Введение
Тема экономики всегда была, есть и будет актуальной в нашем мире, т.к в экономика напрямую связана с жизнью общества: использование различных ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей человека. Экономика позволяет находить оптимальные решения, чтобы люди ни в чем не нуждались, а также чтобы беречь природные ресурсы. Так же в экономике с каждым годом появляются новые тенденции, что опять же поднимает вопрос ее изучения. Общество стремится решать свои вопросы более выгодными способами, что заставляет модернизировать систему подготовки профильных специалистов
Цель: Спрогнозировать востребованные направления экономического образования.
Задачи:
- Изучить современные тенденции развития мировой экономики;
- Выделить особенности экономического развития России;
- Классифицировать российские ВУЗы, предоставляющие экономическое образование;
- Создание навигатора поступления в экономические ВУЗы.
Объект исследования: Мировая экономика.
Предмет исследования: отрасли экономики, перспективные для трудоустройства молодых специалистов.
Гипотеза: Выпускникам школ необходима систематизированная информация для выбора профессии в условиях изменяющейся экономической ситуации в мире.
Методы исследования:
- Классификация теоретического материала про мировые экономические системы;
- Наблюдение за тенденциями в современном российском экономическом образовании;
- Анкетирование выпускников и учащихся школы;
- Анализ полученных результатов.
Практическая ценность: Выбор профессии – ответственное решение, которое повлияет на дальнейшую судьбу. Его необходимо принимать взвешенно, основываясь на достоверной и актуальной информации. Навигатор поступления поможет выпускникам нашего города определить востребованное и достижимое направление экономического образования на ближайшую перспективу.
Современные тенденции развития мировой экономики
Появлению новых тенденций в данной науке способствуют различные факторы, к примеру наука и технологии развиваются стремительными темпами, тем самым вовлекая экономику в такое же быстрое изменение. Так же различные внешние факторы, например ситуация с COVID-19, что ввела свои поправки во все сферы жизнедеятельности общества, заставила экономистов смотреть на ситуацию по-новому и создавать новые пути решения экономических вопросов.
Важнейшим показателем, обобщающим результаты хозяйственной деятельности и состояния экономики, служит объем внутреннего валового продукта ВВП. Объем мировой торговли к 2030 году вырастет более чем втрое, до $ 27 трлн., а доля торговли в мировом ВВП - с четверти до трети. Половину этого прироста обеспечат развивающиеся страны. 25 лет назад на них приходилось лишь 14 % импорта обрабатывающего сектора, сейчас 40 %, а к 2030 году - более 65 %. [6]
Остановимся на ключевых факторах, влияющих на состояние современной мировой экономики:
1. Глобальные тенденции замедления экономического роста. Естественные пределы развития капитализма выражаются не только в глобальной приостановке темпов экономического роста, который считался бесконечным. Также присутствует кризис его внеэкономической легитимизации. [1, 2]
2. Политические процессы. Большинство стран страдают от усиливающегося расслоения общества, при том, что правящие элиты при принятии решений не всегда опираются на общепринятые моральные ценности для сглаживания или минимизации отрицательных проявлений социального разрыва. [8, 9, 10]
3. Информационная революция. Изменения оказались разительнее, грандиознее и драматичнее, чем ожидалось. 4-я промышленная революция и цифровизация приобрели безоговорочную глобальность. [3]
Особенности экономического развития России
Кроме упомянутых выше общемировых тенденций экономического развития необходимо рассмотреть особые черты, присущие нашей стране:
- Россия, к сожалению, отстает в вопросах экономической целесообразности экологичных решений. Усугубляет ситуацию изолированность России. В отечественной экономике принято считать, что зеленая повестка – это преходящая мода, да к тому же с Запада, и данная ситуация существенно тормозит перспективное экологическое развитие нашей страны. [5]
- семейный уклад. Гендерное экономическое неравенство растет. В развитых экономиках образование позволяет женщине получать высокие доходы, и она может полностью посвятить себя карьере, что снижает экономическое неравенство.
- зависимость от кредитов. Финансовая безграмотность большой части населения России приводит к зависимости населения от кредитов. Человек вынужден брать новый кредит, чтобы расплатиться со старым, если он не может свести концы с концами. Банки часто предлагают своим клиентам перекредитовываться, если процентные ставки снижаются, но, если они растут, значит, человек все глубже залезает в долговую яму. Закредитованность населения – существенная проблема в России. [5]
- отношение к инвестициям. Население России не готово к инвестициям. Затруднительным является вопрос, во что инвестировать.
А вообще, мы согласны с Уорреном Баффеттом, который сказал, что лучше всего инвестировать в самого себя, в свой человеческий капитал, в саморазвитие.
- рост инфляции в России. На данный момент для этого есть две причины. Первая – разрыв в цепочках поставок в связи с изменениями в мировой торговле в целом. Вторая – мягкая денежная политика, которую много лет проводил Центробанк после мирового финансового кризиса. [4]
Рассмотрев особенности экономического развития России на современном этапе, можем констатировать, что и ценность образования будет переосмысляться в изменяющихся экономических условиях.
Метод инструментальной переменной применяется в экономике уже более полувека, но именно нобелевские лауреаты 2021 года показали, как его применять для обнаружения причинно-следственных связей. [7]
В любом случае, очевидно, что усиление государственного регулирования в экономике России, с одной стороны, помогает справляться со всеми перечисленными сложностями и противостоять постоянно расширяющимся международным санкциям, с другой стороны, формулирует запрос на подготовку квалифицированных государственных управленцев для максимально быстрого и чёткого решения поставленных в экономической сфере задач.
Проведение опроса выпускников и учащихся и анализ полученных данных.
Согласно данным, наиболее востребованным направлением получения образования в экономической сфере является специальность Государственное и муниципальное управление. На втором месте по популярности располагается специальность Менеджмент. Далее следует специальность Экономика. Чуть менее популярной является специальность Бизнес-информатика. Замыкает пятерку самых популярных направлений в сфере экономики специальность Реклама [11].
Рассмотрим Вузы, предлагающие обучение по вышеперечисленным специальностям. Наибольшей популярностью пользуется обучение в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». На втором месте располагается Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. На третьем месте по востребованности в сфере получения экономического образования располагается Российская экономическая школа. Также в десятку популярных Вузов входят Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ РАНХиГС, Финансовый университет при правительстве РФ, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова РЭУ, Московский государственный институт международных отношений МИД РФ [12].
Мы провели опрос выпускников и учащихся 10 и 11 классов нашей школы https://forms.gle/XH63NN6gcDjqrmkx8
Данные опроса во многом подтвердили общую тенденцию, рассмотренную ранее. Проанализируем собранные нами данные подробнее.
Выпускники 2019 года. Самым популярным оказался факультет мировой экономики (33,3%), т.к он имеет более широкий спектр развития, чем остальные. Факультеты менеджмент и госуправление набрали одинаковый процент голосов - 22,2%. Факультеты рекламы и финансов тоже набрали одинаковый процент голосов, в данном случае наименьший - 11,1%.
Выпускники 2020 года. Мировая экономика, по сравнению с 2019 годом, набрала наименьший процент - 12,5% голосов. Столько же набрал факультет финансов, но, стоит отметить, уже на один процент больше, чем в 2019 году. Также некоторые выпускники (12,5%) выбрали направление бизнес информатики, которое в 2019 году не выбрал никто. Связано это с развитием технологий, ведь абитуриенты начали понимать, что технологии внедряются повсюду и в скором времени без них нельзя будет обойтись. Больший процент голосов -37,5%- набрал факультет госуправления. Второе место среди участников опроса занял факультет менеджмента, набравший 25% голосов.
Выпускники 2021 года. Специальность мировая экономика потеряла свою актуальность, набрав всего 10% голосов. Вероятно, это связано с ситуацией пандемии, так же как в 2020 году. Факультет госуправления набрал наибольший процент голосов (30%), опять же наблюдается тенденция, что данный факультет не теряет своей популярности. Факультеты банковского дела и финансов набрали одинаковый процент голосов (20%). Факультет бизнес-информатики (20%) набрал еще большую популярность, в сравнении с 2020 годом, потому что осознание того, что технологии будут внедрены везде, стало еще больше.
В 2022 году можно наблюдать еще больший рост числа голосов, отданных за специальности финансы и банковское дело. Обе специальности заняли лидирующие места, набрав по 27,3% голосов. Факультет рекламы снова взял наименьший процент голосов (9,1%).
Следующим шагом важно определить, в каких именно вузах уже проходят обучение или хотели бы учиться наши выпускники. Согласно проведенному нами опросу, выбор Высших учебных заведений среди учащихся 10 классов распределился следующим образом: Государственный университет управления – 4, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова – 2, Финансовый университет при правительстве РФ – 2, Российская Академия Народного хозяйства и государственной службы РАНХиГС – 2.
Выбор Высших учебных заведений среди учащихся 11 классов: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова – 3, Московский государственный областной университет – 1, Московский государственный институт международных отношений – 2, Российская Академия Народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ РАНХиГС – 2, Финансовый университет при правительстве РФ - 3.
Информация, полученная от наших выпускников, выглядит следующим образом. Выпускники 2019 года поступили: Финансовый университет при правительстве РФ, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова РЭУ – 2, Российская Академия Народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ РАНХиГС – 3, Московский государственный университет МГУ, Российский университет транспорта, Московский открытый институт.
Выпускники 2020 года поступили: Финансовый университет при правительстве РФ – 2, Московский городской университет управления МГУУ – 2, Российский университет дружбы народов РУДН, Государственный университет управления ГУУ – 2, Академия социального управления АСОУ.
Выпускники 2021 года поступили: Финансовый университет при правительстве РФ, Институт международного права и экономики им. А.С.Грибоедова, Московский городской университет управления МГУУ, Московский государственный областной университет МГОУ, Российский университет дружбы народов РУДН, Государственный университет управления ГУУ – 2, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова РЭУ
Российская Академия Народного хозяйства и государственной службы.
Итак, по результатам опроса полностью оправдан интерес к специальности Управление, ибо мы доказали, что современное состояние российской экономики тяготеет к усилению государственного регулирования во всех сферах.
Также, что показательно, собранные нами статистические данные выявили еще несколько Вузов Москвы и Подмосковья, где обучается большое количество наших выпускников. Реальные люди, знакомые нам по школьным годам, - это самый надежный источник информации. Значит, необходимо опираться именно на эти данные, чтобы представленная в нашем навигаторе поступления информация была адаптирована именно к уровню и потребностям учеников нашего города, что повысит ценность подготовленных нами данных.
Создание навигатора поступления в экономические ВУЗы
Сводные данные пяти параллелей опрошенных учащихся помогли нам создать навигатор поступления. В нём представлена информация о наиболее популярных и перспективных направлениях получения экономического образования, а также приведены названия и сайты вузов, наиболее доступные для учащихся нашего города и предоставляющие обучение по данным направлениям. В нашем перечне представлены и некоторые из ведущих экономических Вузов, входящих во всероссийскую десятку по популярности, и Вузы, занимающие более низкие строки рейтинга.
Самым популярным оказался Финансовый университет при Правительстве РФ, набрав 18.8% голосов. МОИ, РУТ, ИМПЭ, ВШЭ НИУ заняли последнее место по популярности, набрав всего 2.1%. Второе место по популярности заняли университеты ГУУ и РАНХиГС, набрав 16.7%. 12,5% набрал университет МГУ, заняв третье место среди опрошенных. 6.3% голосов набрали университеты РЭУ и МГУУ. РУДН, МГОУ и МГИМО набрали 4.2% голосов.
Наибольшую популярность имеет специальность государственное управление (25%). Второе место по популярности занимает менеджмент, набрав 18.8%. Третье место заняли специальности финансы и мировая экономика (16.7%). Банковское дело набрало 10.4%. Далее по количеству отданных голосов следуют специальности реклама и бизнес информатика, набрав 6.3%.
Заключение
Экономика проникает во все сферы жизнедеятельности людей, включает большинство направлений взаимодействия индивидуумов в обществе, поэтому получение экономического образования будет имеет широчайший спектр применения и предоставит обширные возможности для трудоустройства.
Сфера высшего образования отвечает приоритетам государства и запросам общества, поэтому централизация и усиление роли государства в регулировании смешанной рыночной экономики ведет к усилению государственного аппарата и формирует спрос на управленческие кадры.
В результате проведенной работы считаем цель нашего проекта достигнутой, задачи – выполненными. Гипотеза о необходимости дополнительной систематизированной информации для абитуриентов из нашего города – подтверждена. Разработан навигатор поступления для оптимального выбора профессии в условиях изменяющейся экономической ситуации.
Практической помощью для абитуриентов из нашего города может стать наш навигатор поступления, который позволит повысить вероятность поступления абитуриентов за счёт более быстрого и простого определения круга интересующих вузов и специальностей, что также позволяет заблаговременно начать подготовку и уделить больше внимания предметам, необходимым для поступления.
В дальнейшем мы готовы обновлять информацию за счёт данных, которые будут получены после завершения приёмной комиссии 2022 года, а также расширить представленные в навигаторе рубрики для счёт наших отзывов о личных ощущениях и о качестве экономического образования в выбранных вузах.
Библиографическая ссылка
Ванесян С.Д., Чигарёв А.А. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ // Старт в науке. – 2022. – № 2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2177 (дата обращения: 04.12.2024).