Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПЕРМЬ – ГОРОД ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Захаров Д.А. 1
1 Пермское суворовское военное Училище
трудовая слава
великая отечественная война
1. Википедия. Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.org
2. Бессметный цех. Собрание воспоминаний тружеников завода № 172 им. В. М. Молотова (ныне «Мотовилихинские заводы»). - Пермь,2017. – 187 с.
3. Федотова С.Л. Пермские моторы: история и легенды. - Пермь: Компаньон, 2009. -375 с.
4. Медиатека. Promstroy. – Пермь, 2020.
5. К. А. Шляхтин, Ю. Г. Панферов, В. В. Быстрых, В. В. Реймерс. Завод на Каме. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1967. -216 с.
6. Ежиков И.Г. Рабочая высота: (Пермское производственное объединение "Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского"). - Пермь: Пермское книжное издательство, 1984. - 223 с.
7. И.Г. Ежиков. Звонок сквозь годы. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1991. - 148 с.
8. В. Н. Коровин. Пермский пороховой бастион. 85 лет. – Пермь: ПК «Астер», 2019 – 400 с.
9. Поварницын Б.И., Гриф М.Л. Пермский судостроительный завод «Кама»: 90 лет истории // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. – 2017. – № 2. – С. 94–99.
10. Литовченко Г.А. Дорога сквозь века. О пермских железнодорожниках: от события к событию. Кн.1. – Пермь: Издательство «Пушка», 2003 – 368 с.
11. Материалы заводских музеев г. Перми

Введение

02 июля 2020 года Указом Президента Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным городу Перми было присвоено почетное звание «Города трудовой доблести».

За что же Пермь была удостоена этого звания?

В первые же месяцы войны фашистская Германия захватила территорию, на которой проживало 40% всего населения, находилось 46% всей промышленности. На этой территории производилось более 80% всей военной продукции страны.

В Пермскую (в то время - Молотовскую) область эвакуировали 124 предприятия и 320 тысяч рабочих. Пермь (тогда Молотов) становится одним из лидеров отечественного военно-промышленного комплекса. На пермские плечи легла нелегкая задача обеспечения нашей армии военной продукцией.

Давайте вспомним основные предприятия, на которых ковали нашу Победу.

Мы подготовили цикл репортажей с заводов, работавших в Великую Отечественную войну.

Актуальность темы

В годы Великой Отечественной войны вся наша страна сплотилась для отпора фашистскому агрессору.

Пермская (в ту пору Молотовская область) внесла огромный вклад в Победу над врагом.

Все, даже самые малые эпизоды и данные, нужно тщательно собирать и сберегать для будущих поколений. Ведь это гордость наша, гордость за наших людей, которые прославили свой край.

Мы должны не только помнить, но и тщательно оберегать эту Память для наших потомков.

Гипотеза:

Город Пермь достоин звания города трудовой доблести.

Цель исследования:

• рассказать о деятельности пермских заводов периода Великой Отечественной войны.

• создать экскурсию по местам трудовой славы города Перми (Молотова).

• снять фильм о городе Перми периода Великой Отечественной войны.

Задачи исследования:

• обобщить материалы о деятельности Перми (Молотова) в период Великой Отечественной войны.

• познакомить людей с историей Перми военных лет.

• заложить в сознание людей, что мы должны гордиться, чтить и всегда помнить свою историю, историю своей Родины.

Объект исследования:

• пермские заводы, действовавшие в период Великой Отечественной войны.

• история жизни пермяков военных лет.

Методы исследования:

• опрос жителей, интервью с работниками заводов и музеев.

• анализ и синтез.

• практическая работа.

Этапы исследования:

1 этап – опрос жителей города, работников музеев и заводов о жизнедеятельности г. Перми периода Великой Отечественной войны.

2 этап – изучение документов военных лет о г. Пермь (Молотов).

3 этап – снять фильм о деятельности Перми периода Великой Отечественной войны.

4 этап – подготовка экскурсии.

Результаты, полученные в рамках исследований:

• фильм о деятельности Перми периода Великой Отечественной войны.

• экскурсия «Пермь – город трудовой доблести»

Репортаж № 1. Завод № 172 им. Молотова (ныне ПАО «Мотовилихинские заводы»)

Завод № 172 им. Молотова накануне Великой Отечественной войны обеспечивал производство артиллерии и боеприпасов [1] [2].

С началом войны завод № 172 остался практически единственным предприятием в стране, которое поставляло фронту артиллерийское вооружение.

В первые месяцы войны на площадке завода было размещено оборудование и рабочие четырех эвакуированных заводов из Москвы и Московской области, а также военная часть производств Московского автозавода им. Сталина. Позднее добавилось особое конструкторское бюро из Ленинграда [11].

К концу декабря 1941 г. выпуск военной техники на заводе увеличился на 60%, среднемесячный выпуск стали – в 2,5 раза; проката – на 10%. К концу 1942 г. производство возросло в 10 раз [2].

Конструкции военной техники постоянно модернизировали. Производство многих изделий было освоено в небывало короткие сроки.

Так модернизацию прошла 45-мм пушка образца 1937 г. Орудия нового образца стали поступать на фронт с начала 1942 г., спустя полгода с завода выходило ежемесячно до 700 пушек [11].

Второе крупное достижение завода – полковая 76-мм пушка образца 1943 г. («Полковушка»). Эта пушка была легким, особо метким, скорострельным орудием [2] [11].

Инженерами завода была доработана 122-мм пушка А-19. Это - тяжелая дальнобойная пушка. Ни одна артподготовка наших войск не обходилась без этого грозного оружия. Именно 122-мм пушки А-19 20 апреля 1945 г. первыми открыли огонь по Берлину [2].

Также заводом выпускались 45-мм морская универсальная пушка М 13, 107-мм корпусная пушка образца 1940 г.

Всего завод № 172 произвел в годы войны более 48 тысяч артиллерийских систем, то есть каждую четвертую, произведенную в стране. Сверх плана было выпущено вооружение для 116 артиллерийских полков [11].

Кроме того, завод выпускал в больших количествах сопла для «Катюш», а также снаряды, мины, высококачественный металл, орудийные щиты, тонкую броню, танковый прокат, артиллерийский прокат, поковки, снабжая ими свыше 200 заводов Урала и Сибири.

Коллектив завода 15 раз получал переходящее знамя ЦК ВКП(б), впоследствии оно было передано заводу на вечное хранение. На вечное хранение заводу также было передано переходящее Красное знамя 10-го добровольческого гвардейского Уральско-Львовского танкового корпуса.

За годы Великой Отечественной войны 557 работников завода были награждены орденами, а сам завод – даже тремя орденами: орденом Трудового Красного Знамени (1942 г.), орденом Красного Знамени (1944 г.), орденом Отечественной войны I степени (1945 г.) [11].

Репортаж № 2. Моторостроительный завод № 19 им. Сталина

(ныне - АО «ОДК-Пермские моторы»).

Одним из крупнейших промышленных предприятий Перми в годы войны был Моторостроительный завод № 19 им. Сталина.

Потребность в авиационных моторах с первых дней Великой Отечественной войны была очень большой. В начале войны наш завод остался единственным предприятием в СССР, продолжавшим серийный выпуск авиационных моторов. Остальные заводы в это время находились в состоянии эвакуации.

В первые месяцы войны на площадке завода было размещено оборудование и рабочие 8 заводов, эвакуированных из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда, а также 2 конструкторских бюро [3].

Очень скоро все прибывшее оборудование было введено в строй [4]. Производственные цеха завода № 19 увеличились более, чем в два раза.

Завод № 19 в короткие срок освоил и серийно выпускал авиационные моторы, которые стояли на боевых самолетах Ла-5, Ла-7, Ту-2, Пе-8, Су-2 [3] [4].

В годы Великой Отечественной войны значительно изменился состав рабочих завода. Ушедших на фронт рабочих-мужчин заменили женщины и подростки. В годы войны на заводе работали более 7 тысяч подростков.

В цехах появились двухсотники, работавшие за себя и ушедшего на фронт товарища. Перевыполнение плана на 300–400% стало нормой, некоторые рабочие завода перевыполняли дневной план более, чем на 600% [11].

Завод № 19 в 1942 г. 7 месяцев подряд становился победителем во Всесоюзном соревновании за переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны среди предприятий отрасли. Всего в годы войны завод получал переходящее Красное знамя ГКО 19 раз. В 1945 г. переходящее Красное знамя ГКО было оставлено коллективу на вечное хранение.

За годы войны 359 работников завода были награждены орденами и медалями [3].

Сам завод в 1945 г. был награжден орденом Красного Знамени [3].

Всего за годы войны Заводом № 19 было произведено более 31 тысячи моторов [4].

Репортаж № 3. Завод № 98 им. Кирова

(ныне ФКП «Пермский пороховой завод»).

Еще один значимый завод - Завод № 98 им. Кирова, ныне - «Пермский пороховой завод».

Пороховая промышленность в начале войны оказалась в сложном положении. В результате стремительного наступления фашистских войск 5 заводов из 7, производивших пироксилиновый (дымный) порох, вынуждены были прекратить работы и эвакуировать оборудование и рабочих. Единственный в стране завод, производивший баллиститный (бездымный) порох, был выведен из строя в связи с оккупацией Украины [8].

Вся тяжесть обеспечения армии и промышленности дымным порохом легла на наш завод. Нужно было срочно налаживать и производство бездымного пороха.

В июле 1941 г. завод принял и разместил специалистов и оборудование 4 пороховых заводов Начался срочный монтаж оборудования. В течение нескольких месяцев оборудование эвакуированных заводов было введено в строй [8].

Изготовление пороха велось параллельно с возведением стен зданий цехов. Едва установив оборудование на фундамент, сразу приступали к выпуску продукции [8].

На новое производство – делать заряды к 88- и 120-мм минометам – набрали 600 школьников, каждому за смену приходилось взвешивать по 5000 зарядов. Ребятам было очень тяжело, но они не роптали, понимали, понимали, что своим трудом помогают в борьбе с врагом [11].

В связи с развитием зенитной артиллерии на предприятии был освоен выпуск новых безгазовых составов, началось производство зарядов для «Катюш» и авиационных реактивных снарядов.

Летом 1943 г. новые реактивные снаряды для «Катюши» были применены в боях на Курской дуге [11].

Героически трудился коллектив завода. Выпуск продукции постоянно рос. Всего за 1941–1945 гг. выпуск продукции увеличился в 43 раза!

Всего за годы войны пороховой промышленностью страны было изготовлено более 14 млн ракетных зарядов. Две трети из них было изготовлено здесь, на заводе № 98 [1] [8].

В годы войны более 1000 рабочих завода были награждены орденами и медалями [8] [11].

За годы Великой Отечественной войны завод 17 раз был победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании удерживая у себя переходящее Красное Знамя ГКО. Позднее оно было передано заводу на вечное хранение [11].

В 1945 г. завод был награжден орденом Красного Знамени [1].

Репортаж № 4. Пермский завод № 339 (ныне АО «ОДК-СТАР»)

В первые месяцы Великой Отечественной войны карбюраторных заводов в СССР было два – московский завод № 33 и пермский завод № 339, который строился как дублер московского.

После эвакуации к нам московского завода, их объединили в одно предприятие, получившее номер 33.

В период войны завод № 33 был единственным в стране заводом по выпуску авиационных агрегатов.

Требовались новые технические и технологические решения.

Пермяки самостоятельно выполнили ряд разработок новых конструкций деталей, узлов и агрегатов: РПД-82, К-14В, КМП-100.

Агрегаты из Перми использовались в моторах, которые стояли на бронированных штурмовиках ИЛ-2, знаменитом истребителе ЯК-3, ЛА-5 и ЛА-7, пикирующих бомбардировщиках ПЕ-2, тяжелых бомбардировщиках ИЛ-4 [11].

За годы войны советская промышленность дала фронту более 136 тыс. 800 боевых самолетов. Все они были оснащены карбюраторами, сошедшими с пермского конвейера – их было выпущено 1 млн. 107 тыс. штук [1] [4] [11].

За образцовое выполнение задания правительства по выпуску агрегатов для боевых самолетов в 1945 г. завод № 33 был награжден орденом Трудового Красного Знамени [1].

Репортаж № 5. Завод № 10 имени Ф.Э. Дзержинского

(ныне ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского»)

В годы Великой Отечественной войны завод № 10 серийно выпускал боеприпасы.

Основным видом продукции стали взрыватели КТМ-1-У, КТМЗ-1-У для снарядов к танковым и противотанковым, полковым и дивизионным пушкам, к дивизионным гаубицам, МГ-8 - для осколочно-трассирующих снарядов к зенитным пушкам, М-50 - для осколочных мин [6].

Всего отправлено на фронт было около 180 млн единиц боеприпасов. Каждый 3-й снаряд, поступавший на вооружение армии, был оснащен взрывателем, выпущенном на заводе № 10 [5] [6].

В 1942 г. за образцовое выполнение заданий правительства по производству боеприпасов завод им. Дзержинского был награжден орденом Ленина [1] [5].

Репортаж № 6. Завод № 344 Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР (ныне ООО «Верхнекамский судостроительный комплекс»)

В начале Великой Отечественной войны В Молотов были эвакуированы Ленинградский судоремонтный завод «Судомех», Керченский судостроительный завод, Коломенский машиностроительный завод, Мытищинский завода № 532 [1].

В годы войны завод перешел на массовое производство корпусов артиллерийских снарядов: в 1941 г. выпущено 15000 снарядов; в 1942 г. – 40000 снарядов; в 1943 г. – 70000 снарядов [9] [11].

В период Великой Отечественной войны на Пермском судостроительном заводе по мобилизационному заданию производились "плавучие танки" - бронекатера.

Всего было построено 182 бронекатера [11].

Один из них (№ 181) установлен на пьедестал на площади перед заводской проходной.

За заслуги в обеспечении Армии и Флота в годы Великой Отечественной войны военной техникой, вооружением и боеприпасами в 1985 г. завод был награжден орденом Отечественной войны I степени [1].

Репортаж № 7. Завод № 260 (с 1956 г. Молотовский, затем Пермский велосипедный завод).

Еще один завод, внесший огромный вклад в подготовку Победы в Великой Отечественной войне - Завод № 260 (с 1956 г. Молотовский, затем Пермский велосипедный завод).

Завод был эвакуирован в г. Молотов в октябре 1941 г. из г. Владимира.

В связи с поздним приездом и отсутствием в городе свободных площадей завод был разгружен в чистом поле. В течение 3 месяцев в условиях суровой зимы предприятие было построено на новом месте.

Из месяца в месяц выпуск продукции нарастал, т.к. завод был одним из немногих в стране поставщиков взрывателей к бронебойным снарядам наземной артиллерии и единственным, производящим взрыватели для всех калибров.

В годы Великой Отечественной войны 108 работников завода были награждены орденами, более 2700 – медалями [11].

За успешное выполнение заданий ГКО в 1945 г. завод награжден орденом Трудового Красного Знамени [1].

Репортаж № 8. Молотовский телефонный завод

(ныне - Пермский телефонный завод «ТЕЛТА»).

В годы Великой Отечественной войны Молотовский телефонный завод выпускал полевые телефонные аппараты УНА-Ф-31, УНА-Ф-42 и деревянные ящики к ним [7] [11].

3авод был единственным поставщиком для фронта аппаратов УНА-Ф-42 и к концу 1943 г. выпустил их свыше 230 тысяч. Потребность в них была полностью удовлетворена, и предприятие перешло на изготовление настольных телефонных аппаратов [11].

В 1944 г. за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании телефонному заводу присуждено переходящее Красное знамя [1].

Репортаж № 9. Железнодорожная станция Пермь-II

Героически трудились пермские железнодорожники, рабочие паровозного депо станции Пермь II.

В конце 1941 г. рабочие депо на собственные деньги и своими силами построили бронепоезд «Молотовский рабочий». Команда бронепоезда была сформирована из железнодорожных рабочих и служащих Молотова, Березников, Лысьвы, Чусового, Кизела [10].

В марте 1942 г. был построен бронепоезд «Александр Невский»; в апреле 1942 г. – бронепоезд «Александр Суворов» [11].

Станция Пермь II стала одним из крупнейших железнодорожных узлов, ежедневно пропускала тысячи тонн грузов. Через станцию каждый час продвигалось 100 тысяч человек!

Железнодорожники обеспечивали беспрерывную работу железнодорожного транспорта, по несколько суток не выходили из депо, если нужно было выполнить срочный ремонт.

Многие пермские железнодорожники были награждены орденами и медалями.

В 1943 г. Пермскому паровозному депо вручено знамя ГКО. Позднее оно было оставлено депо на вечное хранение [1].

Репортаж № 10. Камское речное пароходство

(ныне - ПАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство").

Героически трудились в годы Великой Отечественной войны работники Камского речного пароходства.

В дни сражений на Волге экипажи пароходов беспрерывно доставляли оружие и боеприпасы защитникам Сталинграда. За навигацию 1942 года камские речники сделали более 190 рейсов во фронтовые районы [11].

В 1942 г. Камскому речному пароходству было присуждено переходящее Красное Знамя ВЦСПС и Наркомречфлота и премия. Многие работники пароходства были награждены орденами и медалями. Пермскому порту неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя ГКО [1].

Репортаж № 11. Паровозоремонтный завод им. А.А. Шпагина

(ныне – социокультурное пространство).

В годы Великой Отечественной войны большой вклад в выполнение военных заказов внес и коллектив паровозоремонтного завода им. А.А. Шпагина.

Завод ремонтировал поврежденную железнодорожную технику, в том числе - более 700 паровозов разных типов [10].

Также рабочие завода построили два бронепоезда и забронировали один бронепаровоз.

Бронепоезда «Григорий Котовский» и «Николай Щорс» уходили на фронт с личным составом из числа рабочих, участвовавших в их изготовлении [11].

Успешная работа завода не раз отмечалась руководством страны.

В декабре 1944 г. заводу было вручено Красное знамя ГКО. Позднее оно было передано заводу на вечное хранение [1].

Репортаж № 12. Молотовские строители.

Огромный, неоценимый вклад в обеспечение Победы над врагом внесли и строители.

Основной задачей строителей был скорейший ввод в эксплуатацию новых цехов военных заводов [8].

За годы войны строители и монтажники возвели более 150 промышленных зданий, десятки километров железных и автомобильных дорог, сотни километров инженерных сетей [1].

50 лучших работников предприятия были награждены правительственными наградами, в том числе и боевыми, а сам трест в 1945 г. был

награжден орденом Отечественной войны I степени и Особой грамотой Верховного Совета СССР [1].

Выводы

• В годы Великой Отечественной войны все предприятия Перми были переориентированы на нужды военного времени.

• Всего за годы Великой Отечественной войны 11 орденами было награждено девять предприятий, при этом завод № 172 им. Ленина был награжден тремя орденами.

• Наши люди своим самоотверженным трудом внесли огромный вклад в обеспечение Победы над врагом!

• Город Пермь достоин звания города трудовой доблести.

• Гипотеза полностью подтвердилась.

Заключение

На площади имени Карла Маркса будет воздвигнута стела в память о трудовой доблести пермяков в годы Великой Отечественной войны.

В дополнение хочу сказать, что собранный материал в дальнейшем я хочу использовать для проведения информационных и экскурсионных мероприятий по Пермскому краю, подготовке фильма.


Библиографическая ссылка

Захаров Д.А. ПЕРМЬ – ГОРОД ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ // Старт в науке. – 2022. – № 6. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2250 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674