Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ С ПРОЯВЛЕНИЕМ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Мальцев Р.А. 1
1 МАОУ "Школа № 26 города Благовещенска"
Володин Владимир Владимирович (Благовещенск, МАОУ «Школа № 26 города Благовещенска», ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет» Амурской области)
агрессия
социальные страхи
подростки
взаимосвязь
результаты
1. Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. – № 6. – С.112-121.
2. Бэрон Р. Агрессия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/129503/. – 22.11.2018.
3. Барышникова К.А. Агрессия подростка как социально-психологическая проблема // Психолог и вызовы современного мира. – 2016. – № 1. – С. 128-131.
4. Дельгадо Х. Мозг и сознание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1524366/. – 23.11.2018.
5. Иванова Д.М. Социальные страхи подростков // проблемы теории и практики психологии развития. – 2016. – № 3. – С. 25-26.
6. Картавых Н.А. Специфика социальных страхов в младшем школьном и подростковом возрасте // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. – № 1. – С. 131-137.
7. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Социальные страхи и социофобии. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. – 210 с.

Введение. Одновременно с развитием общества и общественных отношений, возрастает вероятность проявления социальных страхов. Данная проблема особенно актуальна в контексте изучения подросткового возраста, так как у подростка появляется повышенное внимание к мнению окружающих, наблюдается повышенная потребность общения, самоутверждения. Кроме этого, трудности в общении влекут за собой негативные факторы, среди которых, помимо всего прочего, является агрессия. В связи с этим возникает актуальный вопрос – «существует ли взаимосвязь между социальными страхами, влекущими за собой трудности в общении, и проявлением агрессии у подростков?». Значимость проблемы состоит как в теоретическом обосновании, так и в разработке психолого-педагогическим тренингов по профилактике и коррекции социальных страхов у подростков с различным уровнем агрессии.

Цель исследования: изучить взаимосвязь социальных страхов с проявлением агрессии в подростковом возрасте.

Объект исследования: социальные страхи и агрессия.

Предмет исследования: взаимосвязь социальных страхов с проявлением агрессии в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь социальных страхов с проявлением агрессии в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие социальных страхов и агрессии в психологии.

2. Выявить и изучить взаимосвязь социальных страхов с проявлением агрессии в подростковом возрасте.

3. Разработать психолого-педагогический тренинг, направленный на коррекцию социальных страхов у подростков с разным уровнем агрессии.

Обзор литературы.

Анализ проблемы показал, что вопросом изучения агрессии и социальных страхов в подростковом возрасте занимались М.В. Алфимова [1], Р. Бэрон [2], К.А. Барышникова [3], Х. Дельдаго [4], Д.М. Иванова [5], Н.А. Картавых [6], О.А. Сагалакова [7], Д.В. Труевцев [7] и другие.

В ходе теоретического анализа, нами было выбрано рабочее определение понятия «социальный страх». Социальный страх – это страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия. Социальные страхи связаны с исполнением каких-либо общественных действий, действий сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц, или даже просто общения с незнакомыми людьми и лицами противоположного пола (О.А. Сагалакова) [7].

Под агрессией мы понимаем акты враждебности, атаки и разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту (Х. Дельгадо). Как показывают научные достижения социальной психологии, большое влияние на проявление агрессии, оказывают различные социальные институты, которые окружают индивидуума с раннего детства, а также генетическая предрасположенность [4].

Основная часть.

Практическая часть исследования проходила на базе «Школа № 26 г. Благовещенска». В исследовании участвовали 50 учеников в возрасте от 13 до 15 лет. Исследование проходило в период с 8 по 16 декабря 2018 года.

Исследование проходило в 3 этапа:

1. Диагностика уровня развития агрессии исследуемых подростков.

2. Диагностика наличия и выраженности социальных страхов исследуемых подростков.

3. Изучение взаимосвязи социальных страхов и агрессии исследуемых подростков.

В соответствии с целью исследования были отобраны следующие диагностические методики:

– «Шкала социальной тревожности», автор М. Лейбовиц;

– «Тест агрессивности», автор Л.Г. Почебут.

Результаты и обсуждение.

Выполняя первый этап практической части исследования, нами был диагностирован уровень развития агрессии у исследуемых подростков посредством опросника Л.Г. Почебут (рисунок 1).

Рисунок 1 – Уровень развития агрессии подростков

Исходя из диаграммы, можно сделать вывод: высокий уровень развития агрессии продемонстрировали 6% исследуемых подростков. Средний уровень развития агрессии у 80% подростков, низкий уровень развития агрессии у 14% подростков. Подростки с высоким уровнем агрессии более бурно реагируют н критику в свой адрес, склонны к оскорблениям и конфликту с окружающими. Неагрессивные подростки избегают конфликта с окружающими, склонны к доброжелательным действиям.

Затем, посредством методики «Шкала социальной тревожности» М. Лейбовица, нами были выявлены наличие и степень выраженности социальных страхов у исследуемых подростков. Для наглядности, подростки были сгруппированы по уровню развития агрессии. Наличие и степень выраженности социальных страхов у подростков с высоким уровнем агрессии, представлены в виде диаграммы на рисунке 2.

Рисунок 2 – Степень выраженности социальных страхов у подростков с высоким уровнем агрессии

На основе результатов, отображённых в диаграмме, делаем вывод: у всех подростков с высоким уровнем агрессии имеются социальные страхи, которые имеют преимущественно высокую степень выраженности. У 67% подростков преобладает высокая степень выраженности социальных страхов. У 33% подростков преобладает средняя степень выраженности социальных страхов. Данные могут говорить о том, что подростки с высоким уровнем агрессии чаще подвержены наличию и определенной степени выраженности социальных страхов. Это может выражаться в том, что эти подростки чаще опасаются выступать в публичном месте, идти на контакт со сверстниками, их сопровождает внутренний душевный диссонанс.

Наличие и степень выраженности социальных страхов у подростков со средним уровнем агрессии, представлены в виде диаграммы на рисунке 3.

Рисунок 3 – Степень выраженности социальных страхов у подростков со средним уровнем агрессии

На основе результатов, представленных в диаграмме, мы можем сделать следующие выводы: у 65% подростков со средним уровнем агрессии отсутствуют какие-либо социальные страхи, а у 35% они имеются и имеют разные степени выраженности. Интересно, что среди данных подростков отсутствуют те, у которых диагностирована очень высокая и высокая степени выраженности социальных страхов.

Наличие и степень выраженности социальных страхов у подростков с низким уровнем агрессии, представлены в виде диаграммы на рисунке 4.

Рисунок 4 – Степень выраженности социальных страхов у подростков с низким уровнем агрессии

На основе результатов, представленных в диаграмме, делаем вывод: у подростков с низким уровнем агрессии отсутствуют какие-либо социальные страхи. Это говорит о том, что не склонные к агрессивному поведению подростки меньше подвержены страху вступления в контакт со сверстниками, выступлению в публично месте и др.

Выводы.

В ходе исследования, нами были получены результаты, на основе которых мы сделали выводы:

1. Подростки, склонные к агрессивному поведению, чаще подвержены появлению и высокой степени выраженности социальных страхов. Это выражается в том, что они имеют страх вступать в контакт со сверстниками, боятся публичных выступлений. Их агрессивное поведение может объясняться психологической неудовлетворенностью, вызванной наличием у них социальных страхов.

2. Неагрессивные подростки не подвержены появлению и развитию социальных страхов. У них нет трудностей в общении, они легко вступают в межличностные отношения.

В ходе исследования, нами планируется разработка психолого-педагогический практикума по коррекции социальных страхов и агрессии у подростков, который может пригодиться в ходе психолого-педагогической практики.


Библиографическая ссылка

Мальцев Р.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ С ПРОЯВЛЕНИЕМ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Старт в науке. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1988 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674