Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЗАЧЕМ РАСТЕНИЮ ВОЗДУХ, СВЕТ, ВОДА, ТЕПЛО И ПИТАНИЕ?

Скрынникова В.В. 1
1 МКОУ Красноярская СШ №1 имени В. В. Гусева
растения
свет
вода
воздух
тепло
питание
1.Большая энциклопедия знаний/Пер. с немецкого Л.С. Беловой, Е.В. Черныш. – М.: Эксмо, 2013. – 3444 с.
2.Я познаю мир: Дет.эцикл.; Растения/ Авт. – сос. Л.А. Багрова; Худож. Ф.В. Кардашук, О.М. Войтенко; Под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО « Издательство АСТ» 2001. – 512 с, ил.
3.http://www.valleyflora.ru/vliyaniye-vneshnikh-usloviy-na-rost-rasteniy.html
4. http://fizrast.ru/razvitie/rost/vneshnii-usloviya.html

Введение

Единственная планета, на которой присутствует жизнь - Земля. Одним из царств живой природы, населяющим нашу планету являются растения. Растения - это наши зеленые друзья. Как и животные, растения дышат, питаются и размножаются. Если представить, что все растенияисчезнут с планеты, то наша жизньстанет мрачной и безрадостной. За окном останутся серые дома, не будет слышен щебет птиц.

Актуальность факторов роста и развития растений, как тема исследования, достаточно интересна, ведь флора для животных и людей, а так же компоненты, относящиеся к ней - это материалы, питания, лекарства, главный фильтр воздуха. Для того чтобы растения правильно развивались необходимы основные факторы: свет, воздух, вода, тепло и питательные вещества.

Гипотеза: я предположила, что для прорастания семян огурцов необходимы свет, тепло, влага, воздух и питание, а отсутствие одного из факторов негативно отразится на результатах.

Цель исследования: определить значимостьи влияниекаждогофактора на рост и развитие растений.

Методы, которые я использовала при написании проекта:

· наблюдение;

· эксперимент;

· инструментальный (цифровой фотоаппарат);

· анализ (используется для написания выводов);

· описательный метод;

· сравнение;

· поисковый метод (поиск информации в разных источниках).

Объект исследования: семена огурцов.

Предмет исследования: процесс проращивания семян.

Задачи исследования:

- изучитьфакторы роста и развития растения;

- провестипрактический опыт по выявлениювлиянияфакторов на рост и развитие растения;

- определитьнаиважнейшийфактордля жизнедеятельностирастений;

-провести анкетирование среди учащихся 1класса;

-создать буклет- инструкцию по выращивванию растений;

-проанализировать полученные результаты.

Факторы роста и развития растений

Условия внешней средыоказывают большоевлияниена все живое.Правильное развитие и рост растений обусловлено, пятьюфакторами: вода, свет, воздух, питание и тепло.

Воздух - как фактор роста и развития растений

Растениям для дыхания необходим воздух. Растения поглощают воздух через маленькие отверстия, расположенныев большей частина листьях. Дисбаланс воздуха в почве влияет на прорастание семян, задержку развития корней, и слабый рост. Поэтому важно проводитьрыхление почвыи убиратькоркина поверхности земли. Так же воздух служит дополнительным источником влаги, ведь содержит молекулы воды. Чрезмерно влажный воздух способствует образованию плесени на поверхности почвы, что приводит к гниению растения. А достаточно сухой, влияет на цвет листвы, не сезонный листопад.

Свет - как фактор роста и развития растений

Растениям необходим свет для образования питательных веществ: крахмала, белка, сахара. При посадке, посеверастенийв затененной местности происходит наклон и вытягивание к свету, что делает ростки слабыми. Если света не хватает, органических веществ образуетсянамного меньше. При недостаточном объемесвета, растенияимеютразные дефекты. Появлениемолодых побегов, сопровождаетсяростом бледных и более мелких листьев. В периодцветения цветов образуется мало. Потом растение прекращает свой рост, цветение не наступаетсовсем, нижниелитья опадают, молодые побеги засыхаюти отмирают, растение погибает. При излишках солнечных потоков, растения так же страдают. На листьях появляются ожоги, что приводит к увяданию и гибели организма в целом.

Вода - как фактор роста и развития растений

Всему живому необходима вода, в том числеи растениям. Растительныймирне может осуществлятьсвою жизнедеятельность без воды. Растениядо 95% состоятиз воды. При нехваткеводы у растения обмен веществ нарушается. Наличие влаги в почве позволяет семенам прорасти. Водаявляется «лифтом» для доставкиминеральныхи питательных веществв тканирастения. Водавлияетна упругость растения, тем самым позволяетсохранятьформу. Недостатокводы, как и ее избыток пагубновлияетна развитие и рост«зеленых друзей». В жаркую погоду растение теряет большое количество влаги, обеспечивая свою жизнедеятельность. Нехватка воды ведет к гибели организма. Достаточный полив обеспечивает полноценное и быстрое развитие растений.

Тепло - как фактор роста и развития растений

Тепло, один из факторов оказывающих влияние на все живые организмы.

Чрезмерно отрицательные, как и положительные температуры могут погубить растения. Каждая фаза роста и развития фауны происходит под действием определенных температур. Низкие температуры способствуют вымерзанию, высокие замедляют рост и фотосинтез. Оптимальный благоприятный температурный диапазон: 12-32С*. Так же растения можно разделить на:теплолюбивые, холодостойкие и морозоустойчивые. В каждой территориальной зоне существуют свои районированные растения. Им комфортно развиваться в тех условиях, в которых они находятся.

Питание - как фактор роста и развития растений

Растение первоначально питательные вещества получает из почвы.

Почва—верхний слой земли, который является плодородным.Её состав разнообразен:песок, воздух, глина, вода, перегной, живые организмы. От качественного и количественного состава зависитплодородие. Это одно из важных свойств почвы.Растения должны быть обеспечены питательными веществами, водой и воздухом для их полноценного роста и развития.

«Зеленые друзья» не могут расти вне земли. Для большего урожая и хорошего роста человек добавляет удобрения. Если не правильно рассчитать дозировку, то растения погибнут.

Выявление значимости факторов роста и развития растений

Рассмотрев и изучив факторы влияющие на рост и развитие флоры, определим опытным путем наиболее важный.

Мной был проведен опыт с 6 образцами. В 6 стаканчиков было посажено семя огурца. В одном образце выполнены все 5 факторов. В пяти отсутствовал один из факторов, влияющих на развитие и рост растения:

Образец №1 – экспериментальный образец, на выращивание которого оказывали влияние 5 факторов роста и развития.

Образец №2 - был исключен воздух путем помещения в полиэтиленовый пакет;

Образец №3 - выращивался без доступа света;

Образец №4 - экземпляр был помещен в холодильник;

Образец №5 - полив отсутствовал;

Образец №6 - посев семенного материала произведен не в грунт, а мелкий щебень;

Дневник наблюдений.

Длительность эксперимента составила 16 дней. Появление первого ростка в образце № 1, на который оказывали влияние 5 факторов - 1,2 см.

Проведение замеров. По состоянию на 13.11.22 г.: образец №1- 8,0 см; образец №2 -1,1 см; образец №3- росток только появился.

На 17.11.22г. 4 образца имеют ростки. Внешний вид растений отличается между собой размерами и цветом листочков.

В заключительный день эксперимента 19.11.22г . мы наблюдаем, что в образцах №5, №6 ростков так и не появилось. Образец №4 погиб. Образцы под № 2, №3 остановились в развитии и пожухли.

На протяжении всего времени мной производились наблюдения и замеры, данные которых можно отобразить виде таблицы.

Посев семян производился 04.11.22г., окончание эксперимента 19.11.22г.

Таблица-1.

Наименование

Посев

Появление ростка

Рост и развитие, см

Внешний вид

10.11.22

13.11.22

17.11.22

19.11.22

Образец № 1

04.11.22

10.11.22

1,2

8,0

10,0

11,0

Темно зеленый, с толстым стеблем.

Образец № 2

04.11.22

12.11.22

-

1,1

2,0

2,0

Зеленый.

Образец № 3

04.11.22

12.11.22

-

0,3

3,0

3,0

Бледно зеленый.

Образец № 4

04.11.22

13.11.22

-

-

1,0

погиб

Зеленый. Слабый, тонкий росток

Образец № 5

04.11.22

-

-

-

-

-

-

Образец № 6

04.11.22

-

-

-

-

-

-

Наилучший результат в проведенном эксперименте показал образец №1, на который оказывали влияние 5 факторов роста и развития.Появившийся раньше остальных росток был хорошо развит:толстый стебель, полноценно сформированные листья насыщенного цвета. У образцов №2, №3, №4 ростки были слабые, окрас листьев бледный. К окончанию опыта образец №4 погиб, а №2, №3 перестали развиваться и пожухли. Образцы №5, №6 ростки не дали совсем.

Заключение

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что отсутствие одного из факторов оказывает негативное влияние:

1. семя не дает ростков;

2. растение прекращает свое развитие;

3. гибнет.


Библиографическая ссылка

Скрынникова В.В. ЗАЧЕМ РАСТЕНИЮ ВОЗДУХ, СВЕТ, ВОДА, ТЕПЛО И ПИТАНИЕ? // Старт в науке. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2264 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674