Введение
Актуальность. В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Поэтому мой проект я хотел бы посвятить шахматам.
В свободное время я играю в шахматы, потому что это мое хобби и моё увлечение. Эта игра лучше всего подходит для моего характера, моих способностей. Для меня не может быть лучшего занятия, чем игра в шахматы в свободное время.
Меня привлек к игре мой дедушка, когда мне было всего 6 лет. Мой дедушка очень хорошо играет в шахматы, любит играть в воскресные и праздничные дни со своим другом.
Чем же увлекательны шахматы и почему эта игра стала моей любимой? 12-й чемпион мира А. Карпов говорил, что шахматы – это удивительная игра, содержащая в себе науку, искусство, спорт. Я полностью согласен с этим мнением, так как убедился в этом сам.
Шахматы формируют мой характер, делают меня умнее и физически сильнее (звучит удивительно!), позволяют найти новых знакомых, друзей и увлекательно провести свой досуг.
Игра в шахматы способствует развитию моего логического мышления, фантазии. Мысленно рассчитывая возможные мои ходы и ответы соперника, мне приходится представлять позиции, которые могут возникнуть, давать им оценку (определять, у кого из играющих шахматную партию положение будет лучше), намечать план дальнейших действий, выискивать хитрые и коварные продолжения игры.
Однажды я задумался, если мне так нравиться играть в шахматы, может и других увлечь этой игрой?
Гипотеза: Можно ли заинтересовать одноклассников и друзей игрой в шахматы?
Цель: Доказать, что заинтересовать игрой в шахматы можно.
Задачи: 1. Изучить литературу о шахматах
2. Провести анкетирование в классе и анализ результатов исследования.
3. Развить интерес к игре в шахматы.
Объект исследования: учащиеся класса, умеющие и не умеющие играть в шахматы.
Методы исследования: анкетирование, сбор и анализ данных, подбор литературы, наблюдение за заинтересованностью класса к игре в шахматы.
Срок реализации проекта: октябрь 2019 года (1 месяц).
Краткая история возникновения шахмат.
Шахматы (от персидского «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника.
Родина шахмат – Индия в VI веке и называлась чатуранга.
Правила игры в VI веке
• фигур было всего 4
• игроков было 4, а не двое (играли пара на пару);
• ходы делались бросанием игральных костей;
• для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника.
В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться:
у арабов – «шатрандж», у персов - «шатранг», у таджиков - «шахматы».
Правила игры изменились:
• игроков стало двое;
• каждый получил 2 комплекта фигур;
• вместо костей , стали ходить по одному ходу по очереди;
• победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата.
На Руси шахматы появились в 9-10 веках.
Правила игры.
Шахматная партия играется между двумя партнёрами, которые поочерёдно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнёр сделал ход. Цель каждого игрока – атаковать короля таким образом, чтобы партнёр не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнёра и выиграл партию. Партнёр, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если партия такова, что никто из партнёров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.
Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле – вот шага длина,
Не очень проворен Король – старина.
Зато начеку королевская рать
–Задача её – Короля охранять.
Ведь если б Король беззащитный погиб. Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в Шахматном войске важнее вождей.
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
На войну, не на парад, Пешка держит путь.
Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой. Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.
Ну, а как же Пешка бьет? Бьет наискосок!
Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)
Он другой не хочет доли – знает только белый путь.
А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.
До конца игры слоны - цвету одному верны.
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она,
Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!
Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,
И шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить как Ладья и как Слон,
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И, кажется, будто Ферзю тесноват
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали
– Ты больше внимания Ферзю удели.
Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,
Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.
НЕЗЫБЛЕМЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАХМАТЫ
(для начинающих)
- Каждый ход делается только одной рукой!
-Первое правило шахматной игры для начинающих: «Тронул – ходи!».
При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю».
- Второе правило игры в шахматы:
«Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры».
-Третье правило:
«Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью».
-Четвертое правило в шахматах:
«Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».
-Пятое правило:
«Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции».
-Все официальные партии используют контроль времени.
Для этого вида спорта не нужны ни стадионы, ни специально оборудованные помещения, были бы шахматные фигуры да доска, пускай и самая простая, картонная.
Чемпионы.
Имя Фамилия |
Годы чемпионства |
Чемпионства (лет) |
Чемпион |
Анатолий Карпов |
1975-1985 |
10 |
|
Гари Каспаров |
1985-1993 |
8 |
|
Владимир Крамник |
2006-2007 |
1 |
Анкетирование учащихся 3 класса.
Своё исследование по теме проекта: «Можно ли заинтересовать игрой в шахматы?» я начал с анкетирования в классе.
Целью исследования было выяснить:
• все ли слышали об игре в шахматы, умеют ли одноклассники в них играть, интересная ли на их взгляд эта игра, развивает ли игра математические способности, хотели бы одноклассники заниматься в кружке по шахматам?
Я провел анкетный опрос среди одноклассников. Данные опроса представлены в виде диаграммы. В анкете приняли участие 30 человек.
Из диаграммы видно, что большинство ребят класса слышали об игре в шахматы (3 одноклассника не слышали).
На вопрос: «Умеют ли играть в шахматы?», 11 человек ответили- да, а остальные 19 человек –нет.
На вопрос: «Интересная ли это игра?» половина класса ответила -да, вторая половина –нет.
Что интересно на вопрос: «развивает ли игра в шахматы математические способности?» 26 одноклассников ответили –да, а всего 4 нет.
Ну и на последний вопрос анкеты, а для меня очень интересный: «Ты хотел бы заниматься в кружке по шахматам?», 11 одноклассников ответили –да, а 19 ребят -нет.
Можно сделать вывод из проведённого анкетирования: что большинство одноклассников слышали об игре в шахматы, не все умеют в них играть, половина класса не считает игру в шахматы интересной, не хотят заниматься в кружке по шахматам 18 одноклассников.
Презентация игры в шахматы в классе.
Цель: познакомить всех не умеющих играть в шахматы одноклассников с шахматной доской, фигурами и кратко рассказать о том, как ходят фигуры по доске.
Чтобы заинтересовать своих одноклассников игрой в шахматы я провёл презентацию игры. На которой с помощью электронной презентации на экране в классе, наглядно рассказал о шахматной доске, фигурах, правилах хождения ими и немного об игре в шахматы.
В этот день по моей просьбе большинство ребят принесли шахматные доски.
После презентации мы разделились по группам (по 4 человека) так чтобы в группе были и те, кто умеет играть, и те, кто не умеет. Так было легче всем не умеющим играть познакомиться с правилами игры. Многие ребята в классе помогали мне в этот день, я им остался очень благодарен.
Игровое мероприятие.
Цель: заинтересовать одноклассников игрой в шахматы, путём моделирования игры.
Через несколько дней я совместно с классным руководителем и при поддержке ребят из класса организовал игру в шахматы. Это было не забываемое для нас мероприятие! Так как все одноклассники были сами фигурами на сделанной нами шахматной доске.
Я и мой друг Руслан играли на обычной доске, а ребята параллельно ходили по доске –как фигуры. Если кому –то сложно было сходить свой ход, то тогда одноклассникам помогал (направлял их) наш условный судья –Слава. Я пригласил из других третьих классов пять ребят, нам не хватало игроков, а они с пригласил из 6 класса умеющего играть в шахматы ученика школы.
Так же удовольствием согласились. Мы с Русланом сыграли одну партию. Она длилась 35 минут. В ходе, которой многие ребята поняли на собственном опыте и наблюдая за одноклассниками как ходят на доске фигуры. И как опасно бывает положение «короля» в игре. В общем всё прошло очень интересно! Я с уверенностью в тот день мог сказать, что ребята заинтересовались игрой.
На следующий день многие одноклассники на переменах играли в шахматы в классе.
Итоговое анкетирование.
После всех проведенных мной мероприятий по увлечению игрой в шахматы одноклассников я провёл повторное анкетирование. Результаты показал в диаграмме.
Из итоговой диаграммы видно, что теперь все ребята класса слышали об игре в шахматы.
На вопрос: «Умеют ли играть в шахматы?» весь класс ответил, что познакомились с игрой и её правилами. А кто-то и поиграть уже успел.
На вопрос: «Интересная ли это игра?» почти весь класс ответил- да, для двоих эта игра осталась мало интересной.
На последний вопрос анкеты: «Ты хотел бы заниматься в кружке по шахматам?» практически все ответили, что хотели бы узнать об игре в шахматы больше и большинство (кроме 3 человек) желали бы продолжить обучение игре.
Таким образом можно сделать вывод, что моя гипотеза проекта подтвердилась и я с уверенностью могу сказать, что заинтересовал игре в шахматы моих одноклассников.
Заключение.
Темой моего проекта было желание узнать можно ли заинтересовать игрой в шахматы моих одноклассников и друзей. А целью – доказать, что заинтересовать ребят шахматами можно.
В ходе моей исследовательской работы я провел анкетирование. В ходе этого анкетирования, я узнал, что о шахматах слышали практически все, но играть умеет лишь треть класса. На вопрос интересно ли это, ответы разделились поровну, но абсолютное большинство считало, что шахматы непременно развивают. Не все также хотели учиться играть.
Тогда я решил провести презентацию, целью которой являлось познакомить всех не умеющих играть в шахматы одноклассников с шахматной доской, фигурами и кратко рассказать о том, как ходят фигуры по доске. Многие принесли шахматные доски и попробовали сыграть (кто- то впервые). Презентацией все остались довольны.
Увидев у друзей пробуждающийся интерес, мы провели игровое мероприятие. Я с Русланом играл, а остальные ребята сами были фигурами. К нам присоединились ребята из параллельного класса. Судьёй мы пригласили хорошо играющего в шахматы мальчика из 6 класса. Мои друзья и я были в полном восторге от этой игры. Все получили положительные эмоции. Интерес к шахматам проявился у всех! На следующий день многие уже играли в шахматы на переменах.
После всех проведенных мероприятий, я решил провести повторное анкетирование, чтобы узнать, получилось ли у меня увлечь друзей игрой в шахматы. Анкетирование показало, что все слышали о шахматах и уже умеют немного играть. Почти весь класс ответил, что играть очень интересно. Также практически весь класс хотел бы продолжить обучение игре в шахматы.
Желания моих одноклассников разделились, кто - то решил сначала походить в кружок в школе, а затем по мере успехов пойти в шахматный клуб. Ну а для тех ребят, которые уже умеют играть я организовал экскурсию в культурно спортивный комплекс в наш шахматный клуб. Им очень понравилось.
Творческим продуктом моего проекта является результат – я смог заинтересовать одноклассников игрой в шахматы.
Актуальность моей работы хочется выразить словами В.В. Путина «Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд».
Закончив проект, я могу сказать, что всё задуманное получилось. Почти все ребята заинтересовались шахматами и сейчас мы с удовольствием играем на переменах в школе. Несколько моих одноклассников уже записались в шахматный клуб для обучения игре, ещё несколько собираются записаться в ближайшее время.
Работа над проектом показала, что заинтересовать игрой в шахматы можно.
Библиографическая ссылка
Моисеев Г.М. ШАХМАТЫ –ЭТО МОЁ УВЛЕЧЕНИЕ. А МОЖНО ЛИ УВЛЕЧЬ ДРУЗЕЙ? // Старт в науке. – 2021. – № 1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1990 (дата обращения: 23.11.2024).