Введение
За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, такую статистику констатируют медики. Тяжести, которые носят учащиеся за плечами, вызывают не только нарушения осанки, но и остановку роста. У меня на медосмотре выявили сколиоз и начальную степень плоскостопия. Как его исправить и что повлияло на приобретение этих болезней? Я решила провести исследование, чтобы узнать об историческом прошлом портфеля, познакомиться с мнением врачей, исследовать портфели одноклассников, их соответствие требованиям СанПиН. Каким должен быть вес портфеля, чтобы не было ухудшения здоровья?
Цель: выяснить влияние веса портфеля обучающихся 5 «а»и 10 класса МБОУ «Лицей №17» на состояние здоровья.
Задачи:
1.Изучить историю изобретения портфеля.
2.Измерить вес портфеля, вес школьных принадлежностей и на примере учащихся 5 «а» и 10 класса, установить соответствие санитарным нормам школьных принадлежностей.
4.Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.
5.Разработать рекомендации по снижению веса портфеля.
Гипотеза: анализ заболеваний поможет мне доказать влияние веса портфеля на здоровье учащихся.
Методы исследования: анализ литературы и электронных ресурсов, беседа со школьной медсестрой, социологический опрос, наблюдение и обобщение.
Актуальность темы: проведенное исследование поможет мне и моим одноклассникам справиться с нарушением осанки, используя все рекомендации и советы.
Предмет исследования: портфель ученика, заболевания нарушения осанки.
Объект исследования: учащиеся МБОУ «Лицей №17»
Научная новизна работы: такой анализ не проводился в Лицее, его результаты будут полезны детям, их родителям, помогут в работе медика школы.
Теоретическая значимость: метод обработки данных и рекомендации могут быть использованы для расширения кругозора учащихся школы, их родителей и администрации Лицея, познакомит с нормами и правилами СанПиН для школьного портфеля.
Практическая значимость: материал исследовательской работы может быть использован на уроках математики, биологии, физической культуры; поможет выбрать правильно портфель к учебным занятиям и сохранить осанку.
Основная часть
Портфель(от фр. porte—несу,feuilles—листы)- узкая сумка прямоугольной формы, иногда со скруглёнными углами или боковыми поверхностями в виде трапеции (пластрон), для переноски бумаг, тетрадей, книг, учебников и прочих предметов, связанных с «бумажной» работой. Он появился около 800 лет назад, после того как бумага из Китая попала в Европу. Новый материал тут же начал использоваться для оформления официальных документов, и, разумеется, возникла необходимость в их транспортировке и хранении. Тогда-то и появились прямоугольные кожаные сумочки для бумаг, в почти неизменном виде дошедшие до наших дней [2,c.35].
В том виде, в котором мы знаем, портфель впервые появился в 19 столетии во Франции. Он был изготовлен из черной кожи. С течением лет портфель изменялся и трансформировался.
Школьный портфель(иногда—ученический рюкзак) — изделие с плечевыми ремнями, предназначенное для переноски школьно-письменных принадлежностей, учебников на спине[1,c.123]..
С целью уменьшения нагрузки на учащихся введены нормативы на вес портфеля школьника в различных классах. Вес школьного портфеля (рюкзака) не должен превышать 10 % от веса школьника [3,c.53].
Выбор правильного портфеля
Познакомившись с рекомен?дациями выбора прави?льного портфеля, я выяс?нила, что он дол?жен соответствовать след?ующим требованиям:
· весит не более 1 кг;
· со светоотражателями спереди, на боках и лямках;
· ортопед?ическая спинка и регули?руемые лямки;
· из прочной водоотталкивающей тка?ни;
· с клапанами от до?ждя и снега;
· с удобными замками и молниями;
· с укрепленными углами и пласт?иковым дном;
· с удобными карманами и вмести?тельным внутренним отделением;
· с жес?тким дном и удобной крепкой ручкой;
Практическая часть
Изучив теоретический мате?риал, я провела ряд исследований, дающих ответ на вопрос, как вес портфеля влияет на состояние здоровья одноклассников. Взвесив школьные принадлежности и сравнив вес учебников с гигиеническими нормативами, я получила следующие данные.
Таблица 1. Вес школ?ьных принадлежностей учащ?ихся 5 «а» класса
№ п.?п. |
Наименование учеб?ника( принадлежностей) |
Вес, г |
Пустой портфель |
900 |
|
|
Математика |
359 |
|
Русский язык |
400 |
|
Литература |
388 |
|
История |
400 |
|
Биология |
281 |
|
География |
369 |
|
Английский язык |
377 |
|
Контурные карты + атлас |
186 |
|
Тетрадь одна |
68 |
|
Дневник |
210 |
|
Пенал |
170 |
|
Подставка под книги |
200 |
|
Альбом для рисо?вания |
113 |
|
Спортивная форма |
1200 |
Вывод: все учебники соответствуют гигиен?ическим нормам до 400 гр. для ученика 5-6 класса школы. Самые тяжелые учебники - история и русский язык.
Я провела эксперимент. В течение учебной недели взвешивала заполненный портфель и сравнивала его с нормативами. Мой вес - 45 кг, вес моего портфеля не должен превышать 4,5 кг.
Рисунок 1. Сравнение веса портфеля с нормативами
Проведя эксперимент, я обнаружила, что са?мым тяжёлым мой портфель бывает во вторник, среду и в четверг. Лёгким-в понедельник и пятницу.
Вывод: это связано с те?м, что в понедельник и пятницу его наполняемость самая минимальная из-за количества уроков в расписании, и веса принадлежностей. В остальные дни помимо учебников, приходится нос?ить рабочие тетради, атласы, контурные карты, спортивную форму. Вес моего портфеля слишком большой, что плохо сказывается на моем физическом состоянии, это еще раз подтверждает у меня наличие сколиоза. Вес портфеля напрямую связан с нарушением моей осанки.
Исследование фактического ве?са портфелей учеников 5 «а», 10 классов
Я исследовала фактический вес портфелей своих одноклассников и учащихся 10 классов в течение учебной недели, вычислила средний вес портфелей и сравнила их с нормативами [2,c.123].
Рисунок 2. Характе?ристика веса портфелей 5 класса Рисунок 3. Характе?ристика веса портфелей 10 класса
Вывод: рассчитав на протяжении недели отклонения веса портфеля от нормы, средний вес портфелей учащихся, можно сказать, что мои одноклассники вредят своему здоровью, нося тяжелые рюкзаки за спиной. 60% ребят испытывают нагрузку на позвоночник, так как носят слишком тяжелый портфель. По дан?ным таблиц и диаграмм видно, что только у 4 ребят 10 класса вес портфеля превышает норму. У 23 учащихся вес портфеля соответствует нормам и правилам СанПиН. Старшеклассники не носят лишнее в портфеле, они носят учебники по очереди. Девочки предпочитают портфелям сумки, в которые много не вмещается, отсюда и вес 3,5 и 4 кг. А если твой сосед по парте не придет в школу, и ты окажешься без учебника. Считаю, что это не правильно, нужно в школу носить учебники самим.
Анализ заболеваний опорно – двигательной сис?темы учащихся МБ?ОУ «Лицей №1?7»
Чт?обы узнать о заболе?ваниях учащихся нашего Лицея, связанных с наруш?ением опорно-двигательной сист?емы, я обрат?илась за консультацией к школьной медсестре. По ее мнению, сколиоз и плоскостопие встречаются у маленьких детей, но среди школьников в наст?оящее эти болезни встречается часто.
Рисунок 4. Процент заболеваний опорно-двигательной сис?темы учащихся Лицея
Рисунок 5. Про?цент заболеваний опорно-двигательной системы учащ?ихся Лицея и 5а класса
Рисунок 6. Зависимость заболеваний и веса портфеля учащихся 5а
Вывод: на первом месте в Лицее стоят заболевания, связанные с нарушением осанки, на вто?ром месте – плоскостопие, и на третьем месте сколиоз.колич?ество заболеваний у учащихся увеличивается с каждым годом. Если брать в сравнении заболевания в моем классе и заболевания в Лицее, то видно, что у моих одноклассников процент заболеваний по плоскостопию и сколиозу выше. Из 8 учащихся, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом у всех тяжелый портфель в течение учебной недели. Что говорит о прямой зависимости заболеваний от веса школьного портфеля. Наше здоровье зависит от множ?ества причин и взрослым нужно сде?лать так, чтобы груз за плечами не стал причиной болезней дет?ей.
Заключение
Проведя данное исследование, я убедилась, что сохранение осанки в нашей жизни играет огромную роль. Все исследования и эксперименты, проведенные мной, помогли сделать вывод, что основой всего является здоровье. Тяж?ёлый портфель за пле?чами – это реал?ьная опасность для сердечнососудистой сис?темы и сост?ояния опорно-двигательного аппарата. Оса?нку школьникам портят портфели, чей вес не соотве?тствует санитарно-гигиеническим нормам. В среднем портфельвесит 4,5-5 кг, а среднестатистический пятиклассник весит 40-45 кг. Мои одноклассники в основном носят рюкзаки, вес которых превышает допустимую норму. Вес портфеля десятиклассника составляет менее 10% от его собственного веса, что соответствует медицинским нормам и не оказывает негативного влияния на здоровье старшего школьника.
Ребята и их родители не всегда следят за содержимым рюкзака. Тяжелый порт?фель, как и лю?бой непосильный гр?уз, повышает опас?ность травм, приводит к переутомлению, которое плохо сказы?вается на трудоспо?собности: усталый реб?енок не сразу может включиться в работу, а от эт?ого страдает успеваемость.
Выводы:
1. Каж?дый ученик дол?жен чётко ум?еть отбирать содержимое портфеля.
2. Каж?дый родитель дол?жен уметь выбрать «правильный портф?ель».
3. Школам приобретать второй комплект книг и хранить его в кабинетах, учителям следить за осанкой учащихся, проводить физминутки на уроках.
4. При составлении расписания, равномерно распределять количество уроков, на которые школьники приносят учебники. Тем самым, постараться сделать вес учебников одинаковым в любой день недели и избежать «тяжёлых» дней в расписании.
3.Необходимо владеть информацией о нормах, рекомендуемых для сохранения здоровья.
5. Учен?икам, у кот?орых вес порт?феля превышает установленные нормы, советую не носить в шк?олу лишних школьных принадлежностей.
6. Обязательно посещать спортивные секции, танцевальный кружок, плавать в бассейне, что поможет выправить осанку и поправить здоровье.
Счи?таю, что проведенные исследования, актуальны и помогут моим одноклассникам задуматься о своем здоровье, а родители примут во внимание рекоме?ндации по выбору портфеля.
Библиографическая ссылка
Литвинова У.А. ВЛИЯНИЕ ВЕСА ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ (РЮКЗАКА) НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ МБОУ «ЛИЦЕЙ №17» Г. СЛАВГОРОДА // Старт в науке. – 2021. – № 4. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2082 (дата обращения: 21.11.2024).