....Заговоры, а с ними вся область
народной магии и обрядности,
оказались тою рудою,
где блещет золото
неподдельной поэзии...
Александр Блок
Введение
Все люди во все времена хотели быть здоровыми, счастливыми и удачливыми. Для этого люди не только учились, работали, верили и молились богам, но и прибегали к магии. Одним из инструментов магии, который помогает привлечь в жизнь человека здоровье, счастье, любовь и удачу является заговор.
В одной из книг я прочла, что заговоры относятся к жанру русского народного творчества на ряду с пословицами и поговорками, сказками и частушками. Мне стало интересно, что такое заговор, как он строится, из каких элементов он состоит и почему использование заговора может улучшить жизнь человека.
Моя работа направлена не на популяризацию магии, она направлена на понимание того, что заговор – это жанр русского народного творчества, это фольклор и изучать его можно на ряду со сказками, пословицами, поговорками, потешками, частушками и т.д.
Среди всех жанров и видов русского народного творчества заговоры занимают особое место, потому что именно они помогают человеку в трудных жизненных ситуациях, могут избавить от болезней, привлечь в жизнь человека здоровье, счастье и удачу. В заговорах отражены истинные желания народа.Я решила провести исследование, чтобы убедиться, что «заговоры – это инструмент магии и источник знаний о языке и народе».
Данная тема актуальна, потому что желание людей быть здоровыми, счастливыми и удачливыми не меняется в течение многих веков. Здоровье, счастье, удачу можно обрести как благодаря образованию, правильному образу жизни, так и с помощью заговоров. Используя заговоры, люди настраивают себя на здоровье, благополучение, счастье, формируют в себе веру, уверенность, желание быть здоровым, удачливым и счастливым, и как следствие жизнь у них начинает налаживаться.
В данной работе я поставила цель изучить, что такое заговор и провести анализ элементов заговоров (заговорных текстов).
Задачи моей работы: рассмотреть классификации заговоров, структуру построения заговоров; для наглядности на примерах разобрать структуру построения нескольких заговоров.
Объект исследования: заговоры (заговорные тексты).
Предмет исследования:заговоры на различные темы и их использование в повседневной жизни.
Практическая значимость работы: материалы настоящей работы можно использовать во внеклассной работе и на уроках литературы, как дополнительный материал при изучении темы «Фольклор».
Методы исследования: изучение и анализ аудио - видео - и текстовых файлов по данной теме, анкетирование одноклассников, метод научного описания основанный на анализе элементов текста заговора.
Заговор – инструмент магии. Связь магии и заговоров
Что такое магия? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вначале дать определение этого термина.
В русский язык слово «магия», возможно, пришло от немецкого слова Маgiе, которое происходит из латинского magia и греческого Μαγε?α [1], что переводится как «обряд». Само это слово в греческий язык пришло из шумерского языка, где им обозначали жрецов. Смысл этого слова можно понимать как совершение некоторых действий с целью воздействия на высшие силы.
Ключевым смыслом магии является обрядность, а смысл любого обряда составляет способность воздействовать на Духовный Мир и на существ, его населяющих. Без способности воздействовать, без веры в то, что такая возможность существует, никакой обряд невозможен. Обряд, как и магия в целом, не будет иметь совершенно никакого смысла, если мы отказываемся верить в существование Духовного Мира и его законов [1, 2].
К древним формам магии можно отнести шаманизм и магия древних славян. У древних славян были волхвы, которые занимались проведением религиозных и магических обрядов, гаданиями и предсказаниями. Даже до наших времен дошло наследие древних волхвов – это заговоры.
Заговор – один из видов заклинаний, который передавался, как правило, в устной форме и носил чисто утилитарный смысл. Например, существовали заговоры на исцеление, рост растений, удачную охоту и обильный урожай. И наоборот, существовали и существуют заговоры темного, колдовского толка, способные наслать болезни и различные беды, будь то неурожай или падеж скота. Это разделение на светлое и темное, на мир живых и мертвых называлось у волхвов «Явь и Навь» [2–4].
В настоящее время ведутся исследования заговоров с точки зрения филологических наук, так как принято считать, что существуют заговорные традиции и что заговор – это один из жанров русского народного творчества и относится к элементам фольклора [5].
Заговоры – жанр русского народного творчества
У русского народа, как и у других народов, есть устное народное творчество, в процессе реализации которого создаются фольклорные тексты. В устном народном творчестве часто присутствует обрядность и обрядовая деятельность.
В литературных источниках [6] всю обрядовую деятельность принято делить на две сферы. Бывает коллективная обрядность, в которую входят праздники и обряды годового цикла, семейные ритуалы. Бывает индивидуальная обрядовая практика – правила поведения и словесные формулы, основанные на религиозном мировоззрении, воспроизводимые отдельным человеком на протяжении жизни и передаваемые от старших к младшим [6]. В индивидуальной обрядовой практике используют заговоры и заклинания.
Я изучала ряд литературных источников [5–8], в которых дается определение, что такое заговор и пришла к выводу, что у заговора имеются следующие характерные черты: воздействие на окружающий мир; магический характер; направленность на достижение цели, результата. Важным признаком заговора является вера в магическую силу слова.
Изначально все заговоры делят на две группы «белые» и «черные» заговоры. «Белые» заговоры направлены на добрые дела, а «черные» заговоры направлены на злые дела и имеют цель нанести кому-то урон.
В литературных источниках я нашла два вида классификации «белых» заговоров, которые очень схожи между собой. Сравнение данных классификаций представлено в таблице 1.
Таблица 1
Сравнение классификаций «белых» заговоров
Классификация заговоров по Т.В. Зуевой и Б.П. Кирдан [5] |
Классификация заговоров по С.М. Толстой [8] |
хозяйственные (земледельцев, пастухов, охотников, на удачную торговлю…) |
хозяйственные (обеспечивающие урожай, здоровье скота, молочность коров и т.д.) |
– |
промысловые (способствующие успешной охоте, рыбной ловле, пчеловодству и т.д.) |
лечебные
|
лечебные (от зубной боли, кровотечения, укуса змеи и т.д.) |
любовные (присушки или отсушки) |
любовные |
социально-бытовые (на царские очи, как отпереться от пытки, на суд идучи, от пули на войне…) |
заговоры, регулирующие общественные отношения |
– |
заговоры, защищающие от стихийных бедствий и демонов |
Авторы выделяют четыре группы заговоров |
Автор выделяет шесть групп заговоров |
В настоящее время современные исследователи заговора считают, что тексты заговора можно отнести к текстам, в которых главной функцией языка является магическая. То есть язык заговора может подсознательно воздействовать на душевное состояние и поведение человека или общества.
Построение и структура заговоров
В литературных источниках мне удалось найти несколько разных структур построения заговоров.
1.Структура из учебника «Русское устное народное творчество» авторов Кравцова Н.И. и Лазутина С.Г. [8]. Наиболее древняя конструкция построения заговора: I часть (Описание заговорного обряда)+ II часть (Заговорная формула и «закрепа»).
Рассмотрим примеры заговоров, которые построены по такой структуре.
Заговор на благополучие дома «Когда молния сверкнет, надо сказать: «Господи, Боже мой, пронеси тучку грозную на темные леса, на пустые места, где люди не ходят, где скот не бродит».
В данном заговоре I часть описание заговора – «Когда молния сверкнет, надо сказать...», а II часть заговорная формула – «Господи, Боже мой, пронеси тучку грозную на темные леса, на пустые места, где люди не ходят, где скот не бродит» и «закрепа» – «Аминь».
Заговор на печение хлеба и приготовление еды «В печь пироги сажаю, скажу: «Печка-матушка, пеки, не сожги, моих деточек накорми. Аминь, аминь, аминь».
В данном заговоре I часть описание заговора – «В печь пироги сажаю, скажу...», а II часть заговорная формула – «Печка-матушка, пеки, не сожги, моих деточек накорми» и «закрепа» – «Аминь, аминь, аминь».
2.Структура заговора, предложенная А.В. Юдиным [8] представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура заговора по А.В. Юдину
Составная часть заговора |
Пояснение |
Пример |
1.Молитвенное вступление (может не быть) |
Обычно это христианская молитва |
Молитва «Отче наш» |
2. Зачин |
Это часть текста повествовательного характера, которая рассказывает о входе субъекта в мир магических сил |
Стану, благословясь, иду, перекрестясь, из избы дверьми в чисто поле за воротами |
3.Эпическая часть |
Это описание действий в центре магического мира. Представляет собой текст нарративного характера, который повествует о том, что и кто находится в центре сакрального пространства заговора. В эпической части заговор присутствует ряд повторяющихся, хотя и варьирующихся мотивов |
В этой церкви стоит стол-престол, на столе, на престоле стоит золотое блюдо, из этого золотого блюда умьюся, вся я алыми цветами усажуся, белорозовый цвет, пристань к моему лицу… |
4.Заклинание (пожелание) |
Текст нарративного характера, который заклинает персонажа, то есть принуждает его к исполнению воли субъекта. То есть все предыдущие части – лишь подготовка к выражению требования |
Мои русые волосы, присмотритеся, мои русы косы, приглядитеся, в меня, девушку, раб Божий (имя) влюбится, в черные брови, в ясные очи, ретивое сердце, черную печень, алую кровь |
5.Закрепка (концовка) |
Текст нарративного характера, магически закрепляющий действие всего предыдущего текста и нейтрализующий допущенные в нем возможные ошибки. Чаще всего это краткая формула |
Моим словам – ключ и замок |
6.Молитвенное завершение или «зааминивание» (может не быть) |
аналогично вступлению, но является еще более факультативным элементом. Иногда оно сводится к одному слову |
Молитва «Отче наш» или просто «аминь» |
Далеко не вовсех заговорах присутствует молитвенное вступление и молитвенное завершение. Их обычно используют люди, которые только начинают работать с заговорами, для того, что бы призвать дополнительную помощь и поддержку от Бога.
Рассмотрим пример заговора, который построен по такой структуре.
Заговор на любовь «Встану я, раба Божья, благословясь, пойду перекрестясь, в чисто поле, под восточную сторону. Под восточной стороной стоит дерево. На том дереве сидят птицы – железные носы, булатные когти. Я этим птицам помолюсь, поклонюсь и скажу:–Птицы-железные носы, выймете у меня, рабы Божьей, тоску и сухоту рабу Божьему Ивану. Вверзите ему в буйну голову, в ретивое сердце, в горячую кровь, в подколенную жилу, становую кость. Пропалите, пронзите, чтоб из месте не высидеть, лежать–не вылежать, хлебом-солью не заесть, питьем не запить, не закурить табаком, в бане паром не загулять, все меня, рабу Божью Алену, на уме держать. Денно, ношно, полуношно! Тут моим словам ключ да замок. Замок в роте, а ключ в море».
В данном заговоре:
- Молитвенное вступление – отсутствует;
- Зачин – «Встану я, раба Божья, благословясь, пойду перекрестясь, в чисто поле, под восточную сторону...»;
- Эпическая часть – «...Под восточной стороной стоит дерево. На том дереве сидят птицы – железные носы, булатные когти. Я этим птицам помолюсь, поклонюсь и скажу...»;
- Заклинание (пожелание) – «...Птицы-железные носы, выймете у меня, рабы Божьей, тоску и сухоту рабу Божьему Ивану. Вверзите ему в буйну голову, в ретивое сердце, в горячую кровь, в подколенную жилу, становую кость. Пропалите, пронзите, чтоб из месте не высидеть, лежать–не вылежать, хлебом-солью не заесть, питьем не запить, не закурить табаком, в бане паром не загулять, все меня, рабу Божью Алену, на уме держать. Денно, ношно, полуношно!...»;
- Закрепка (концовка) – «Тут моим словам ключ да замок. Замок в роте, а ключ в море»;
- Молитвенное завершение или «зааминивание» – отсутствует.
Если сопоставить между собой эти две структуры построения заговора, то можно сказать, что более древние заговоры были проще и что для заговоров характерна шаблонность. Н.Ф. Познанский отмечает, что шаблонность заговора – это его неотъемлемая часть, которая не встречается больше ни в одном из видов словесности. Шаблонность построения заговора была продиктована тем, что для того, чтобы заклятие достигало своей цели, необходимо было точное, верное знание его формул, а если определенные формулы забыты, то такой текст не имеет силы [8].
Но мир не стоит на месте, все течет и все меняется, изменилась и традиционная структура заговора. Более современная структура заговора представлена в таблице 3.
Таблица 3
Современная структура заговора
Составная часть заговора |
Пояснение |
1. Зачин |
Описание подготовительных действий перед началом акта заговора |
2. Обращение к неким силам |
Обращение к силам, которые помогают в осуществлении магического действия |
3. Эпическая часть |
Описание действий того, кто заговор произносит |
4. Пожелание |
Описание просьбы лица, который произносит заговор |
5. Закрепка |
Концовка, в которой закрепляется эффект произнесенного заговора |
6. Молитвенное завершение (может не быть) |
Молитва «Отче наш» или просто «аминь» |
В настоящее время также составляются заговоры. Самыми современными заговорами можно назвать заговоры Ведьмы Алёны Полынь [9], которые представлены в книге «Книга силы Алёны Полынь». Структура этих заговоров очень схожа со структурой древних заговоров. В современном заговоре есть описательная часть, заговорная формула, «закрепа» и снова описательная часть. Такая структура заговора роднит его со структурой древнего заговора.
Язык заговора – это особая разновидность языка фольклора, которая:
– соотносится в основных моментах с типовой ситуацией и задается этой ситуацией;
– выступает как одна из составляющих заговорно-заклинательного акта и соотносится с его акциональным и предметным планами;
– обладает специфическими лексическими средствами, с помощью которых заговор реализует функцию воздействия.
Заговорную лексику можно рассматривать с точки зрения отнесенности ее единиц к диалекту или литературному языку. То есть в самом заговоре могут присутствовать слова, которые являются диалектическими, такие словам можно найти в диалектических словарях или же слова, которые употребляются в обычном литературном языке [6]. Особое значение в заговоре играет цвет, то есть употребление цветовых прилагательных.
Я рассматривала заговоры, и мне удалость отметить в них использование следующих цветов.
Белый. Цвет связан с добрым, светлым, солнечным светом, с чем-то чистым, божественным. В заговорах часто употребляется со словами тело, лицо, руки, грудь, свет, камень, лебедь, береза, платок.
Чёрный. Цвет негативных сил и печальных событий, он ассоциируется с мраком и землей. В заговорах часто употребляется со словами брови, очи, печень, кровь, дым, медведь.
Красный. Цвет связан с такими сюжетами заговоров, которые изображают разрушение, уничтожение или может являться симловом красоты. В заговорах часто употребляется со словами кровь, солнышко, легкие, сердце, мясо, лицо, огонь, девица, молодец, красавица.
Алый. Цвет имеет значение красоты. В заговорах употребляется со словами губы, щеки, кровь.
Синий. Цвет ассоциируется с небесным пространством и морем. В заговорах часто употребляется со словами море, небо, облако, ветер.
Зеленый. Этот цвет в заговоре при описании мира природы как символ чего-то живого, растущего. В заговорах часто употребляется со словами лес, луг, дуб, сосны, трава.
Золотой. Золотой цвет является символом солнца, веры и божественности. В заговорах часто употребляется со словами церковь, блюдо, кручина, престол, игла, камень, булавка, щука, месяц.
Желтый. В заговорах имеет прямое «цветное» значение. В заговорах часто употребляется со словами песок, желчь, кость.
Серый. Нейтральный цвет, в заговорах употребляется со словами гусь, камень.
Анализ цветовых характеристик дает понять, что в заговорах встречается девять основных цветов. Каждый цвет имеет определенную символику и интересные особенности употребления. Использование «цветовых» прилагательных в заговорах можно отнести к атрибутивным сочетаниям, которые характерны и для других жанров фольклора. В заговорах цветовые определения имеют в основном дополнительные значения.
Заключение
Я изучила литературу и разные источники информации о заговорных текстах (заговорах). Всего мной изучено 13 источников информации и прочитано более 200 заговоров.
Итак, я могу смело утверждать, что заговорные тексты (заговоры) являются малым фольклорным жанром русского народного творчества и с годами начинают трансформироваться и устаревать. Изучение заговорных текстов (заговоров) – это приобщение к богатству культурных ценностей русского народов, выработанных человечеством на протяжении многих веков. В заговорах заключено желание простых людей быть счастливыми, здоровыми и удачливыми. Заговоры – это не только инструмент магии, но и элемент отражения веры людей в Мир невидимый.
Библиографическая ссылка
Рачёва С.В. ЗАГОВОР – ИНСТРУМЕНТ МАГИИ И ЖАНР РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА // Старт в науке. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2052 (дата обращения: 04.12.2024).