Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОГНЕННЫЙ ДЕСАНТ ЗЕМЛИ МАЙКОПСКОЙ. ОПЕРАЦИЯ "МАЙКОП" (СПЕЦГРУППА 017 ЧФ)

Снитко П.А. 1
1 МБОУ «Лицей № 8 им. Жени Попова»
Хапиштова Мариет Нурбиевна (г. Майкоп, МБОУ «Лицей № 8 им. Жени Попова»)
подвиг
огненный десант
десантно-диверсионная операция
морской спецназ
ветеран великой отечественной войны
северный кавказ
черноморский флот
разведка
самолёты
1. Бормотов И. В боях за Майкоп. Крах операции «Эдельвейс». Майкоп, 2010.
2. Гаевский А. «Парашютисты советского флота: опыт создания и применения парашютно-десантых частей ВМФ СССР. 1941 - 1944 годы
3. Карл фон Клаузевиц О войне. - М: Эксмо, 2007 г., 458 с.
4. Лисов И. И. Десантники. М.: Воениздат, 1968.
5. Новиков В.И. Энциклопедический словарь юного литературоведа – Москва, 1987,-101с.
6. Петров Б. В лучах прожекторов // Хочу всё знать. Ленинград, Детская литература, 1981
7. Сиджах Х. И. «Будем драться до последнего, а последний – до последней капли крови…» // Военно-исторический журнал, 2004. № 6, с.22-24.
8. Тхагапсов М. М. «На службе Отечеству». — Майкоп: ООО "Качество", 2015. — 262 с
9. Феоктистов С. Десант на Майкопском аэродроме//Север, 2012 №5-6, с.10-15
10. Фуртатов В. М. Огненные десанты. М.: Воениздат, 1989.
Интернет
11. www.morpeh.ru
12. http://museumvdv.ru/news/k-75-letiyu-bitvy-za-kavkaz-i-maykopskoy-parashyutno-desantnoy-operatsii-1942-goda-moryakov-chernomo.html

Введение

«Можно не знать многих наук и быть образованным человеком,

но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины».[5]

Через историю малой Родины мы узнаём историю своей страны. Самое важное – при первой угрозе государству весь русский народ готов встать на защиту своей Родины! Воспитание чувства долга перед Родиной передается из поколения в поколение.

Тема исследовательской работы: "Огненный десант земли Майкопской. Операция "Майкоп" (спецгруппа 017 ЧФ)" - актуальна тем, что через познание истории своей малой Родины каждый человек лучше узнает и понимает историю своей страны.

Цель: на примере подвига морской пехоты Черноморского флота провести исследование истории России XX века.

Задачи: проследить след войны, историческим местам Республики Адыгеи; собрать информацию в музейных архивах и оформить фотоальбом.

Гипотеза: если мы, молодое поколение, помним о своей истории, о подвигах ветеранов Великой Отечественной войны, о неразрывной связи времени, то выражаем уважение и почёт своим близким, что в свою очередь помогает лучше понять и изучить историю России, и как такое общество поднимается на новый качественный уровень человеческих взаимоотношений.

Объект исследования: история Великой Отечественной войны XX века.

Предмет исследования: подвиг парашютно-десантной операции морской пехоты Черноморского флота.

Методы исследования: картографический: работа с картой России, теоретический: изучение и анализ печатных источников, исторический: анализ экспонатов музеев, метод сравнительного анализа: источников.

Практическая значимость: Данное исследование даёт возможность глазами участников тех событий XX века, изучить историю малой Родины, чтобы впоследствии передать её потомкам. Исследование имеет большое воспитательное значение. Его можно использовать на уроках истории, во внеклассной работе для формирования чувства патриотизма и любви к Родине, для возвращения моральных ценностей.

Наша страна, Россия, является самым большим по территории государством в мире. В ней сосредоточены огромные запасы различных ресурсов – леса, нефти, пахотных земель. Во все времена предкам приходилось защищать землю от нападок других народов, это кровавые и изнурительные войны. В таких конфликтах, участвовали практически все жители нашей великой страны.

Война – явление социальное. Она меняется, приобретая новые формы и масштабы. Но суть войны остаётся прежней. Военный теоретик прошлого века К. Клаузевиц писал: «Война есть не что иное, как расширенное единоборство... Война – это акт насилия, имеющий заставить противника выполнить нашу волю» [4].

Наше исследование началось с посещения музея ВДВ в г. Рязани. Этим летом, мы услышали один из знаменитых эпизодов истории ВДВ в годы Великой Отечественной войны, перебирая пожелтевшие газеты и фото участников тех событий, мы решили проследить историю парашютно-десантной операции, чтобы лучше понимать историю войн XX века, в которых участвовала наша страна. Об этих людях, наши современники почти ничего не знают. Давно это было травой и быльём заросло. Время от времени о них появляются статьи в прессе, с пересмотром тех событий, в которых участвовали.

В этой работе и мы хотим рассказать об этих людях. Очень хочется, чтобы на нашей земле, одним забытым подвигом стало меньше.

Майкоп, 24 октября 1942 года. Этот день навсегда вошёл в историю и ВДВ, и морской пехоты ВМФ, и отечественных специальных подразделений, в целом. В этот день четыре десятка русских солдат доказали: смерти — нет! Они и шагнули в бессмертие — из двух не слишком предназначенных для десантирования самолётов.

Майкопская парашютно-десантная операция 1942 года моряков-черноморцев

1. Обстановка на фронте перед проведением десантной операции

В мае 1942 года на Северном Кавказе была сформирована 2-я отдельная парашютно-десантная рота ВВС ЧФ общей численностью 160 человек. Ее командиром был назначен капитан М.А. Орлов. Заместителем Орлова стал один из старейших парашютистов СССР, являвшийся до этого начальником парашютно-десантной службы 40-го флотского авиационного полка – капитан А.П. Десятников, который к этому времени имел около 1000 прыжков с парашютом и опыт службы в 3-й авиационной десантной бригаде особого назначения.

С первых дней создания второй по счету флотской парашютно-десантной роты командование Военно-воздушных сил Черноморского флота уделяло большое внимание парашютной и боевой подготовке её личного состава. Помимо капитана Десятникова, парашютной подготовкой личного состава занимался другой ветеран парашютного спорта СССР – старший лейтенант А.А. Тарутин, имевший за плечами тысячу парашютных прыжков и полученное еще в 1936 года звание «Мастер парашютного спорта СССР».

В ходе боевой и тактической подготовки парашютисты отрабатывали мастерство в сборе в подразделение сразу после приземления (когда воздушный десант наиболее уязвим), совершали марш-броски по незнакомой горно-лесной местности и производили преодоление различных природных и искусственных преград. Кроме того, тщательно отрабатывались действия по уничтожению различных объектов в тылу противника.

2. Как готовилась Майкопская десантно-диверсионная операция морского парашютного спецназа ЧФ

Десантный отряд подразделялся на три группы: диверсионную – 20 человек, прикрытия – 15 человек и управления – три человека. Группы прикрытия и диверсионная, в свою очередь, состояли из пятерок. Командовал отрядом участник боёв за Севастополь старшина Павел Соловьёв. Сразу после формирования десантного отряда его личный состав почти десять дней совершал ночные и дневные парашютные прыжки на местность, примерно аналогичную той, где ему предстояло действовать в боевой обстановке.

3. Посадка десанта в самолёт

Операция началась 23 октября 1942 года Первыми в 21 час 30 минут с аэродрома в окрестностях Сухуми в небо взлетели девять дальних бомбардировщиков ДБ-3 и два скоростных бомбардировщика СБ и взяли курс на Майкоп. Следом – два самолёта с десантом на борту. Перед взлётом транспортный Ли-2 принял на борт 15 парашютистов. Тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, который частенько в годы войны использовали для выброски десанта, нёс 22 парашютиста.

В 22 часа 50 минут 23 октября начался воздушный налёт на Майкопский аэродром авиагруппы Черноморского флота в составе 11 бомбардировщиков ДБ-3 и СБ и двух лёгких бомбардировщиков на базе устаревших истребителей типа И-15. Сначала пять ДБ-3 поодиночке бомбили Майкопский аэродром с целью подавить на нём средства противовоздушной и наземной обороны и при этом подожгли немецкий самолёт. Затем, в 23 часа 25 минут, два самолёта СБ сбросили бомбы на железнодорожную станцию Майкоп. Возникшие там пожары явились хорошим ориентиром для выхода на аэродром самолётов с десантом.

С этого же времени до 00 часов 10 минут 24 октября 1942 года два лёгких бомбардировщика типа И-15 произвели 18 атак по прожекторам на аэродроме Майкоп. Из восьми прожекторов им удалось уничтожить три и два погасить. Однако эта предварительная бомбардировка аэродрома вместо помощи десанту резко осложнила процесс его высадки, авиаудары по аэродрому хотя и нанесли некоторый ущерб системе его ПВО, однако не подавили её. В результате готовые к бою немецкие зенитчики встретили приближавшиеся к аэродрому транспортные самолёты с десантом ожесточённым и прицельным огнём.

4. Огненный десант

В 23 часа 30 минут с высоты 500 м при сильном зенитном огне противника начал высадку парашютистов самолёт ПС-84, ведомый капитаном Малиновским. С самолёта выбросилось 15 десантников из 18 находившихся на борту. Если летевшему первым ПС-84 удалось в целом успешно произвести высадку десанта и затем вернуться на базу, то следовавший за ним с интервалом в две минуты огромный четырехмоторный тихоходный ТБ-3 был подожжён зенитным огнём. В результате уцелевшим после зенитного обстрела 16 десантникам пришлось прыгать из горящей машины под огненными струями бензина, хлеставшими из пробитых осколками баков горящего бомбардировщика. Вместе с ними полыхающий ТБ-3 покинул и капитан А.П. Десятников — изначально на борту самолёта он отвечал за выброску личного состава. У Десятникова уже начинал гореть меховой воротник летной куртки, но он прыгнул только после того, когда последний десантник оставил горящий самолёт. [1]

Корабль, между тем, медленно разрушаясь, горел, но продолжал лететь. Связь между членами экипажа прекратилась. В кабине летчиков бушевало пламя. На капитане Гаврилове, командире ТБ-3, горели кожанка, шлем, были обожжены руки. Уже теряя сознание, он, собрав последние силы, он вывалился за борт. Обожжёнными руками он потянул за кольцо парашюта и через мгновение повис на его лямках. Гаврилову удалось спастись чудом. Но, присоединившись на земле к десантникам, он героически сражался в их рядах.

В завязавшемся ночном бою на аэродромном поле группа прикрытия под командованием младшего сержанта Г.Ф. Чмыги сумела отвлечь на себя основные силы аэродромной охраны, огнём пулемётов и автоматов умело отсекая её от стоянок самолётов.

Вся операция заняла около 40 минут. По оценке произведённой утром аэрофотосъемки, десантники полностью уничтожили 13 и серьезно повредили 10 самолётов противника из 54 находившихся на аэродроме. Также было убито от 40 до 60 солдат аэродромной охраны.

В 00 часов 10 минут 24 октября 1942 года в ночное небо взвились две зелёные ракеты. Это был условный сигнал командира десантного отряда на отход. Десантники отдельными мелкими группами и поодиночке стали прорываться в горы — в намеченный район встречи с партизанами. Последней покидала аэродром группа прикрытия.

Ситуация осложнялась тем, что погибли два партизана-проводника, летевшие вместе с группой десантников на сбитом ТБ-3. К тому же, к аэродрому прибыли немецкие мотоциклисты с собаками и несколько автомашин с пехотой. Тем не менее, уцелевшие десантники успешно покинули территорию аэродрома. Вскоре, объединившись в две группы, они начали движение к условленной точке встречи с одним из партизанских отрядов. Двигались главным образом в ночное время. Несмотря на все меры предосторожности, в ходе этого 9-дневного перехода нередко приходилось вступать в бой с преследователями. В результате этих столкновений было уничтожено 23 немецких солдат и 12 предателей из созданных немцами казачьих формирований. Кроме того, на пути следования парашютисты повредили десять линий проводной связи противника. Большую помощь десантникам оказывали местные жители, которые снабжали их продуктами и указывали наиболее безопасное направление движения. На девятые сутки скитаний по горам и лесам в район Хамышки, где размещался майкопский партизанский отряд «Народные мстители», прибыла первая группа парашютистов в количестве 12 человек. Через 22 дня, проявив исключительное мужество, выдержку и выносливость, в Хамышки добрались еще 9 парашютистов. Последним пробился в одиночку в партизанский лагерь младший сержант И.М. Касьянов.

Вот что пишет в своих воспоминаниях контр-адмирала Тхагапсова Меджид Махмудовича, о тех славных далёких событиях: «Вовремя доблестного сражения десантников город не спал. Небо над северной окраиной Майкопа полыхало от огня разрывов немецких зениток, лучей прожекторов и трассирующих пуль. В последующие дни горожане узнали о героическом бое, увидели немецкие самолёты и останки погибших моряков» [8]

Всего из 37 десантников вернулись с задания 24 человека. Удалось вернуться и не входившим в состав десанта уже упомянутым капитану Десятникову и летчику, капитану Гаврилову.

5. Результаты и значение операции

В исторической литературе указывалось различное количество потерь немецких самолётов, так в книге Лисова И. И. «Десантники» приводиться 22 уничтоженных и 20 поврежденных самолётов. [4] В книге Фуртатова В. М. «Огненные десанты» десантниками было сожжено уже 12 и повреждено 10 самолётов. [10] В книге майкопского историка-краеведа Бормотова И. «В боях за Майкоп. Крах операции «Эдельвейс» 2010 приведены данные в 13 сожженных и 10 поврежденных машин, это результаты расшифровки фотоснимков сделанных советским самолётом-разведчиком. [1] А в статье Феоктистова «Десант на майкопском аэродроме» приведены немецкие данные, согласно которым, в ночь с 23 на 24 октября на Майкопском аэродроме было уничтожено и серьезно повреждено три самолёта [9].

Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский высоко оценил боевые действия десантников, и в своём приказе № 0704 от 19 ноября 1942 года подводя итоги парашютно-десантной операции, поставил смелость, отвагу и дерзость её участников в пример всему личному составу флота. За эту операцию 22 десантника были награждены орденом Красного Знамени, а двое орденом Отечественной войны 1 степени, остальные — медалями.

В целом операция показала, что при тщательной подготовке подобные дерзкие операции могут иметь успех и причинять значительный урон врагу. Но из-за высокого риска гибели десантов в будущем командование стремилось решать подобные задачи силами авиации.

6. Память

18 ноября 1944 года состоялось перезахоронение останков погибших десантников в братскую могилу на территории аэродрома, где высаживался десант.

На Центральном Мемориале в Майкопе находится братская могила погибших воинов. На ней установлен монумент с именами погибших, ежегодно в день подвига проводятся торжественные мероприятия. Принимают присягу воины Майкопского гарнизона, курсанты полиции, спасатели МЧС и другие.

20.05.1981 Исполнительный комитет Майкопского городского Совета народных депутатов принял решение увековечить фамилии членов экипажа самолета ТБ-З — семь человек — на надгробную доску, погибших 23 октября 1942 года при выполнении боевого задания.

После войны они были похоронены на месте своего последнего боя. Каждый год в день высадки десанта на могилу возлагают живые цветы и вспоминают о том, что эти люди сделали столько за последние 40 минут своей жизни, сколько многим из нас не удалось сделать за всю свою жизнь.

Практическая часть

Чтобы узнать, как хорошо сверстники знают историю войн XX века, было мы проведено анкетирование. В опросе приняло участие 160 школьников в возрасте 14 – 17 лет: обучающиеся 8-х классов – 84 человека; обучающиеся 10-х классов – 76 человек. После обработки данных были получены следующие результаты.

1. Какой праздник мы отмечаем каждый год 9 мая? 96% – опрошенных знают, какой праздник празднуют 9 Мая;

2. 75-летие какой войны в следующем году отмечает Россия? – Великая Отечественная война – 59% самая известная война, Гражданская война 1918-1921 года – 22%, Афганская война – 10%, война в Чечне – 8%, локальные конфликты в странах Африки – 1%.

3. Что произошло 23-24 октября в небе над Майкопом? Мало кто знает об этом, только 40 % знает историю своей малой Родины.

4. Существует сейчас угроза миру? 60% учащихся – считают, что есть угроза миру сейчас.

Данные анкетирования были проанализированы и сделаны следующие выводы:

Ответы респондентов свидетельствует о том, что участники опроса понимают важность знания истории войн, в которых принимала участие Россия в XX веке, но этих знаний юных майкопчан не достаточно. Обучающимся 8 и 10-ых классов интересен материал о войнах и их влияние на жизнь.

Заключение

Великая Отечественная война… Каждое слово наполнено драматизмом и болью. Каждый её день пропитан слезами и горечью потерь. Но эти дни хранят в себе и величие духа нашего народа, славу и доблесть солдата, защитивших страну и спасших мир.

Война, переломавшая и погубившая миллионы живых человеческих судеб, до сих пор не отпускает нас. Многие десятилетия в каждой советской семье жива память о ней. Историю учили не только по учебникам. Школьники читали книги писателей-фронтовиков, встречались с ветеранами. У нас была общая страна, общая беда, общая гордость за нашу Победу. Мы клятвенно обещали: «Никто не забыт, и ни что не забыто…». Казалось историческая правда незыблема и вечна. Невозможно было представить, что наступит время, когда у нас попытаются украсть Победу, историю Великой Отечественной войны переврут, а её героев оклевещут и оболгут…

Наша Победа оплачена самой дорогой ценой – кровью миллионов и миллионов советских людей. Как величайшее достояние она вручена нам с надеждой и верой в то, что мы будем достойны этой Победы.

Через историю своей малой Родины мы приблизились к изучению и лучше стал понимать военную историю XX века своей страны. Какие героические люди живут в нашей стране! И самое важное – при первой угрозе государству все члены нашей большой семьи готовы встать на защиту своей Родины! Воспитание чувства долга перед Родиной передается из поколения в поколение в семьях.

Работая над исследованием, мы перелистали много литературы об истории войн, изучили карты, анализировали причины и ход войны, знакомились с документами тех лет, с публицистической и художественной литературой о тех событиях, пересмотрели семейный фотоархив. Уверены, что нам удастся сохранить и передать воспоминания о той войне своим детям и внукам, чтобы они любили и почитали свою Родину.

Проведённое исследование, подтвердило предположение нашей гипотезы, если мы, молодое поколение, помним о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времени, то выражаем уважение и почёт своим близким, что в свою очередь помогает лучше понять и изучить историю России, и как такое общество поднимается на новый качественный уровень человеческих взаимоотношений.

Анкетирование показало слабость учащихся в вопросах знания истории своей малой Родины. Необходимо расширять знание учащихся об истории России через изучение истории своего края. Без знания истории своей Республики невозможно понять историю свей страны.


Библиографическая ссылка

Снитко П.А. ОГНЕННЫЙ ДЕСАНТ ЗЕМЛИ МАЙКОПСКОЙ. ОПЕРАЦИЯ "МАЙКОП" (СПЕЦГРУППА 017 ЧФ) // Старт в науке. – 2020. – № 2. – С. 4-4;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1866 (дата обращения: 23.06.2021).