Введение
«Весь мир – театр, а люди в нем – актеры», – говорил У. Шекспир. На любого из нас театр оказывает определенное влияние. Даже если человек не посещает театр, он – так или иначе – имеет к нему отношение. В каждом возрасте мы воспринимаем театр по-разному.
Уникальный период жизни человека – детство, время формирования личности. Именно в детском возрасте особая роль отводится театральному действу.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время интернет вытеснил походы в театры, живое общение в жизни детей. С помощью компьютеров, телефонов, телевизоров современный ребенок познает мир. Взрослые также забывают о культурных ценностях и не приобщают к ним детей. В театральном искусстве есть что-то магическое, дарящее особую атмосферу радости, воспитывающее доброту. Важнейшей особенностью для детей является познавательная функция театра.
Современные дети мало интересуются театром. Проблема заключается в том, что понимание современных детей о том, что театр – это не модно и не интересно, является ложным.
Цель– выявить отношение сверстников и их родителей к театру, знают ли они виды театров, знакомы ли с театрами города Кемерово.
Для выполнения цели решались следующие Задачи:
1. Изучить историю возникновения и развития русского театра.
2. Познакомиться с театрами города Кемерово.
3. Изучить роль театра, как форму организации внеурочной деятельности в школе.
4. Составить анкеты и провести опрос среди школьников 3-х и 6- классов МБОУ СОШ № 92 в городе Кемерово.
5. Взять интервью у сотрудника театра.
6. Проанализировать полученные результаты.
7. Предложения по повышению интереса к театру среди подростков.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение данных литературы
2. Анкетный опрос (приложение 1);
3. Математическая обработка результатов анкетного опроса
4. Интервью с сотрудником театра
История театра в России
Театр — один из самых ранних видов искусства. История развития человеческого общества не знает периода, в котором бы не существовало театра.
Поэтапное развитие театра в России мы проследили, обращаясь к источникам информации :
- первобытные ритуалы и обряды [2, с.10, с.538, 546] , [3, с.11],
- театральные представления в Древней Греции и Риме,
- жрецы, шаманы, прославляющие древних богов,
- скоморохи – первые профессионалы в театрах Руси,
- церковный театр Московской Руси [3, с.30],
- театр при дворе царя Алексей Михайловича ХVII [3, с.56],
- первый театр в Санкт-Петербурге, XVIII век [3, с.56],
- - роль Екатерины Великой в истории театра конца XVIIIвека [3, с.97],
- помещичий театр с крепостными актёрами [3, с.181],
- основание Императорского театра XIX век,
- конец XIX века , роль Станиславского и Немировича-Данченко [3, с.184]
Сегодня невозможно представить культуру и искусство без театра. Театр приковывает внимание людей уже несколько тысячелетий. Он сопровождал человека на всем пути становления общества.
На основе анализа использованных источников можно сделать выводы:
1. Театр в России начинался в обрядовых формах, руководил которыми жрец или шаман, волхвы, кудесники. Уже тогда зародился прообраз современного театра с режиссёром и актёрским составом, который мы видим сейчас.
2. Далее театр постепенно развивался через такие примечательные явления, как скоморошество, балаганные и вертепные представления. При царе Алексее Михайловиче в страну начали проникать европейские театральные веяния, и до XVIII века русский театр шёл по пути подражания и заимствования. Хотя нельзя не отметить, что возникали своеобразные явления, например, школьные театры, сыгравшие большую роль в формировании искусства театра. И здесь, как ни парадоксально это звучит, именно церковь, до сих пор протестовавшая против театра, способствовала его продвижению.
3. Далее русский актёр Ф.Я. Волков сделал коренной поворот в эволюции театра, направив его на путь национального искусства. И потом уже при усилии целой плеяды великих актёров, режиссёров, драматургов на свет рождается русский реалистический театр, неповторимый по своей сути, глубине и значимости.
Театры города Кемерово
В настоящее время в Кемерово функционируют 6 театров, на базе которых в городе ежегодно проводятся художественные, театральные и музыкальные фестивали [7]
Кемеровский областной театр драмы м. А. В. Луначарского начал свою историю с 1934 года, когда 1 ноября первый театральный сезон кемеровского театра открылся спектаклем "Гибель эскадры" по пьесе Корнейчука. Театр располагается на пересечении улицы Весенней с Советским проспектом. Фонтан, находящийся перед зданием театра был отлит в мастерской московского художественного фонда по заказу архитекторов Н. И. Кокунина и К. Д. Нещадимова.
Театр кукол имени Аркадия Гайдара был создан 8 февраля 1942 года в г. Новокузнецк, а в Кемерово переехал в 1961 году. Театр находится на первом этаже жилого дома. Более 300 спектаклей поставлено в театре за 75 лет его существования. Также успешно проходили гастроли во многих городах России и ближнего зарубежья.
Кемеровская государственная областная филармония Кузбасса имени Б. Т. Штоколова расположена в центре города, возле площади Советов. Площадь здания филармонии составляет 10.000 кв.м. Филармония состоит из Большого концертного зала на 855 зрительских мест, Органного зала на 441 место и Камерного зала, в котором 65 мест. В филармонии установлен уникальный механический орган фирмы «Зауэр», германского производства. Он считается одним из лучших за Уралом. В филармонии широко представляется творчество звезд Российской эстрады, лучших театральных коллективов страны, знаменитых музыкантов современности. В 2008 году постановлением коллегии администрации Кемеровской области Государственной филармонии Кузбасса было присвоено имя Бориса Тимофеевича Штоколова (советский российский оперный певец, народный артист СССР и лауреат Государственной премии СССР).
Театр для детей и молодежи был создан в 1991 году Сергеем и Татьяной Внуковыми, которые реализовали свою мечту – создать детский театр в столице Кузбасса. Вначале при доме актера Кемеровского отделения СТД была организована детская студия, которая стала фундаментом будущего театра. Через год коллектив получил помещение на улице Весенней, и стал называться «Театр драмы и комедии для детей и молодежи на Весенней».
Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва был создан в марте 1944 года в Новосибирске. Не имея собственной сценической площадки, театр проводил все свое время в гастрольных поездках, и лишь через год обрел свое первое помещение в Прокопьевске, называясь уже Кемеровским областным театром музыкальной комедии. В 1947 году он переехал в Кемерово.
Театр «Ложа» появился в 1991 году. Основал его ныне знаменитый актер и писатель Евгений Гришковец. Домом театра стал 7-й корпус Кузбасского государственного технического университета.
Для более объективной оценки мы решили задать несколько вопросов Начальнику отдела по работе со зрителем Театра для детей и молодежи, Анне Борисовне Тесля. Интервью было проведено 02.02.2023 в театре на улице Арочная 37.
Театр в школе, как один из видов внеурочной деятельности
Создание театральных кружков в школах было связано с Поручением Президента РФ. Цель – полноценное эстетическое развитие и воспитание обучающихся, участие в федеральном проекте «Школьная классика».
В нашей СОШ № 92 работает два театральных коллектива: для начальных классов – «Радуга» (Руководитель Симоненко Л.С) и для 6-11 классов – «Зазеркалье» (Руководитель Ушакова Г.А.). Ребята с удовольствием посещают внеурочные занятия, ставят интересные, современные спектакли с глубоким смыслом.
Мы начали заниматься театральным искусством еще в начальной школе. Участвовали в таких постановках, как «Жихарка», «Муха-Цокотуха». Развивали свои способности в различных миниатюрах, сценках на классных часах и праздниках. Тяга к сцене привела к занятию в студии КВН. Там тоже можно показать свои театральные таланты. В 2022 году мы начали заниматься в кружке для старших классов. Темы стали более серьёзными, например, мы играли спектакль «Неразменный рубль».
Игра на сцене помогает стать более уверенной в себе, в общении с одноклассниками. Театральные занятия развивают умение владеть собой, импровизировать и управлять своими эмоциями в разных жизненных ситуациях. В школе замечательные учителя! Они раскрывают наши таланты, чтобы мы не боялись сцены. [1, с.4,9, 20] А еще мы общаемся с новыми людьми, иногда ссоримся, но работаем всегда в команде!
Организация исследования
В исследовании мы использовали метод анкетирования и интервью.
В анкетном опросе приняли участие ученики третьих и шестых классов нашей школы, в количестве 47 человек. Для проведения опроса была разработана анкета, которая состояла из 14 вопросов.
Результаты исследования
В результате проведенного опроса получили следующие данные:
1. 47% респондентов были в театре 3 и более раз, а 10% - никогда не посещали театр. На вопрос «Понравилось ли в театре?» 76% ответили «да».
2. 44% школьников хотели бы играть в театре.
3. На вопрос «Для чего людям театр?», мнение разделилось на две группы: 44%- для эстетического наслаждения (большинство шестиклассников), 42%- для развлечения (третий класс), только 6% опрошенных считают театр бесполезным занятием. (Рисунок 1).
Рисунок 1.
4. Из опроса выяснилось, что большинство семей редко посещают театр (54%) или совсем его не посещают (21%). Из этого мы делаем вывод – если семья не знакомит ребенка с театром, то и у детей не будет интереса к искусству (Рисунок 2).
Рисунок 2
5. Из любимых театров школьники отметили Филармонию, Музыкальный театр и Драмтеатр.
6. Если бы детям можно было выбирать, то всего лишь 12 % выбрали бы поход в театр. 63 % респондентов пошли бы в кино, а 23 % - отдали предпочтение компьютеру. Что интересно, третьеклассники больше хотят пойти в кино, а 12-летние подростки лучше бы посидели в интернете (Рисунок 3).
Рисунок 3.
7. 18 % школьников хотели бывать в театре чаще, но все-таки больше половины не горят желанием посещать постоянно театр.
8. 59 % опрошенных ответили, что хотят, чтобы ввели новый урок по театральному искусству.
Чтобы узнать о театральной жизни больше, мы побеседовали с сотрудником тетра и узнали следующее (Рисунок 4):
- Меньше стало интереса к театральному искусству из-за электронных гаджетов.
- Основная проблема - нет взаимодействия между театром и семьёй, театром и школой.
- Введение Пушкинской карты увеличило посещаемость спектаклей среди подростков.
- Изначально родители должны знакомить и прививать интерес к театру, затем школа принимает эстафету.
- Посещаемость детьми спектаклей 5 лет назад и сейчас по большому счету не изменилась, но сейчас есть больше инструментов для мотивации. (Например, Пушкинская карта, театральные субботы в школе).
Заключение
В результате исследования выявлено, что интерес к театру есть, но только у тех детей, кто с детства ходил с родителями на спектакли. Все –таки интернет и кино стоят на первом месте у подростков. В начальной школе замечена бо¢льшая увлеченность, больше знаний о театрах, чем у детей в возрасте 12-13 лет.
Конечно, Пушкинская карта, школьные походы в театр помогают приобщиться к искусству, но не всегда дети приходят с желанием и интересом в театр.
Хочется, чтобы семья больше времени уделяла культурному развитию и знакомила ребенка с театром. Ведь ребенок не может один, самостоятельно пойти туда в раннем возрасте.
Театры открыты для школы, родителей и детей, ждут всех на экскурсии, нужно желание и инициатива от всех участников. Мы будем продолжать ходить в театральный кружок и раскрывать свои таланты дальше! Спасибо нашим учителям!
К сожалению, сегодня театр неинтересен людям и уходит на задний план после телевидения и Интернета (лишь 12 % пошли бы в театр по собственному желанию, если бы у них был выбор).
Предложения по повышению интереса к театру:
1. Родителям чаще посещать театры с детьми
2. В школе ставить спектакли внутри класса, на различных праздниках, внутренние конкурсы между классами, устраивать совместные походы классом с родителями или учителем
3. Обсуждать спектакли до и после представления (впечатления, что понравилось, что нет)
4. Придумать акции для детей до 14 лет, как «Пушкинская карта», только для младших классов.
Библиографическая ссылка
Корсукова С.А., Стрижеус О.Д. ТЕАТР В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА // Старт в науке. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2276 (дата обращения: 21.11.2024).