Я очень люблю читать. Читаю «запоем», как говорит моя мама. Когда я пошла в первый класс, то поняла, что кроме книг со сказками и стихами, есть еще учебники – книги с научной информацией – математика, русский язык, литература, окружающий мир, иностранный язык с огромным количеством непонятных слов и выражений.
И я задумалась: а как же происходит это необыкновенное чудо – непонятные слова превращаются в понятные и доступные?! И оказалось, что есть замечательные помощники – словари. Только ли словари могут помочь преодолеть неизвестное или можно и нужно обращаться к интернету? «О’кей, Гугл»?
Так было решено изучить эту тему «Можно ли обойтись без словарей при получении современного образования».
Объектом исследования являются словари.
Предмет – использование различных словарей на уроках в начальной школе.
Целью работы является ответ на следующий вопрос: можно ли обойтись без словарей при получении современного образования.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить литературу по теме;
- ознакомиться с видами и типами словарей;
- найти задания по предметам «русский язык», «чтение», «окружающий мир» и другим, доказывающие, что без использования словарей выполнить их проблематично;
- провести опрос среди учащихся 4-х классов нашей школы.
Гипотеза: мы предполагаем, что получить образование без использования словарей, проблематично.
Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.
Знакомство со словарями на уроках в начальной школе
В своей школьной жизни на различных уроках мы сталкиваемся с рядом трудностей:
-Как написать слово, например, эвкалипт или выражение Рюриково городище (окружающий мир)?
-Как изменить слово кочерга, поставив его в Р.П. множественного числа? Не хватало чего кочер…(русский язык)?
-Что означает слово алтын, аршин, пядь (математика)?
Где мы можем посмотреть ответы на свои вопросы? Безусловно, в словарях.
Что же такое «словарь»?
Увы, так и хочется сказать: «Обратимся к словарю»!
Итак, словарь — собрание слов (обычно в алфавитном порядке) какого-нибудь языка с объяснением их значений или с переводом на другой язык.
Первое знакомство мое со словарем произошло в 1 классе на уроке русского языка при изучении слов «Россия», «русский».
Наша учительница Долгополова Лариса Александровна объяснила, что правильно запомнить и писать эти слова помогут словари – орфографический и орфоэпический.
Орфографический словарь используется, когда нужно уточнить правописание того или иного слова, а к орфоэпическому словарю школьник отсылается, чтобы удостовериться в правильности произношения конкретных слов. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения и правильного произношения отдельных звуков.
Какие словари бывают
По улице не ходит,
в окно не глядит,
никого не спрашивает, но все знает.
Кто его открывает, то все понимает.
Это, конечно, словарь. В этой загадке есть замечательная строка, раскрывающая всю значимость любого словаря – он все знает. Это было первое для меня открытие. Кроме того, меня заинтересовало: а сколько всего словарей и для чего их можно использовать.
Оказывается, словари делятся на: энциклопедические и лингвистические. Слово «энциклопедические» я знала, т.к. у меня много различных энциклопедий, где информация о различных предметах, явлениях, великих людях и событиях расположена в алфавитном порядке. Теперь я знаю, что энциклопедия – это тоже словарь.
Сначала непонятно для меня было слово «лингвистические», но я вспомнила из уроков на сайте «Учи.ру», что «лингва» - это язык. Значит, «лингвистические словари» должны быть связаны с языком и со словами, их значением и различными формами.
Теперь сравним мои предположения с научным объяснением (материал из Википедии)[1]:
Лингвистические 1 (языковые) словари — это словари, в которых описываются (слова, словоформы, т.е. формы отдельного слова, морфемы – части слова).
Энциклопедические 1 (др.-греч.— «обучение в полном круге») словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т. п. В энциклопедическом словаре нет сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.
Все определения и предположения совпали.
Вторым открытием для меня оказалось, что в мире существует огромное количество словарей, как лингвистических, так и энциклопедических. Только в моей домашней библиотеке оказалось 8 лингвистических, в т. ч. англо-русский (русско-английский словарь)и 3 энциклопедических словаря. Моя учительница сказала, что словари используют не только школьники, но и взрослые люди определенных профессий, например, врачи, инженеры.
Получается, что словари нужны не только в детстве, но и в течение всей жизни, и для получения образования являются незаменимыми помощниками.
А как же интернет? Эта мысль не давала мне покоя. Ведь настолько просто «забить» в поисковик «Гугла» вопрос, и через минуту ты получаешь нужную тебе информацию. И не нужно копаться в книгах, чтобы найти ответ: как писать то или другое слова, или где нужно поставить ударение.
Я, как все современные дети, активно пользуюсь интернетом. Никогда не было проблем с получением информации, пока не стала готовиться к городскому туру интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности». Оказалось, что на различных сайтах, связанных с образованием, выкладываются статьи по различным предметам с большим количеством ошибок. Моя учительница объяснила мне, что, к сожалению, проверить наличие образования у всех авторов разработчики сайтов не могут.
Кроме того, использование интернета при получении образования может осложниться еще одним обстоятельством: любой сбой связи или отсутствие электричества просто перекроет доступ ко всем источникам, и станет невозможным выполнение домашнего задания и подготовка к любой олимпиаде.
Я уже знаю, что словари составляли очень умные и образованные люди, например, Владимир Иванович Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Замечательный ученый посвятил всю жизнь его составлению, работал не для славы и «лайков», а для того, чтобы русский народ был образованным. На уроках мы обращались к этому словарю – все слова поясняются грамотно и понятно, и использовать его можно вне зависимости от того, оплачен у тебя счет за интернет или нет.
На основании всего сказанного я пришла к выводу, что словари в виде книг остаются самым надежным источником получения информации.
Использование словарей на уроках
Получение хорошего образования - длительный и очень трудный процесс, занимающий десятки лет. Для этого нужно упорство, сила воли, а еще – умение грамотно пользоваться различными источниками информации, как учебниками, так и дополнительной литературой.
Русский язык и литература
Эти два предмета, я думаю, являются основными. Современные дети обязаны хорошо говорить и писать. Моя учительница по русскому языку как-то задала мне вопрос, а что это значит? Я думаю, что хорошо писать и говорить – значит грамотно, без ошибок, правильно расставляя ударения. Для этой цели надо постоянно обращаться к орфографическому и орфоэпическому словарям.
Например, при изучении темы «Имя существительное» мы выполняли задание: «Поставьте имена существительные в форму множественного числа и запишите их, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю». При выполнении таких заданий я стала использовать «Орфографический словарь русского языка»:106000 слов/Академия наук СССР, Институт русского языка; под редакцией С.Г.Бархударова//М., Русский язык, 1984.
Многочисленные окошечки «Твой словарик» отправляют нас не только к орфографическому, но и к орфоэпическому словарю, т.к. слова, записанные в них нужно не только запомнить, как надо писать, но и как произносить грамотно, т.е. где поставить ударение. Для этой цели в конце учебника есть маленький орфоэпический словарик «Говори правильно».
Мы становимся старше, и задания в учебниках усложняются, поэтому и словарный запас у нас должен расширяться. Для этого нужно обязательно использовать словарь синонимов, антонимов, омонимов, а также, фразеологизмов. Кстати, впервые со словарями синонимов, антонимов и омонимов мы познакомились в 3 классе.
На уроках литературного чтения после изучения произведения есть обязательное творческое задание, например, «Составьте небольшие тексты о каждой сказке, не пересказывая сюжеты»; «Придумайте, подражая Андерсену, свою историю о каком-нибудь предмете. Расскажите ее в форме сказки» и др.
В общем, нужно написать сочинение, которое интересно было бы слушать одноклассникам. А для этого, слова в тексте не должны повторяться, поэтому можно и нужно использовать словари синонимов, антонимов, фразеологизмов, ведь наличие их в активном словаре придаёт речи особую яркость, образность, расширяет кругозор.
Помимо творческих заданий, на уроках русского языка и чтения нам дают задания, при выполнении которых просто необходим еще один словарь – толковый, с которым мы познакомились в 1 классе.
Например, в 3 классе, задания по русскому языку, при выполнении которых нужен толковый словарь встретились 7 раз: учебник - стр.4, 68, 69, 81, 110, 111, 118[4]; в 4 классе - 5 раз: стр.20, 29, 80, 125[5]; по чтению в 3 классе – 8 раз, например, «Как вы понимаете, что такое счастье? Найдите это слово в словаре» и т.д.
Толковый словарь используется для того, чтобы школьник выяснил значение неизвестных ему слов.
Кроме этого, словарь используется и с другими целями. Например, для того, чтобы познакомить с многозначными словами, с омонимами, с синонимами.
Окружающий мир
Ошибаются те, кто думает, что все другие науки, кроме русского языка, литературы и иностранных языков, можно изучить без применения словарей.
Я убедилась, что это не так. Впервые на уроке окружающего мира мы использовали толковый словарь в 1 классе при выполнении задания: «Как ты думаешь, что такое «культура»[3]; во 2 классе: «Что такое религия» (найти значение в толковом словаре)? (учебник, стр.6) и т.д.; в 4 классе: тема «Москва – преемница Владимира; его потомок Александр Невский»: «…добывать от ордынских ханов ярлык (найти значение в толковом словаре) на великое княжение во Владимире…»[3].
А в 3 классе мы познакомились еще и с этимологическим словарем при знакомстве на уроке окружающего мира с темой «Мир природы в народном творчестве»: что такое «экология» (найти в словаре, как образовалось это слово)?
Математика
На уроках математики словари используются, конечно, значительно реже. Однако, мы встретились с такими заданиями, где словарь обязателен для получения более точного ответа:
1 класс – «Перед тобой план города и маршрут, по которому Муха-цокотуха идет на базар…Помоги Мухе-цокотухе добраться до базара…Попробуй составить более короткий маршрут…»[2]
4 класс: «Выполни вычисления и запиши в таблицу под значениями выражений соответствующие буквы, ответ: алтын» (рабочая тетрадь, упр.5, стр.17) и т.д.
Опыт создания собственного словаря
Работая над этой темой, мы с Ларисой Александровной подумали: «А что, если попробовать составить свой словарь»? Многие из моих одноклассников посещают кружки и секции, и им было предложено составить словарик «Мое увлечение, хобби». Всем сначала показалось, что это очень простое задание. Но оказалось, что это не так.
Прежде чем приступить к созданию словаря, необходимо было изучить литературу по теме, чтобы ничего не упустить и пройти все обязательные этапы- найти слово, определить его значение, однозначное оно или нет; какие признаки имеет и т.д. Именно так делал В. И. Даль. Очень хотелось почувствовать себя настоящими собирателями слов.
Конечно, результат оказался не такой, как у знаменитого ученого, т.к. были пройдены только первые два этапа составления словарей: нахождение непонятного и его объяснение. Нам элементарно не хватило знаний и опыта.
Лично я пришла к точному убеждению: словари – книги, созданные замечательными учеными, являются незаменимым источником при получении современного образования, не смотря на обилие интернет-источников.
Результаты опроса школьников по теме исследования
Для того чтобы выяснить, интересна ли эта тема другим ребятам, был проведен опрос среди четвероклассников нашей школы. На обращение откликнулись четыре класса (96 человек).
Большинство (80%) анкетируемых в четырех классах ответили, что со словарем их впервые познакомил учитель. Также, большинству участников анкетирования словарь помогает при выполнении домашних заданий.
Кроме того, высок процент опрошенных четвероклассников, которые хотели бы научиться пользоваться:
-словообразовательным словарем: 4 «А» - 37,9%, 4 «В» - 54,2%, 4 «Г» - 23,8%, 4 «Д» - 45,4%
-орфоэпическим: 4 «В» - 25%, 4 «Г» - 23,8%, 4 «Д» - 27,3%
Большинство участников опроса подтвердили, что словарный запас, благодаря использованию словарей, у них увеличился.
79,2% - 4 «В», 72,4% - 4 «А», 52,4% - 4 «Г», 81,8% - 4 «Д» - считают, что при получении современного образования обойтись без словарей нельзя.
Заключение
В ходе исследования выяснилось:
- существует очень много словарей, но все они делятся на: энциклопедические и лингвистические;
-на различных сайтах, связанных с образованием, выкладываются статьи по различным предметам с большим количеством ошибок, т.к. проверить наличие образования у всех авторов разработчики сайтов не могут;
- любой сбой связи или отсутствие света просто перекроет доступ ко всем источникам, и станет невозможным выполнение домашнего задания и подготовка к любой олимпиаде.
- при современном образовании, начиная с начальной школы, словари можно и нужно использовать не только на уроках русского языка и литературы, но и на окружающем мире и, самое интересное – на математике.
Была сделана попытка создать собственный «Словарь увлечения, хобби», подробно изучена технология составления словарной статьи, сделан вывод, что для подобной работы необходимы серьезные знаний и большой жизненный опыт.
Таким образом, цель работы достигнута. Мы доказали, что получить образование без использования словарей проблематично.
В будущем я планирую продолжить исследование и вместе с одноклассниками создать словарь, который бы соответствовал всем требованиям. Ведь тот, кто попробовал это делать, уже не может остановиться.
Библиографическая ссылка
Федоренко В.А. Хождение за словом или можно ли обойтись без словарей при получении современного образования // Старт в науке. – 2020. – № 5. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1941 (дата обращения: 21.11.2024).