Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКА. В НАШЕЙ ПАМЯТИ ИМ - ЖИТЬ

Мухамедзянова Н.А. 1
1 Филиал МАОУ Каскаринской СОШ "Янтыковская СОШ"
памятник
помянуть
память
1. Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2019 № 327 "О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы"
2. Словарь С.И.Ожегова
3. И.А.Азизян, И.В.Иванова Памятники вечной славы: Концепция и композиция. – М.: Стройиздат, 1976
4. Б.И.Гаврилов «Памятники Великой Отечественной войны» М. Знание, 1989
5. Электронные ресурсы: «Подвиг Народа», «Память Народа», «Мемориал»
6. Ю.М.Конев, Н.Т.Вокуев, С.Б.Власов, В.Ф.Кныш… Память. Российская Федерация, Тюменская область. Екатеринбург, Средне – Уральское книжное издательство, 1994
7. Подшивка районной газеты «Красное знамя», «Янарыш».
8. Видеосюжеты:https://vk.com/public181210429, https://vk.com/club194079099

Введение (рекомендуется для научно-исследовательской работы)

Великая Отечественная война – событие, которое навсегда останется в памяти народа. Историческая память о нём передаётся из поколения в поколение и служит всем нам - потомкам напоминанием о величайшей трагедии нашего государства и народа.

2020 год, по указу президента России, стал Годом памяти и славы в честь75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне [1]. В целях сохранения исторической памяти, в течение всего года каждый человек нашей Родины от мала до велика присоединился к социальным проектам, акциям, приуроченными юбилейному году. Самое историческое событие в честь празднования 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне произошло в нашей деревне Янтык Тюменского района - открытие нового памятника воинам - землякам, павшим на полях сражений, фронтовикам, вернувшимся с Победой в свою родную деревню, труженикам тыла и детям войны, которые приближали победу на трудовом фронте.

Актуальность темы «История создания памятника. В нашей памяти им - жить!»

заключается в том, чтобы молодое поколение 21 века знало и чтило память своих предков, чтобы оставили память в своих сердцах о людях, которые победили в той страшной войне. Пройдут годы, сменятся поколения, а память о людях, победившие войну сохранится. Мемориалы, памятники, обелиски будут напоминать людям о том, какой ценой завоевано счастье и как важно его беречь.

Около 60 наших односельчан встали на защиту нашей Родины от фашистских захватчиков. Не все вернулись с полей сражения: они погибли, пропали без вести или умерли от ран. В дань памяти и уважения по погибшим защитникам Родинывсе жители нашей деревни в канун Дня Победы идут к памятнику, чтобы возложить цветы – это стала традицией, передающейся из поколения в поколение.

Проблема. Учащиеся нашей школы знают в честь кого установлен памятник, но не знают историю его возникновения. Я обратила на это внимание и мне, как активисту школьного музея, стало интересно, когда был установлен первый памятник в нашей деревне и почему, и по чьей инициативебыл создан новый памятник? Чтобы ответить на эти вопросы я решила провести исследование. Эта проблема определила тему моего исследования «История создания нового памятника. В нашей памяти им –жить!»

Цель моей работы: изучить вопросы создания памятника и показать его значение для нынешнего поколения.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

· Исследовать историю создания памятника;

· Изучить литературу по теме, провести сбор информации в СМИ;

· Провести беседы с жителями деревни, записать их воспоминания;

Объект исследования: памятник вчесть односельчан-участников ВОВ.

Предмет исследования: история создания памятника.

Методы и приёмы исследования: поиск достоверных источников информации, беседа, фотосъёмка, анализ и обобщение информационного материала.

Гипотеза. Я предполагаю, что памятники, как символы мужества и героизма воинов, символы памяти, способствуют объединению людей разных поколений. Познакомившись с мемориалом своей деревни, мои сверстники узнают о его истории, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям и событиям, связанными с ними, и я считаю лучшим памятником должна стать память обо всех, кто воевал, кто трудился в тылу и всех, кто ждал.

Новизна исследования состоит в пробуждении интереса к истории малой родины, её прошлому, к происхождению таких объектов, как памятники, расположенных на территории нашего населённого пункта.

Практическая значимость заключается в возможности использования собранных материалов для школьного музея, для часов общения, для уроков по истории, обществознанию, ОРКСЭ, для публикации ВК

Место исследовательской работы: д. Янтык Тюменского района, Тюменской области.

Память. Помянуть. Памятник.

В современном мире, когда все меняется, неизменным остается одно — это история, которую надо помнить. Помнить – значит знать героев, благодаря кому завоёван мир. Помнить –значит сохранить в памяти о великом подвиге своих предков в те далёкие годы войны. Благодаря нашим наставникам, через уроки, кружковые занятия, внеклассные мероприятия, классных часов мы обогащаем и углубляем свои знания об историческом прошлом семьи, села, о событиях 1941-1945 годов, о наших односельчан - участниках Великой Отечественной войны. Из поколения в поколение наш народ передает память об этой страшной войне, о героическом подвиге солдат на фронте, о трудовом подвиге в тылу. Одной из форм сохранения памяти народа о тех событиях являются памятники.

Что такое памятник? Обратимся к словарю С. И. Ожегова. Памятник – это скульптура или архитектурное сооружение в память кого - чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события) [2]. Памятники и памятные места, возникшие непосредственно в ходе Великой Отечественной войны, возведенные после войны на могилах героев или местах, связанных с военными событиями на данной территории, являются «историко-документальными» [3, c. 13– 14].

Многие памятники и памятные места хорошо известны каждому гражданину нашей страны – это Брестская крепость, мемориальный комплекс в Волгограде, могила Неизвестного солдата в Москве и др. Учет реальных мест боевой славы начался уже в годы Великой Отечественной войны. В книге Б. И. Гаврилова «Памятники Великой Отечественной войны» по территории СССР указывается цифра более 100 тыс. выявленных памятников и памятных мест [4, с. 5], при этом он сам же отмечает, что из года в год поисковые отряды находят новые захоронения, боевую технику и т.п. Таким образом, окончательное количество реальных памятников неизвестно.

На территории нашей деревни тоже есть 2 памятника, один из них посвящён нашим односельчанам, которые встали на защиту нашей Родины в годы Отечественной войны 1941-1945 гг. и навечно остались на поле боя. В память всех защитников –односельчан в нашей деревни 8 мая проходит ежегодное шествие «Бессмертный полк», учащиеся и жители в этот день проходят по самой главной улице деревни с гордостью неся портреты своих героев, устилают цветами подножие памятника погибшим солдатам как знак памяти и скорби. Возложение цветов и почтение памяти тех, кто отстоял Победу стала традицией на все времена.

Памятники, обелиски помогают нам узнать и сохранить его историю, каждый может задуматься над тем, в честь какого важного события воздвигают памятники, каким людям посвящают. Чтобы ничего не исчезло бесследно, мне очень важно узнать и сохранить историю своего края, память об участниках войны для будущего поколения.

История создания нового памятника. В нашей памяти им –жить!

История создания нового памятника – это часть истории 21 века для нашего населённого пункта, которую должен знать любой уважающий себя человек и передавать эту правду из поколения в поколение. Чтобы познакомить своих одноклассников с историей открытия нового памятника я обратилась за помощью руководителю нашего школьного музея Таслиме Нурулловне, которая стала моим наставником, консультантом в моей исследовательской работе. Ещё раз перечитала историю нашей деревни, хранящуюся в школьном музее, пересмотрела альбомы, посвящённые тыловикам, ветеранам Великой Отечественной войны, ознакомилась с подлинными наградными документами некоторых ветеранов войны, тыла, изучила исследовательские, творческие работы, сочинения учащихся нашей школы.

Памятник...значение этого слова говорит само за себя - хранить память, память о тех, кто не вернулся в свой родной уголок. Памятник, который расположился у нас в деревне несёт историческую информацию, которая свидетельствует о военных исторических событиях 1941-1945 гг.

Беседуя со своей бабушкой Марзиёй Абитовной, я узнала: первый памятник в нашей деревне был установлен на территории школы в 1985 году поинициативе активных жителей деревни, до этого времени он стоял в п. Каскара Тюменского района.

Монумент имел простую форму высотой 2-3 метра, в хорошем состоянии, активистами деревни памятник был перекрашен в стальной цвет, а на гранитной плите в алфавитном порядке были нанесены имена героев –односельчан, которые навечно остались на поле боя в годы Великой Отечественной войны.

Территория обелиска была огорожена железной изгородью, высажена низкорослыми кустарниками и цветами. Учащиеся школы шефствовали над памятником: наводили порядок, удаляли сорняки, ухаживали за цветами. В Дни Победы в Великой Отечественной войне возле памятника проводились митинги, собирались жители деревни, чтобы почтить память тех, кто отдал свои жизни за мир в нашей стране.

Время идёт, с каждым годом памятник ветшает и рушится, гранит стареет.

В ходе исследовательской работы от Раиля Юсуповича Баширова, секретаря первичного отделения № 32 д. Янтык Всероссийской политической партии «Единая Россия», я узнала, что идея обновить памятник возникла в 2019 году, накануне 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

На собрании единомышленников политической партии «Единая Россия» от Раифа Исрафиловича Сабирова поступило предложение о замене памятника. Инициативная группа, в лице Руфили Махмутовой -учителя английского языка, куратора РДШ Янтыковской СОШ, Рачии Мидхатовны Сабировой -учителя русского языка, Гульфиры Чагваровны Сагутдиновой –методиста Янтыковской СОШ, Гульсии Каримовой, лидера РДШ Янтыковской СОШ, Мухамедьзяновой Таслимы Нурулловны –руководителя школьного музея, работала над созданием социального проекта под названием «Памятники- наше прошлое и будущее».

В обсуждении проекта памятника активное участие приняли руководитель национально- культурной автономии татар Тюменского района Альберт Алтынгузин, Анастасия Левинова - директор МАУ ТМР МЦ «ПОКОЛЕНИЕ», секретарь партии Единая Россия по ТМР Цветанская Т.С. Они обратили внимание на этот проект и порекомендовали его председателю Думы Андреевского МО Арипову Рустаму для участия в конкурсе грантовых проектов среди молодых депутатов в Тюменской областной Думе.

Рустам Арипов с предложенным социальным проектом «Памятники –наше прошлое и настоящее» принял участие в конкурсе и одержал победу. Проект получил финансирование от фракции «Единая Россия» Тюменской областной Думы.

Новому памятнику –быть!

Путём исследовательской работы я узнала для того, чтобы открытие нового памятника состоялось к юбилею Победы, была проделана колоссальная работа с архивными документами Военного комиссариата Тюменского,

Нижнетавдинского и Ярковского районов Мамутовой Нурзилёй Равильевной.

В архиве ею велась трудоёмкая работа по уточнению списка погибших, пропавших без вести, вернувшихся с победой для занесенияих имён на памятник. Поиск информации для установления точных данных о ветеранах – односельчан вёлся и на Интернет-ресурсах как «Подвиг народа», «Мемориал», «Память Народа», «Дорога памяти». [5] Тщательная работа с архивными материалами Военного комиссариата, школьного музея, работа с населением позволило в кратчайшие сроки воссоздать наиболее полный список ветеранов Великой Отечественной войны.

Таким образом, благодаря таким инициативным людям, патриотам своей страны, восстановилась историческая справедливость. До настоящего времени в списках на старом памятнике были указаны имена только 15 погибших на фронте наших земляков, информация, полученная руководителем школьного музея от родственников погибших воинов, привела к дополнению списка погибших ещё 6 именами. Главой администрации Каскаринского муниципального образования Тюменского района Копыловым Игорем Васильевичем было принято решение: увековечить на памятнике имена 34 воинов - односельчан, вернувшихся с Победой и увековечить имена 21 героя, которые навечно остались на поле боя.

Можно сделать вывод: Памятники – это вехи истории. Они позволяют ощутить связь эпох и поколений, почувствовать свой долг перед теми, кто не вернулся с поля боя и, кто помогал ковать Победу в тылу. Пройдут годы, сменятся поколения, а память о ветеранах будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение.

В процессе моей работы я выяснила, что в нашей деревне есть семьи, которые знают места захоронения своих героев, куда могут прийти и отдать дань памяти предкам, которые навечно остались на поле боя. Доказательством тому является беседа с Рауфатом Тимергалиевичем, в ходе которой я узнала, что члены их семьи чтят память своего деда, прадеда Шамсутдинова Камалетдина Шамсутдиновича, 1898 года рождения, который погиб в 1943 году. Правнуки, внуки в 2017 году побывали на братской могиле своего деда в д. Пустошка, Мгинского района, Ленинградской области, установили табличку снадписью и фотографией, оставили горсть родной земли на братской могиле.

Заключение

Работа по исследованию истории возникновения памятника позволила мне узнать много нового из истории своей малой Родины, его жителях, героях –защитниках.

В результате проделанной работы выяснила следующее:

1. Первый памятник был установлен на территории школы в 1985 году по инициативе старосты деревни, управляющим совхоза «Каскаринский» Юскаевым Шамилем Сайфулловичем и активными жителями д. Янтык в числе которых были ветераны войны 1941-1945 гг.;

2. В 1999 году памятник был перенесён на территорию Дома культуры;

3. В 2001 году поднимался вопрос обновления памятника, но в силу обстоятельств вопрос не решился (скоропостижный уход из жизни бывшего управляющего отделением Янтык совхоза «Каскаринский»);

4. В начале мая 2019 года, проект «Памятники – наше прошлое и настоящее» стал победителем конкурса проведённый среди молодых депутатов региона. Благодаря этому конкурсу был решён вопрос об обновлении памятника в д.Янтык;

5. 24 мая 2019 году состоялась встреча активистов д. Янтык по вопросу установки нового памятника;

6. Сбор, систематизация, уточнение списка о земляках-участниках ВОВ вёлся активистами деревни в архивах школьного музея, Тюменского военкомата, на Интернет-ресурсах как «Подвиг народа», «Мемориал», «Память народа», «Дорога памяти»;

7. Эскиз памятника был разработан Башировым Р.Ю., Сагутдиновой Г.Ч., Мухамедьзяновой Т.Н., Мамутовой Н.Р. и Каримовой Г.Д.;

8. 14.07.2020 начались строительные работы бригадой рабочих из Тюмени под руководством бригадира Курашко Николая Николаевича;

9. 8 сентября 2020 года состоялось открытие нового памятника;

10. Информация об открытие памятника размещена в сети Интернет: в группе

«Янтыковская СОШ» (https://vk.com/public132764281), в группе «Музей боевой и трудовой славы д.Янтык» (https://vk.com/club194079099).

Выше сказанное ещё раз подтверждает: наши ветераны Великой Отечественной войны, ветераны тыла, дети войны заслужили своим ратным подвигом право на справедливую и честную память. Есть память личная, есть семейная, а есть память народная. Память о Великой Отечественной войне – народная память. И пока мы будем помнить, будет жить и наш народ.

Моё предположение, что памятники, как символы мужества и героизма воинов, символы памяти, способствуют объединению людей разных поколений, подтвердилось.

По тем сведениям, которые мне удалось собрать можно сделать вывод: солдаты, победившие в войне, навечно останутся в поимённых списках на гранитных плитах. И в нашей памяти им - жить!


Библиографическая ссылка

Мухамедзянова Н.А. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКА. В НАШЕЙ ПАМЯТИ ИМ - ЖИТЬ // Старт в науке. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2170 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674