Обострение планетарной экологической ситуации выдвигает в разряд первоочередных социально-педагогических проблем формирование экологической культуры человека. Это в свою очередь, возлагает особую ответственность на школу, где обучающиеся проводят большую часть времени, получают знания и приобретают умения.
Сейчас перед нами, учителями, жизнь ставит задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Поэтому и процесс экологического воспитания должен быть также непрерывным. Новая экологическая политика нашла отражение в принятом Законе«Об охране окружающей среды», который, в частности, гласит:«В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, повышения их квалификации…».
Приоритетное значение приобретает подготовка к экологическому воспитанию детей.
Основной своей задачей,как учителей: использование разнообразных форм работы с детьми с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу.
В соответствии с Концепцией развития школы важное место в воспитательной системе занимает формирование у обучающихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения: к природе (экология природы), к себе как составной части природы (экология здоровья), к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души). Процесс экологического воспитания должен начинаться именно в начальной школе, которая формирует у обучающихся первичные знания о природе и навыки ее охраны.
Чуносова Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 333 им. П.А. Столыпина» ЭМР Саратовской области является куратором экспериментальной площадки «Модель сетевого клуба в организации работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности», которая организована совместно с ФГБ ОУВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.». Под ее руководством был организован научный клуб младших школьников «Самоцветы». Участники клуба стали победителями и призёрами многих конкурсов. С 2015 по 2022 годы - победители областного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников “Юный исследователь”. призёрами муниципальной научно-практической конференции «Первая ступень к науке», победителями IV областной научно-познавательной конференции «Химия и жизнь». В 2020 году - победителями IХ Международного конкурса научно – исследовательских работ « Старт в науку» Российской Академии Естествознания.
Главная тема проектов – экологические проблемы. Такие, как: «Друзья наши меньшие», «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен», «Биоразлагаемая посуда из картофельной кожуры»... Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований, имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.
Итогом проведенной работы становится участие в муниципальных научно-исследовательских конференциях.Научный клуб участвовал в экологической акции: «Водоролям крышка!» (внес свой клад в оздоровление Волги), а также в акции « Сдай макулатуру СПАСИ ДЕРЕВО».
Воспитание в школьнике экологически грамотной личности является одной из задач работы научного клуба «Самоцветы».
Библиографическая ссылка
Чуносова Е.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНАЯ ЛИЧНОСТЬ НАУЧНОГО КЛУБА «САМОЦВЕТЫ» // Старт в науке. – 2022. – № 2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2197 (дата обращения: 04.12.2024).