Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОБЛАКО СЛОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Чолак Е.Г. 1
1 МКОУ Газ-Салинская СОШ
учащиеся начальных классов
познавательная активность
интернет – технологии в учебном процессе
облако слов
1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 176 с.
2. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 6-20.
3. Шляпина С.Ф., Дубицкая С.А. Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе/ Электронное научное издание // Электронное обучение в непрерывном образовании 2018, V Международная научно-практическая конференция Сборник научных трудов. - 2018.- с.746
4. Ременникова Ю. С. Применение облака слов в процессе обучения детей младшего школьного возраста / Научное издание // Теория и практика современной педагогики Сборник статей. - 2020. - с.256

Число детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Согласно статистике, в нашей стране тоже увеличивается число таких детей и более половины из них нуждаются в создании особых и комфортных условий в целях развития. Инклюзивное образование влечет за собой совершенствование системы воспитания и обучения, создавая наилучшие условия для поступательного развития каждого ребенка-инвалида.

Особый подход в образовательном процессе необходим для детей с особыми образовательными потребностями. Уровень развития познавательной сферы напрямую зависит от особых нарушений в развитии. Таким детям свойственен недостаточный уровень побуждения к обучению, уровень работоспособности снижен, также у таких детей уровень самооценки и самостоятельности требует корректировки в процессе обучения. Инклюзивное образование позволяет творческому педагогу искать результативные методы, приемы и формы, которые помогут вывести познавательную активность детей с ОВЗ на новый совершенный уровень.

В педагогике «отношение к содержанию и процессу учения, стремление к положительному результату овладения знаниями и способами деятельности, собственные волевые усилия с целью достижения учебно–познавательных задач и является степенью качества деятельности обучающегося» [1, с. 11]. Развитие психических процессов, таких как восприятие, мышление, память, воображение обуславливает и развитие познавательной сферы ребенка. Это помогает детям узнавать себя, мир вокруг для решения определённых жизненных задач. Даниил Борисович Эльконин утверждает, что «качественные изменения психических функций, возникновением в них определенных новообразований и характеризуют развитие. Происходят качественные преобразования различных системных процессов, которые приводят к возникновению отдельных структур, когда одни из них забегают вперед, а другие отстают» [2, с. 11]. Развитие познавательной активности детей с ОВЗ будет действенным, когда данный процесс станет принимать во внимание возрастные и личные особенности ребят, занятия будут организованы с применением упражнений в игровой и наглядной форме. Один из традиционных принципов в педагогике – это принцип наглядности. В век цифрового обучения, широкого применения информационных технологий возникает потребность в «изображении» информации на уроке. Огромный поток информации, которую воспринимает современный школьник, требует подачу ее с помощью запоминающихся ярких образов и посланий. Применение на уроке различных приемов и средств визуализации делает его более познавательным и эффективным. Задачи визуализации учебного материала — это подача информации с помощью различных образов, которые прочнее удерживаются в памяти. Эти образы позволяют учебный материал не только представить, но и структурировать; обеспечить логику в подаче учебного материала; показать как можно текст представить в виде картинки, которая поможет детям активнее воспринимать и усваивать учебный материал.

Результативность учебно-воспитательного процесса создается совместной эффективной и творческой деятельностью учеников и педагога. И тут на помощь приходят различные интернет - ресурсы. «Цифровые технологии, электронные образовательные ресурсы меняют образовательное пространство и улучшают общепринятые модели организации образовательного процесса» [3, c.746] Сейчас они являются одними из ведущих средств в обучении для педагогов. Педагоги используют на своих уроках компьютерные обучающие программы, электронные библиотеки, тренажеры, презентации, видео, аудио - ресурсы, комиксы, облако слов, коллажи, инфографику. Активное участие учащихся в учебном процессе обеспечивает использование современных образовательных технологий. Интернет - ресурсы позволяют сделать урок интересным и плодотворным.

«Оптимальное соединение современных методов обучения, применение технических средств, интернет - ресурсов играет существенную роль в организации учебно-воспитательного процесса. Современным и эффективным элементом интернет -технологии в обучении детей является создание картинки из слов - наглядного представления важных основных понятий на уроках» [1, c.120] У учащихся появляется мотивация к активной учебной деятельности благодаря заданию, представленному в таком непривычном виде. Каждый педагог стремится к тому, чтобы его урок был продуктивным, выполнение заданий – интересным для учеников, а совместная работа – творческой. Всё это можно получить в процессе обучения благодаря использованию на уроке «облака слов»

Что же такое «облако слов»?«Облако слов» — это представление текстовой информации в виде картинки из важных и главных слов. Эти основные слова и словосочетания написаны разными цветами и разными размерами шрифта.

Работа с облаком слов на уроке захватывает учеников, вызывает у них интерес, побуждает к поиску. Использование этого средства на уроках позволяет решать обучающие, развивающие, коррекционные задачи. Использование этого сервиса на уроках учит учеников всматриваться, наблюдать, выделять основное или главное, анализировать; у них появляется устойчивый интерес к изучаемой теме. Ученики мотивируются к учебной деятельности и это побуждает их на уроке к активной работе. Это средство позволяет учителю создавать различные дидактические задания, которые реализуют принцип активного обучения учащихся в ходе образовательного процесса. В тоже самое время это позволяет реализовать системно - деятельностный подход в урочное и внеурочное время.

Сервис «Облако слов» удобно использовать в режиме он - лайн, это даёт возможность наводить курсор на нужное слово для его увеличения. Также готовую картинку из слов можно вставить в презентацию или использовать в печатном виде. Это очень удобно на уроке

· при первичном закреплении знаний,

· для анализа текста,

· для визуализации текста,

· при формулировании главной идеи произведения,

· при создании инфографики, облака слов о самом себе,

· для ключевых слов урока, проекта,

· для представления отчёта и результатов исследования,

· для обобщения и рефлексии.

На любом этапе уроке можно использовать этот нестандартный прием.

1. Актуализация знаний

На этом этапе урока можно использовать облако слов, в котором располагаются главные понятия темы. Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Части речи» с помощью облако слов ученики вспоминают название частей речи. Они выбирают слова по теме и вспоминают пройденный материал. Использование облака слов позволяет всем учащимся участвовать в обсуждении. Ученики с опорой на облако слов отвечают на поставленные вопросы или пересказывают учебный материал. На данном этапе урока ученики найдут в «облаке» основной вопрос урока, на который им предстоит ответить, выполняя задания по теме. На уроке литературного чтения «Угадай автора и название произведения» - облако слов будет состоять из слов, называющих героев произведения, любые слова, которые позволяют распознать текст.

2. Речевая разминка

Облако слов можно использовать и в коррекционной работе с детьми с ОВЗ для коррекция устной речи учащихся. Для отработки произношения на уроке или занятии звука учитель создает картинку в виде нужной буквы. Она может быть заполнена слогами, словами с данным звуком, скороговорками. Ученики могут найти слоги, слова, прочитать их и отработать положение проблемного звука в начале, середине или в конце слова. Это позволяет разнообразить речевую работу, активизировать речевую и познавательную активность учащихся.

3. Словарная работа

На этапе словарной работы по русскому языку можно создать "Словарные облака". С помощью сервиса учащиеся правильно записывают слова, зрительно запоминают написание слов.

4. При изучении новой темы

Для повышения мотивации и интереса учащихся — облако может содержать слова, составляющие красочное и оригинально оформленное название темы. Ученики могут выделить наиболее важные слова в тексте по теме урока, записать он - лайн их в облако слов, которое потом можно распечатать. Например, на уроке русского языка по теме «Части слова» в облако будут вписаны термины и понятия, которые на уроке будут изучены. По теме «Лексика» можно составить с помощью этого сервиса конспект, который поможет ученикам запомнить новые понятия. На уроках математики можно сделать облако математических знаков, цифр и терминов и предложить самостоятельно составить задания для устного счета.

5. Закрепление и систематизация знаний

На данном этапе учащиеся с помощью облако слов вспоминают изученный материал, пересказывают, систематизирует свои знания. Изучая тему «Человек и компьютер», на уроке информатики с помощью облака слов ученики запоминали название частей компьютера; на уроке окружающего мира по теме «Растениеводство» учащиеся рассказывали о видах культурных растений. На обобщающем уроке литературного чтении по разделу облако слов может состоять из имен героев произведений или фамилий авторов, так же ученики сами составляют облако, где использованы имена героев нескольких изученных произведений. Картинка облака с заданием «Найди лишнее слово» может использоваться для переключения внимания, в качестве разминки, для повторения пройденного и включить это упражнение можно в любой этап урока.

6. Подведение итога урока

Облако слов помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и выявить пробелы по изученной теме. На этапе рефлексии можно применять «Облако эмоций». Ученики делятся впечатлениями об участии в проекте с использованием облака ключевых слов.

Во внеурочной деятельности тоже можно применять этот интернет – ресурс. Можно создать эмблему команды, картинки для презентации, доклада, творческого задания.

Существует несколько сервисов, бесплатных, не требующих регистрации для создания облака слов. Это Tagxedo, imagechef.com, wordcloud.pro/ru. На этих ресурсах можно создать картинку из слов нужного размера, цвета и шрифта, сохранить её и использовать для обучения он - лайн или в распечатанном виде.

Использование облака слов во многом помогает облегчить учебно-воспитательный процесс, позволяет с помощью эффективных методов, форм, приемов развивать участие детей с ОВЗ в образовательном процессе. «Комфортные условия обучения, мотивирование учащихся, помощь в усвоении сложной информации, перевод учебного и воспитательного процесса в увлекательный формат создаются благодаря комплексному применению различных способов передачи знаний. Применение облака слов и позволяет создать такие условия, при которых будет интересно как учителю, так и всем обучающимся с разными образовательными потребностями и возможностями в освоении учебного материала». [4, c.122]


Библиографическая ссылка

Чолак Е.Г. ОБЛАКО СЛОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Старт в науке. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2114 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674