Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРОГРАММА «МАСТЕРСКАЯ НАТУРАЛИСТА»

Андреева Н.Н. 1
1 МБУ ДО "ДЭБЦ" г. Колпашево
авторская программа
1. Бекинина М.С. География Томской области – Томск: Изд-во Томского Университета, 1971
2. Иоганзен Б.Г. Природа Томской области – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1971.
3. Седлецкая Е. Экологическая мозаика. – М.: Московская правда, 1995.
4. Олонов Н.А. Птицы Растения Томской области Мир природы Томской обл.– Томск: 2012
5. Я познаю мир: Животные. – М.: АСТ, 1999.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская натуралиста», является дополнительной, авторская программой естественнонаучной направленности. Это одногодичная ознакомительная программа стартового уровня обучения. Программа соответствует Закону Российс­кой Федерации «Об образовании».

Актуальность данной программы состоит в том, что она не только знакомит с природой родного края, но и способствует социальной адаптации ребенка. Работа над эколого – социальным проектом и участие в природоохранных акциях помогает ребенку осознать свою социальную значимость, и формирует весь спектр учебных универсальных действий (УУД), воспитывает экологическую культуру. Программа знакомит детей с некоторыми элементами исследовательской деятельности: наблюдение, эксперимент. Вводит ребенка в мир изучения и исследования. В виде игр и упражнений - тренингов отрабатывается умения наблюдать, обобщать, делать выводы. Дети учатся видеть проблему и пути ее решения. Программа предусматривает проведение ряда экспериментов: (эксперимент по получению красок в домашних условиях (в рамках урока) и практическую работу по оценки свойств полученных красок; эксперимент с пером водоплавающей птицы и др.).

Программа предусматривает большой объём практической работы, помогает реализовать потребность детей в чередовании обучающей и творческой деятельности, характерной для данного возраста. Творческая деятельность реализуется в виде закрепления изученного материала.

Цель программы: знакомство с природой родного края, через изобразительное творчество.

Задачи:

Предметные

· Познакомить детей с основными представителями животного и растительного мира нашего края.

· Познакомить с основными рабочими инструментами и материалами художника и правилами работы с ними.

· Познакомить детей с некоторыми элементами исследовательской деятельности: (наблюдение, эксперимент).

Метопредметные

· Развивать познавательный интерес к особенностям природы родного края.

· Развивать любознательность, наблюдательность, зрительную память, фантазию, логическое мышление, умение видеть проблему и пути ее решения.

· Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности.

· Развивать эмоционально – чувственную сферу детей через знакомство с многообразием красок, звуков, запахов, форм объектов природы.

Личностные

· Прививать любовь к природе родного края.

· Воспитывать бережное, ответственное отношение к природным объектам.

· Формировать навыки поведения в природе.

· Воспитывать терпение и аккуратность при выполнении творческих работ.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 – 9 лет.

Формы и режим занятий: 1х40мин 2 раза (72часа)

Методы обучения и структура занятий

Занятия строятся с учетом наглядно - образного восприятия ребенком окружающего мира. При изучении нового учебного материала природоведческого содержания большое значение придается наглядным методам обучения (показ объектов природы и видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения упражнений и творческих заданий). Большую часть занятия занимает практическая деятельность (наблюдение за живыми объектами, экскурсии, практические работы исследовательского характера), творческая деятельность (выполнение объекта изучения в одной из техник изобразительной деятельности) и игровая в виде сюжетно-ролевых игр, подвижно – дидактических, а также различных тренингов. Применяются и словесные методы обучения (например: беседа, рассказ педагога), но в меньшей степени.

Навыки осознанно – правильного поведения в природе формируются в процессе участия обучающихся в природоохранных акциях и выполнения ими эколого-социального проекта.

По окончании каждого из разделов программы проводится тематическая выставка работ с обсуждением как педагогом, так и детьми.

Планируемые результаты:

В результате обучения по программе ребенок:

- будет знать распространенных представителей растительного мира края;

основных представителей животных родного края, их приспособления к среде обитания;

- будет знать основные рабочие инструменты и материалы для творчества и будет обучен правилам работы с ними;

- будет уметь изображать наиболее распространённых представителей животного и растительного мира нашей местности, подбирая наиболее реалистичные оттенки цветовой гаммы;

- будет иметь представление о ядовитых и лекарственных растения края;

- расширит представления о некоторых представителях животного и растительного мира нашей местности, занесенных в Красную книгу;

- научится использовать схемы изображения фигур животных и птиц при выполнении творческих работ;

В результате обучения по программе у ребенка:

- будут развиваться творческие способности;

- будет развит интерес к познанию особенностей природы родного края;

- будет сформированы коммуникативные качества и уважительное отношения к иному мнению;

- будет сформировано экологическое поведение и активная природоохранная позиция;

Способы определения результативности:

Основной формой проверки прогнозируемого результата является мониторинг – отслеживание результативности обучения по образовательной программе по трём параметрам: учебная деятельность, личностное развитие, предметные достижения (участие обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах как на базе центра, так и на других уровнях).

Мониторинг проводится три раза в год:

-вводный, в начале учебного года (оценивается личностное развитие);

-текущий, в середине года (оценивается учебная деятельность);

-итоговый, в конце года (оценивается личностное развитие и учебная деятельность). Результаты заносятся в карту результативности.

Учебно-тематический план

Разделы программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Введение

1

1

-

Материалы и инструменты для творчества

6

3

3

Наш край родной

2

0.5

1.5

Удивительный мир растений

12

5

7

Путешествие в мир животных родного края.

26

12.5

13.5

Экология и охрана природы

11

3

8

Досуговый блок.

10

 

10

Мониторинг

3

 

3

Заключение.

1

 

1

Итого:

72

25

47

Содержание программы

Тема «Введение»

Знакомство между обучающимися в группе. Проведение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление с планами на учебный год.

Практическая часть:

- рисунок на свободную тему (чтобы оценить степень подготовленности группы и индивидуальные особенности каждого обучающегося)

- игры на знакомство и налаживание коммуникативных отношений в группе

Тема «Наш край родной»

Особенности природы нашей местности и её многообразие [1].

Растения и животные нашего края [2].

Практическая часть:

- экскурсия в близлежащий лес, наблюдение за природными объектами, сбор природного материала;

- игры «Лесные детективы», «Природная палитра»,

-упражнения на развитие наблюдательности и внимания,

- игры на развитие воображения,

- выполнение творческих работ из природного материала.

Тема «Материалы и инструменты для творчества»

Материалы и инструменты для рисунка и живописи (бумага, краски, карандаш, палитра, кисти) Краски. Экологические краски и натуральные красители. Эксперимент по созданию красок своими руками и сравнение их качества. Материалы и инструменты для творчества: пластилин, стеки, соленое тесто. Материалы и инструменты для творчества, природный материал, ножницы, клей, картон и др. Правила и приемы работы с разными материалами.

Практическая часть:

-упражнения на развитие логического мышления и способности обобщать

- изображение природы с натуры и по памяти;

- зарисовки картин воображения

- зарисовки «Что будет если…»

- эксперимент «краска своими руками»

- работа с натуральными красками.

Тема «Удивительный мир растений»

Хвойные деревья. Породы хвойных деревьев нашей местности. Их внешнее строение, формы кроны, особенности покрова ствола, расположение хвоинок на ветке [4].

Лиственные деревья. Породы лиственных деревьев нашей местности. Их внешнее строение, формы кроны, особенности покрова ствола, формы листа [4].

Кустарники и кустарнички. Разновидности кустарников и кустарничков нашей местности [4].

Растения луга. Разнообразие луговых растений. Знакомство с некоторыми растениями луга [4].

Ядовитые растения. Знакомство с ядовитыми растениями нашей местности. Ядовитые части растения отравления. Признаки отравления. Первая помощь при отравлениях.

Лекарственные растения. Знакомство с лекарственными растениями нашей местности. Применение лекарственных растений в быту: косметологии, лечении, приготовлении пищи [4].

Грибы. Знакомство с грибами нашей местности. Их разновидности. Съедобные и не съедобные.

Мхи и лишайники. Знакомство с мхами и лишайниками нашей местности.

Практическая часть:

- экскурсия в парк, с целью знакомства с растительным миром нашего края;

- практическая работа «Определение возраста дерева по годовым кольцам»,

- практическая работа «Определение названия дерева по хвоинкам на ветке и форме листа»

- изображение местных растений разными способами.

- проведение выставки «Мир растений родного края».

- игра на отождествление с природным объектом, ощущение своей включенности в мир природы

Тема «Путешествие в мир животных родного края»

Обитатели леса. Основные представители: птицы и млекопитающие. Особенности внешнего строения, разнообразие окрасов, органы приспособления к окружающей среде. Хищники и травоядные леса. [5]

Обитатели луга. Насекомые. Мелкие грызуны. Внешнее строение, органы приспособлений. Значение для человека и природы. [5]

Обитатели водоемов. Млекопитающие, обитающие в воде. Водоплавающие птицы. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Внешние формы, приспособления к среде обитания, отличительные особенности, схемы построения фигур животных. [5]

Практическая часть:

- практическая работа и эксперимент «Плавающее перо».

- эксперименты «Воздушный пузырь у рыб», «Определение возраста рыбы по чешуе»;

- лепка фигур животных из пластилина, солёного теста статично и в движении,

- выполнение работ по изображению представителей животного мира и среды их обитания красками и карандашами;

- выполнение творческих работ из природного материала;

- проведение выставки «Животные родного края»;

-игра-пантомима «Угадай животное»

Тема «Экология и охрана природы»

Что такое «экология»? [3]

Красная книга Томской области.

Работа над эколого - социальным проектом.

Участие в природоохранных акциях.

Практическая часть:

- выполнение листовок «Берегите природу родного края», «Покормите птиц зимой»;

- выполнение знака «Береги лес от пожара»,

- выполнение работ по изображению представителей животного и растительного мира края, занесенных в Красную книгу Томской области;

- упражнения на развитие способности видеть проблему и пути ее решения;

- творческое выполнение эколого-социального проекта;

- учебно-образовательные игры «Пищевая цепочка», «Паутина жизни»;

- экологические игры на отождествление с природным объектом.

Тема «Досуговый блок»

Участие в каникулярных программах, развлекательных мероприятиях центра и объединения.

Тема «Заключение»

Подведение итогов.

Практическая часть:

Подготовка к проведению итоговой выставки «Калейдоскоп творчества».


Библиографическая ссылка

Андреева Н.Н. ПРОГРАММА «МАСТЕРСКАЯ НАТУРАЛИСТА» // Старт в науке. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2277 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674