Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

«БОГОЛЮБИВАЯ ОБИТЕЛЬ НА РЕКЕ ЛЮБУШЕ» (ИЗ ИСТОРИИ БЕЛОКОПЫТОВСКОГО КАЗАНСКОГО БОГОЛЮБИВОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ).

Подовинова Д.С. 1
1 МБОУ «Крапивенская основная школа»
Недопёкина Е.А. (Смоленская область, Рославльский район, д.Крапивна, МБОУ «Крапивенская основная школа имени Героя Советского Союза М.В.Прасолова»)
белокопытовский женский монастырь
александра евгеньевна белокопытова
боголюбивая обитель на реке любуше
1. «Боголюбивая обитель на реке Любуше» (автор и составитель монахиня Иосифа (Егасова).
2. «Калужские епархиальные ведомости» №23 за 1868 год (от 15 декабря)/
3. Н.Худяков «Весть», №182-183 от 12 июля 2016 года, статьи «Русский мир стоит молитвою».
4. В.Мартынова, «Бетлицкий вестник» №92 от 11 ноября 2015года, статья «На возрождение монастыря».
5. Щедрова А.И. «Помнить, чтобы не повторить» (По материалам архивных дел НКВД в отношении духовенства Смоленской епархии 1930-1937 гг.) Смоленск: «Свиток», 1915.

Введение

«Благодаря монахам на земле

Никогда не прекращается молитва;

И в этом – польза всего мира,

Ибо мир стоит молитвою;

А когда ослабевает молитва,

Тогда мир погибнет»

Прп.Силуан Афонский.

 

Если рославльчане хорошо знакомы с историей ныне действующей Рославльской обители, то название Белокопытовского монастыря многим встретилось впервые. На самом деле, неизвестный нам Белокопытовский монастырь находился где-то недалеко от нашего города.
Часть нынешней Калужской области входила в состав Рославльского района. Деревня Ново-Дяглево. Сейчас это Куйбышевский район Калужской области. От Рославля всего-то километров 85. Красивые, живописные места! Здесь и находился Белокопытовский Боголюбивый Казанский женский монастырь (рисунок).

Белокопытовский Боголюбивый Казанский женский монастырь

История святых обителей всегда начинается с особого предопределения Божия. Так, прп. Антоний Киево-Печерский, начальник всех русских монахов, в 1060 году неправедно изгнанный из Киева князем Изяславом, сначала жил в пещере, а монастырь, ныне известный всему миру как Киево-Печерская Лавра, основал на месте найденной в лесу иконы Матери Божией, стоявшей на ветвях ели. Икона та так сияла светлыми лучами, что казалась вся окружённая пламенем. На этом месте, отмеченном знамением чуда, и поставил преподобный монашескую обитель.

Каково же было предопределение Божие в отношении Казанского Боголюбивого монастыря? Им, безусловно, можно считать пророческие слова схимонаха Аврамия, сказанные в доме Александры Белокопытовой, что будет на этом месте монашеская обитель, а первую церковь осветят в барском доме, при этом старец указал, где будет устроен алтарь церкви. Предсказание сбылось через 13 лет после кончины старца [1].

Духовное руководство старцем-подвижником будущей основательницы Боголюбивого монастыря можно рассматривать как промыслительное действие Духа Святаго. Схимонах Аврамий был одним из последних хранителей прежних традиций рославльского подвижничества, основанных на аскетических заповедях прп. Паисия Величковского, носителем духа смирения, самоотвержения и послушания. Всё это благотворно действовало на жаждущую служения господу и вечного спасения Александру Евгеньевну. Эти годы были временем её личного совершенствования и прочного становления на путь ревностного исполнения заповедей Божиих в стремлении стяжать истинную любовь к Богу.

Темой исследования является история становления и развития Казанского Боголюбивого монастыря.

Выбранная тема актуальна, так как она касается изучения наших духовных корней. Ведь история обители – это часть истории нашей Родины, и все мы должны знать, какой была обитель, как её разрушили, и не забывать тех людей, которые помогают восстановить её.

Объектом исследования являются события, связанные с возникновением и развитием Казанского Боголюбивого монастыря.

Предметом исследования является Казанский Боголюбивый монастырь.

Целью исследования является изучение истории Казанского Боголюбивого монастыря от возникновения до наших дней.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: найти и изучить сведения о строительстве православного монастыря; изучить историю монастыря в разные периоды истории нашего государства; раскрыть значение монастыря в духовной и культурной жизни жителей.

Гипотеза: монастырь всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром, и судьба монастыря неразрывно связана с судьбой страны.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма.

Источники исследования.

В своей работе мы использовали печатные источники («Калужские епархиальные ведомости»), книжные издания («Боголюбивая обитель на реке Любуше»). Неоценимую помощь оказала матушка Иосифа, которая детально, шаг за шагом, собирала информацию о монастыре. Для работы были использованы материалы архива Калужской области, РГИА, ГАСО.

Методы исследования:

- систематизация и анализ собранной информации;

- личная беседа;

- работа с публикациями;

- работа с архивными документами.

Основательница Боголюбивой обители –

Александра Евгеньевна Белокопытова

«Монашество, стремящееся воплотить в полноте идеал нравственной христианской жизни, есть подлинно соль земли, которая, быть может, одна спасает последнюю от полного разложения. Оно не уничтожает ничего истинно человеческого в людях, но только возвышает, очищает и облагораживает человеческую душу. Оно всегда напоминает миру, что Бог один должен быть краем, т.е. целью наших желаний и нашим утверждением. Сколько осталось истинного монашеского настроения на земле, столько осталось здесь истинной духовности и истинной человечности».

Митрополит Анастасий (Грибановский), «Беседы с собственным сердцем».

Духовный облик монастыря, несомненно, определяют личности его основателей и устроителей, избранных Господом на многотрудное послушание. Нам, потомкам, чрезвычайно важно знать – какими они были, какое их было окружение и чьи взгляды формировали нравственные стороны их характера, какие события и какие примеры влияли на выбор их жизненного пути.

Казанский Боголюбивый Монастырь зародился на самой окраине знаменитых Рославльских лесов, в глуши которых на протяжении столетия находили себе приют многие ревнители христианского благочестия, спасающиеся от соблазнов мира. Это была дружная семья пустынножителей, составлявшая духовную общину, хранившую аскетические заветы прославленного старца Паисия (Величковского). Высокие иноческие подвиги и христианская мудрость Рославльских старцев привлекали в Рославльские леса их современников, которые часто называли эти места Русской Палестиной и Фиваидой. Белокопытовский Казанский общежительный Боголюбивый женский монастырь был основан в середине XIX века в Мосальском уезде Калужской губернии. В «Калужских епархиальных ведомостях» №23 за 1868 год (от 15 декабря) было помещено объявление об открытии Казанской Боголюбивой женской общины [2]. В официальных синодальных документах он не значился как Белокопытовский, но в памяти многих поколений русских людей он всегда и до сих пор остаётся известным под таким именованием. Именно в этом названии исторически сохраняется память о замечательном и благочестивом роде Белокопытовых.

Белокопытовский монастырь - Святую обитель на реке Любуше - основала Александра Евгеньевна Белокопытова. Более пятнадцати лет она духовно окормлялась у одного из последних Рославльских старцев - схимонаха Авраамия Жиздринского. Александра Евгеньевна Белокопытова – так звали эту удивительную женщину - родилась в 1820 году в Вяземском уезде Смоленской губернии в семье небогатых дворян Якушкиных. Рано осталась сиротой и с семи лет воспитывалась в доме своего дяди Богдана Михайловича Лыкошкина. В 1836 году шестнадцатилетняя Александра вышла замуж за отставного подполковника Ивана Григорьевича Белокопытова, помещика Мосальского уезда Калужской губернии. Ему было 60 лет, он был вдовец, проживал в своём имении Петропавловское. Замужество оказалось недолгим. В 1841 году Александра Евгеньевна овдовела. Всё своё движимое и недвижимое имущество покойный завещал своей супруге. Молодая женщина не захотела вновь выходить замуж. Была она человеком глубокой веры и духовно окормлялась у старца Авраамия – пустынника, жившего близ села Троицкое. Он и посоветовал Александре Евгеньевне устроить в своём имении женскую монашескую общину. В 1868 году община была открыта. Сестёр насчитывалось около тридцати. Тогда же в общину для духовного окормления приехал из Оптиной Пустыни иеромонах Гавриил. В большой зале барского дома была устроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот образ очень почитался в семье Якушкиных.
Шли годы, храм ветшал и уже не вмещал всех молящихся. В 1880-е годы началось строительство большого каменного трёхпрестольного пятиглавого Казанского храма с приделами в честь Животворящего Креста Господня и в честь Архангела Гавриила. Одновременно строились келейные корпуса, приюты, больница, женское училище и различные хозяйственные постройки. К 1890 году на территории монастыря, по периметру которого была возведена ограда, было построено 54 каменных строения.
Но сама Александра Евгеньевна не увидела всю эту красоту. Она скончалась 7 февраля 1883 года в возрасте 63 лет от тяжёлой болезни. Следует отметить, что основательница монастыря не была его настоятельницей. По своему смирению она отказалась от настоятельства. Первой настоятельницей общины стала монахиня Феодосия (Синельникова).
В 1892 году община была преобразована в монастырь. К концу 19 века количество насельниц достигло трёхсот. Это был большой, очень известный и посещаемый паломниками монастырь.

Судьба монастыря в 20 веке печальна, как и судьбы многих других обителей. В 20-е годы прошлого века монастырь был закрыт. Монастырские земли и постройки использовались местным совхозом. Насельницы монастыря расселились по окрестным сёлам. Многие из них были арестованы и репрессированы. В 1943 году немецкой артиллерией был нанесён сокрушительный удар по монастырским строениям. В послевоенные годы в уцелевших монастырских постройках располагались совхозные магазин, столовая и склад. А с середины 50-х годов местные жители стали разбирать здания, используя кирпичи для строительства фундаментов и печей. Совсем недавно на месте когда-то известного монастыря был пустырь. Но кто-то заботливо установил деревянный поклонный крест на месте старых захоронений…

С осени 2015 года началось возрождение Белокопытовского Боголюбивого Казанского женского монастыря [3]. Сейчас можно увидеть строящиеся храм и колокольню. Очень тепло встречает гостей настоятельница монастыря монахиня Иосифа. Она одна занимается восстановлением обители. В октябре прошлого года появились здесь два вагончика. В одном из них устроена часовня, а в другом живёт матушка. Перезимовав, с первых весенних дней она начала строительство. Удивительно, что за столь короткое время на пустом месте воздвигли деревянный храм в честь Собора преподобных Оптинских старцев и колокольню рядом с храмом. С какой любовью матушка украшает территорию! Ещё идёт строительство, а уже вдоль дорожек цветут цветы, разбит маленький огородик. Уже стоят щиты, на которых написана история монастыря и духовные наставления. Всё готово к приёму трудников и паломников! [4]

Глава 2.Репрессии 1929-1937 годов и судьба монахинь Белокопытовского Казанского Боголюбивого монастыря

С начала 20-х годов повсеместно начали закрывать монашеские общины и монастыри. Та же участь постигла и Казанский Боголюбивый монастырь. Монастырь был закрыт в 1923 году, а в 1926 году на территории бывшей обители был организован колхоз «Жерелево». Монахини оставались ещё жить в своих кельях до 1928 года. 15 мая 1928 года на заседании бюро Калужского губкома ВКП (б) было решено провести обследование всех бывших монастырей. Сразу после обследования Белокопытовского Казанского Боголюбивого монастыря власти стали выселять живущих там монахинь. Монахинь, и молодых, и старых, выселяли под зиму, «в никуда», им, оставшимся без средств к существованию, надо было найти крышу над головой. Они расселялись по окрестным деревням и сёлам или устремлялись «под крыло» своих духовных отцов, но и там многим из них не довелось пожить сколько-нибудь продолжительное время. Гонения на Церковь всё более усиливались.

Монахини и послушницы Боголюбивого монастыря, расселившись по окрестным хуторам, деревням и сёлам, были лишены избирательного права, не имели ни пенсий, ни работы, чаще всего жили на подаяния, постоянно находились под пристальным вниманием властей. Им ещё не было ведомо, что постоянные доносы сделают своё дело, и многие из них станут обвиняемыми уголовного дела, фабрикуемого в то время органами ОГПУ в Смоленске, и их будут считать членами массовой контрреволюционной организации.

Вначале было заведено следственное дело №8640. В его обвинительном заключении говорилось: «В ОГПУ поступили сведения о существовании в Смоленском, Рославльском, Вяземском и других округах Западной области контрреволюционной церковно-монархической организации в форме широкой сети нелегальных монастырских ячеек. Основным контингентом организации являлись монахи и монашки закрытых монастырей. Проживали совместно в отдельных домах. Средства для постройки домов поступали в виде пожертвований от кулацко-белогвардейских элементов, торговцев и т.п. Следствием установлено нелегальное существование ячеек в следующих пунктах: а) в Смоленске; б) В Вязьме; в) в районе сёл и деревень Смоленского округа – Иловке, Вондярове, Болдине, Дресне, Кардымове, Катыни, Сред. Починке, Казанском; г) в районе сёл и деревень Вяземского округа – Девяткино, Товарково, Полотняный завод; д) г.Рославле; е) в районе сёл и деревень Рославльского округа – Троицкое, Жерелеве, Петроселье; ж) в Ордынке – Великолукском округе. Число членов каждой отдельной группы колебалось от 5 до 10 человек» [5].

По свидетельским показаниям некоего Ухарского (видимо, информатор ОГПУ): «В районе Петросельских хуторов и Жерелевского сельсовета проживало до 130 человек монахов и монашек, которые расселились у бывших помещиков и кулаков прилегающих к Белокопытенскому монастырю деревень. Часть этих монашек построили собственные дома и проживали группами в Дяглеве, Жерелеве, Петроселье».

В ноябре 1929 года в Рославльском округе начались аресты по делу №241993, обвиняемыми по которому стали монашествующие двух монастырей: Рославльского Спасо-Преображенского мужского монастыря и Белокопытовского Казанского женского монастыря, а также миряне, сочувствующие им. Обвинение в контрреволюционной деятельности монахинь Белокопытовской обители подкреплялись, к примеру, следующими показаниями свидетелей: «Благодаря агитации монашек среди крестьян деревень, прилегающих к Жерелевскому совхозу, 1 мая 1929 года организованной толпой верующих женщин были сорваны плакаты и портреты вождей, вывешенные на ворота Жерелевского совхоза, обещая, что, если не будет совхоза, будет церковь и вам земля» (показания Ухарского); «20 ноября 1929 года во время демонстрации школьников в с. Троицком Рославльского округа сагитированная монашками крестьянка Погуляева Ефросинья гналась за строем демонстрантов, где находился её племянник, и кричала на него: «куда тебя несёт в жидовскую веру!» После окончания демонстрации матери били своих детей за участие в демонстрации и не пускали детей в школу» (показания Немешаева); «В июле 1929 года в с. Троицком бывшая игуменья Долгова-Сабурова говорила крестьянам: «Существовал великий царь, но Богу было угодно позволить переворот, люди создали другую власть. Наступили голод и разные болезни. Всё это потому, что мы нагрешили. Скоро настанет время, когда по Божьей милости вернется опять старое». По инструкции Сабуровой монашки Шулина, Свойкина, Смирнова, Синякова, Кравцова и другие распускали слухи, что «советская власть и коммунисты хотят отучить народ веровать в Бога, коммунисты послушались антихриста». Приведём лишь несколько имён монахинь Белокопытовского монастыря, проходивших по вышеуказанному делу:

1. Смирнова Анна Кузьминична, 1877года рождения, монашка бывшего Белокопытского монастыря. Арестована 05.11.1930г. Рославльским ОГПУ. Осуждена 28.05.1930 г. по ст.58-10, ч.1,2, ст.58-11 на 3 года высылки в Северный край. Реабилитирована 14.06.1986 г.

2. Чудина Анастасия Васильевна, 1888 года рождения, монашка бывшего Белокопытского монастыря. Арестована 01.12.1929г. Осуждена 28.05.1930г. по ст.58-10, ч.1,2, ст.58-11 на 3 года ИТЛ (в Северный край). Реабилитирована в 1989 г.

3. Юхачева Александра Акимовна, 1881 года рождения. Монахиня Белокопытовского монастыря. Арестована по делу 23805 31.03.1930. Содержалась в Рославльском ДЗ. Осуждена решением 21.04.1930г. «тройкой» Западной области по ст.58-10, 11 на 3 года высылки. Реабилитирована 21.06.1989 г.

Безусловно, это не все имена насельниц Боголюбивой обители, пострадавших в годы репрессий, и ещё предстоит много потрудиться, чтобы восстановить полную картину исповеднического подвига сестёр обители.

Заключение

После войны территория Белокопытовского монастыря только частично использовалась для нужд совхоза «Жерелево». Долгое время она служила пастбищем для домашней скотины местных жителей. Затем здесь возвели несколько одноэтажных жилых домов для работников совхоза. Получилось две улицы. Но все эти дома к началу XXI века были разрушены до основания. И с этого времени территория обители, на которой в былые времена стояли 54 здания и огромный пятиглавый собор, была полностью заброшена, заросла бурьяном выше человеческого роста, и единственными, кто остался верен этому святому месту, была семья аистов, год за годом возвращающаяся в родное гнездо на высокой водонапорной башен.

Но высшая справедливость восторжествовала. Обитель возрождается. Матушка Иосифа руководит восстановительными работами, принимает паломников, трудится на огороде, благоустраивает территорию обители. Нам пока что не удалось лично познакомиться с матушкой Иосифой, наше общение состоялось лишь по телефону. Конечно же, у нас в перспективе посещение Белокопытовского монастыря, столь удивительного и красивого места. Также мы будем продолжать поиски материла о монахинях Белокопытовского монастыря, так как в данной работе не отражены судьбы многих монахинь монастыря.

Мы убедились на многочисленных примерах, что 70 лет гонений на православную веру оказались бессильны перед тысячелетней историей православия в нашем Отечестве. Из представленных данных можно сделать следующие выводы: Белокопытовский Казанский Боголюбивый женский монастырь прошёл все исторические этапы, которые были в отношениях государственной власти и Русской Православной Церкви в истории России: строительство храмов, закрытие и разрушение храма при Советской власти и его восстановление; положение и развитие храма, в первую очередь, зависит от отношения государственной власти к Церкви. Знакомясь с историческими фактами жизни основателей Белокопытовского Казанского Боголюбивого женского монастыря, священников и тех, кто большим трудом восстанавливал порушенный монастырь, учишься понимать связь времён, преемственность поколений, ощущать причастность к историческим событиям.


Библиографическая ссылка

Подовинова Д.С. «БОГОЛЮБИВАЯ ОБИТЕЛЬ НА РЕКЕ ЛЮБУШЕ» (ИЗ ИСТОРИИ БЕЛОКОПЫТОВСКОГО КАЗАНСКОГО БОГОЛЮБИВОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ). // Старт в науке. – 2020. – № 5. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1950 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674