Введение. Проблема. Сегодня как никогда остро стоит вопрос о необходимости изменения школьного экологического образования и воспитания. С каждым годом становится всё сложнее объяснить ученикам в классе, сидящим за партой о том, как важно беречь природу, ведь задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определённый объём знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, антропогенного влияния на неё, формирование индивидуальной экологической ответственности за событие в природе и жизни людей. В социально-педагогической действительности, а также в теории и практике обучения и воспитания объективно существует проблема: отсутствие механизма перевода экологических знаний в экологическое мировоззрение, при котором экологически грамотное поведение становится обязательным в любых жизненных ситуациях.
В рамках этого проекта мы предлагаем разработанный план денропарка, над которым работала команда ребят-экологов, посещающих кружок «Хранители природы». Актуальность данного инновационного проекта состоит в том, что предлагается разработка комплексной системы, в основу которой будет положена практическая экология, что позволит повысить уровень экологической культуры; мотивацию на достижение высоких образовательных результатов, через практико-ориентированную, исследовательскую, опытническую деятельность. А также школьный дендрологический парк позволит улучшить экологическое состояние пришкольного участка и станет любимым местом отдыха и экологического просвещения всех жителей села.
Цель проекта: проектирование и создание школьного дендрологического парка на пришкольном участке.
Задачи:
1. Изучить материалы в литературных и Интернет-источниках, отражающие общие сведения о дендрариях, порядок создания дендропарка.
2. Определить целевое назначение, основные направления работы, стиль и принцип организации дендропарка.
3. Провести анализ местности, на которой расположен пришкольный участок.
4. Разработать схему парка и дендроплан, посадочную ведомость, оборудование, бизнес-план проекта.
5. Разработать экскурсионную программу и QR-код на информационном стенде при входе.
Методы исследования:
· аналитический;
· географический;
· картографический;
· описательный
Этапы проведения исследования:
· изучение научной литературы и Интернет-источников;
· полевые исследования;
· анализ полученных данных;
· выполнение практической работы: разработка плана, схемы, дендроплана, посадочной ведомости;
· оформление проекта, реализация на местности.
При выполнении работы нами был проведён обзор литературных источников по теме создания дендропарка. Книги, на которых мы базировались:
1. Ивахова Л. И. Современный ландшафтный дизайн : иллюстрированная энциклопедия / Ивахова Л. И., Фесюк С. С., Самойлов В. С. - Москва : Аделант, 2009. - 378 с.
В книге даны практические рекомендации по обустройству территории при соблюдении требований современного ландшафтного дизайна.
2. Проект дендропарка : Экол.-экон. деловая игра / Вологод. гос. пед. ун-т, Ком. охраны окружающей среды и природ. ресурсов Вологод. обл., Гос. обл. экол. фонд; [Л. А. Коробейникова и др.]. - Вологда : Ком. охраны окружающей среды и природ. ресурсов Вологод. обл., 1997. - 136 с.
В брошюре приведены методические рекомендации, алгоритмы работы и полезная информация, способствующая созданию реального проекта дендропарка.
1. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Теодоронский, Е. Д. Сабо, В. А. Фролова. М. : Издательский центр "Академия", 2007. - 352 с.
В книге рассмотрены вопросы создания объектов ландшафтной архитектуры. Изложены основные аспекты озеленения: посадка деревьев, устройство газанов, цветников и их содержание.
2. Теодоронский В. С. Боговая И. О. Объекты ландшафтной архитектуры. МГУЛ, 2003.-300 с. В книге дана классификация и принципы формирования озеленённых территорий. Подробно описаны этапы проектирования объектов. Рассматриваются типы садово-парковых насаждений.
Нами также были проанализированы ряд материалов в сети Интернет по исследуемой тематике. В частности, изучена информация по уже разработанным дендрологическим паркам на территории нашей страны.
Сроки реализации проекта: август 2020– декабрь 2020 г.
Место реализации проекта: пришкольный опытнический участок МБОУ лицея с. Долгоруково Липецкой области.
Основная часть. Изучение и анализ территории, на которой расположен пришкольный участок.
Природные условия пришкольного участка изучались на основе методического пособия по экологическим исследованиям в природе, разработанным преподавателем Елецкого университета Басовым Владимиром Михайловичем.
Как уже было отмечено выше, пришкольный опытнический участок расположен на территории лицея с. Долгоруково, на юго-востоке от основного здания лицея. Площадь участка 3364 м2 или 33, 6 сотки. С северо-запада границей участка является школьный забор. С Северо-востока граница участка проходит по берёзовой аллеи. С восточной стороны границей является пешеходная зона между лицеем и бассейном. С южной стороны участок граничит с автогородком.
Исследуемая территория находится в умеренно-континентальном типе климат с теплым летом и умеренно холодной зимой с четко выраженными четырьмя сезонами года. В среднем за год продолжительность солнечного сияния около 1800 часов (метеостанция Конь-Колодезь).
В целом на территории господствуют континентальные воздушные массы умеренных широт, преобладает западный перенос воздушных масс.
Годовая сумма осадков 450-550 мм.
Средняя температура воздуха за год составляет -4,1 – 5,1°С. Самым холодным месяцем является январь (средняя месячная температура – 9,7° С). Средняя месячная температура самого теплого месяца (июля) составляет + 18,9°. [2]
На исследуемом участке произрастают следующие виды деревьев, являясь природными границами участка: берёза пушистая (белая, обыкновенная) на северо-востоке, каштан обыкновенный на востоке участка, с южной стороны парка произрастает ель обыкновенная.
В школьной лаборатории была исследована почва с приусадебного участка. Плотность почвы: рыхлая. Механический состав почвы: суглинистая.
Структура почвы: кубовидная. Влажность почвы: свежая (согласно шкале определения влажности почвы). Плодородие почвы: гумусная, плодородная.
Установление целевого назначения, основных направлений работы, стиля и принципа организации дендропарка.
Целевое назначение дендрария – учебное, культурно-просветительское. Основные направления работы – систематические наблюдения: изучение фенологии, особенности роста и развития, способы семенного и вегетативного размножения. Обязательная часть дендрария – питомник, состоящий из интродукционного и репродукционного отделов. В первом выращивают сеянцы для посадки в биогруппы, во втором – размножают и выращивают посадочный материал для передачи его в другие школы, организации района, для озеленения улиц села.
Стиль – регулярный парк. Планировка в стиле регулярного парка в наибольшей степени позволяет выявить декоративные возможности растений, применить современные варианты садово-паркового искусства. Регулярный дендропарк имеет геометрически правильную планировку посадок. Деревья и кустарники в нём могут подстригаться. Хорошо спроектированный и построенный в этом стиле дендрарий служит делу эстетического воспитания посетителей. [3]
Принцип организации – декоративный и пейзажный. Декоративный - позволяет выявить и наиболее эффективно продемонстрировать декоративные возможности растений. Пейзажный принцип предполагает свободное размещение одиночных деревьев и кустарников, а также их групп. [4]
Составление плана и разработка схемы парка.
После изучения территории пришкольного участка были произведены замеры территории и составлен план участка с помощью глазомерной съёмки. На плане представлена схема расположения зелёных насаждений, пролегающих дорожек, а также некоторых элементов благоустройства (лавочки, урны) и малых архитектурных форм дендропарка. Схема расположения дорожек была составлена совместно с органами местного самоуправления.
Создание дедроплана
В программе для ландшафтного проектирования «Наш сад. Кристалл» создали дедроплан участка. Каждому отдельному кустарнику, газону или дереву на дендроплане присваивается число. Иногда оно может быть дробным. В данном случае числитель обозначает номер, присвоенный растению в перечетной ведомости, а знаменатель — общее количество посадочного материала. На чертеже используются условные обозначения. Одиночные растения отображаются в виде круга, диаметр которого соответствует диаметру кроны куста или дерева в требуемом масштабе. Групповые посадки изображаются в форме геометрических фигур.
Как правило, для разработки чертежа используется масштаб 1:500, однако в некоторых случаях может понадобиться более подробная детализация – 1:100 или 1:200, например, если нужно подробно указать сведения о насаждениях (высота, порода, диаметр) [4].
При составлении групповой посадки растений учитывались такие требования как: взаимная сочетаемость растений по срокам цветения, условиям произрастания (световым, водным и почвенным) и габитусу (высоте, окраске и форме).
В парке предполагается создание нескольких информационных площадок: зелёный класс, «Питомник», «Хвойный отдел», «Декоративные кустарники», «Лиственные деревья».
Площадка «Зелёный класс» служит для изучения правил поведения в природе. Здесь можно проводить как урочные так и внеурочные занятия для детей любого возраста. Дети могут поделиться впечатлениями об увиденном в мире природы, заняться изготовлением поделок из природного материала, изобразительной деятельностью. Возле площадки используется вертикальное озеленение территории
«Питомник» предполагает исследовательскую деятельность учащихся по разным направлениям: изучение влияния различных условий на всхожесть и развитие растений, анализ влияния различных подкормок, стимуляторов на развитие растения, севооборот, совместимость растений и размножение посадочного материала.
Хвойный отдел, лиственный и отдел растений с декоративными кустарниками познакомят учащихся с разнообразием растений и особенностями агротехники.
Каждый отдел отделён системой дорожек, окаймлённых бордюрными кустарниками. На входном стенде с картой-схемой будет размещён QR-код, по которому можно перейти на сайт лицея и получить подробную информацию обо всех природных участках парка.
Создание посадочной ведомости
На основании дендрологического плана составляется ведомость посадочного материала, куда заносятся в соответствии с нумерацией на дендроплане все компоненты озеленения[4].
Оборудование дендропарка.
При входе в парк будет размещена входная группа в виде буквы «П» с основной надписью вверху – название. В лицее объявлен конкурс на лучшее название.
На левой части входной группы – карта-схема парка. На входном стенде с картой-схемой будет размещён QR-код, по которому можно перейти на сайт лицея и получить подробную информацию обо всех природных участках парка. На правой стороне – стенд с дополнительной информацией о правилах посещения парка. Дизайн входной группы находится в разработке.
Каждое отдельное дерево или фитогруппа должна иметь информационную табличку. Также для проведения уроков, внеклассных занятий закуплены лавочки, будут размещены малые архитектурные формы, и элементы благоустройства (фонари, урны).
Экономическая эффективность проекта
Цена создания дендроплана во многом зависит от цели проведения работ: озеленения, подачи в контролирующий департамент для получения решения о пересадке или вырубке насаждений, а также прочих задач. На стоимость оказывает влияние площадь исследуемой территории и количество зеленых насаждений. Кроме того, на ценообразование влияет такой фактор, как доступность (местонахождение) надела. Если бы пришлось заказать создание дендропарка в компании, которая занимается озеленением участков, то средняя цена составляет более 1000000 рублей. Стоимость одного только дендроплана составила бы более 298000 рублей.
Затраты на наш парк приведены в бизнес-плане в приложении. Проектировка и строительство нам обошлось значительно дешевле аналогичных изделий в частных компаний. Значит с точки зрения экономии средств, наш бизнес-проект более выгоден.
Выводы и результаты реализации проекта
В результате реализации проекта:
1. Изучены разные источники информации, отражающие порядок разработки дендропарка.
2. Проведён анализ местности, на которой расположен пришкольный участок.
3. В соответствии с полученной информацией составлен план и разработан проект парка, составлены дендропланы участков.
6. Разрабатываются необходимые ресурсы для размещения QR-кода на информационном стенде при входе в парк.
7. Составлен бизнес-план проекта.
Реализация проекта на местности проводится с августа 2020.
Библиографическая ссылка
Митина А.П. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНДРОЛОГИЧЕСКОГО ПАРКА НА ТЕРРИТОРИИ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА // Старт в науке. – 2021. – № 5. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2103 (дата обращения: 23.11.2024).