Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ И МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Золотова Е.Ю. 1
1 ГБОУ СОШ № 238 Адмиралтейского района
цифровые технологии
мобильные устройства
цор
интернет - сервисы
1. Ботвенко М.А. Электронные образовательные ресурсы: Современные возможности. 2004, №1
2. Авраменко А. П., Шевченко В. Н. Мобильные приложения как
инструмент геймификации языкового образование // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. – 2017. – № 4
3. Пащенко О. И. Информационные технологии. Учебно-методическое пособие, 2019 г

Урок иностранного языка и коммуникация немыслимы друг без друга: второе всегда является целью первого. О развитии коммуникативных навыков, учащихся задумывается каждый учитель, но методы и инструменты создания коммуникативной среды могут сильно разниться. Тем не менее, какие бы методы не выбрал учитель, они не будут действовать, если тема, обсуждаемая на уроке, не входит в круг интересов учащихся. Данный факт, с одной стороны, усложняет процесс подготовки учителя к урокам, а с другой ? является стимулом для поиска новых идей и решений. [1]

Большинство учащихся практически все свое свободное от школы время проводят в сети Интернет. И в настоящее время наши дети стали больше интересоваться возможностями получения образования в сети. Целью развития цифровой образовательной среды школы, конечно же, является обеспечение высокого качества образования, о котором сказал президент РФ Владимир Путин. Министр просвещения РФ, Ольга Васильева, на Петербургском международном экономическом форуме в 2017 году произнесла следующие слова: «Учителя должны быть наставниками для своих учеников, «рожденных в цифре». Это не революция, а необходимость, сравнимая с изобретением книгопечатания». Сейчас настало время использования цифровых технологий в образовательном процессе.

В сети интернет представлено большое количество программных и коммуникационных возможностей.

ЦОР по иностранному языку можно разделить на следующие группы по содержанию и функциональному назначению [3]:

·        информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари, журналы и т.д.) – например, такие как

- www.thefreedictionary.com    

http://www.merriam-webster.com/dictionary.htm

- https://myefe.ru/

·        электронные книги для чтения

- https://lingualeo.com/ru/blog/2016/06/30/lvyata-uchatsya-chitat-ili-knigi-dlya-novichkov/

·        обучающие фильмы

- https://lingvoelf.ru/video-david-and-red

- https://list-english.ru/tv.html

·        библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных

- https://www.biblioschool.ru/

·        методические материалы (разработки уроков по иностранному языку, методические рекомендации по обучению аспектам языка и видам речевой деятельности, контрольно-измерительные материалы тесты)

- https://nsportal.ru/

- https://videouroki.net/

- https://rosuchebnik.ru/

- https://infourok.ru/

- https://school.mos.ru/

·        комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);

·        учебно-методические программные средства, входящие в состав УМК (различный демонстрационный материал, компьютерные разработки уроков и т. п.), которые создает учитель непосредственно для конкретного урока

Использование ЦОР учителем в образовательном процессе позволяет повысить мотивацию учащихся, сделать урок более ярким, улучшить эффективность урока, создать благоприятную психологическую атмосферу и облегчить труд педагога. [2]

Хотелось бы рассмотреть некоторые варианты использования цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения иностранному языку.

·        Kahoot! и Quizizz - сервисы, которые  позволяют использовать игровые моменты в процессе обучения.  На данной платформе учитель может создавать под конкретный урок или конкретный модуль учебника различные викторины, опросы, квесты. Положительный момент – все элементы управления на английском языке.

·        quizlet.com - это бесплатный онлайн-сервис для создания и применения флэшкарточек и обучающих игр различных видов и категорий. Основой данного приложения являются сэты (sets) – списки слов, перечни различных понятий, картинок или фотографий с описанием. Программа имеет функцию озвучивания, доступную для серии карт флеш-памяти, и загрузку набора карт из документа Word. Существуют несколько способов изучения информации: виртуальные карточки, ввод ответов на письменные или звуковые подсказки. Есть также две игры: матч - перенос правильного ответа и гравитация - введение правильного ответа при падении астероидов. Формат онлайн является ключевым. Привлекательность цифрового инструмента обучения для учащихся заключается в том, что он задает более динамичные вопросы.

·        «ЯКласс» - платформа для создания тренировочных работ и домашних заданий. Есть обширный банк готовых упражнений и возможность создания собственных заданий. Материалы для ЯКласс разрабатывают более 40 педагогов-профессионалов с большим опытом, опираясь на федеральный государственный образовательный стандарт, методические рекомендации и указания. Не нужно проверять горы тетрадей. Система проверит и даст процент выполнения работы, предоставит подробную статистику. Всё это можно найти в разделе «Результаты учащихся».

·         LECTA – платформа, которая предлагает дополнительные  презентации, тренажеры, видео- и аудиоматериалы, 3d-модели и конспекты уроков с этими интерактивными составляющими. Кроме того, у учителя есть возможность дополнять презентации собственными материалами.

·        LearningApps.org - приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр. Задание проверяется автоматически. Здесь можно найти много разнообразных шаблонов, есть библиотека готовых материалов.

·        Google Forms - это инструмент для создания тестов, опросов, голосования, викторин, онлайн-квестов. Тесты имеют автоматическую проверку. Задания можно создавать на основе иллюстраций и видео. В тестах используются варианты с разными типами ответов. Учитель получает подробную информацию о выполнении заданий школьниками. Но учителю и ученику нужны собственные аккаунты Google (gmail). Нет готовых материалов.

·        Социальные сети, в частности социальная сеть Instagram – это источник актуального материала который с легкостью можно использовать на уроках любых иностранных языков.  Главным материалом для построения эффективного урока становятся видеоролики, которые публикуются в аккаунтах иностранных СМИ. Кроме того, интерес представляют фотографии с подписями и текстовые материалы под фотографиями.  Все что нужно сделать учителю – это найти аккаунты по названию. Иностранных СМИ в разделе «Поиск по аккаунтам» и выбрать наиболее подходящий материал. Для уроков английского языка можно использовать такие аккаунты как CNN (новостной портал), @a_ontheroad (Лондон и путешествия), Puzzle English (изучение английского) и т.д. Преимущества информации, взятой из Instagram заключается в том, что этот материал полностью соответствует реалиям современного мира, ролики имеют ограничение по времени (что является важным на начальном этапе обучения иностранному языку), в роликах и текстовых сообщениях под фотографиями живая речь.
        Отдельно хочется сказать об использовании мобильных средств связи на уроках иностранного языка. Мобильные телефоны, а также другие цифровые устройства стали неотъемлемой частью жизни каждого человека в 21 веке. Особенно успешно электронные устройства могут быть использованы в качестве инструмента для изучения иностранных языков [3].

Включение мобильных приложений в процесс обучения иностранным языкам имеет как преимущества, так и недостатки [2].

Преимущества

1. Индивидуализация образовательного процесса - данный аспект раскрывается в том, что каждый ученик может работать с тем приложением, с которым ему комфортно, что даёт возможность опираться на сильные стороны ученика и максимально совершенствовать слабо развитые компетенции.

2. Создание мотивационной образовательной среды для ребёнка или методический аспект. Разработчики мобильных программ используют игровую форму деятельности, что привлекает интерес учащихся.

3. Технический сторона -  учащийся может, как записать и прослушать собственную речь, так и сравнить её с произношением носителя языка, благодаря техническим особенностям мобильных устройств.

Однако можно также выделить и некоторые недостатки:

1. Учащиеся должны обладать достаточными знаниями по информатике, чтобы не испытывать трудности в процессе использования приложений.

2. Отсутствие живого диалога и прямого контакта между учителем и учащимся.

3. Технические устройства не дают в полной мере осуществлять практику устной речи.

4. Ограниченное время работы с мобильным устройством в связи с психофизиологическими особенностями здоровья учащихся.

Самые актуальные приложения и платформы, которые можно использовать на уроках английского языка:

1. ZipGrade – это мобильное приложение, которое позволяет учителю за небольшой отрезок времени проверить большой объём тестовых заданий. Для того, чтобы работать с этим цифровым решением, нужно:

- установить приложение на смартфон; (iOS, Android). Возможна работа с приложением без подключения к сети Интернет.

- распечатать специальные бесплатные бланки; https://www.zipgrade.com/forms/

- создать банк правильных ответов в приложении;

раздать и провести тест (поддерживаются такие типы заданий как множественный выбор, да/нет, выбери правильный ответ) ;

- собрать работы и отсканировать с помощью мобильного телефона, результат можно получить в баллах или в процентах.

- также есть функция экспортировать результаты теста в файл.

2. Quizlet — это бесплатный сервис, который позволяет легко запоминать любую информацию по средствам учебных карточек. Все, что требуется - это найти в базе или создать интерактивный материал - собственные карточки, добавляя к ним картинки и аудиофайлы и затем выполнять упражнения и играть в игры, чтобы запомнить данный материал.

Для входа в сервис необходимо зарегистрироваться или произвести вход через Google или Facebook.

В Quizlet можно отправлять ученикам ссылку на модуль/курс, либо они сами могут найти их по имени преподавателя. В платной версии приложения у учителя есть возможность создать виртуальный класс и отслеживать прогресс каждого учащегося и группы в целом.

3. Padlet – это веб-сайт, который позволяет учителю размещать материалы и/или цепочку материалов для общения с учениками. Возможно размещение текстовых сообщений, фотографий, ссылок и другого. Каждое место для общения называется “стена”. Он также может быть использован в качестве частной доски объявлений.

4. Plickers — это удобное приложение для проведения быстрого опроса. Все что вам нужно — это распечатанные листочки для каждого ученика в классе и свой телефон или планшет (ученикам он не нужен).

Принцип работы приложения простой:

•        скачайте приложение Plickers на свой телефон;

•        раздайте ученикам распечатки (доступно только через компьютер);

•        задайте ученикам вопрос и попросите их ответить при помощи листочков (на них будут варианты a,b,c,d);

•        отсканируйте варианты ответов всех учеников в классе и при желании выведите ответы на доску.

У каждого ученика свой номер карточки, который в дальнейшем будет отображен на карточке, сгенерированной Plickers. У каждого ученика будет своя индивидуальная карточка.

   Полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволит гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, расширять возможности учащегося в самостоятельной учебной работе и рост творческой составляющей в деятельности учителя.


Библиографическая ссылка

Золотова Е.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ И МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Старт в науке. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2121 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674