Я – скульптор, но в руках у меня не глина.
Я - музыкант, но перед глазами совсем не ноты.
Я – хирург, но работаю без скальпеля.
Кто я?
Я леплю человека. Я касаюсь струн его сердца.
Я срезаю опухоль с души. Я – учитель!
Наталья Чернова
(Из книги «Доверяю тебе мою боль и радость)
Здравствуйте, давайте знакомиться! Я - Савенко Ирина Александровна, учитель географии и биологии средней школы № 16 имени Владимира Григорьевича Харченко станицы Балковской. Или «Иринушка», или «географичка», как меня называют дети. Иду я «Иринушкой» по своему школьному, учительскому, пути уже почти 25 лет, с педагогическим стажем длинной без малого в 30 лет. Именно это ласковое, милое и доброе отношение детей и создаёт стимул к работе, «заставляет» меня идти в школу с радостью и ожиданием чего-то нового.
Нужно признаться, что я не планировала быть учителем, а лишь хотела связать свою жизнь с дошкольной педагогикой. Так и случилось, поставленные мною цели осуществлены, мечта сбылась. Но…как говорится, человек предполагает, а Бог располагает!
Я – студент. Спустя 11 лет после окончания школы в моей жизни большие перемены: я - студент и я - учитель. Я учу и учусь. И у меня вырастают крылья, появляется ощущение полёта, в моей жизни появляется теперь уже любимая географическая наука. Трудно, сложно, порой на надрыве, но я иду теперь уже к своей новой цели. Прекрасное время, когда ты транслируешь своим ученикам то, чему тебя буквально только что научили. И глаза блестят у детей, и отдача на уроках от них колоссальная, и каждый хочет понравиться учителю, который ему интересен. Вот постулат, у выработанный у меня в тот период времени: «Надо влюбить детей в свой предмет». Если судить по успехам учеников, то мне это удалось, к этому стремлюсь постоянно.
Я – учитель, я – учитель с опытом. Опыт, профессионализм – достаточно проблемные понятия, на мой взгляд, так как думаю, что опыта всегда в чём-то не хватает, профессионализм требует постоянного совершенствования, пополнения знаний, приобретения новых умений, владения современными компетенциями. Тенденции времени заставили нас всех перестроить свою жизнь по-новому. Жизнь школьника и жизнь учителя не стали исключением. В мою жизнь, как и в жизнь каждого учителя, пришли ЦОРы и ИКТ, точнее пришли они давно, а вот вошли плотно и навсегда именно в этом сложном 2020 году. Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью школьного образовательного процесса. И вот я снова учусь и учу детей, учу родителей. Пожалуй, растерянность от того, что форма обучения так стремительно и кардинально изменилась за короткий промежуток времени, стала проходить только сейчас. Но я ведь Учитель, значит, и эти изменения преодолею, научусь и научу, овладею новой компетенцией.
Я – учитель, я – друг. В нашем стремительном и быстро меняющемся мире детям приходится нелегко. Многополярность мира, общая доступность информации, интернет-пространство, социальные сети, репортажи СМИ, в которых не всегда фильтруется материал – все эти факторы оказывают огромное влияние на души несформировавшихся подростков. В каждом подростке силён дух противоречий. То, что для нас, взрослых, является незначительным, для них первостепенно и архиважно. Здесь во главу угла становятся задачи: не просмотреть, не упустить, не прозевать. Обязательно выслушать, вникнуть, вовремя увидеть, помочь. А как иначе? И я снова учусь и учу. Учусь понимать, что такое кибербезопасность, скулшутинг, булинг, группы деструктивной направленности, от чего возникает тревога и депрессия. Учу понимать, что в любой ситуации можно найти выход, как не стать жертвой, как не оказаться вовлечённым в сообщества, запрещённые в России. Учу каждый день, на каждом уроке, в личной беседе или в короткой фразе, что мы все равны. А как иначе, ведя я – Учитель!
Я – классный руководитель. Встречай, учи и снова расставайся… Вот в чём самая большая сложность классного руководителя. Пять–семь лет жизни - это мало или много? Это много, когда к тебе приходят пятиклассники, и мало, когда ты выпускаешь одиннадцатый класс. Когда уходят выпускники, уходит часть твоей души. Потому что за эти пять–семь лет происходит огромное количество событий и школьных историй, которые остаются с тобой на всю жизнь. И в этих историях я учу быть терпимыми, учу доброте, человечности, учу избегать конфликтов, быть патриотами, учу здоровому образу жизни. «Спасибо Вам, Ирина Александровна! Спасибо Вам за то, что направили меня на правильную дорогу жизни. Спасибо за то, что часто верили мне, даже тогда, когда знали, что я могу солгать! Спасибо Вам за ваше воспитание, за душевные разговоры, спасибо за поддержку!» - вот самые тёплые слова, ради которых стоит оставаться в профессии! Слова от «трудного подростка с деструктивным поведение». Слова благодарности, за то, что в него поверили! На протяжении всей своей педагогической деятельности считаю, что нет трудных подростков, а есть трудная ситуация, в которую они попали. Это ещё один постулат в моей работе. А много пять–семь лет, потому, что пришли пятиклассники, и впереди у нас долгая и трудная совместная дорога. И снова я учу и учусь.
Я - учитель, я - человек. Повседневная жизнь учителя требует больших моральных, душевных и физических сил. Пожалуй, нет больше такой профессии, где у тебя стоит задача найти общий язык с детьми, с коллегами и с родителями. Для меня самые трудные «дети» - это родители. Именно они часто поступают спонтанно в своих решениях и выводах, именно они буквально бросаются на защиту своих детей, часто не разобравшись в ситуации. По-другому и быть не может, ведь это их дети. В такой ситуации приходится учить, что никто, кроме родителей, не даст защиту, но при этом надо разобраться в ситуации подробно, кропотливо и справедливо. И первые помощники для меня тоже родители. Без их помощи и участия было бы трудно осуществлять наши совместные планы и мечты. Спасибо Вам, родители!
Так кто же я? Учитель географии и биологии, классный руководитель, друг, человек? Всё просто, Я - УЧИТЕЛЬ! И этим всё сказано. Люблю свою профессию, люблю детей, люблю жизнь! Люблю свою семью и низко кланяюсь ей за то, что дают дышать мне в этой профессии. И ещё немаловажный факт: я не ошиблась, я на своём месте. Это наполняет мою жизнь особым смыслом. Я - УЧИТЕЛЬ!
Библиографическая ссылка
Савенко И.А. Я – УЧИТЕЛЬ // Старт в науке. – 2022. – № 4. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2214 (дата обращения: 04.12.2024).