материала.
Цель программы: знакомство с природой родного края, через изобразительное творчество.
Задачи:
Предметные
· Познакомить детей с основными представителями животного и растительного мира нашего края.
· Познакомить с основными рабочими инструментами и материалами художника и правилами работы с ними.
· Познакомить детей с некоторыми элементами исследовательской деятельности: (наблюдение, эксперимент).
Метопредметные
· Развивать познавательный интерес к особенностям природы родного края.
· Развивать любознательность, наблюдательность, зрительную память, фантазию, логическое мышление, умение видеть проблему и пути ее решения.
· Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности.
· Развивать эмоционально – чувственную сферу детей через знакомство с многообразием красок, звуков, запахов, форм объектов природы.
Личностные
· Прививать любовь к природе родного края.
· Воспитывать бережное, ответственное отношение к природным объектам.
· Формировать навыки поведения в природе.
· Воспитывать терпение и аккуратность при выполнении творческих работ.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 – 9 лет.
Формы и режим занятий: 1х40мин 2 раза (72часа)
Методы обучения и структура занятий
Занятия строятся с учетом наглядно - образного восприятия ребенком окружающего мира. При изучении нового учебного материала природоведческого содержания большое значение придается наглядным методам обучения (показ объектов природы и видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения упражнений и творческих заданий). Большую часть занятия занимает практическая деятельность (наблюдение за живыми объектами, экскурсии, практические работы исследовательского характера), творческая деятельность (выполнение объекта изучения в одной из техник изобразительной деятельности) и игровая в виде сюжетно-ролевых игр, подвижно – дидактических, а также различных тренингов. Применяются и словесные методы обучения (например: беседа, рассказ педагога), но в меньшей степени.
Навыки осознанно – правильного поведения в природе формируются в процессе участия обучающихся в природоохранных акциях и выполнения ими эколого-социального проекта.
По окончании каждого из разделов программы проводится тематическая выставка работ с обсуждением как педагогом, так и детьми.
Планируемые результаты:
В результате обучения по программе ребенок:
- будет знать распространенных представителей растительного мира края;
основных представителей животных родного края, их приспособления к среде обитания;
- будет знать основные рабочие инструменты и материалы для творчества и будет обучен правилам работы с ними;
- будет уметь изображать наиболее распространённых представителей животного и растительного мира нашей местности, подбирая наиболее реалистичные оттенки цветовой гаммы;
- будет иметь представление о ядовитых и лекарственных растения края;
- расширит представления о некоторых представителях животного и растительного мира нашей местности, занесенных в Красную книгу;
- научится использовать схемы изображения фигур животных и птиц при выполнении творческих работ;
В результате обучения по программе у ребенка:
- будут развиваться творческие способности;
- будет развит интерес к познанию особенностей природы родного края;
- будет сформированы коммуникативные качества и уважительное отношения к иному мнению;
- будет сформировано экологическое поведение и активная природоохранная позиция;
Способы определения результативности:
Основной формой проверки прогнозируемого результата является мониторинг – отслеживание результативности обучения по образовательной программе по трём параметрам: учебная деятельность, личностное развитие, предметные достижения (участие обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах как на базе центра, так и на других уровнях).
Мониторинг проводится три раза в год:
-вводный, в начале учебного года (оценивается личностное развитие);
-текущий, в середине года (оценивается учебная деятельность);
-итоговый, в конце года (оценивается личностное развитие и учебная деятельность). Результаты заносятся в карту результативности.
Учебно-тематический план
Разделы программы |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Введение |
1 |
1 |
- |
Материалы и инструменты для творчества |
6 |
3 |
3 |
Наш край родной |
2 |
0.5 |
1.5 |
Удивительный мир растений |
12 |
5 |
7 |
Путешествие в мир животных родного края. |
26 |
12.5 |
13.5 |
Экология и охрана природы |
11 |
3 |
8 |
Досуговый блок. |
10 |
|
10 |
Мониторинг |
3 |
|
3 |
Заключение. |
1 |
|
1 |
Итого: |
72 |
25 |
47 |
Содержание программы
Тема «Введение»
Знакомство между обучающимися в группе. Проведение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление с планами на учебный год.
Практическая часть:
- рисунок на свободную тему (чтобы оценить степень подготовленности группы и индивидуальные особенности каждого обучающегося)
- игры на знакомство и налаживание коммуникативных отношений в группе
Тема «Наш край родной»
Особенности природы нашей местности и её многообразие [1].
Растения и животные нашего края [2].
Практическая часть:
- экскурсия в близлежащий лес, наблюдение за природными объектами, сбор природного материала;
- игры «Лесные детективы», «Природная палитра»,
-упражнения на развитие наблюдательности и внимания,
- игры на развитие воображения,
- выполнение творческих работ из природного материала.
Тема «Материалы и инструменты для творчества»
Материалы и инструменты для рисунка и живописи (бумага, краски, карандаш, палитра, кисти) Краски. Экологические краски и натуральные красители. Эксперимент по созданию красок своими руками и сравнение их качества. Материалы и инструменты для творчества: пластилин, стеки, соленое тесто. Материалы и инструменты для творчества, природный материал, ножницы, клей, картон и др. Правила и приемы работы с разными материалами.
Практическая часть:
-упражнения на развитие логического мышления и способности обобщать
- изображение природы с натуры и по памяти;
- зарисовки картин воображения
- зарисовки «Что будет если…»
- эксперимент «краска своими руками»
- работа с натуральными красками.
Тема «Удивительный мир растений»
Хвойные деревья. Породы хвойных деревьев нашей местности. Их внешнее строение, формы кроны, особенности покрова ствола, расположение хвоинок на ветке [4].
Лиственные деревья. Породы лиственных деревьев нашей местности. Их внешнее строение, формы кроны, особенности покрова ствола, формы листа [4].
Кустарники и кустарнички. Разновидности кустарников и кустарничков нашей местности [4].
Растения луга. Разнообразие луговых растений. Знакомство с некоторыми растениями луга [4].
Ядовитые растения. Знакомство с ядовитыми растениями нашей местности. Ядовитые части растения отравления. Признаки отравления. Первая помощь при отравлениях.
Лекарственные растения. Знакомство с лекарственными растениями нашей местности. Применение лекарственных растений в быту: косметологии, лечении, приготовлении пищи [4].
Грибы. Знакомство с грибами нашей местности. Их разновидности. Съедобные и не съедобные.
Мхи и лишайники. Знакомство с мхами и лишайниками нашей местности.
Практическая часть:
- экскурсия в парк, с целью знакомства с растительным миром нашего края;
- практическая работа «Определение возраста дерева по годовым кольцам»,
- практическая работа «Определение названия дерева по хвоинкам на ветке и форме листа»
- изображение местных растений разными способами.
- проведение выставки «Мир растений родного края».
- игра на отождествление с природным объектом, ощущение своей включенности в мир природы
Тема «Путешествие в мир животных родного края»
Обитатели леса. Основные представители: птицы и млекопитающие. Особенности внешнего строения, разнообразие окрасов, органы приспособления к окружающей среде. Хищники и травоядные леса. [5]
Обитатели луга. Насекомые. Мелкие грызуны. Внешнее строение, органы приспособлений. Значение для человека и природы. [5]
Обитатели водоемов. Млекопитающие, обитающие в воде. Водоплавающие птицы. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Внешние формы, приспособления к среде обитания, отличительные особенности, схемы построения фигур животных. [5]
Практическая часть:
- практическая работа и эксперимент «Плавающее перо».
- эксперименты «Воздушный пузырь у рыб», «Определение возраста рыбы по чешуе»;
- лепка фигур животных из пластилина, солёного теста статично и в движении,
- выполнение работ по изображению представителей животного мира и среды их обитания красками и карандашами;
- выполнение творческих работ из природного материала;
- проведение выставки «Животные родного края»;
-игра-пантомима «Угадай животное»
Тема «Экология и охрана природы»
Что такое «экология»? [3]
Красная книга Томской области.
Работа над эколого - социальным проектом.
Участие в природоохранных акциях.
Практическая часть:
- выполнение листовок «Берегите природу родного края», «Покормите птиц зимой»;
- выполнение знака «Береги лес от пожара»,
- выполнение работ по изображению представителей животного и растительного мира края, занесенных в Красную книгу Томской области;
- упражнения на развитие способности видеть проблему и пути ее решения;
- творческое выполнение эколого-социального проекта;
- учебно-образовательные игры «Пищевая цепочка», «Паутина жизни»;
- экологические игры на отождествление с природным объектом.
Тема «Досуговый блок»
Участие в каникулярных программах, развлекательных мероприятиях центра и объединения.
Тема «Заключение»
Подведение итогов.
Практическая часть:
Подготовка к проведению итоговой выставки «Калейдоскоп творчества».
Библиографическая ссылка
Андреева Н.Н. ПРОГРАММА «МАСТЕРСКАЯ НАТУРАЛИСТА» // Старт в науке. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2277 (дата обращения: 21.11.2024).