Введение
В современном обществе Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни. Теперь сложно представить свое существование без посещения собственных страничек в социальных сетях как минимум несколько раз в неделю. Социальные сети появились относительно недавно, вызвав огромный интерес у пользователей интернета, предоставив им возможности общения, поиска информации и друзей по интересам, обмена новостями, слушать музыку, смотреть видео и фотографии. Но получив такие полезные возможности, многие начинают злоупотреблять пользованием социальными сетями, что приводит и к своеобразному «привыканию», бесконтрольному времяпрепровождению, к размытию границ между реальностью и иллюзией, в результате чего может возникнуть зависимость от сети. Влияние социальных сетей на человека, особенно на подростков, все больше заботит ученых. На сегодняшний день по статистике более 95% подростков общаются друг с другом посредством социальных сетей и не представляют свое времяпровождение без виртуального общения. Средняя продолжительность ежедневного пребывания в социальных сетях среди молодежи составляет более 3,5-4 часа. Такая ситуация может стать фактором риска при формировании личности и психики подростка, которые находятся на стадии формирования и во многом зависят от того, что их окружает. А интернет и сети диктуют моду, идеалы и ценности, взгляды, тем самым оказывая влияние на формирование мировоззрения, характера подростка, направляя и определяя его поведение и образ жизни.
Актуальность данной темы обусловлена возрастающим разнообразием социальных сетей, которые привлекает современных подростков, что поднимает серьёзную проблему: для подростков социальная сеть стала и досугом, и инструментом общения, самовыражения, самоутверждения, поддержки, и, к сожалению, причиной психологических проблем, травм, трудностей с социальной адаптацией к реальной жизни.
Цель проекта: выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков.
Задачи проекта:
- изучить и провести теоретический анализ литературы для выявления роли социальных сетей в жизни подростков;
- раскрыть позитивные и негативные стороны влияния социальных сетей на личность подростка;
- выяснить отношение самих подростков к социальным сетям;
- провести исследование по выявлению у подростков степени зависимости от социальных сетей;
- проанализировать полученные данные, сформулировать выводы и предложить практические рекомендации по выявленным проблемам.
Объект исследования: особенности использования социальных сетей современными подростками и их влияние на формирование личности и интернет-зависимости у подростков.
Предмет исследования: позитивные и негативные стороны влияния социальных сетей на личность подростков.
Гипотеза: социальные сети оказывают в большей степени негативное влияние на подростков, затрудняют процесс социализации, а также могут стать причиной интернет-зависимости.
Методы исследования:
- теоретический анализ научных источников, интернет-ресурсов;
- метод анкетирования, тестирования;
- метод статистической обработки результатов.
Практическая направленность проекта:
-полученные результаты помогут расширить научное знание о роли и влиянии социальных сетей в подростковом возрасте;
- выводы исследования и практические рекомендации могут быть использованы в деятельности школы (классных часах, родительских собраний) и семье.
Социальные сети и их виды.
Сегодня социальная сеть (от англ. social networks) — это интернет-площадка, сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию о себе и взаимодействовать между собой, устанавливая социальные связи [1].
Какие социальные сети есть в интернете? В зависимости от целей использования выделяют следующие виды [2]:
- для общения: сети персональных контактов, профессиональные сети, сайты знакомств (самые распространенные и востребованные на сегодняшний день). К ним относят Вконтакте, Одноклассники, Фейсбук и др.;
- для обмена медиафайлами (видео- и фото- информация);
- для отзывов и обзоров (представляют собой огромную базу знаний, информации, необходимой для принятия определенного решения, например о покупке товара);
- для коллективных обсуждений и дискуссий;
- для авторских записей (для ведения персональных блогов);
- сервисы социальных закладок (пользователь создает собственную библиотеку, на которую могут подписываться другие участники сообщества);
- по интересам (как способ найти единомышленников, например, сеть для меломанов или любителей литературы)
Самыми популярными являются социальные сети: ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Твиттер, Инстаграм, Ютуб и др. Наиболее быстрыми темпами растет аудитория мессенджеров: WhatsApp, Viber, WeChat и Telegram. Данные интернет площадки собирают многомиллионную аудиторию пользователей, которые проводят там большое количество свободного времени. Данные исследования Deloitte также подтверждают популярность социальных сетей: по итогам 2020 года по использованию лидируют в рейтинге соцсети ВКонтакте, Ютуб и Одноклассники [3]. На пятой строчке — Инстаграм, на шестой — Фейсбук. Причем ВКонтакте и Инстаграм наиболее популярны у аудитории 16-24 лет, а Фейсбук — у аудитории старше 45 лет. Среди старшей возрастной группы (55 лет и старше) популярны Ютуб, Одноклассники и ВКонтакте [4].
Пользуясь социальными сетями, люди увлекаются жизнью в виртуальном мире, посвящая этому значительную часть свободного времени. Данное увлечение может оказывать как положительное, так и негативное влияние на психологическое, эмоциональное состояние и образ жизни человека.
Возможные причины привязанности подростков к социальным сетям.
Чем же так привлекают подростков социальные сети? Отвечая на этот вопрос, можно выделить следующие, на мой взгляд важные причины:
- в сетях диктуются тренды и модные веяния, появляются свежие новости на любой вкус, что позволяет подросткам быть «в теме» современности, «идти в ногу» со временем, поддерживать разговор, быть своим в компании сверстников;
- сети дают возможность делиться своими интересами, увлечениями, мыслями, фотографиями, видео, т.е. заявить о своей уникальности;
- расширить круг общения, поддерживать связь со старыми знакомыми и найти новых друзей- единомышленников, поделиться событиями своей жизни;
- получить полезную информацию, развлечение;
- нехватка общения со сверстниками, игнорирование с их стороны, конфликты;
- дефицит внимания со стороны значимых взрослых или наоборот желание отгородиться от их чрезмерного внимания и контроля;
- напряженная психологическая атмосфера в семье, которую подросток не в силах исправить, поэтому выбирает наиболее легкий путь преодоления напряжения – социальные сети;
- отсутствие ощущения успешности в реальной жизни, желание компенсировать достижениями в виртуальном мире.
Позитивное воздействие социальных сетей на жизнь и поведение подростков.
Большинство подростков считают, что общение в сети помогает им:
- заводить друзей и поддерживать с ними отношения;
- завоевывать популярность и одобрение сверстников;
- ощущать необходимую поддержку;
- получать достаточно внимания;
- реализовать свои интересы и желания.
Подростки могут сказать гораздо больше через сеть, чем в реальной жизни, и не чувствовать себя при этом неудобно: у них есть время обдумать свою мысль и выразить ее наиболее точно.
В юности многие ведут дневники, описывая там свои самые сокровенные мысли. Сегодня большинство молодых людей предпочитает вести блог, чтобы высказать свою точку зрения и получить мнения других людей по различному поводу.
Сеть дает возможность неуверенному в себе подростку почувствовать себя востребованным. Подростки выкладывают фото и видео, не боятся быть непонятыми, недооцененными. Все, что может быть отвергнуто обществом, принимает Интернет.
Заполняя анкеты, которые являются составляющими частями любой социальной сети, подросток наконец-то может реально задуматься над своими интересами и желаниями.
Социальные сети становятся одним способов самовыражения и самореализации. Некоторые выкладывают результаты своего творчества – стихи, песни, музыку, видео. Это также происходит и через оформление их страниц: интересы, увлечения, хобби.
В сети также можно почерпнуть значимую для образования познавательную информацию.
Кроме того, социальная сеть – это быстрая передача или распространение информации о школе, классе, мероприятиях и новостях учащихся.
Отрицательное влияние социальных сетей на подростков.
На мой взгляд, негативное влияние социальных сетей возникает в том случае, когда возникает зависимость от них. Интернет-зависимость – это психологический феномен, который заключается в том, что у человека возникает навязчивое желание постоянно находиться во всемирной сети. В подавляющем большинстве случаев это происходит тогда, когда виртуальный мир становится гораздо интереснее реальной жизни. Результатом негативного влияния социальных сетей может стать [5]:
- неумение общаться в реальной жизни;
- интеллектуальная деградация;
- отсутствие способности грамотно формулировать мысли и желания;
- потеря интереса к реальности;
- искаженное восприятие себя;
- эмоциональная иллюзия;
- низкая стрессоустойчивость;
- девиантное поведение;
- физические и психологические проблемы.
В современном мире социализация подростка все больше проходит в киберпространстве, под влиянием интернета. Такое явление получило название киберсоциализации. Киберсоциализация – процесс качественных изменений потребностно-мотивационной сферы индивидуума, а также структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в жизнедеятельности [6]. Многие ученые считают, что процессы киберсоциализации и традиционной социализации могут как дополнять друг друга, так и не согласовываться друг с другом. Например, существует вероятность, что человек окажется социализированным в киберпространстве (будет успешно общаться), а за пределами виртуальной среды испытывать значительные трудности в создании, поддержки и развитии межличностных отношений [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что использование подростками сети Интернет и социальных сетей показывает, что они могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на социализацию современного подростка.
Результаты анкетирования учащихся 10 класса гимназии.
Всего было опрошено 20 человек. Все опрошенные учащиеся посещают социальные сети ежедневно. Наибольшей популярностью пользуются сети ВКонтакте 100% опрашиваемых, Инстаграм -55%.
Учащимся 10А класса была предложена анкета на выявление степени зависимости от социальных сетей.
Исследование показало, что большинство респондентов (90%) проводит в социальных сетях до 4 часов в день, при этом производительность труда (работоспособность и успеваемость) регулярно страдает у 55% опрошенных, что осознают сами учащиеся. Понимая такое негативное влияние социальных сетей, возможность появления зависимости, 50% опрошенных пытались ограничить время пользования, но такие попытки оказались безуспешными. Около 20% учащихся регулярно испытывают ощущение, что жизнь без социальных сетей скучна, пуста и безрадостна, предпочитая проводить свое свободное время в сетях, а не с друзьями. Испытывают депрессию, нервозность или подавленность при невозможности быть онлайн 40%. Четверть респондентов предпочитают виртуальное общение реальному, т.к. испытывают определенные трудности при непосредственном взаимодействии с другим человеком. Около 50% десятиклассников пренебрегают сном, подолгу засиживаясь в социальных сетях, а у 30% учащихся уже проявились нарушения режима сна. Кроме того, результаты анкетирования показывают еще одну наметившуюся негативную тенденцию: предпочтение социальных сетей общению с близкими людьми (около 40% в редких случаях готовы предпочесть социальные сети общению с близкими людьми).
На основании полученных данных, можно сделать вывод, что около 30% респондентов находятся под влиянием социальных сетей и имеют явные признаки зависимости от них, что может негативно сказаться на их социализации.
Заключение
Анализ теоретического и практического материала подтвердил выдвинутую гипотезу о том, что социальные сети могут затруднять процесс социализации подростка, являться причиной возникновения интернет-зависимости.
Необходимо отметить, что наблюдаемая в молодежной среде тенденция к увеличению времени пребывания в киберпространстве, вовлеченность в социальные сети нельзя считать однозначно негативными. На мой взгляд, многое зависит от ближайшего окружения подростка, образа жизни и его личности.
Считаю, что данные проведенного опроса необходимо довести до сведения родителей и учащихся, организовать просветительскую работу (тематические родительские собрания, классные часы), с тем, чтобы показать негативные последствия чрезмерного посещения виртуальных сетей.
Библиографическая ссылка
Шестибратова Ю.К. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // Старт в науке. – 2021. – № 1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1978 (дата обращения: 21.11.2024).