Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

НАСЛЕДИЕ ЗЕМЛИ КУНГУРСКОЙ

Медведев Д.И. 1
1 МАОУ "Плехановская средняя общеобразовательная школа"
Архипова Е.В. (Кунгур, МАОУ "Плехановская СОШ")
храм
кунгур
памятники
архитектуры
достопримечательности
малая
родина
наследие
1. Золотов Е.Д. Боль души. Краеведческий музей города Кунгура 2002 год.
2. Лепихина З.Я. Кунгур православный, Пермь, «Литер-А», 2007 год. — 216 с. — 9 500 экз.
3. Морозова Т. Кунгурская Сибирь // Кунгурская газета. 17.08. 2007 год
4. Ренёва О.А. Бессмертие красоты и памяти. Краеведческий музей города Кунгура 1999 года
5. Ренёва О.А. 100 знаменитых зданий Кунгура // Добрый день. 22.01.2015 года.
6. Фотоальбом Лики Кунгура (создан по инициативе главы города Кунгура Р.А. Кокшарова) С-П, «Маматов», 2014 год.
7. Историческая справка № Т-250 от 21.12. 2015 из МБОУ «Кунгурский городской архив»
8. http://kungur-krai.ru/obsestvo/5110-ioanno-predteche
9. http://kungur-obitel.pravorg.ru/

Введение

После очередного урока окружающего мира, на котором мы знакомились с жизнью людей в Древнерусском государстве, меня заинтересовали соборы и храмы, которые строили люди в те далекие времена. Каковы особенности храмов, какую тайну они хранили, какова их судьба? Ведь на территории моего родного города действует 5 храмов, а сколько их было построено, сохранились они до наших времен или разрушены?

В старину люди говорили, что для счастья человеку необходимо славное Отечество. В наше время эти слова по-прежнему актуальны. Мое мнение- воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Издавна святым местом христиан считался храм. Каждый храм несет свою судьбу, свой неповторимый характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, вносят в нее гармонию, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов. Храмы – это наша история, память, достопримечательности, которыми гордится каждое поколение.

Актуальность исследования определяется, исторической ролью изучения достопримечательностей и ее памятников архитектуры наследования земли Кунгурской, в разные периоды истории, а также возрастанием интереса общества к культурному наследию города Кунгура Пермского края.

Цель исследовательской работы изучить историческое прошлое по достопримечательностям и памятникам архитектуры малой Родины.

Для достижения поставленной цели мною были поставленной следующие задачи:

1. Обозначить памятники архитектуры и достопримечательности города Кунгура.

2. Изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие о достопримечательностях города Кунгура.

3. Посетить достопримечательности и памятники архитектуры города Кунгура.

Для достижения цели исследования использовались следующие методы исследовательской работы:

1. Изучение: архивов, документов, фотографий, газетных материалов, краеведческой литературы по истории города Кунгура и его архитектуры;

2. Фотосъемка объектов исследования.

3. Сравнение памятников архитектуры в разные временные промежутки.

Практическая значимость определяется тем, что в результате работы будет представлен материал, расширяющий представление о достопримечательностях и памятниках архитектуры г. Кунгура учащихся начальных классов.

Гипотеза исследования: воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины.

Объект данного исследования – архитектурное наследие города Кунгура Пермского края.

Предметом исследования является изучение исторической судьбы церквей, их архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности памятников архитектуры.

Достопримечательности и памятники архитектуры города Кунгура.

Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Храм сопутствовал каждому православному человеку в течение всей его жизни: здесь регистрировались и рождение, и крещение, и упокоение [1, c. 4]. Строительство любого города, села или завода сопровождалось возведением церкви. Русская Православная Церковь сыграла важную роль в просвещении кунгуряков, развитие культуры и жизни города. В монастырях и церковных школах юная поросль Кунгура постигала основы грамоты, училась писать и читать, усваивала истину Евангелия [2, c. 9].

Церковь во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы, ровесница города, построена на каменистом возвышенном мысу (где сейчас городская площадь). Только через тридцать с лишним лет, при Петре Великом, с благословения архиепископа Ионы приступили к постройке Благовещенского собора – первый каменный храм в городе. Новый Благовещенский собор был холодным, теплый же собор был построен позднее в 1740 году, рядом с Благовещенским холодным храмом на месте снесенной Параскевинской церкви. Эти два храма стоявшие рядом составляли ансамбль, впоследствии получивший наименование «Соборный»[2, c.23]. (Рис. 1).

Рис. 1. Благовещенский собор.

Богоявленский собор отличала оригинальная архитектура. Выстроенный в русско-византийском стиле, одноэтажный, он имел вид креста и состоял из четырех частей: храм, алтарь, трапеза и колокольня. Купол храма венчали пять глав. В 1931 году было подписано решение о необходимости сноса собора для использования его в качестве строительного материала. 9 января храм закрыли. После этого еще 6 лет стоял он обезображенный, обезглавленный, со снятыми крестами. Затем было принято решение об уничтожении собора. В одну из ночей мощными взрывами навечно уничтожили старейшую святыню земли Кунгурской [2, c.29].

В 1750 году на берегу Сылвы был заложен Успенский храм. Храм был увенчан пятью главами. Успенский храм действовал 180 лет. В 1935 году в октябре храм закрыли. Многие годы в стенах его располагалась детская спортивная школа. В настоящее время церковь передана верующим, и началось ее восстановление [5].(Рис. 2).

Рис. 2. Успенский храм в настоящее время.

Жители Кунгура подавали прошение царю Алексею Михайловичу разрешить организовать в городе женский монастырь. Просьба была царём удовлетворена, и в городе был открыт монастырь Тихвинской иконы Богородицы. К монастырю в 1758 году пристроили каменный храм. В 1935 году храм был закрыт. Несколько лет он стоял закрытым, но в 1950 году в его здании разместился детский кинотеатр, который работал здесь более полувека и при директоре Тамаре Стафеевой был признан лучшим детским кинотеатром Пермского края. В 2000-х гг. начались работы по восстановлению здания храма. 9 июля 2008 года был освящен новый иконостас [2, c.76].

В 1763 году началось возведение каменной двухэтажной церкви Преображения Господня (Рис. 3). Строительство финансировалось на средства местных жителей, из которых наибольший вклад внёс купец Иван Хлебников, погибший в 1774 году в бою с войском Емельяна Пугачева. После Октябрьской Революции 1917 г. церковь продолжала действовать ещё 12 лет, и была закрыта в 1929 г. Её помещения какое-то время пустовали, затем их занимали курсы Центрального института труда, ремесленное училище № 20 и сельскохозяйственный техникум. В 1994 г. по просьбе верующих здание было им возвращено [7].

Рис. 3. Церковь Преображения Господня.

Скорбященская церковь с одним престолом в честь Богоматери была освящена 10 октября 1860 года. Храм был построен в виде креста трапезного типа. Находился храм в нижней части города по улице Фроловской (сейчас ул. Детская). Закрыли церковь 6 декабря 1932 года. На его месте было построено ДК машиностроителей [2, c.93]. Сегодня здание по причине аварийности полностью снесли и на его месте построили новый торговый центр.

Храм в честь Вознесения господня, освящен 8 мая 1844 года, был довольно вместительным, в виде квадратной палаты с круглым куполом. В 1940 году власти закрыли церковь. В январе 2002 года храм Вознесения Господня был возвращён верующим [2, c. 81]. Сейчас здание церкви находится на этапе первоначального восстановления.

Всех-Святская церковь была построена за пределами города на Ледяной горе над Карасьим озером у городского кладбища и освящена 1 июня 1847 году (Рис. 4).

Рис. 4. Всех-Святский храм в наше время.

Строительство церкви велось кунгурским купцом Петром Степановичем Фоминым. В церкви ежедневно совершались богослужения, а по воскресеньям и праздничным дням в ней служили две литургии. После Октябрьской Революции 1917 г. здание церкви стало принадлежать государству, а 6 января 1941 г. церковь была закрыта. В её здании не долго работал краеведческий музей, в нём проживали солдаты и она была вновь открыта уже в октябре 1943 г., и в ней снова начались ежедневные богослужения. Церковь внесла свой вклад в победу в войне — она сдала в фонд обороны 174 320 рублей. Он также оказывала шефскую помощь городской больнице и госпиталям, организовывала сбор теплых вещей и посылок для фронта и пожертвований детям павших солдат [2, c.134]. В 1960 г. настоятелем Всех-Святской церкви стал протоиерей Борис Бартов, прослужив здесь 38 лет. В 1996 году церковь с визитом посетил Патриарх Всея Руси Алексей II [6, c.98].

Церковь во Имя Святого Алексея митрополита Московского. Сооружалась она в 1884 году как часовня. Работы финансировались кунгурскими купцами-кожевенниками братьями Пономарёвыми, которые выполняли волю своего усопшего отца по постройке нового Богоявленского собора. Церковь была закрыта 9 января 1931 года. В дальнейшем в её помещениях находились тир и парикмахерская. А позже сюда переехала детская библиотека им. Б. С. Рябинина. В 2006 г. здание церкви было передано верующим. Здесь находятся православная библиотека и просветительский центр [2, c.174].

Монастырская Владимирская домовая церковь была построена и освещена 25 мая 1858 года . Храм был приписан к Благовещенскому собору [7].

Домовая Николаевская церковь была устроена в 1893 году на юго – восточной окраине Кунгура, внутри тюремного замка. Все службы охотно посещали заключенные. Тюремная церковь существовала больше 20 лет. Закрыта была в конце 1919 года [3, c.11].

Иоанно-Предтеченский Кунгурский женский монастырь возник как женская монашеская община при Предтеченской церкви в 1825 году, в монастырь преобразован в 1868.В монастыре действовал приют и училище. Закрыт в 1921 году. После этого в нем разместилось исправительное учреждение до 2014 года. С 1 июля 2015 года идут восстановительные работы. [8, 9]. Сегодня действующей остается также Николаевская церковь в ИК- 40, окормляет её священник Даниил Шипунов, занятия и службы уже более 10 лет регулярно посещают около 30 заключенных.

Результаты и обсуждение

За время работы над нашей исследовательской работой мы посетили МБУ «Кунгурский городской архив», где нам была предоставлена историческая справка №Т-250 от 21.12.2015 и исторические фотографии храмов города Кунгура.

Анализируя проведенное исследование, нужно отметить, что у каждого храма своя история становления. К сожалению, многих храмов в нашем городе уже нет, они были разрушены в начале XX века. Поразил тот факт, что на такой небольшой провинциальный городок было построено более десятка храмов, часовен. В настоящее время все действующие и сохранившиеся храмы и здания являются памятниками архитектуры нашего города Кунгура. Важно, чтобы не только заинтересовавшиеся люди знали историю становления памятников архитектуры нашей малой Родины, но и каждый житель нашего города, каждый гость. Ведь каждый храм - это частичка нашей истории. Он несет то духовное, что было заложено нашими предками, то, чем они гордились и это передали потомкам.

Выводы:

В последние время все большее внимание уделяется развитию и сохранению памятников архитектуры города Кунгура.

За последние годы проделана грандиозная работа по восстановлению храмов, соборов и обителей нашей малой Родины после варварского разрушения в советские годы. Интересно наблюдать, как в разное время они возрождаются и меняют свой облик.

Исследование проблемы дало возможность погрузиться в старину нашего города. Узнать много информации о кунгурских памятниках архитектуры. Сейчас можно единицами насчитывать памятники, оставшиеся от прошлых времен.

При работе с материалом нам удалось познакомиться с литературными источниками, историческими документами, встретиться и пообщаться с интересными людьми (работники архива, священник Шипунов Д.)

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя исторические и краеведческие изыскания, я лучше стал понимать историю своей малой родины. Проведенное исследование еще раз убедило меня в том, что мы – потомки должны изучать и знать историю своей малой Родины; любовь к Родине воспитывается с любви к малой Родине, родной природе, её достопримечательностям, а также с изучения исторических событий, явлений, документов, личностей. Это все является подтверждением нашей гипотезы.


Библиографическая ссылка

Медведев Д.И. НАСЛЕДИЕ ЗЕМЛИ КУНГУРСКОЙ // Старт в науке. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2049 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674