Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИНТЕРНЕТ В ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКА: ЗА И ПРОТИВ

Щеткина П.В. 1
1 МБОУ СОШ № 2 г.Рошаль
интернет
за
против
[1] Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика Компьютерная зависимость: Монография.— Днепропетровск: Пороги [Электронный ресурс] URL: http://medbooks.org/index.files/book/Psihologija,_Psihiatrija/014089/Komp%60juternaja_zavisimost%60.pdf (дата обращения 27.02.2021)
[2] Белоногова Н. И. Интернет в жизни подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2491–2495. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2013/53501.htm. (дата обращения: 26.02.2021)
[3] Шахов Л.М. “Положительное и негативное влияние Интернета на социализацию молодежи”[Электронный ресурс] URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/78793/1/978-5-94646-620-2_2019_2-68.pdf (дата обращения: 26.02.2021)
[4] Евдокимов В. А. Пропаганда в Интернете. – Полис. Политические исследования. 2012. № 4. С. 137-142 [Электронный ресурс] https://www.politstudies.ru/article/4597 (дата обращения: 26.02.2021)
[5] Ковалева, Е. В. «Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей и подростков / Е. В. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 788-790. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22802/ (дата обращения: 28.02.2021).
[6] Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учетом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности [Электронный ресурс] URL: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/proekty/metodicheskie-rekomendatsii-po-osnovam-informatsionnoj-bezopasnosti-dlya-obushchayushchikhsya-obshcheobrazovatelnykh-organizatsij-s-uchetom-informatsionnykh-potrebitelskikh-tekhnicheskikh-i-kommunikativnykh-aspektov-informatsionnoj-bezopasnosti?start=1 (дата обращения: 28.02.2021)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что современный мир невозможно представить без Интернета, и социальные интернет-сети стали неотъемлемой частью жизни людей. Многие дети еще до школы начинают знакомство с Интернетом, они намного быстрее чем взрослые накапливают свой пользовательский опыт. С каждым годом аудитория интернет-пользователей становится моложе. По данным сайта "Интернет-контроль", аудитория пользователей Интернета составляет более 10 млн детей в возрасте до 14 лет, три четверти из которых пользуются сетью без контроля со стороны взрослых. Можно констатировать, что в современных социальных условиях огромная часть жизни старшеклассника проходит в информационном пространстве - социальные сети, игры, многочисленные развлекательные и познавательные сервисы. Отсутствие цензуры и несовершенная система контроля за активностью в Интернет делает виртуальное пространство небезопасным для подростков и молодежи, вследствие чего может повлечь за собойапатию, депрессию и суицидальные мысли.

Одно неоспоримо: сейчас необходимо понять значение системы Интернет в жизни старшеклассника, его положительные и отрицательные стороны, проработать все варианты развития события и спрогнозировать движение в нужном социальном русле. Вышеизложенное послужило выбором темы настоящего исследования.

Цель исследования: выявить и изучить особенности интернет – зависимости у детей старшего школьного возраста, выявить и изучить особенности влияния интернета на формирование личности подростков. Установить влияние отдельных составляющих Интернета на психику подростка.

Объект исследования: Интернет, интернет-зависимость старшеклассника.

Предмет исследования: особенности влияния интернет – зависимости на жизнь старшеклассника.

Методы исследования:

- теоретические (системный, сравнительный, исторический, психологический) методы:

- научно-логические (анализ, синтез, прогностический, статистический) методы;

- эмпирические методы (опрос (интервью и анкетирование) эксперимент, наблюдения, анализ документов, социометрический) метод. В анкетировании приняли участие 21 человек (учащиеся 10-11 классов)

РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКА

Безусловно Интернет занимает большую часть жизни подростка. С помощью Интернета школьники приобретают знания и социальные навыки, которые помогут им в недалеком будущем стать успешными людьми. Но вместе с полезной информацией в Сети активно развита развлекательная сфера, что способствует склонности подростка скорее получать удовольствие от Интернета, наслаждаться им, нежели анализировать и критически осмысливать полученную информацию.[2]

Школьники активно используют Интернет в качестве коммуникации: ведут свой блог, пользуются электронной почтой, общаются в онлайн-чатах и социальных сетях.

Интернет является одним из главных источников информации, конкурируя с книгами, учителями и частично даже с родителями, но несмотря на это, часть подростков осознаёт, что в Сети можно встретиться и с негативным, агрессивным материалом. Однако не все школьники способны осознать и справиться с вредоносной информацией. Знакомство с неизвестным и необычным почти всегда вызывает неуверенность и страх. А глобальная сеть не только захватывает, но и поражает любого своими колоссальными возможностями.

Можно точно сказать, что Всемирная паутина становится с каждым днем все популярнее среди школьников. И, к сожалению, не все умеют правильно ею пользоваться. В связи с этим можно выделить как положительные, так и отрицательные черты существования Интернета в жизни подростка.

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Положительные стороны влияния Интернета на жизнь старшеклассников. Интернет является одним из наиболее эффективных средств коммуникации между людьми, предоставляет различные платформы и методы для общения, включая электронную почту и мгновенный обмен сообщениями через социальные сети. Теперь подростки и люди в целом могут общаться друг с другом практически из любой части земного шара, где доступны интернет-услуги, с помощью таких сервисов и соцсетей, как Skype, Gmail, Telegram, Вконтакте и т.д. Благодаря этому дети, которые учатся в других городах, могут общаться со своими родителями каждый день.

Кроме того, каждый может найти в Интернете сообщество по интересам. Интернет предоставляет безграничные возможности для создания сообществ. Во-первых, в нем легче найти людей со схожими взглядами; во-вторых, знакомство и общение в Интернете происходит намного легче, так как человек здесь чувствует себя более комфортно и расслабленно, чем в реальной жизни; в-третьих, Интернет предоставляет возможность для свободного обмена чувствами и мыслями, каждый человек может высказывать мнение по социальным, экономическим, политическим или экологическим темам с помощью блогов, социальных сетей, видеороликов, электронных книг и т.д.[3]

Важно отметить тот факт, что Интернет дал людям возможность самообразования и получения дистанционного образования.

Тем неменее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже сюного возраста.

Отрицательные стороны влияния Интернета на жизнь старшеклассников. В современном цифровом пространстве можно проводить неограниченное количество времени, что приводит к серьезным последствиям, связанным с трудностями социализации и приобретением коммуникативных навыков.

Люди, поглощенные своей деятельностью в цифровом пространстве, в большинстве случаев, забывают, что в их окружении есть реальные люди, нуждающиеся в их внимании, они не могут нормально взаимодействовать со своей семьей, друзьями и коллегами, не говоря уже о встрече с незнакомыми людьми. Из-за социальных сетей люди придают большее значение виртуальным друзьям, чем реальным.

Онлайн-игры могут вызывать зависимость и привыкание у детей, подростков и даже взрослых. Это отнимает драгоценное время, которое можно было бы использовать для чего-то более важного и полезного, например для общения со сверстниками и приобретения коммуникативных навыков. Кроме того, один из членов семьи может быть настолько зависим от онлайн-игр, что в итоге полностью отдаляется от своей семьи. Эта проблема может затронуть людей абсолютно разных возрастных категорий.

В Интернете есть и другие факторы, которые также негативно влияют на социализацию подростков, например, огромное количество незаконной и неподобающей информации, доступ к которой почти не имеет каких-либо ограничений, либо способ обхода этих ограничений находится простым интернет-серфингом всего за несколько минут. Психика и умы детей могут быть травмированы, что может повредить механизмы их социализации.

Стоит отметить, что применение информационных технологий обеспечивает быстрое распространение многообразных сообщений о социально-политической сфере и облегчает осуществление пропагандистской деятельности, под влияние которой иногда попадают дети и подростки. В виртуальном пространстве распространяются как гуманистические воззрения, знания, ценности и образы, так и экстремистские взгляды.[4]

Одной из самых главных сторон, негативно влияющих на социализацию, является тот факт, что чрезмерное использование Интернета может вызывать зависимость, приводящую к различным болезням, например такой как депрессии.

Зависимость от интернета возникает по ряду причин и может проявляться в различных формах.

Интернет-зависимые как большинство психически нездоровых людей не осознают тяжести своего состояния и с раздражением и агрессией относятся к попыткам отвлечь их от источника зависимости, но это происходит, когда болезнь зашла уже слишком далеко. До этого еще можно и самостоятельно обнаружить у себя признаки формирующейся зависимости и, если хватит силы воли, вовремя остановиться.

Для этого состояние характерны следующие признаки:

- Потеря ощущения времени при использовании устройства;

- Эйфория при использовании устройства;

- Досада и раздражение при невозможности выйти в Интернет, в частности отвращение ко всем остальным видам деятельности;

- Прекращение взаимоотношений с друзьями и знакомыми;

- Интересует только то, что связано с предметом увлечения - играми, социальными сетями и т.п.;

- Использование устройства тайно или тайком от посторонних.

Зачастую интернет-зависимые врут о своей зависимости, например, говоря, что занимались чем-то другим, а не проводили время в Интернете. Однако с любой проблемой можно справиться, если осознавать в этом необходимость.

ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ- ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА

Вопросы профилактики Интернет-зависимости в настоящее время практически не разработаны. В большинстве случаев людей, которые больны «компьютерной» болезнью, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и подобными методиками.

Существуют и другие подходы к проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными. Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расценивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной компьютерной зависимости. Кроме того, пользователи компьютеров, их родители и учителя не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение.[1]

Уберечь детей отинтернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий[5].

1.Находите время для общениясподростком. Важно, чтобы всемье быладоверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы онне мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.

2.Будьте для подростка проводникомвинтернет, ане наоборот. Родители должныбыть немного впередисобственного ребенка вобласти освоения интернета. Нужно самим показать подростку все возможности сети – и нетолько игры и социальные сети.

3.Знайте, чем занимаетсяваш ребенок всети. Важно нешпионить за подростком – ондолжен иметь право нанеприкосновенность личной переписки. «Унас такого нет, а, например, внекоторых американских штатах дети могут всудебном порядке преследовать своих родителей за чтение их почты»,— отмечает специалист. Добавьте ребенка вдрузья всоциальных сетях и поддерживайте общение напросторах интернета. Заодно будете вкурсе того, скем онобщается.

4.Позаботьтесь одосугеребенка. Если уподростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – унего небудет много времени для бесцельного блуждания посети, да и мотивации использовать интернет вполезных целях будет значительно больше.

Необходимо сделать вывод, что профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте. Но особенно нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в тяжелых спорах с потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен в разные виды аддиктивной реализации.

Также со стороны государства необходимы системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием Интернета и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту. В число основных задач государства необходимо обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Для решения этих задач предполагается[6]:

- создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах;

- создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей;

- создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа;

- принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.

Законодатель установил дополнительные ограничения на распространение информации посредством Интернета, в частности:

- введена обязанность для лиц, организующих доступ другим лицам к Интернету в местах, доступных для детей (владельцев интернет-кафе, гостиниц, других пунктов коллективного доступа к Интернету, кроме провайдеров), обеспечивать все возможные меры и средства для защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

- установлено право (именно право, а не обязанность) владельца сайта (за исключением сайтов - СМИ) размещать на нем знак информационной продукции или текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно;

- введена обязанность интернет-провайдеров ограничивать доступ к опасной информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начиная с конца прошлого столетия, цифровое пространство постепенно внедрялось в жизнь человека. В настоящее время возможности Интернета стали глобальными. Сейчас подключиться к Интернету может любой желающий, несмотря ни на место его проживания, ни на финансовое состояние. Всемирная сеть стала неотъемлемой частью жизни в развитых и развивающихся странах.

Я провела опрос среди учеников 10 и 11 классов с целью узнать роль Интернета в жизни учащихся старших классов. Проанализировав результаты можно сделать вывод, что Интернет действительно имеет сильное влияние в жизни старшеклассника.

Изучив диаграммы, можно понять, что лишь малая часть подростков считают себя интернет-зависимыми, хотя результаты показывают обратное. Опираясь на данные опроса, подросток в среднем ежедневно проводит более 5 часов в Интернете, это больше 2 000 часов в год, а именно около 90 суток. Данное время большая часть (67%) подростков тратит на общение в социальных сетях и чатах, 23% на развлекательный контент и лишь 9% старшеклассников пользуется Интернетом в целях развития и самообразования. И хоть данные показывают, что 47% подростков не считают себя интернет-зависимыми, 33% осознают это, что также показывает сильное влияние Интернета на жизнь школьников. Особая опасность заключается в том, что несмотря на огромное количество недоброжелательной информации в Сети, родители абсолютно не контролируют ребенка на посещение опасных сайтов.

Вопреки большому количеству времени проведенному в Интернете, по данным опроса подростки не особо замечают за собой эмоциональных перемен при долгом отсутствии игр или пребывании в Сети. Важно отметить то, что в различного рода играх дети в первую очередь находят отдых и в большей степени чувствуют расслабление, чем азарт.

Особое внимание заслуживает то, что большому количеству старшеклассников (76%) Интернет помогает учиться. Этот результат доказывает позитивное влияние цифрового пространства на успеваемость и жизнь подростка.

Интернет действительно может негативно и очень опасно влиять на жизнь подростков, изучив диаграммы, можно сделать вывод, что тенденция интернет-зависимости у школьников действительно присутствует, но несмотря на это цифровое пространство помогает старшеклассникам общаться, обучаться и отдыхать.

Таким образом, я выяснила, что ни негативная, ни позитивная сторона Интернета не преобладает над другой, так как каждый человек, пользующийся Интернетом, сам определяет, в какой мере и как это будет влиять на него.

Учитывая, что воздействие Интернета на социализацию детей может быть как положительным, так и отрицательным, необходимо управлять этой технологией в интересах человека.

Профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте. Неоценимый вклад в профилактику аддикции может внести государство, общение с родителями, а также массовая культура.


Библиографическая ссылка

Щеткина П.В. ИНТЕРНЕТ В ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКА: ЗА И ПРОТИВ // Старт в науке. – 2021. – № 4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2090 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674