Введение
Двадцать первый век - это век компьютерных технологий и новинок. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету.Интернет нужен всем для тех или иных целей. Например, ученикам Интернет нужен для поиска информации, связанной с учебой и т.д. Компьютер, интернет и мобильная связь стали настолько привычной частью жизни, что многие чувствуют себя профессионалами в этой области. И что же ждет нас в ближайшем будущем? Неужели компьютеры станут нашими лучшими друзьями? Заменит ли «виртуальная реальность» реальную жизнь? Мы уже сейчас не можем жить без Интернета, и считаем, что за ним наше будущее. Но так ли это? Вопрос спорный. Поэтому я и захотел выяснить, в чем заключаются положительные и отрицательные моменты при работе в социальных сетях. Актуальность данного исследования определяется тем, что социальные сети играют большую роль в жизни людей. Ежедневно миллионы людей общаются, знакомятся и ищут информацию именно в социальных сетях, и самые активные пользователи- это молодые люди.
Цель исследования: влияние социальных сетей на детей школьного возраста.
Гипотеза: главной причиной использования социальных сетей в среде учащихся является общение.
Объект исследования: ученики от 8 до 11 лет
Предмет исследования: социальные сети, а также влияние социальных сетей
История развития социальных сетей:
Интернет - самый массовый и оперативный источник информации. История зарождения социальных сетей берет начало с 1951 года. В 1959-1968 гг. венгерские математики Альфред Реньи и Пол Эрдос написали восемь статей, где описали принципы формирования социальных сетей. В середине 90-х годов появились первые социальные сети, они предоставляли пользователям начальные возможности для общения. Но такие сервисы не рассматриваются в качестве социальных сетей, но, тем не менее, они стали фундаментом для дальнейшего развития. И вот в 1995 году появилась первая, социальная сеть Classmates.com. Этот сайт помогал находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, и другими знакомыми людьми. Сейчас в этой сети зарегистрировано более 40 миллионов людей, преимущественно из США и Канады. По мнению исследователей, социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете.
Главные преимущества социальных сетей – возможность пользователей заявлять о своих интересах. И это дает основания утверждать, что социальные сети являются не только средством для общения, но и мощным маркетинговым инструментом, более того, исследователи полагают, что вскоре они станут необходимым инструментом для ведения деятельности.
· Крупнейшие социальные сети Интернета:
Facebook (продукт компании «Meta», признанной экстремистской организацией и запрещена в России) – крупнейшая сеть в мире, ежемесячная аудитория которой достигает 2 млрд пользователей. Ресурс был основан Марком Цукербергом и его друзьями во время обучения в Гарвардском университете в 2004 году.
Instagram (продукт компании «Meta», признанной экстремистской организацией и запрещена в России) – американскаясоциальная сеть для обменафотографиямиивидео, основаннаяКевином СистромомиМайком Кригером. Приложение позволяет пользователям загружать медиафайлы, которые можно редактировать с помощью фильтров и организовывать с помощьюхештегови географических меток.
Тви?ттер–социальная сетьдля публичного обмена сообщениями при помощи веб-интерфейса,SMS,средств мгновенного обмена сообщениямиили сторонних программ-клиентов для пользователей интернета любого возраста. Публикация коротких заметок в формате блога получила название «микроблогинг».
ВКонта?кте –российскаясоциальная сеть. Сайт доступен на 86 языках; особенно популярен среди русскоязычных пользователей. «ВКонтакте» позволяет пользователям отправлять друг другу сообщения, создавать собственные страницы и сообщества, обмениваться изображениями, аудио- и видеозаписями и даже переводить деньги.
YouTube—видеохостинг, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки и показавидео. YouTube стал популярнейшим видеохостингом и вторым сайтом в мире по количеству посетителей. Пользователи могут загружать, просматривать, оценивать, комментировать, добавлять в избранное и делиться видеозаписями.
TikTok— сервис для создания и просмотра коротких видео. Запущенная в 2018 году международная версия является ведущей видеоплатформой для коротких видео в Китаеи становится всё более популярной в других странах, став одним из наиболее быстрорастущих и скачиваемых приложений. Приложение имеет более 1 миллиарда пользователей из 150 стран.
· Социальная сеть в нашей жизни
Интернет предоставляет огромный простор для работы, отдыха, общения, обмена разнообразной информацией. Можно смело утверждать, что с момента его появления в доме практически каждого человека, мир перешёл на совершенно новый уровень развития. Если говорить конкретно, то новую форму обрели такие понятия, как бизнес и управление, общение между пользователями, возможность расчетов виртуальными деньгами, имеющих силу реальных и прочее. Современную жизнь уже невозможно представить себе без интернета. Очень мало осталось таких людей, которые не имеют аккаунта в социальной сети. Иногда люди даже не замечают, как увлекшись событиями, происходящими в сети, проводят многие часы винтернете. И ведь это не просто так. С нами происходят какие-то события, и мы спешим этим поделиться с другими. Общение с людьми, которые сейчас далеко от нас и события, происходящие в их жизни, захватывают нас, и мы спешим оказаться в социальных сетях в свободную минуту. Многие также очень любят социальные сети за возможность прослушивания музыки и просмотр видео, которыми вы можете поделиться с друзьями и в дальнейшем иметь много тем для разговоров. Социальные сети в наше время для некоторых людей – целая жизнь. Однако, зная все плюсы виртуального общения, не следует забывать о том, что живем мы в реальном мире и поддерживать отношения с настоящими друзьями лучше вживую.
· Дети и социальная сеть
Важная вещь, которая привлекает детей в пользовании социальной сетью: доступность информации о других, а также об их активности. Поразительная простота нахождения контакта, которая раньше достигалась долгим путём. На сегодняшний день легко можно понять, с кем имеешь дело, просто открой его страничку. Всё это настолько облегчает процесс утверждения себя, что становится своеобразным наркотиком. Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода! Действительно, современные дети и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей. Таким образом, виртуальные друзья в социальных сетях лишают детей возможности познать искренность настоящей дружбы. К сожалению, все чаще дружба измеряется количеством виртуальных друзей, нежели настоящих.
· Положительные и отрицательные черты влияния социальных сетей
Всего только 1% населения нашей страны вообще не пользуется социальными сетями, 29% посещают их 2-4 раза в день. При этом 38% всех пользователей называют своей целью — поиск новых знакомых, 70% воспринимают социальные сети, как способ связи с друзьями и близкими, только 22% ищут новые знания. Влияние компьютера на психику детей имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
Положительные черты:
Ø Возможность общаться с друзьями на расстоянии.
Ø Поиск новых знакомств.
Ø Социальные сети можно использовать в качестве инструмента для саморазвития, изучения иностранных языков, чтения интересных книг, прослушивания музыки.
Ø Социальные сети могут помочь во время учебного процесса.
Ø Некоторые выкладывают результаты своего творчества – стихи, песни, музыку, видео.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальные сети обладают положительными влияниями на человека.
Отрицательные черты:
В социальных сетях можно общаться не только с друзьями, но и с незнакомцами. Что за угрозы подстерегают нас в виртуальном мире? Они могут обмануть, обидеть, запугать или даже оскорбить. Все социальные сети вышли за границы того, ради чего были созданы, они стали бесконтрольны. Ведь в интернете ребенок может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни все не так просто, ведь ты такой, какой ты есть, и некоторые оказываются не готовы принять это.
И почти всегда отрицательных факторов становится больше:
- Потеря навыков социального общения. Подмена реального общения ведет к потере чувства реальности и навыков социального общения.
- Социальные сети — поле деятельности для мошенников и недоброжелателей. Не многие задумываются, что размещение чрезмерного количества фотографий, наиболее подробных данных о себе, может обернуться против них.
- Вред здоровью. Постоянное присутствие в соц. сети может нанести определенный вред здоровью. Многочасовое сидение за компьютером может привести к снижению зрения.
- Потеря мотивации к работе. Человек, попавший в зависимость от социальных сетей, становится менее активным.
· Признаки зависимости от социальных сетей
Постоянно возникает навязчивая потребность просмотреть свои входящие сообщения, даже зная о том, что никто не должен был написать. А возможно человек вообще постоянно находится онлайн, даже на ночь не отключая интернет, чтобы не пропустить что-либо интересное. Люди с ярко выраженными признаками зависимости слишком много времени проводят у экрана монитора, и каждый раз, заходя в социальную сеть, Вы испытываете острое желание регулярно обсуждать с друзьями каждый свой шаг, фотографировать себя везде и всюду, и чаще выкладывать новые снимки. Всё общение с друзьями происходит в основном через социальную сеть, вы уже забыли, когда видели их в последний раз. Вы испытываете жуткое раздражение, если по какой-либо причине не можете попасть на свою страничку в социальной сети. Вы становитесь, будто оторванным от внешнего мира.
Окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачиваетнавыки реального общения.Зачем встречаться с друзьями, когда можно поболтать с ними по Skype, зачем искать и покупать товар в обычных магазинах, когда можно приобрести что угодно, не выходя из дома. Так начинают появляться сложности в общении с новыми людьми. Дальше человек замыкается в себе, что сказывается на учебе, у него появляются проблемы со сном и приемом пищи. Интернет-зависимость может стать причиной нарушения отношений в семье.
· Как избавиться от своей интернет зависимости:
-Признать, что у вас есть интернет-зависимость. Выражая словами свою проблему, вы вносите ясность в свой ум, потому что честны.
- Установите назначенное время для входа в интернет. Старайтесь сокращать свое время пребывание в сети, каждый день на несколько минут.
- Погрузитесь в реальную учебу или работу, почитайте художественную литературу.
- Замените общение в соцсетях на живое общение. Пригласите друзей к себе в гости, прогуляйтесь по парку, сходите в кафе.
- Развивайте новые увлечения. Займитесь поиском себя, найдите то дело, которое будет Вам по сердцу, то, чем будете наслаждаться за пределами интернета.
· Выявление влияния социальных сетей на личность ребенка
В рамках данной работы мною было проведено исследование путем анкетирования, целью которого являлась оценка степени влияния социальных сетей на учащихся нашей школы. В анкетировании участвовало 35 учащихся 4 классов. Я предложил ученикам максимально честно ответить на опрос. Все ответы учащихся я обработал и отразил на диаграммах.
· Результаты исследования
Приведу результаты моего исследования:
1) На вопрос "Зарегистрированы ли Вы в каких-либо социальных сетях? (если да, то где именно?)" я узнал, что 96% опрошенных зарегистрированы в социальных сетях. Лидирующее положение занимает "Instagram" (продукт компании «Meta», признанной экстремистской организацией и запрещена в России) - 87%. Далее идут "Вконтакте" и "Telegram" по 14%. В "TikTok" зарегистрированы 12% опрошенных, и по 11% занимают дети, зарегистрированные в "WhatsApp". 10% детей зарегистрированы в "You Tube".
2) "Сколько часов в день Вы пользуетесь соц.сетями? Большинство опрошенных (21 человек) проводят время в социальных сетях 4-5 часов, остальные 10 опрошенных 3-4 часа, и всего 4 учащихся сказали, что посещают социальные сети не больше 3-х часов в день.
3) "С какой целью Вы пользуетесь социальными сетями?"
На диаграмме видно, что учащиеся в большей степени используют социальные сети как средство общения.
4) "Кого Вы приглашаете в друзья?"
По полученным ответам на данный вопрос видно, что предпочитают приглашать в друзья только знакомых.
5) "Согласны ли Вы, что частое пользование социальными сетями может вызвать отстраненность и комплексы?" Чуть больше половины опрошенных (19 человек) не согласны с данным высказыванием. Отсюда следует, что эти ученики, используют социальные сети в допустимых рамках и объемах.
6) "Согласны ли Вы, что социальные сети вызывают зависимость?" 27 человек из 35 считают, что социальные сети вызывают зависимость, а это значит, что ребята осознают отрицательный эффект от использования социальных сетей.
7) "Готовы ли Вы отказаться от пользования социальными сетями под угрозой ухудшения здоровья?" По результатам опроса видно, что готовы отказаться – 10 человек, частично готовы - 18, и не готовы – 7 человек. Отсюда можно сделать вывод, что те ребята, которые даже под угрозой ухудшения здоровья не могут отказаться от пользования социальными сетями, стали зависимыми от виртуального мира.
В результате проведенного опроса я получил всю необходимую информацию, по которой стало возможным провести исследование. При анализе результатов исследования отчетливо вырисовывается двойственный характер особенностей использования социальных сетей. Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетей на личность ребенка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что всё нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.
· Рекомендации при работе в социальных сетях
В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:
· ограничение времени пребывания в сети;
· поиск альтернативных способов время препровождения;
· оказание большего внимания своей реальной жизни;
· увеличение времени пребывания вкомпании друзей.
Заключение
Проводя социологическое исследование по теме «Социальные сети и их влияние», я пришел к следующим выводам: было выявлено, что большинство опрошенных ребят добавляют к себе в друзья только друзей и знакомых, а также используют социальные сети в качестве общения со своими реальными друзьями.
Несомненные плюсы от использования социальных сетей – это и коммуникация на дальних расстояниях, и возможность полноценного общения для неуверенных, и самовыражение, и быстрый способ обмена информацией.
В результате анализа проведенного исследования было выявлено как положительное, так и отрицательное влияние, на формирование личности. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.
Библиографическая ссылка
Умылин П.К. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Старт в науке. – 2022. – № 5. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2226 (дата обращения: 03.12.2024).