Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АЛЬТРУИЗМА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Моздон Л.И. 1
1 МАОУ "Школа № 26 города Благовещенска"
Володин Владимир Владимирович (, МАОУ «Школа № 26 г. Благовещенска»)
гендерная идентичность
гендер
альтруизм
подростки
результаты
1. Гольцова, Т.В. Особенности альтруистических установок: дис. … пед. наук: 19.00.07: защищена 12.02.04: утв. 24.06.04 / Гольцова Татьяна Викторовна. – Орел, 2004. – 295 с.
2. Конт О. Дух позитивной философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://comte.newgod.su/lib/duh-pozitivnoj-filosofii. – 10.12.2018.
3. Кандиоти Д. Эволюция гендерных исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.a-z.ru/women/texts/spolr.htm. – 03.12.2018.
4. Лейтес, Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 9-18.
5. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Наука, 2004. – 399 с.
6. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. – 2013. – №3. – С. 107-111.

Введение. Современное общество, в котором на первый план выходят принципы успешности и личных достижений, неизбежно ставит перед человеком вопрос о выборе между собственными интересами и тем, как нужно поступить в той или иной ситуации. В связи с этим, особую актуальность, сегодня, приобретает проблема изучения личности, проявляющую альтруистическое поведение. Особенно это актуально в контексте изучения подросткового возраста, так как именно в данном возрастном периоде, характер межличностных отношений представляет для человека особое значение. Кроме этого, в последние десятилетия идет активное исследование соотношения между понятиями «пол биологический» и «пол социальный». В связи с этим, проблема изучения гендерных особенностей альтруизма в подростковом возрасте, видится нам актуальной.

Цель исследования: изучить гендерные особенности проявления альтруизма в подростковом возрасте.

Объект исследования: альтруизм и гендерные особенности.

Предмет исследования: гендерные особенности проявления альтруизма в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: особенности проявления альтруизма зависят не от биологического пола, а от типа гендерной идентичности.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятия «альтруизм» и «гендер».
  2. Изучить возрастные особенности проявления альтруизма в подростковом возрасте.
  3. Выявить гендерные особенности проявления альтруизма в подростковом возрасте.

Обзор литературы. Введению в научный оборот термина «альтруизм», способствовал французский мыслитель, основоположник социологии Огюст Конт, который с помощью этого термина выражал понятие, противоположное эгоизму – «живи для других» [2]. Анализ проблемы показал, что альтруизм – это качество личности, выражающееся в признании человеком необходимости оказания помощи и в высокой приоритетности оказания помощи (автор определения –
Т.В. Гольцова) [1].

Важным понятием, при изучении проблемы исследования, является гендерная идентичность. Гендерную идентичность можно понимать как внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, то есть как мужчины, женщины или представителя другой категории [3]. Гендер, в свою очередь, – это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Гендерная идентичность – это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому гендеру.

Теоретический анализ проблемы показал, что подростковый возраст можно охарактеризовать следующим образом: чувства становятся более устойчивыми; общение со сверстниками выступает на первый план; особенно интересуют социальные проблемы; закладывается жизненная позиция; появляется стремление к самореализации своих способностей [4; 5; 6].

Основная часть. Исследование проходило на базе МАОУ СОШ № 26 г. Благовещенска Амурской области. В исследовании участвовали 20 подростков в возрасте 13-14 лет. Среди них 10 девочек и 10 мальчиков.

Исследование проходило в следующие этапы:

  1. Определение типа гендерной идентичности подростков в исследуемых выборках
  2. Выявление особенностей альтруизма подростков в исследуемых выборках.
  3. Сравнение и описание особенностей проявления альтруизма мальчиков и девочек с разной гендерной идентичностью.

В соответствии с целью исследования были отобраны следующие диагностические методики:

– методика «Полоролевой опросник», авт. С. Бем;

– пметодика «Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма)», авт. Ф. Потемкина.

Результаты и обсуждение. Распределив группу по половой принадлежности (на мальчиков и девочек), нами была проведена методика «Полоролевой опросник» С. Бем, результаты которой представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты методики «Полоролевой опросник» С. Бем в исследуемых выборках

Тип гендерной идентичности

Кол-во мальчиков

Кол-во девочек

Мускулинный

30%

20%

Андрогинный

40%

60%

Фемининный

30%

20%

 

Из таблицы 1 мы видим, что большинство мальчиков (40%) и девочек (60%) обладают андрогинным типом гендерной идентичности. У 30% мальчиков и у 20% девочек диагностирован мускулинный тип гендерной идентичности. Фемининным типом гендернйо индентичности обладают 30% мальчиков и 20% девочек. Мускулинный тип гендерной идентичности проявляется в таких чертах личности, как: независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску и др. Феминный тип гендерной идентичности проявляется в таких чертах личности, как: уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Андрогинный тип гендерной идентичности включает в себя одновременно мускулинный и феминный типы, что позволяет индивиду менее жестко придерживаться полоролевых норм.

Определив тип гендерной идентичности девочек и мальчиков, мы изучили их особенности проявления альтруизма посредством использования методики «Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма)», авт. Ф. Потемкина. Результаты данной методики сгруппированы, для наглядности, по половой принадлежности подростков и их типу гендерной идентичности. Результаты методики среди исследуемых мальчиков представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты методики «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма)» среди исследуемых мальчиков

Уровень альтруизма

Тип гендерной идентичности

Мускулинный

Фемининный

Андрогинный

Высокий

0%

20%

0%

Средний

0%

10%

40%

Низкий

30%

0%

0%

 

Результаты, отраженные в таблице 2, дают основание сделать вывод: высокий уровень альтруизма диагностирован преимущественно у девочек с фемининным типом гендерной идентичности (20%). Средний уровень альтруизма диагностирован преимущественно у мальчиков с андрогинным типом гендерной идентичности (40%). Низкий уровень альтруизма диагностирован преимущественно у мальчиков с мускулинным типом гендерной идентичности (30%).

Затем, мы изучили особенности проявления альтруизма у девочек. Результаты данной методики сгруппированы для наглядности по половой принадлежности подростков и их типу гендерной идентичности. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты методики «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма)» среди исследуемых девочек

Уровень альтруизма

Тип гендерной идентичности

Мускулинный

Фемининный

Андрогинный

Высокий

0%

20%

10%

Средний

0%

0%

40%

Низкий

20%

0%

10%

 

Результаты, отраженные в таблице 3, дают основание сделать вывод: высокий уровень альтруизма диагностирован преимущественно у девочек с фемининным типом гендерной идентичности (20%). Средний уровень альтруизма диагностирован преимущественно у мальчиков с андрогинным типом гендерной идентичности (40%). Низкий уровень альтруизма диагностирован преимущественно у мальчиков с мускулинным типом гендерной идентичности (20%).

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод: уровень воспитания альтруизма подростков зависит не от биологического пола, а от гендера. Это подтверждают результаты использованных методик. Например, мы можем увидеть, что как у девочек, так и у мальчиков с фемининным типом гендерной идентичности преобладает высокий уровень воспитания альтруизма. Когда как у мальчиков, так и девочек с мускулинным типом гендерной идентичности преобладает низкий уровень воспитания альтруизма. На основе полученных данных, мы можем описать гендерные особенности альтруизма подростков

Подростки с фемининным типом гендерной идентичности, и, соответственно с высоким уровнем воспитания альтруизма, характеризуются, как высокоальтруистичные личности больше доверяющие людям и не прибегающие к хитрости и обману, кроме того, они не отличаются жестокими и агрессивными реакциями в ситуации собственной занятости или неприятия другого человека.

Подростки с мускулинным типом гендерной идентичности, и, соответственно с низким уровнем воспитания альтруизма, характеризуются, как личности с агрессивным и напористым поведением, кроме этого, они помогут только из-за корыстных побуждений. Им свойственно упрямство и авторитарное поведение.

Подростки с андрогинным типом гендерной идентичности, и, соответственно со средним уровнем воспитания альтруизма, характеризуются, как «золотая середина», т.е. им свойственны такие качества, как чувство долга, совестливость, справедливость и толерантность. Такие личности не задумываются о своём бескорыстном поведение, это зависит от событий.

Заключение. Существует как минимум четыре концепции понимания альтруизма (социальная, личностно-психологическая, этологическая, этико-философская). В контексте нашего исследования под альтруизмом мы понимали качество личности, выражающееся в признании человеком необходимости оказания помощи и в высокой приоритетности оказания помощи.

Гендер – это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Гендерная идентичность – это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому гендеру.

В ходе практической части исследования мы выяснили, что альтруистическое поведение зависит от биологического пола, а от гендерной идентичности (от пола социального). Подростки с фемининным типом гендерной идентичности характеризуются высоким уровнем воспитания альтруизма; подростки с мускулинным типом гендерной идентичности – с низким уровнем воспитания альтруизма. Этого говорит о том, что выдвинутая гипотеза верна и исследование можно считать завершённым.


Библиографическая ссылка

Моздон Л.И. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АЛЬТРУИЗМА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Старт в науке. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1977 (дата обращения: 23.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674