Летом мне больше всего нравится жить на даче, проводить время с друзьями в мансарде или за чтением книг. Любовь к чтению прививают нам с самого раннего детства. Моя мама любит читать, моя бабушка всю свою трудовую деятельность связала с книгами, много лет она отработала в детской библиотеке. Даже мой учитель в школе старается подобрать и предлагает для прочтения такую литературу, чтобы нам, детям, было не только интересно, но в тоже время, чтобы книга нас заставила думать, анализировать. Из книг мы узнаем много интересного, в том числе и о жизни наших сверстников в прошлом.
Однажды мне в руки попала книга А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Удивительная книга, написанная ещё до начала Великой Отечественной войны, стала моей любимой. В ней самые простые мальчишки и девчонки заботились о тех, кто нуждался в помощи. Они боролись с ленью и несправедливостью, взрослели, ссорились и мирились, учились крепко дружить. Тимур – главный положительный герой книги, сумел организовать мальчишек, сподвигнуть их на добрые дела. Читая книгу, мне казалось, что я находился в команде Тимура. Я будто бегал с ними по деревне, спорил и дружил, играл, и наряду с этим совершал благородные поступки. Мне всё было интересно. А мама мне сказала, что Тимур и его команда – настоящие пионеры!
Мне стало любопытно, почему мама назвала их пионерами? Кто такие пионеры? Была ли пионером моя мама? Тимур – реальный герой или выдуманный? Может ли он быть героем для подражания?
Поэтому цель моего исследования: выяснить, кто может являться героем нашего времени: пионер прошлого века или волшебник из современных книг.
Мне кажется, что тема исследования актуальна, так как её решение поможет мне больше узнать о прошлом своих родителей, бабушек и дедушек.
Объект моего исследования: герои книг.
Предмет исследования: герои книг – пионеры и волшебники.
Гипотеза: если я буду брать пример с героев книг, то какой герой реально поможет мне стать лучше или изменить меня, или может стать для меня реальным примером.
Задачи исследования:
· изучить литературу о героях прошлого века и современного;
· выявить настоящего героя современного времени;
· выявить реального героя, с которого можно брать пример;
· использовать семейный архив или историю моей семьи в поиске информации для определения реального героя современного времени.
Методами моего исследования стали: опрос, анкетирование, беседа, наблюдение, изучение литературы, сравнение, анализ.
Чтобы найти книги о пионерах, я с мамой отправился в библиотеку Северного округа. Там библиотекарь Демидова Наталья Леонидовна подсказала, что в СССР пионерская организация была образована 19 мая 1922 года, она была массовой. В пионеры принимали в 3 классе. Приём пионеров проходил в два потока: самые лучшие ученики становились пионерами 22 апреля в торжественной обстановке, а остальных принимали на праздничной линейке 19 мая. От Натальи Леонидовны я узнал, что во время Великой Отечественной войны по всей стране развернулось массовое тимуровское движение. [3, с.59] Я сразу догадался, что оно связано с «Тимуром и его командой». Наталья Леонидовна моё предположение подтвердила. Юные пионеры тогда помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая.
А в одной из бабушкиных книг прочитал рассказ «Я сегодня стал пионером». Из рассказа я узнал, что пионеры имеют свои заповеди. [2, с.26]
Интересно, а моя мама знает эти заповеди? Была ли она вообще пионеркой? Чтобы ответить на этот вопрос, я решил побеседовать с бабушкой и мамой.
Из беседы с бабушкой я узнал, что её приняли в пионеры, когда ей было 10 лет. В то время они жили очень скромно – прабабушка одна воспитывала бабушку со старшим братом, отец ушел на фронт в первые дни войны и пропал без вести в декабре 1941 года. Все, что бабушка могла попросить у своей мамы – купить красный сатиновый галстук, который она берегла, как зеницу ока. Школьные годы бабушки были чудесные: походы, костры, ходили в лес за черникой, у каждого была норма – кружка ягод, а потом варили кисель. Было много кружков, ходили в библиотеку, читали «запоем»! Став взрослой, бабушка выучилась на библиотекаря, но не переставала ездить в пионерский лагерь «Двинские зори» (д. Копачёво) Холмогорского района Архангельской области. Работала она там библиотекарем. Вот она – пионерская закалка!
Моя мама с малых лет видела жизнь пионеров, так как ездила с бабушкой в лагерь. В 10 лет её приняли в пионеры. У нас в семейном архиве даже сохранилась фотография мамы-пионерки. Мама рассказала мне, что её детство было самое счастливое, ведь её школьная жизнь была наполнена активными действиями. Среди детей поощрялась дружба и взаимопомощь, было много общих дел и задумок, дети стремились сделать много полезных дел для страны: принимали участие в субботниках, в сборе макулатуры, металлолома. И, конечно, моя мама знала заповеди пионеров. И до сих пор их помнит: единство слова и дела, чести и достоинства, дружбы и товарищества, равенства и справедливости, заботы и милосердия.
Когда мама училась в старших классах, она со своими одноклассниками занималась в городском штабе школьников имени А.П. Гайдара, ездили на сборы в деревню Копачёво. Там тоже была яркая и насыщенная жизнь: жили в кемпингах и палатках, на берегу Северной Двины встречали рассветы и провожали закаты, днём трудились, выполняли отрядные задания, сами готовили обед и даже занимались бальными танцами, а вечерами жгли костры и пели песни в кругу друзей. Интересно то, что старшеклассники хранили традиции пионерии: у каждого отряда была своя форма – рубашка в клетку определённого цвета, носили красный галстук, отдавали салют.
Рассказы бабушки и мамы увлекли меня, особенно интересно было смотреть старые фотографии, узнавать их историю. Ещё мама и бабушка называли пионеров героями их времени. Интересно получается: Тимур по их мнению тоже герой, герой их времени. Пожалуй, я с ними соглашусь! А интересно, кого можно считать настоящим героем нашего времени? Современен ли Тимур?
Мне было любопытно узнать мнение одноклассников. Я провел анкетирование и задал интересующие меня вопросы. В ответах ребят обнаружил, что самой популярной книгой для них является книга про Гарри Поттера; героя нашего времени они видят добрым, умным, смелым, справедливым, ловким и храбрым человеком; команду Гарри Поттера выбрали 20 одноклассников, а команду Тимура только 5.
В том, что одноклассники выбрали для себя команду Гарри Поттера, я не был удивлён, потому что это один из известных современных героев. Огромный тираж книг по всему миру. Ему посвящён и сериал, который можно увидеть как в кинотеатрах, так и на экранах телевизоров.
Мнение о герое нашего времени меня также не удивило, но мне оно показалось неубедительным, и я хотел бы уточнить значение этого слова в толковых словарях.
Работая со словарями, я выяснил, что в понятие «герой» вкладываются разные смыслы и черты характера человека. В литературе мы встречаем лирических и трагических героев, в жизни есть герои труда и герои войны. В рассказе или фильме, спектакле или мультфильме всегда есть герой. Кого бы мы ни взяли из персонажей, которых мы называем героями, все они обладают такими чертами характера, как смелость, доброта, благородство, отзывчивость.
Но, на мой взгляд, герой – это человек, который бескорыстно совершает добрые поступки и всегда готов прийти на помощь. Он смелый, добрый, умный, честный, благородный, справедливый, скромный. Он умеет дружить и любить, заботиться о людях. Это человек является примером для подражания.
Я задумался, в какой команде хотел бы остаться я: в команде пионера Тимура или волшебника Гарри Поттера?
Чтобы ответить на поставленный вопрос, я попытаюсь разобраться в том, чем отличаются команды Гарри Поттера и Тимура.
Пересмотрев книги про Гарри Поттера и Тимура, я выяснил, что Гарри Поттер, как и многие сказочные вымышленные герои, сражается с тёмными магами и монстрами и живет в выдуманном нереальном мире, в котором проявляет все лучшие качества своего характера: дружбу, смелость, доброту, взаимовыручку. Побеждает Гарри Поттер и его команда только с помощью магии.[1, с.36-53]
В отличие от Гарри Поттера, герой Аркадия Гайдара, Тимур, обычный мальчишка, старается бескорыстно помочь незнакомым ему людям. Он очень добрый, смелый, честный, благородный, бескорыстный и преданный товарищ и друг, не хвалится своими поступками. Тимур учит делать добрые дела и других детей. Все его действия происходят в реальной, не выдуманной жизни. Ему не нужны волшебная палочка и магия, чтобы сделать жизнь других людей лучше и добрее.
Для меня Тимур является примером достойного, честного, порядочного человека. Он живёт, придерживаясь обычных, на первый взгляд, правил. Это мой герой, герой моего времени! Мне нравятся такие ребята, которые могут брать на себя ответственность, которые могут повести за собой, которые способны на хорошие поступки и подвиги! Из таких вырастают настоящие мужчины и герои! И поэтому сегодня я выбираю именно команду Тимура!
Полученную информацию я захотел обсудить со своими одноклассниками. На одном из уроков литературного чтения я рассказал ребятам о Тимуре и его команде, мы сравнили команды Гарри Поттера и Тимура, а потом я предложил ребятам ответить снова на вопросы анкеты. Каково было моё удивление, когда я увидел, что мнение большинства моих одноклассников поменялось: они посмотрели на Тимура с другой точки зрения – многие ребята захотели перейти в команду Тимура.
Вместе пришли к выводу, что нам как раз и не хватает именно таких героев реального времени, как Тимур, чтобы было с кого брать пример. Глядя на пионера Тимура, мы убедились, что каждый из нас может стать маленьким героем, что все мы можем сделать что-то доброе людям.
Сейчас пионерской организации нет, но объединиться в отряд и выполнять добрые дела можно. Это современно и актуально. В новостях и сети Интернет часто пишут о детях, совершающих добрые поступки. И мы с ребятами тоже решили создать инициативную группу. Одному совершать добрые дела сложно, а вот командой – это здорово! Совместно с ребятами мы придумали название нашей группы, эмблему, обозначили список полезных дел и мероприятий.
Деятельность нашей группы мы оформили в агитационном буклете. Данный буклет мы планируем передать в музей нашей школы, школьную библиотеку и библиотеку Северного округа. Надеемся, что ребята, ознакомившись с данной информацией, попробуют на базе своего класса, школы организовать группу ребят, которые будут, как Тимур, помогать людям.
Я изучил литературу о героях прошлого века и современности. Узнал, кто такие пионеры, чем они занимались. Выявил настоящего героя нашего времени. Доказал, что Тимур – это реальный герой, хоть и герой прошлого времени, и по сравнению с Гарри Поттером он помогает измениться в лучшую сторону и может быть примером для подражания. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. И это исследование стало для меня значимым.
Я составил список полезных дел, которые мы совершили. Оказывается, их огромное количество. Мы являемся активными участниками эколого- благотворительной акции «Крышечки на благо», ежегодно участвуем в экологических акциях по сбору макулатуры и батареек, в городских и окружных акциях «Марафон добрых дел». Выступаем на праздниках для пожилых людей, оказываем помощь приютам с бездомными животными…
Это только часть наших дел. И пусть пока они маленькие, но ведь из маленьких, но добрых дел рождается большое чудо, для которого не нужна волшебная палочка и магия. И люди могут поверить в дружбу, взаимовыручку, в то, что они не одни, что есть в мире добро и справедливость.
Библиографическая ссылка
Такиулин Н.Р. ПИОНЕР – ЭТО РЕАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ ИЛИ ВОЛШЕБНИК // Старт в науке. – 2022. – № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2200 (дата обращения: 12.12.2024).