Введение
После очередного урока окружающего мира, на котором мы знакомились с жизнью людей в Древнерусском государстве, меня заинтересовали соборы и храмы, которые строили люди в те далекие времена. Каковы особенности храмов, какую тайну они хранили, какова их судьба? Ведь на территории моего родного города действует 5 храмов, а сколько их было построено, сохранились они до наших времен или разрушены?
В старину люди говорили, что для счастья человеку необходимо славное Отечество. В наше время эти слова по-прежнему актуальны. Мое мнение- воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Издавна святым местом христиан считался храм. Каждый храм несет свою судьбу, свой неповторимый характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, вносят в нее гармонию, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов. Храмы – это наша история, память, достопримечательности, которыми гордится каждое поколение.
Актуальность исследования определяется, исторической ролью изучения достопримечательностей и ее памятников архитектуры наследования земли Кунгурской, в разные периоды истории, а также возрастанием интереса общества к культурному наследию города Кунгура Пермского края.
Цель исследовательской работы изучить историческое прошлое по достопримечательностям и памятникам архитектуры малой Родины.
Для достижения поставленной цели мною были поставленной следующие задачи:
1. Обозначить памятники архитектуры и достопримечательности города Кунгура.
2. Изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие о достопримечательностях города Кунгура.
3. Посетить достопримечательности и памятники архитектуры города Кунгура.
Для достижения цели исследования использовались следующие методы исследовательской работы:
1. Изучение: архивов, документов, фотографий, газетных материалов, краеведческой литературы по истории города Кунгура и его архитектуры;
2. Фотосъемка объектов исследования.
3. Сравнение памятников архитектуры в разные временные промежутки.
Практическая значимость определяется тем, что в результате работы будет представлен материал, расширяющий представление о достопримечательностях и памятниках архитектуры г. Кунгура учащихся начальных классов.
Гипотеза исследования: воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины.
Объект данного исследования – архитектурное наследие города Кунгура Пермского края.
Предметом исследования является изучение исторической судьбы церквей, их архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности памятников архитектуры.
Достопримечательности и памятники архитектуры города Кунгура.
Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Храм сопутствовал каждому православному человеку в течение всей его жизни: здесь регистрировались и рождение, и крещение, и упокоение [1, c. 4]. Строительство любого города, села или завода сопровождалось возведением церкви. Русская Православная Церковь сыграла важную роль в просвещении кунгуряков, развитие культуры и жизни города. В монастырях и церковных школах юная поросль Кунгура постигала основы грамоты, училась писать и читать, усваивала истину Евангелия [2, c. 9].
Церковь во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы, ровесница города, построена на каменистом возвышенном мысу (где сейчас городская площадь). Только через тридцать с лишним лет, при Петре Великом, с благословения архиепископа Ионы приступили к постройке Благовещенского собора – первый каменный храм в городе. Новый Благовещенский собор был холодным, теплый же собор был построен позднее в 1740 году, рядом с Благовещенским холодным храмом на месте снесенной Параскевинской церкви. Эти два храма стоявшие рядом составляли ансамбль, впоследствии получивший наименование «Соборный»[2, c.23]. (Рис. 1).
Рис. 1. Благовещенский собор.
Богоявленский собор отличала оригинальная архитектура. Выстроенный в русско-византийском стиле, одноэтажный, он имел вид креста и состоял из четырех частей: храм, алтарь, трапеза и колокольня. Купол храма венчали пять глав. В 1931 году было подписано решение о необходимости сноса собора для использования его в качестве строительного материала. 9 января храм закрыли. После этого еще 6 лет стоял он обезображенный, обезглавленный, со снятыми крестами. Затем было принято решение об уничтожении собора. В одну из ночей мощными взрывами навечно уничтожили старейшую святыню земли Кунгурской [2, c.29].
В 1750 году на берегу Сылвы был заложен Успенский храм. Храм был увенчан пятью главами. Успенский храм действовал 180 лет. В 1935 году в октябре храм закрыли. Многие годы в стенах его располагалась детская спортивная школа. В настоящее время церковь передана верующим, и началось ее восстановление [5].(Рис. 2).
Рис. 2. Успенский храм в настоящее время.
Жители Кунгура подавали прошение царю Алексею Михайловичу разрешить организовать в городе женский монастырь. Просьба была царём удовлетворена, и в городе был открыт монастырь Тихвинской иконы Богородицы. К монастырю в 1758 году пристроили каменный храм. В 1935 году храм был закрыт. Несколько лет он стоял закрытым, но в 1950 году в его здании разместился детский кинотеатр, который работал здесь более полувека и при директоре Тамаре Стафеевой был признан лучшим детским кинотеатром Пермского края. В 2000-х гг. начались работы по восстановлению здания храма. 9 июля 2008 года был освящен новый иконостас [2, c.76].
В 1763 году началось возведение каменной двухэтажной церкви Преображения Господня (Рис. 3). Строительство финансировалось на средства местных жителей, из которых наибольший вклад внёс купец Иван Хлебников, погибший в 1774 году в бою с войском Емельяна Пугачева. После Октябрьской Революции 1917 г. церковь продолжала действовать ещё 12 лет, и была закрыта в 1929 г. Её помещения какое-то время пустовали, затем их занимали курсы Центрального института труда, ремесленное училище № 20 и сельскохозяйственный техникум. В 1994 г. по просьбе верующих здание было им возвращено [7].
Рис. 3. Церковь Преображения Господня.
Скорбященская церковь с одним престолом в честь Богоматери была освящена 10 октября 1860 года. Храм был построен в виде креста трапезного типа. Находился храм в нижней части города по улице Фроловской (сейчас ул. Детская). Закрыли церковь 6 декабря 1932 года. На его месте было построено ДК машиностроителей [2, c.93]. Сегодня здание по причине аварийности полностью снесли и на его месте построили новый торговый центр.
Храм в честь Вознесения господня, освящен 8 мая 1844 года, был довольно вместительным, в виде квадратной палаты с круглым куполом. В 1940 году власти закрыли церковь. В январе 2002 года храм Вознесения Господня был возвращён верующим [2, c. 81]. Сейчас здание церкви находится на этапе первоначального восстановления.
Всех-Святская церковь была построена за пределами города на Ледяной горе над Карасьим озером у городского кладбища и освящена 1 июня 1847 году (Рис. 4).
Рис. 4. Всех-Святский храм в наше время.
Строительство церкви велось кунгурским купцом Петром Степановичем Фоминым. В церкви ежедневно совершались богослужения, а по воскресеньям и праздничным дням в ней служили две литургии. После Октябрьской Революции 1917 г. здание церкви стало принадлежать государству, а 6 января 1941 г. церковь была закрыта. В её здании не долго работал краеведческий музей, в нём проживали солдаты и она была вновь открыта уже в октябре 1943 г., и в ней снова начались ежедневные богослужения. Церковь внесла свой вклад в победу в войне — она сдала в фонд обороны 174 320 рублей. Он также оказывала шефскую помощь городской больнице и госпиталям, организовывала сбор теплых вещей и посылок для фронта и пожертвований детям павших солдат [2, c.134]. В 1960 г. настоятелем Всех-Святской церкви стал протоиерей Борис Бартов, прослужив здесь 38 лет. В 1996 году церковь с визитом посетил Патриарх Всея Руси Алексей II [6, c.98].
Церковь во Имя Святого Алексея митрополита Московского. Сооружалась она в 1884 году как часовня. Работы финансировались кунгурскими купцами-кожевенниками братьями Пономарёвыми, которые выполняли волю своего усопшего отца по постройке нового Богоявленского собора. Церковь была закрыта 9 января 1931 года. В дальнейшем в её помещениях находились тир и парикмахерская. А позже сюда переехала детская библиотека им. Б. С. Рябинина. В 2006 г. здание церкви было передано верующим. Здесь находятся православная библиотека и просветительский центр [2, c.174].
Монастырская Владимирская домовая церковь была построена и освещена 25 мая 1858 года . Храм был приписан к Благовещенскому собору [7].
Домовая Николаевская церковь была устроена в 1893 году на юго – восточной окраине Кунгура, внутри тюремного замка. Все службы охотно посещали заключенные. Тюремная церковь существовала больше 20 лет. Закрыта была в конце 1919 года [3, c.11].
Иоанно-Предтеченский Кунгурский женский монастырь возник как женская монашеская община при Предтеченской церкви в 1825 году, в монастырь преобразован в 1868.В монастыре действовал приют и училище. Закрыт в 1921 году. После этого в нем разместилось исправительное учреждение до 2014 года. С 1 июля 2015 года идут восстановительные работы. [8, 9]. Сегодня действующей остается также Николаевская церковь в ИК- 40, окормляет её священник Даниил Шипунов, занятия и службы уже более 10 лет регулярно посещают около 30 заключенных.
Результаты и обсуждение
За время работы над нашей исследовательской работой мы посетили МБУ «Кунгурский городской архив», где нам была предоставлена историческая справка №Т-250 от 21.12.2015 и исторические фотографии храмов города Кунгура.
Анализируя проведенное исследование, нужно отметить, что у каждого храма своя история становления. К сожалению, многих храмов в нашем городе уже нет, они были разрушены в начале XX века. Поразил тот факт, что на такой небольшой провинциальный городок было построено более десятка храмов, часовен. В настоящее время все действующие и сохранившиеся храмы и здания являются памятниками архитектуры нашего города Кунгура. Важно, чтобы не только заинтересовавшиеся люди знали историю становления памятников архитектуры нашей малой Родины, но и каждый житель нашего города, каждый гость. Ведь каждый храм - это частичка нашей истории. Он несет то духовное, что было заложено нашими предками, то, чем они гордились и это передали потомкам.
Выводы:
В последние время все большее внимание уделяется развитию и сохранению памятников архитектуры города Кунгура.
За последние годы проделана грандиозная работа по восстановлению храмов, соборов и обителей нашей малой Родины после варварского разрушения в советские годы. Интересно наблюдать, как в разное время они возрождаются и меняют свой облик.
Исследование проблемы дало возможность погрузиться в старину нашего города. Узнать много информации о кунгурских памятниках архитектуры. Сейчас можно единицами насчитывать памятники, оставшиеся от прошлых времен.
При работе с материалом нам удалось познакомиться с литературными источниками, историческими документами, встретиться и пообщаться с интересными людьми (работники архива, священник Шипунов Д.)
Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя исторические и краеведческие изыскания, я лучше стал понимать историю своей малой родины. Проведенное исследование еще раз убедило меня в том, что мы – потомки должны изучать и знать историю своей малой Родины; любовь к Родине воспитывается с любви к малой Родине, родной природе, её достопримечательностям, а также с изучения исторических событий, явлений, документов, личностей. Это все является подтверждением нашей гипотезы.
Библиографическая ссылка
Медведев Д.И. НАСЛЕДИЕ ЗЕМЛИ КУНГУРСКОЙ // Старт в науке. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2049 (дата обращения: 04.12.2024).