Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ

Устинова Д.С. 1
1 МБОУ Старогородковская СОШ
компетенции
фразеология
коммуникация
1. Александров Н.В. Словесница искусств, журнал №27, М.,2011 г.
2. Лихачев Д.С. Земля родная. М.,2001 г.
3. Русский язык. Теория. /Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ под ред. В.В. Бабайцевой.М.,2001 г.
4. Русский язык /Эксперементальные учебные материалы для средней школы/ под ред.М.В. Панова.М.,2001 г.
5. Федеральный государственный образоваельный стандарт с. 10

«Общаясь, люди создают друг друга». Д.С.Лихачёв [2; с.45]

Введение

Фразеология и занимают особое место в формировании русской речи учащихся. В то же время правильное употребление в речи предусмотренных программой фразеологизмов связано с большими трудностями. Сегодня учителя словесники уделяют большое внимание изучению фразеологии. Этот раздел языка рассматривается в различных учебных комплексах по-разному.

Цель данной работы: По средствам рассмотрения учебных комплексов по русскому языку, разработать упражнения, направленные на формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся средней школы.

В работе используется поисковый метод исследования и метод анализа.

Результатом исследования является успешное проведение уроков, посвященных изучению фразеологизмов.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций [10; с.10].

Коммуникативная компетенция связана с целенаправленным общением людей, имеющих одну цель, одну тему для разговоров, в определенной речевой ситуации.

Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге.

Исследователь инноваций в мировой педагогике М.В. Кларин видит будущее «в моделируемой практике», позволяющей, по его мнению, «прорабатывать смысловые ориентиры», воплощать практический интеллект в «формы приобретаемого опыта».

Участники коллективной деятельности должны постоянно включаться в диалоги и полилоги, а идущий в это время процесс обучения нужно понимать «как индивидуальное присвоение форм коллективной деятельности»[7;с.15].

Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков [1; с.5].

Виды уроков на основе коммуникативной технологии:

- уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.;

- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);

- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция и т.д.;

- уроки – игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;

Учитель, готовясь к уроку, продумывая условия диалогического взаимодействия, может следовать определенной модели процесса, в котором поэтапно разворачивается способ деятельности участников образовательного процесса.

Уроки с использованием коммуникативных технологий позволяют обучать школьников языку как средству общения, познания мира и себя в нём, средство приобщения к культуре; дают возможность развивать в них умение активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности.

Изучение фразеологических единиц на уроках русского языка значительно пополняет знания школьников о лексике родного языка, а также создают базу для работы по развитию речи учащихся - обогащение их фразеологического запаса, овладение лексико-стилистическими нормами, формирование монологической речи. Знания учащимися фразеологических понятий обеспечивают условия для ознакомления детей с языковыми особенностями литературных произведений, формирует базу для лингвистического анализа художественного текста.

изучение раздела «Фразеология» происходит на протяжении всего процесса школьного обучения. Анализ действующих учебников по русскому языку свидетельствует, что в некоторых комплексах недостаточное количество упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции учащихся, которая так важна для развития, самообразования школьника. Принципы методики преподавания фразеологии реализуются в современных учебниках лишь частично. Наиболее полно они реализованы в учебниках В.В. Бабайцевой и М.М. Разумовской и П.А.Леканта.

Во всех учебниках преобладают традиционные типы заданий: «Найдите фразеологизмы и свободные сочетания слов». Творческие задания во всех учебниках единичны. Например, в учебном комплексе В.В. Бабайцевой после изучения раздела «Фразеология» предлагается разгадать кроссворд. Существенным недостатком является то, что вопросы кроссворда не имеют отношения к изучаемому разделу. Эффективнее заменить кроссворд творческим заданием по теме. Например: Придумайте задачу «на сложение», получите слово, называющее одно из главных свойств фразеологизма, подготовьте небольшое выступление и задайте задачку одноклассникам:

1. Первая часть – приставка из слова воспылать.

2. Вторая часть – приставка из слова прогулять.

3. Третья часть – приставка из слова издавна.

4. Четвертая часть – корень из слова водить.

5. Пятая часть – окончание глагола храним.

6. Шестая часть – суффикс из слова гордость.

(воспроизводимость)

Таким образом, помимо формирования навыков нахождения фразеологизмов, учащиеся развивали бы и коммуникативные компетенции, которые сегодня средством самообразования и развития учащегося.

Целесообразно использовать в процессе обучения различные игровые моменты, что значительно повышает интерес детей к обучению. «Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету»

В процессе повторения в старших классах преобладают задания теоретического характера. На наш взгляд, практических заданий, особенно на стадии закрепления и повторения, должно быть больше. В учебниках для старших классов недостаточно заданий, включающих работу со словарями. Помимо традиционного анализа словарной статьи, можно включить в работу составление словарной статьи самими учащимися, подбор иллюстративного материала к словарной статье, дополнение словарной статьи, определение фразеологизма по толкованию, сопоставление словарных статей словарей разных авторов, нахождение помет в словаре, введение своих помет, составление словника.

Изучение фразеологических единиц на уроках русского языка значительно пополняет знания школьников о лексике родного языка, а также создают базу для работы по развитию речи учащихся - обогащение их фразеологического запаса, овладение лексико-стилистическими нормами, формирование монологической речи.[5; с.17] Знания учащимися фразеологических понятий обеспечивают условия для ознакомления детей с языковыми особенностями литературных произведений, формирует базу для лингвистического анализа художественного текста.

Анализ современных учебников по русскому языку показал, что авторы в том или ином объеме предусматривают специальные задания и упражнения по фразеологии, однако в целом работа носит эпизодический характер. Практических заданий в учебниках явно недостаточно, что обуславливает низкий уровень фразеологической грамотности учащихся. В связи с этим учитель-словесник должен обратить внимание на широкий спектр дополнительных пособий, предлагаемых методистами.

Заключение:

В данной работе раскрыты понятия компетенций, представлены их виды. Сегодня важно, чтобы на уроках русского языка развивались все виды компетенций. Нашей задачей было предложить урок, который будет направлен на развитие коммуникативной компетенции.

Рассмотрев множество учебных комплексов по русскому языку, мы пришли к выводу, что, к сожалению, упражнений и материала недостаточно, чтобы развивать коммуникативную компетенцию при изучении фразеологии. Именно поэтому нами был предложен урок, где в большей мере развивается интересующий нас вид компетенции. Задания на уроке направлены на общение учащихся, на их самообразование и саморазвитие. Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть учебная, игровая, трудовая. Самой важной единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация. Именно поэтому, прежде чем начать разговор о фразеологизмах, перед ребятами встает вопрос: « Что же это за непонятные сочетания слов представлены в тексте?». Учащиеся сами ищут ответы на свои вопросы, беседуют и дискутируют друг с другом, что придает им уверенность в собственных силах, учит отстаивать свою правоту, общению с группой.


Библиографическая ссылка

Устинова Д.С. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ // Старт в науке. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2221 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674