Цель урока: познакомить с понятием рода имен существительных и научить определять род имен существительных.
Задачи:
1) Образовательные:
-содействовать формированию умений определять род имен существительных;
- классифицировать имена существительные по родам и обосновывать правильность определения рода.
2) Развивающие:
- развивать умение видеть в словах орфограммы;
- формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
- развивать речь обучающихся, словарный запас, мышление.
3) Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету;
-самостоятельность;
- способность к преодолению трудностей.
Планируемые результаты УУД:
Предметные: знать род имен существительных, знать алгоритм определения рода имен существительных, уметь определять род имен существительных.
Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Метапредметные:
Регулятивные: развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: проектор, экран, презентация, компьютер, учебники, карточки с заданиями, наглядный материал, смайлики для рефлексии, аудиозапись грамматической сказки.
1.Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята, гости!
Прозвенел звонок, начался урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
(Появляется рисунок солнышка)
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогрет вас своими лучами, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и ручку. Учебники закрыты.
- Сегодня мы проведем исследование и откроем новые знания.
-А вы знаете кто такие исследователи?
- В роли исследователей будете вы, а я буду вашим консультантом и координатором ваших действий.
-Уважаемые исследователи, приступим к работе.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа, день недели.
-Подчеркните орфограммы.
2.Минута чистописания.
-Посмотрите внимательно на записанные слова. В одном из этих слов есть буква, которая в нем встречается дважды: в первом и в последнем слоге.
-Что это за буква и в каком слове она встречается дважды?
-Пропишите целую строку заглавную и строчную букву я.
- Вспомните все, что можете сказать про букву я?
3.Повторение изученного материала.
1.Повторение словарных слов.
-Какое сейчас время года? (Зима.)
-Назовите зимние месяцы. (Словарь: декабрь, январь, февраль).
- Запишите слово словарь и зимние месяцы. Поставьте ударение, орфограммы подчеркните.
2.Фонетический разбор слова декабрь.
-Почему звуков меньше, чем букв? (Де/кабрь [д'икабр']-2сл., 7 б., 6 зв. Ь звука не обозначает).
3.Синтаксический разбор предложения.
- Со словом февраль запишем предложение и разберем его.
Лес в феврале напоминает зимнюю сказку.
Напоминает (что?) сказку.
Сказку (какую?) зимнюю.
Напоминает (когда?) в феврале.
4. Актуализация знаний.
1.Составление паспорта имени существительного.
- Скажите, над какой темой мы работаем уже несколько уроков?
-Мы с вами продолжаем узнавать тайны имени существительного. Но сначала давайте вспомним, что мы уже узнали об имени существительном.
2.Самостоятельная работа по рядам.
- У вас на столах лежат карточки. Найдите карточку № 1. Положите ее перед собой. Прочитайте слова. Какой части речи встретились слова?
-Подчеркните имена существительные.
-Назовите имена существительные.
Карточка № 1 Мария, писать, стрелки, смелый, Россия, озеро, стул, бабушка, сладкий, грачи, следит, дочь. |
-На какие группы можно распределить имена существительные?
Работа по рядам
Построим свою работу так:
1ряд выписывают сначала одушевленные, а потом неодушевленные имена существительные.
2 ряд- выписывают сначала имена собственные, а потом имена нарицательные.
3 ряд- выписывают сначала имена сущ. в единственном числе, а потом во множественном числе.
5.Физкультминутка.
-Все ли имена существительные изменяются по числам?
Если я назову имя существительное, которое изменяется по числам, то вы хлопаете в ладоши, если назову существительное, которое не изменяется по числам, то приседаете.
Пальто, стол, дерево, кино, метро, мышь, брюки, кофе, цветок, ножницы.
6.Постановка темы урока. Формулирование проблемы.
1. Наша задача сегодня открыть еще одну тайну имени существительного.
-Положите перед собой карточку № 2.
Карточка № 2 Зима, солнце, мороз, снег, лиса, папа, небо, игра, утро. |
-Прочитайте слова.
-Попробуйте распределить их в 3 столбика.
-Получилось?
-Почему?
-Проявите смекалку и отгадайте ребус: шаР+зОнт+Душ=?
-Чему мы сегодня должны научиться?
-Что обозначает слово род?
-Послушайте сказку. Аудиозапись.
Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издает указ: «Кто узнает секрет, как их различить, тот будет награжден». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: «Пусть они будут мои». Жена набрала слова себе и сказала: «Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли они к Существительному. Муж говорит: «Вот ключ к моим словам «Он, мой»». А вот ключ к моим словам. И жена говорит : «Она, моя».
-Как назвать род слов жены?
-Какие слова – помощники надо подставить?
-Как назвать род слов мужа?
-Какие слова-помощники подставим?
-Как назвать род слов посередине?
-Какие слова-помощники можно поставить?
-Давайте распределим слова на 3 группы по родам.
-1столбик-ж.р., 2 столбик-м.р., 3 столбик-с.р.
-С помощью каких слов мы смогли определить род имен существительных?
Ребята, а как вы считаете, род-это признак постоянный или непостоянный?
Учитель на доску к паспорту существительного крепит слово «род»
2.Работа с правилом.
-Где мы можем проверить правильность наших суждений?
-Откройте учебники на стр. 25 и прочитайте правило.
-Что скажете? Совпал наш вывод с выводом учебника?
7.Первичное закрепление.
1.Работа по учебнику.
-Сейчас вы попробуете полученные знания применить на практике.
-Найдите упр. 39 на с. 25.
-А теперь выделите окончания у существительных.
-Какие окончания у существительных женского рода? мужского? среднего?
- Как вы думаете, по окончанию можно определить род имен существительных?
-Почему?
-Давайте прочитаем в учебнике в рубрике «обратите внимание» про родовые окончания существительных. С. 26
8.Итог урока.
-Наш урок подошел к концу
-Давайте подведем итог урока.
-Какова тема нашего урока?
-Какую цель мы перед собой поставили? Чему мы должны были научиться?
-Как вы думаете, мы достигли цели?
-Как определить род имен существительных? Какие слова – помощники нам в этом помогут?
9. Рефлексия
-Если вам урок понравился, если вы все поняли, поднимите смайлик с улыбкой.
-Если вам не все понятно, как определять род существительных, то поднимите грустный смайлик.
-Урок окончен.
10. Домашнее задание.
С. 26 упр. 41, выучить правило на с. 25
Библиографическая ссылка
Ханина Т.В. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ «РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» // Старт в науке. – 2023. – № 1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2267 (дата обращения: 23.11.2024).