Введение
Идея проекта родилась у меня еще в 2017 году, когда я впервые участвовал в литературном конкурсе «Мы из Нижневартовска!». В течение нескольких следующих лет я совершенствовал навыки стиховедческого анализа: изучал теорию [2] , анализировал стихотворения классиков и современников [4, 5], рекомендованные редакцией портала Стихи.ру; конечно, обогащался и мой жизненный опыт, переосмысливались ценности. Писал и собственные стихи. По совету учителя решил начать подготовку к публикации серии стихотворений на портале Стихи.ру.
Актуальность проекта заключается в том, поэтическое творчество как форма художественной культуры позволяет утверждать непреходящие (общечеловеческие) ценности. Так, российский ученый-психолог Д. А. Леонтьев рассматривает художественную культуру как «форму существования ценностей»: «Культура есть именно реализовавшаяся, осуществленная, воплощенная ценность». В своих стихотворениях я стремился утвердить такие ценности, как патриотизм (чувство любви к России через любовь к моей малой родине – Нижневартовску), свобода, семья и другие.
Совместно с моим руководителем – учителем русского языка и литературы – мною был разработан план творческого проекта, обозначены цель и задачи его исследовательской части.
Цель моей работы: публикация серии авторских стихотворений на портале Стихи.ру – крупнейшей в России литературной платформе, осуществляющей деятельность под эгидой Российского союза писателей, развитие собственного поэтического мастерства, культуры и выразительностьи речи, утверждение непреходящих (общечеловеческих) ценностей.
Задачи:
- изучить опыт поэтов-классиков и современных авторов, творчество которых рекомендовано редакцией портала Стихи.ру;
- изучить основы теории стихосложения, развивать свои стиховедческие компетенции (актуальность произведения, его глубину, способы выражения авторского замысла; выдерживание ритма и размера; использование способов рифмовки и разнообразных средств выразительности речи);
- написать серию стихотворений и опубликовать их на портале Стихи.ру;
- защищать честь школы на литературных конкурсах различного уровня;
- развивать собственный творческий потенциал с целью формирования духовной культуры, повышения интереса к литературному творчеству в среде сверстников.
Объект исследования: стихотворения классиков и современных авторов, рекомендованные редакцией портала Стихи.ру, собственные стихотворения.
Предмет исследования: стиховедческие компетенции (актуальность произведения, его глубину, способы выражения авторского замысла; выдерживание ритма и размера; использование способов рифмовки и разнообразных средств выразительности речи), в том числе реализованные посредством творческого метода [1, 2, 3].
Мною выдвинута гипотеза: Изучение литературного опыта классиков и современных авторов, рекомендованных редакцией портала Стихи.ру, способствует развитию творческого потенциала, укреплению духовных ценностей, развитию и реализации стиховедческих компетенций посредством творческого метода.
Методы реализации проекта:
Методы чтения (аналитический. синтетический, оценочный), методы работы с информацией (конспектирование: выписки, цитаты, тезисы; планирование, сравнение, обобщение, описание) - использованы при изучении литературы по теме исследования, в ходе исследования во время консультаций с руководителем и при описании проекта; творческий метод, стиховедческий анализ – использованы при создании и анализе стихотворений [1, 2, 3].
Практическая ценность реализации проекта заключается в развитии творческого потенциала начинающего автора, его стиховедческих компетенций, культуры и выразительности речи, укреплении духовных ценностей, приобретении положительного социального опыта в ходе сотрудничества с учителем и родителями; популяризации литературного творчества в подростковой среде, утверждении непреходящих (общечеловеческих) ценностей.
Сфера применения результатов проекта: на уроках литературы и русского языка; литературные конкурсы и олимпиады различного уровня.
Планируемый результат реализации проекта: повышение интереса подростков к литературному творчеству; создание творческих произведений (стихотворений), их стиховедческий анализ; развитие культуры и выразительности речи школьников, приобретение ими навыков проектно-исследовательской деятельности; положительная динамика результатов школьников по литературе и русскому языку, развитие предметных компетенций, необходимых для успешного прохождения государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе; участие в литературных конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Основная часть
Стихотворение «Нижневартовск»
Родное место в мире есть,
Фонтанов нефти здесь не счесть!
Манит оно в холодный край,
И ты скорей к нам приезжай,
В наш город на Оби-реке,
Где мать-тайга невдалеке!
И пусть наш город невелик,
Всех вдохновит его облик
Сияньем тихим куполов
Среди величия снегов
И ростом зданий молодых
В округе вышек нефтяных.
Уж сотни тысяч здесь людей,
И не увидишь лошадей…
Но память предков всяк хранит,
И мудрость ханты, манси чтит,
Чтоб Нижневартовск молодой
Зажегся новою звездой!
Стихотворение посвящено моему родному городу – Нижневартовску. Я попытался передать чувство глубокой гордости за свою малую родину. Нелегко жить и трудиться в нашем достаточно суровом климате, но здесь живут горячие сердцем люди, которые понимают, насколько важен труд в нашем регионе для блага России. Город стремительно растет, развивается, созданы прекрасные условия для жизни людей. Но хочется верить, что каждый вартовчанин помнит о подвигах покорителей Самотлора, уважает культурное наследие коренных народов этого края. Только так нас ждет светлое будущее.
Каждый стих состоит из интонационно-синтаксических групп строго определенной длины, несколько стихов определяются в замкнутую группу высшего порядка – строфу; концы стихов скреплены в строфе созвучием – рифмой (1-ая строфа – 6 строк по 8 слогов; 2-ая строфа – 6 строк, первые 2-е по 7 слогов, остальные - по 8 слогов; 3-я строфа по структуре повторяет вторую строфу). Основной размер – 4-х стопный ямб;
Способ рифмовки – парная.
Я использовал различные изобразительно-выразительные средства русской речи с целью передать свой художественный замысел. Тропы: олицетворение («мать-тайга»), метафоры («место манит», «величие снегов», «рост зданий молодых», «зажегся новою звездой»), эпитеты («родное место», «холодный край». «тихое сияние», «Нижневартовск молодой»); фигуры: инверсии («Манит оно в холодный край…» и множество других), сложное риторическое предложение, первая часть – назывное предложение, вторая часть – обобщенно-личное предложение («Уж сотни тысяч здесь людей, и не увидишь лошадей…»).
Стихотворение «Вьюга»
Летит по улице метель – серебряная птица
И вихрем снежным раздает алмазные крупицы.
Узоры пышные домов манят великолепьем,
А мы, одевшись потеплей, с сестренкой бабу лепим.
А вьюга все смелей кружит, след заметая санный,
И словно гонит нас домой, но плач ее - обманный.
И пусть замерзли мы давно, долепим бабу все равно.
И с ней, под вьюги хоровод, все вместе встретим Новый год.
Я решил попробовать представить художественное описание вьюги; на контрасте изображения холодных образов природы показать теплоту человеческих, семейных отношений.
Идея: никакие бури, ни природные, ни жизненные, не способны разрушить прочные семейные узы. А еще – хорошо, если душевное тепло позволяет человеку мечтать, дарит ожидание праздника. Тогда ему нипочем любой холод.
Каждый стих состоит из интонационно-синтаксических групп строго определенной длины, несколько стихов определяются в замкнутую группу высшего порядка – строфу; концы стихов скреплены в строфе созвучием – рифмой (1-ая строфа – 4 строки по 15 слогов; 2-ая строфа – 4 строки, первые 2-е по 15 слогов, 2-е - по 16 слогов).
Основной размер – ямб; способ рифмовки – парная.
Я использовал различные изобразительно-выразительные средства русской речи с целью передать свой художественный замысел. Тропы: олицетворение («вьюга кружит, гонит домой, плачет»), метафоры («летит метель», «узоры домов манят», «вьюги хоровод»), эпитет («узоры пышные»), аллегории (метель – «серебряная птица», снежинки – «алмазные крупицы»), сравнение («словно гонит нас домой»), антитезы (действие происходит на улице – вьюга гонит домой; на улице холодно – герои одеты тепло, их согревают и семейные узы); фигуры: инверсии («Летит по улице метель…» и множество других), анафора «и» в последних трех строках.
Стихотворение «Выбор»
Коль злу не сможешь "нет" сказать,
Духовно будешь прозябать
И от бессмысленных хлопот
Претерпишь множество невзгод.
Под гнетом мнения чужого,
Боясь дурного взгляда, слова
Себя так просто потерять
И не творить, а исполнять,
Предавшись иль морали ложной,
Иль власти денег, столь ничтожной.
Добро лишь можно утверждать,
Учиться, мыслить, созидать
И помнить – труд почетен тот,
Что к благу ближнего ведет.
Тема отражена в названии стихотворения и отражает мой нравственный выбор между добром и злом. Идея: нужно учиться быть творческим и мыслящим человеком, постигать знания, чтобы как можно больше пользы приносить людям. Любое зло (вредные привычки, праздные занятия и т.д.) ведет к духовному разрушению человека и обязательно приносит беды в его жизнь. Чтобы этого избежать, человек должен с детства духовно развиваться, учиться отличать добро от зла: понимать, например, где ложная мораль, а где истинная, или что духовное выше материального.
Каждый стих состоит из интонационно-синтаксических групп строго определенной длины, несколько стихов определяются в замкнутую группу высшего порядка – строфу; концы стихов скреплены в строфе созвучием – рифмой (1-ая строфа – 4 строки по 8 слогов; 2-ая строфа – 6 строк, первые 2-е по 9 слогов, 2-е - по 8 слогов, 3-и – снова по 9 слогов; 3-я строфа по структуре повторяет первую). Основной размер – 4-х стопный ямб; способ рифмовки – парная.
Я использовал различные изобразительно-выразительные средства русской речи с целью передать свой художественный замысел. Основные средства выразительности - антитезы («добро» - «зло», «творить» - «исполнять»), использование слов высокого стиля «прозябать», «претерпишь», «невзгод», «гнет», «предавшись», «морали ложной», «ничтожной», «созидать», «благо ближнего» с целью подчеркнуть актуальность проблемы выбора во все времена , использование глаголов в последней строфе, обозначающих действия со знаком «+» - «утверждать» (добро), «учиться», «мыслить», «созидать», «помнить» (о пользе труда во благо ближнего).
Стихотворение «Муса Джалиль»
С таких сторон войну никто не показал,
И душу растревожил он до слез,
Он в каждой строчке чувство новое искал,
Чтобы по коже пробегал от слов мороз.
Страница горе каждая гласит -
Сквозь годы так история звучит.
Он воевал в плену Отечества врагов,
Ни голода, ни мрака не страшась.
И пусть на сотни был закован он замков -
Души отвага не позволила молчать.
И, словом разорвав свои цепи,
Писал он ради мира новые строки.
И не хватило врагу терпения,
Как бы ни были пытки жестоки.
Но не темница остановит творца!
И оживляли павших записи контрастны.
Писал всю жизнь, до самого конца,
Писал и про тех, кто самовластны,
Чтоб знали дети, как гибли солдаты,
Чтоб не повторились ужасы войны!
И у мечети, каменный, просит Аллаха он
О вечном покое защитников страны.
Стихотворение посвящено Мусе Джалилю (полное имя Муса Мустафович Залилов), татарскому поэту, журналисту и военному корреспонденту. Мне захотелось в своих строках осмыслить его великий подвиг. Делом и словом Муса Мустафович утверждал идеи гуманизма и свободы – самые ценные, какие только могут быть в человеческом обществе. Они бессмертны, как подвиг поэта, как его произведения, которые будут передаваться из поколения в поколение, как молитвы множества людей о мире на Земле, как память человечества о погибших . Эту мысль я постарался выразить в последних строках стихотворения: «И у мечети, каменный, просит Аллаха он о вечном покое защитников страны». Безусловно, памятник Мусе Джалилю является неотъемлемой частью архитектуры города, одним из символов Свободы, Справедливости и Памяти.
Каждый стих состоит из интонационно-синтаксических групп разной длины, несколько стихов определяются в замкнутую группу высшего порядка – строфу; концы стихов скреплены в строфе созвучием – рифмой. Основной размер – ямб. Используются различные способы рифмовки: перекрестная, парная.
Я использовал различные изобразительно-выразительные средства русской речи с целью передать свой художественный замысел. В этом произведении мне хотелось в большей степени представить возможности лексики (в частности, отрицательных частиц «не» и «ни»: «никто не показал», «ни голода, ни мрака не страшась», «как бы ни были пытки жестоки», фразеологизмов : «растревожил до слез», «по коже пробегал мороз», «закован на сотни замков», «разорвав цепи») и синтаксических конструкций (сложных бессоюзных предложений с тире, когда второе предложение резко присоединяется к первому или неожиданно противопоставляется ему: «Страница горе каждая гласит – сквозь годы так история звучит», «И пусть на сотни был закован он замков – души отвага не позволила молчать»; восклицательных предложений: «Но не темница остановит творца!», «Чтоб знали дети, как гибли солдаты, чтоб не повторились ужасы войны!»; инверсий: «И у мечети, каменный, просит Аллаха он…» и других).
Вывод. Изучив основы теории стихосложения и литературный опыт классиков и современных авторов, рекомендованных редакцией портала Стихи.ру, я смог реализовать свой творческий потенциал, в своих стихотворениях стараюсь утверждать непреходящие (общечеловеческие) ценности. Я создал страничку автора на портале Стихи.ру, где опубликовал представленные в этой работе произведения, планирую ее развивать, в текущем году опубликовать мини-сборник из 10-ти стихотворений, с черновыми вариантами которых я работаю с моим руководителем. Стихотворение «Муса Джалиль» представлено на конкурс «Мы из Нижневартовска!» в текущем году. Планирую участие со своим произведением в городском конкурсе поэтов и художников «Если сердце мирам распахнуть…» в самое ближайшее время.
Заключение
При работе над проектом я освоил основы теории стихосложения, учусь писать стихотворения правильно. Стараюсь, чтобы мои произведения были актуальны, задумываюсь над глубиной собственного замысла, продумываю способы его выражения (в частности, через использование изобразительно-выразительных средств русской речи); стараюсь выдерживать ритм, размер, рифму стихотворения.Создание каждого произведения занимает у меня много времени и сил, но это приносит мне огромную радость. Мне хочется продолжать совершенствовать свое поэтическое мастерство. Знаю, что впереди действительно много работы.
Мое предположение подтвердилось. Изучение литературного опыта классиков и современных авторов, рекомендованных редакцией портала Стихи.ру, способствует развитию творческого потенциала, укреплению духовных ценностей, развитию и реализации стиховедческих компетенций посредством творческого метода.
Библиографическая ссылка
Андреев А.А. ПОЭТИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ // Старт в науке. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2037 (дата обращения: 04.12.2024).