Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ – ЭТО СУДЬБА

Иванов Д.И. 1
1 КГБОУ "Шарыповский кадетский корпус"
исследовательская
династия
учитель
ученик
1. Данные Тисульского и Чебулинского районных архивов.
2. Архив Больше-Барандатской средней школы.
3. Архив Тамбарской средней школы.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Династия

 Династия — гордое слово!

Сплелись поколения в нём.

Мы славу труда наших предков

Достойно сквозь годы несём.

Ирина Веренчик

В ходе работы я посетил несколько архивов школ и отдел управления образованием Тисульского и Чебулинского районов Кемеровской области, муниципальный архив Тисульского района, связался с родственниками, проживающими в Томской и Челябинской области, которые предоставили весь свой материал.

Откуда люди узнали, как им жить на земле? Кто научил их правилам поведения, основам нравственности и морали? Кто ответил им на вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Возможно, эти правила сообщили людям их предки. А может таким человеком был педагог?

Учитель - одна из самых древнейших профессий. Исследования историков педагогической науки и практики подтверждают, что первые учителя появились еще во времена таких древних государств как Вавилон, Ассирия, Египет, Индия, т.е. примерно за 4 тыс. лет до нашей эры.А ведь всякая профессия начинается с призвания. Вот и учитель ведет нас сквозь годы детства,  юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Труд учителя благороден и прекрасен. Любовь к  близким, верность традициям и семейным ценностям - это лишь некоторые качества, которые передают  учителя не только своим ученикам, но и своим родным, близким и детям.  Существуют такие поколения, которые продолжают дела своих родителей, идут по их стопам.  Вот и в моей семье  были и есть такие люди, которые «сотворили» нашу учительскую династию.

Актуальность работы обусловлена тем, что сегодня, когда мир стремительно меняется и развивается, именно учитель способен донести до учеников самые важные человеческие истины.

Объект нашего исследования - родословная семьи.

Предмет исследования - род семьи Ивановых и семьи Хорошиловых.

Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении материала.

Практическая значимость состоит в том, что данная работа может быть использована в работе школьного музея, а также как дополнительный материал к уроку.

Цель исследования - ознакомление с педагогической династией моей семьи и выяснение, сколько лет составляет общий педагогический стаж династии.

Цель исследования определила необходимость постановки следующих задач:

·       опросить родственников об известных им фактах из истории семьи;

·       изучить материалы, хранящиеся в семейном и школьном архивах;

·       собрать биографические сведения и систематизировать собранную информацию в схему родственных и семейных связей.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы: опрос, поиск информации, наблюдение, изучение  муниципального и семейного архивов.

Династия – (греч. dynasteia – власть, господство) в монархических государствах несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования, а также члены их семей. В качестве примеров можно привести знаменитые династии Романовых в России, Рюриковичей у восточных славян, Мономахи в Византии.  Времена монархов практически закончились, но термин «династия» существует и сегодня.

Для меня слово династия – это родные люди, объединённые одной профессией. Мне посчастливилось родиться в династии учителей. В нашем роду насчитывается три поколения династии. Я хочу рассказать об учительской династии моих родителей – Ивановой (Хорошиловой) Ирины Алексеевны и Иванова Игоря Владимировича. Выяснить сколько родственников по их линиям посвятили себя этой нелёгкой, ответственной, но почётной и уважаемой профессии. 

Мой интерес начался после того, как я просмотрел семейный альбом моего папы. В нем я увидел фотографию моей прабабушки Ивановой (Бугровой) Анфисы Васильевны. Как выяснилось позднее, она и стала первым учителем в нашей родословной. После того, как я ознакомился с документами в Тисульском архиве, я узнал, что родилась Анфиса Васильевна 3 марта 1915 года в Ивановской области, Нейском районе, селе Фролово в многодетной семье. У неё было три брата и шесть сестёр.

С 1 сентября 1936 года моя прабабушка начала свою трудовую деятельность учителем начальных классов  в Ново-Георгиевской начальной школе Тисульского района, Кемеровской области. В 1945 году окончила Мариинское педагогическое училище.

С 1 сентября 1946 года по 1970 год работала в Больше-Барандатской школе Тисульского района всё так же учителем начальных классов. Её давно уже нет в живых, но её воспитанники и местные жители с искренней теплотой вспоминают об этом добром, отзывчивом, мудром человеке.

Из рассказа бывшей ученицы Анфисы Васильевны Тропиной Н.И. (учителя математики).

Я  не считаю наград этой необыкновенной для меня женщины, если бы имела такую возможность, то наградила бы эту скромную труженицу самыми высокими наградами, если бы была  поэтом – написала бы  много стихов.

Отчетливо помню свои 1-4 классы 1945-1949 годов и свою учительницу – Анфису Васильевну. Она любила нас всех: способных и неспособных, тихих и бойких. Способных она замечала, хвалила, пророчила большое будущее; неспособных подбадривала, терпеливо занималась с ними после уроков, тихих никому не позволяла обижать, бойким не позволяла допускать злых поступков.

Она никогда не повышала голоса на учеников, учила добру, чести, трудолюбию, аккуратности, учила любить и беречь Родину, природу, учила всему человеческому, сама при этом была примером доброты и справедливости.

Анфиса Васильевна давала многим из нас  глубокие, прочные знания, прививала интерес к обучению.

«В юности, - рассказывала Анфиса Васильевна, - я тоже была пионеркой и комсомолкой. В комсомол вступила в 1930 году, гордилась этим званием. Страна стала набирать силу, голод и нищета, казалось, позади, но у нас все-таки была другая юность.  Надеяться надо было на свои знания, силы. Поэтому желание учиться, трудиться было, наверное, у каждого молодого».[6]

Иванова А.В. была награждена медалью «ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ», медалью «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ1941-1945 гг», знаком «Отличник народного просвещения».Её педагогический стаж – 34 года.

Наследство потомков.  Её дочь, Иванова Валентина Николаевна, пошла по стопам своей матери, окончив в 1964 году Кемеровский  Государственный педагогический институт, получив квалификацию учителя математики и черчения. С 1964г. по 1989г. она работала по специальности в городе Миасс, Челябинской области в ШРМ №1(школа рабочей молодёжи), средней школе №12, Миасском СПТУ № 95, в школе №2 города Пласт,  в Кочкарском Филиале Свердловского Горно-металлургического техникума.

Смена места работы зачастую происходила по причине того, что её муж Иванов Василий Борисович, работал главным инженером на Миасском прииске Комбината «Уралзолото» и, ввиду производственной необходимости, переводился с одного участка комбината на другой. Семья кочевала вместе с ним.

Ее педагогический стаж - 25 лет.

Родной брат Валентины Николаевны – Геннадий Николаевич Иванов, в то время жил и работал в городе Томске. 23 августа 1973 года в его семье родилась дочь Елена. В 1980 году она поступила в школу №6 города Томска с углубленным изучением немецкого языка и в 1990 году окончила её с золотой медалью. В том же году поступила на механико-математический факультетТомского Государственного Университета (ТГУ), а в 1995 окончила его по специальности “Математика” с квалификацией “Математик. Преподаватель”, получив диплом с отличием. В 1995–1998 гг. – аспирант механико-математического факультета ТГУ. С ноября 1998 г. по август 2000 г. – ассистент кафедры высшей математики Сибирского медицинского государственного университета, вела практические занятия по высшей математике на лечебном и педиатрическом факультетах.С сентября 2000 г. – ассистент, 2002 г. – доцент кафедры общей математики механико-математического факультета ТГУ.

22 ноября 2000 г. в диссертационном совета Института математики им. С.Л. Соболева СО РАН (Новосибирск) моя тётя защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. Ученое звание доцента по кафедре общей математики присвоено Министерством образования РФ 21 апреля 2004 г. В 2011 г. Е.Г.Лазарева (Иванова) проходила стажировку по теме “Применение информационных технологий в преподавании дисциплин математического цикла на нематематических факультетах” в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Она победитель конкурса грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов и докторов наук (2005).

Педагогический стаж – 21 год.

Её муж – Лазарев Вадим Ремирович, кандидат физико-математических наук, тоже работает в ТГУ старшим преподавателем, доцент. Стаж педагогической деятельности  - 27 лет.

Еще одна история. Мой дед по папиной линии, Иванов Владимир Григорьевич родился  9 мая 1938 года в деревне Больше-Пичугино. В школьные годы дедушка с удовольствием занимался спортом (лыжами, тяжёлой атлетикой), участвовал во всех соревнованиях, как за честь класса, так и за честь школы, и района. По окончании школы он сделал свой выбор, и связал свою судьбу с физической культурой.  За годы работы он также преподавал  и военное дело. Его педагогический стаж - 10 лет.

Его родная сестра Серенко (Иванова) Мария Григорьевна в 1960-1961 заведовала Больше-Пичугинскими детскими яслями. В 1965 году окончила Мариинское педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов». В период с  1964 по 1996 годы она работала в Больше-Пичугинской школе по своей профессии. За долголетний добросовестный труд 17 июня 1985 года была награждена медалью «Ветеран труда». Ее педагогический стаж - 36 лет.

Династия — гордое слово! Моя бабушка - самый Главный учитель.

Моя бабушка по маминой линии, Хорошилова (Фигурская) Екатерина Ивановна, родилась 10 октября 1956 года в деревне Тылы, Чебулинского района, Кемеровской области. В 1972 году закончила Кураковскую восьмилетнюю школу, поступила в Мариинское педагогическое училище на отделение «Методика преподавания в начальной школе». В 1976 году окончила педагогическое училище и вернулась работать учителем начальных классов в родное село Кураково.

С сентября 1976 по 1977 годы  работала воспитателем в Кураковском  детском саду.

С 1978 по 1980 годы работала в Томинской средней школе, Челябинской области в должности старшей вожатой.

С декабря 1980 года по август 2017 года  работала учителем начальных классов в селе Кураково, Чебулинского района, Кемеровской области. 

В 1989 году окончила Новокузнецкий педагогический институт по специальности: «Педагогика и методика начального обучения», квалификация «Учитель начальных классов».

С 2002 по 2008 годы работала директором МОУ «Кураковская СОШ». За свою работу была неоднократно награждена благодарственными письмами и грамотами Управления образования Чебулинского района, Администрацией Чебулинского муниципального района,  Администрацией Кемеровской области,  Департамента  образования и науки Кемеровской области, Министерства народного образования РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки РСФСР, медалью «За достойное воспитание детей».

В данное время моя бабушка находится на заслуженном отдыхе. Несколько поколений ребят она научила не только письму и грамоте, но и привила своим ученикам такие главные человеческие качества как – честность, трудолюбие, уважение и любовь к своей Родине. Как мне кажется, в жизни каждого школьника есть любимый и главный учитель - это первый учитель. Я горжусь, что моя бабушка является для многих её выпускников Главным учителем. Среди бывших её воспитанников есть учителя, врачи, юристы и даже летчики. С большой гордостью я просматриваю бабушкины награды, которые хранятся у нее до сих пор.

Её педагогический стаж – 41 год.

Интересно, а что думает каждый ученик по дороге в школу?! Может о хорошей погоде? Может о своих друзьях? А может и о первой любви? Или он думает как бы убежать с уроков?

А вот, что касается меня, я часто по дороге в школу задумываюсь о работе моих родителей.

Мой папа, Иванов Игорь Владимирович, родился 23 октября 1969 года в селе Большой Барандат, Тисульского района, Кемеровской области. В школе учился на «отлично». В 1986 году после окончания школы поступил в Новосибирский государственный аграрный университет. В 1992 году окончил его по специальности - ученый агроном. Проработав 17 лет в сельском хозяйстве, он решил пойти по стопам своего отца (моего деда) Иванова Владимира Григорьевича.

В 2008 году окончил Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по специальности «Информатика», а в 2010 году по специальности «Математика». Начал свою педагогическую деятельность в 2008 году в МОУ «Больше-Барандатская средняя общеобразовательная школа» в должности учителя математики и информатики.

С 2012 по 2019 год мы жили в поселке Инголь, Шарыповского района, Красноярского края. В средней общеобразовательной школе №47 ОАО «РЖД» он проработал 7 лет.

Как-то раз, на учительском столе Игоря Владимировича я увидел большую папку, это оказалось его Портфолио (из опыта работы учителя). В ней находилось огромное количество дипломов и благодарственных писем за участие и победы в конкурсах, олимпиадах и проектах разного уровня, как его, так и его ребят. За его добросовестный труд и неравнодушное отношение к работе, Иванов И.В. неоднократно награждён грамотами и благодарностями Начальника Красноярской железной дороги, МКУ «Управления образования» Шарыповского района, Главы Шарыповского района.

Я узнал, что его опыт работы былопубликован на разных образовательных сайтах. Больше всего меня заинтересовало Свидетельство о публикации в сборнике научных статей по результатам международной научно-практической конференции «Современная система образования: актуальные проблемы и поиски путей их решения». Дело в том, что у себя в шкафу я видел книгус похожей символикой. Когда я пришел домой, я тут же нашел и открыл эту книгу и нашел статью с именем мне знакомого автора - Иванов Игорь Владимирович.  Я был очень горд, что этот человек не только мой учитель, а главное папа!Его педагогический стаж - 12 лет.

Моя мама, Иванова (Хорошилова Ирина Алексеевна), родилась 15 июля 1982 в деревне Кураково, Чебулинского района, Кемеровской области. В 1998 году после окончания школы она поступила в Мариинское педагогическое училище. В 2002 году окончила его с присвоением квалификации «Учитель начальных классов» по специальности «Дополнительная подготовка в области иностранного языка». В 2002 году начала свою педагогическую деятельность в должности учителя  английского языка и заместителя директора по воспитательной работе в Кураковской средней школе Чебулинского района Кемеровской области. В 2004 году мои родители поженились,  и моя мама продолжила свою работу в Больше-Барандасткой средней школе Тисульского района в должности учителя английского языка.

В 2006 году окончила Кемеровский государственный университет и получила диплом о высшем образовании по специальности «Иностранный язык», квалификация «Учитель английского языка».

7 лет Иванова И.А. проработала учителем английского языка в ЧОУ «Средняя общеобразовательная школа №47 ОАО «РЖД», четыре из них заместителем директора школы.

За время работы в Ингольской школе она неоднократно повышала свою квалификацию по данной должности  в Иркутской области (станция Танхой, озеро Байкал), Саратовской области (город Красный Кут), городе Москва (Институт философии Российской Академии Наук). На базе  института философии РАН она проводила мастер-класс для педагогов школ негосударственных общеобразовательных учреждений.

Ирина Алексеевна является автором и соавтором нескольких методических сборников и рекомендаций. Её опыт работы был отмечен Почетной грамотой Начальника Красноярской железной дороги и Главой Шарыповского района. Её педагогический стаж – 17 лет.

В настоящее время мы проживаем в городе Шарыпово. Мои родители работают в КГБОУ «Шарыповский кадетский корпус». Мама – учитель английского языка, папа – учитель математики и информатики.

Немного о себе. На данный момент мне 14 лет, и я уже задумываюсь о моей будущей профессии. С раннего детства я всегда окружён школьной атмосферой: множество интересных книг, учебников и методической литературы моих родителей, рабочих тетрадей моих одноклассников и ребят из моего корпуса.

Моим увлечением является музыка, большую часть своего свободного времени посвящаю ей (пишу биты, сочиняю тексты). Посещаю секцию по волейболу. 

Я еще не определился с выбором профессии, но с большой вероятностью стану, пусть не учителем физической культуры, как мой дед Владимир Григорьевич или не учителем математики, как мой папа, а может быть я стану военным или знаменитым «айтишником».

Среди кадет нашего взвода я провел мини-исследование методом анкетирования (рис. 1), которое включало 5 простых вопросов. В опросе принимало участие 25 кадет.

Рис. 1. Анкета

 

Результаты анкетирования представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты анкетирования кадет 8 взвода

Шарыповского кадетского корпуса

 

По диаграмме можно определить, что большинство воспитанников считают – быть учителем непросто, они не хотели бы связать свою профессию с преподаванием, в их роду практически нет учителей, но уважают труд учителя. И только на вопрос: считают ли они профессию учителя престижной, мнения разделились пополам.

Моя младшая сестра. У меня есть младшая сестра Дарина, которой скоро исполнится  8 лет, она учится в первом классе. Еще с детского сада она участвует в разных конкурсах и конференциях.  Я стал замечать, что и она уже становится похожей на «маленького учителя». В выходные дни она  демонстрирует свои способности  в организации и проведении различных мини-занятий, обучающих игр для нашей семьи, в которых мы все с  удовольствием участвуем. А разве это не будущий педагог?!

Заключение

Учитель – путь сквозь века?!

А ведь действительно это так! Я убедился в этом сам. Наша  учительская династия насчитывает 8 человек, каждый из которых имеет свою интересную историю. Из года в год, из поколения в поколения мои предки передавали и передают друг другу горящий учительский огонёк в их сердцах. Все мои родственники преподавали и преподают различные предметы, но объединяет их неиссякаемая энергия и преданность своей профессии.

Я выяснил, что общий педагогический стаж нашей учительской династии на данный момент составляет 196 лет.  И я убежден, что это не предел! Возможно, что впереди нас ждёт ещё не один юбилей!

Как гласит древняя легенда: когда родился первый Учитель на земле, к его колыбели спустились три Феи. И сказала первая Фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети». И сказала вторая Фея: «Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить свое сердце детям». И сказала третья Фея: «Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках».


Библиографическая ссылка

Иванов Д.И. БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ – ЭТО СУДЬБА // Старт в науке. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2165 (дата обращения: 04.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674