Воспитательный компонент, как обязательный компонент ФГОС общего образования, направлен на решение задач духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, для чего в образовательном учреждении создается и развивается гуманистически ориентированная воспитательная система, в основе которой лежит нравственный уклад школьной жизни [1].
Сегодня воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.
В образовательной деятельности школы воспитательный компонент отражен в «Программе духовно-нравственного развития», которая входит структуру основных образовательных программ.
Воспитательная деятельность как профессиональная функция каждого педагога должна быть направлена на формирование позитивной модели поведения обучающихся. Именно позитивные отношения и ориентации, конструктивное поведение и деятельность способны обеспечить детям условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе.
Во внеурочной деятельности воспитательный компонент ориентирует учащихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой и самим собой [2].
Занятия в ансамбле барабанщиков – мощное средство эстетического и нравственного воспитания. Музыкальная деятельность способствует личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Игра на музыкальных инструментах как коллективная деятельность – один из способов самовыражения людей, способствовала их духовному общению и обогащению. Между тем, обществу необходимы не шаблонно действующие, а оригинально мыслящие люди.
Способности к музыке есть у каждого ребенка. А предпосылки с талантом, чтобы стать музыкантом есть у доброй половины детей. Остальных надо развивать, им надо время, чтобы раскрыться. Я выделяю 3 типа музыкальных способностей у детей [3]:
1. Чувство ритма – умение не только слышать и воспроизводить ритм, но и пропускать его через себя.
2. Музыкально-слуховые представления – умение слышать и запоминать мелодию, воспроизвести её голосом или с помощью инструмента.
3. Ладовое чувство – способность воспринимать музыку, эмоционально реагировать. Ладовое чувство предполагает понимание настроения, выраженное в музыкальном произведении, ощущение высоты звуков, их различие и порядок.
Ансамбль барабанщиков принимает активное участие в торжественных мероприятиях школы, города и региона.
В течении первого года обучения в ансамбле барабанщиков дети изучают основы музыкальной грамоты и на практике учатся играть по нотам. После изучения и закрепления на практике основных длительностей приступаем к изучению «Походных маршей».
Индивидуально разбираем партии. Затем учимся индивидуально играть свою партию, маршируя. Далее учимся исполнять партии в ансамбле (дуэт, трио) с дальнейшим увеличением количества участников.
Важными задачами для каждого участника являются: точность исполнения своей партии и понимание ее роли (мелодической или аккомпанирующей).
Развивается умения:
- точного исполнения партий в ансамбле
- слышать себя и других участников ансамбля
- синхронизация движения в строю
В течение трех лет ансамбль возглавляет колонну школы на параде Победы 9 Мая. Барабанный ритм этих маршей настраивает ребят на органическое слияние движения и музыки. Они ощущают чувство сопричастности друг к другу и гордятся результатами своей работы.
Патриотические песни о России вызывают чувство гордости у каждого нормального человека. Только личности могут влиять на формирование социально – значимых, личностных качеств подрастающего поколения. Такой яркой личностью и примером служения России является заслуженный артист Российской Федерации Олег Газманов. Вместе с ребятами мы посмотрели клип на песню «Вперед, Россия!». Эта песня была написана к 70-летию Великой Победы. Стоит отметить, что в трехминутном ролике автору удалось объединить все, что составляет гордость России: заповедную природу, победу над фашизмом, мощь Российских вооруженных сил, покорение космоса Гагариным, победы спортсменов на Олимпийских играх в Сочи. Ребята с чувством гордости обменялись мнениями, и особенно на них произвела впечатление песня «Славься» на музыку М. Глинки, с которой начинается и заканчивается песня «Вперед, Россия!». У детей появилось огромное желание разучить и исполнить песню «Вперед, Россия!». Учитывая эту мотивацию, я тоже с чувством гордости и ответственности стал работать над этим произведением с детьми.
Партия барабанщиков в данной песне ориентирована на исполнение в танцевально-строевом ансамбле с элементами игры на малом барабане и предусматривает погружение детей в мир искусства движения, хореографии в мир военно-маршевой музыки. От точности исполнения каждым участником ансамбля своей партии зависит общее впечатление от песни.
Первое исполнение этой песни было в 2017 году с первым составом коллектива. Наш школьный ансамбль принял участие в городском фестивале «Февральский ветер», в городском торжественном мероприятии в честь Дня защитника Отечества, и торжественной части городского парада, посвященного Дню Победы. Выступление на фестивале «Февральский ветер» было записано на видео, с которым участники второго состава ознакомились.
Дети с большим желанием приступили к разучиванию партий. В начале индивидуально. Затем в ансамбле с постановкой танцевальных движений.
Патриотические чувства у детей формируются в процессе эмоционально насыщенной практической деятельности. Мои воспитанники получают опыт социализации, чувствуют важность коллективной деятельности, ответственности за результат.
Испытывая гордость за патриотическую песню «Вперед, Россия!», добиваются слаженной игры. И мечтают исполнить эту песню на городском мероприятии.
Библиографическая ссылка
Каляцкий К.Г. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНСАМБЛЯ БАРАБАНЩИКОВ «МАРШ» // Старт в науке. – 2022. – № 5. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2225 (дата обращения: 21.11.2024).