Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ФУЗИОНИЗМ И ЕГЭ

Колузанова Т.Н. 1
1 МОУ Гимназия №17
фузионизм
1. http://vasmirnov.ru И.М. Смирнова. Идея фузионизма в преподавании школьного курса геометрии.
2 https://cyberleninka.ru Роль и место фузионизма в школьном геометрическом
образовании
3. https://math-oge.sdamgia.ru
4 https://math-ege.sdamgia.ru/
5.https://studwood.ru/1826038/pedagogika/ideya_fuzionizma_prepodavanii_shkolnogo_kursa_geometrii

Изменения во всех сферах нашего общества обусловленные развитием цивилизации на рубеже XX – XXI веков привело к смене приоритетов в образовании. Это повлекло необходимость нового подхода к формированию нового специалиста-профессионала

Характерные черты профессионала нашего времени- творческая инициативность, самостоятельность , конкурентоспособность, мобильность. Эти черты необходимо развивать с самого детства. Формирование данных качеств приходится и на школьные годы. Именно в это время происходит основное развитие человека: ученик учится жить в обществе одноклассников, проявлять свою индивидуальность, отстаивать свои интересы, а также приобретает знания, развивает память, мышление, пространственное воображение и логику,

Однако, в настоящее время, интерес к образованию, изучению математики (в частности, геометрии), значительно упал.

Академик Александров А. Д. говорил о том, что задача геометрии – развить у обучаемых 3 качеств: пространственное воображение, практическое понимание и логическое мышление. Он ставил пространственное воображение на первое место не только в изучении геометрии, но и в большинстве видов человеческой деятельности [1,2].

В подготовке к ЕГЭ учитывается огромное количество разных факторов, влияющих на результат: объем знаний ученика, его физиологические особенности, особенности работы его памяти, внимания, пространственного мышления. В настоящее время в школьном систематическом курсе геометрии проводится разделение на планиметрию и стереометрию. Однако достаточное количество задач при подготовке к ЕГЭ содержат аналогичные свойства плоскости и пространства, значит, их решение можно рассматривать одновременно. Следовательно, проблема слитного изучения планиметрии со стереометрией очень актуальна в наши дни. Ведь, по сути дела, только в возрасте 15 лет наши дети, живущие в трехмерном пространстве, начинают его познавать с научной точки зрения. Слитное преподавание нескольких разделов математики, в том числе планиметрии и стереометрии называют фузионизмом (от латинского fusio (сплавление) или английского fusion – сплав металлов, слияние, соединение), именно так в 19-ом веке называли слитное преподавание различных школьных предметов.

Несмотря на явно нестандартный подход к преподаванию в сравнении к традиционной сложившейся системе- строго последовательного курса геометрии от планиметрии к стереометрии («Начала» Евклида),идеи фузионизма привлекали многих математиков. Фузионизмом были увлечены Ж.Даламбер (Д-Аламбер), Н.И.Лобачевский, Безу, Жергонн. Несмотря на большое значение фузионизма, в школе всё-таки не прижилось слитное преподавание планиметрии со стереометрией в систематическом курсе геометрии. Основная причина заключается в том, что фузионизм противоречит основным дидактическим принципам: от простого к сложному, последовательности, систематичности. Можно сделать вывод, что метод фузионизма будет весьма полезен и эффективен при проведении заключительного этапа изучения школьного курса геометрии – повторении основного пройденного материала, подготовке к ЕГЭ [5].

Геометрия на ЕГЭ — это четыре задачи в части В (две по планиметрии и две по стереометрии), а также задача С2 и С4. Как же научиться их решать? Прежде всего, при изучении планиметрии стоит смело обращаться к стереометрии. Так, например при решении задач из темы теорема косинусов можно находить не только элементы планиметрии

(В треугольнике АВС сторона АВ равна 13 см, сторона ВС равна 1 см. Угол С равен 150 градусам. Найти площадь треугольника АВС), но и неизвестные элементы фигур из стереометрии (В параллелепипеде.BD=5,B=6,?=60°.Найти).

Рассмотрим некоторые задачи из планиметрии и стереометрии, обладающие аналогичными свойствами [3,4].

Планиметрия

Стереометрия

Радиус вписанной в квадрат окружности равен 5.

Найти площадь квадрата

Радиус вписанной в куб сферы равен 1. Найдите его объем.

Диагональ квадрата равна 1.Найти площадь квадрата

Диагональ куба равна 1. Найдите площадь его поверхности.

Найдите периметр правильного шестиугольника, если радиус вписанной окружности равен

 

Найдите площадь боковой поверхности правильной шестиугольной призмы, описанной около цилиндра, радиус основания которого равен , а высота равна 2

Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если все его стороны увеличить в три раза?

 

Во сколько раз увеличится площадь поверхности куба, если все его рёбра увеличить в три раза

При изучении геометрических фигур следует опираться на основные дидактические блоки:

1)куб-квадрат

2)параллелепипед-прямоугольник

3)пирамида-треугольник

4)сфера-окружность.

Какой будет методика применения принципов фузионизма в школьной геометрии, ещё неясно, но уже сейчас понятно, что нельзя игнорировать исторический опыт решения данной проблемы. Поэтому следует на уроках геометрии при изучении планиметрических вопросов использовать стереометрический материал, либо параллельно с традиционным курсом планиметрии проводить элективные курсы, факультативные и кружковые занятия по стереометрии, значительно расширяющие круг изучаемых фигур и их свойств.


Библиографическая ссылка

Колузанова Т.Н. ФУЗИОНИЗМ И ЕГЭ // Старт в науке. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2030 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674