Наши современные подростки гораздо лучше знают культуру других народов, чем свою собственную. Мои сверстники плохо знают пензенских деятелей культуры и искусств.
Произведения книжной графики – это своеобразные художественные миниатюры. Чтобы их рассмотреть надо, по крайней мере, взять книгу в руки.
Однажды мне в руки попала такая книга «Русские легенды и предания», авторы - Е. А. Грушко, Ю.М. Медведев, где я увидела восхитительные иллюстрации Виктора Анатольевича Королькова, захотелось узнать: в какое время жил этот художник, какие произведения создавал, где родился.
Когда я начала собирать материал, узнала, что Виктор Корольков - наш земляк, который долго и усердно создавал талантливые иллюстрации и орнаменты к различным произведениям А.С. Пушкина, Н.В Гоголя занимался славянской мифологией. Поэтому тема моей работы – «Я - славянин» стала интересней вдвойне.
Актуальность: одна из причин распространения агрессии и жестокости в нашем обществе заключается в утрате культурных традиций, отсутствие эстетического вкуса, почитания культурного наследия, порой отсутствие элементарной культуры.
Цель: раскрыть талант пензенского художника Виктора Королькова через знакомство с его книжными иллюстрациями и приобщить подростка к культуре родного края на примере лучших произведений художника.
Для этого были поставлены ряд задач:
- структурировать собранный материал по данной теме;
- привить эстетический вкус у подростков, сравнивая различные произведения мастера;
- познакомиться с историей создания произведений автора и внутренним содержанием его работ;
- приобщить подростков к культуре родного края, истории и традициям наших предков, славян; к миру изобразительного искусства.
Предмет исследования: волшебный, славянский мир книжных иллюстраций пензенского художника Виктора Анатольевича Королькова.
Гипотеза: знакомство с культурной жизнью нашей губернии, известными творческими людьми, с художниками Сурского края, помогут сформировать детский характер, развить творческие способности, привить эстетический вкус, оказать влияние на выбор нашей будущей профессии.
Для того чтобы приступить к данному исследованию, мы познакомились со многими источниками. Это книги: Шабанова В. В. «Художники Сурского края»[6,c.132-133], Грушко Е. А., Медведева Ю. М. «Русские легенды и предания»[3,c.5], Грушко Е.А., Медведева Ю.М. «Мифы и легенды Древней Руси»[2,c.6], просмотрели все шесть персональных альбомов автора, семейные архивы, сайт пензенских художников art-penza.ru [8].
В качестве справочного материала мы использовали Советский энциклопедический словарь, Детскую энциклопедию «Я познаю мир».
Знакомство с картинами Виктора Анатольевича Королькова, интервью с вдовой художника и проведенное нами анкетирование ребят сыграло убедительную роль в том, что этим исследованием обязательно нужно заниматься. Русскому народу свойственно стремление к миру прекрасного, а сохранять культурное наследие, приумножать его - одна из задач нашего молодого поколения.
Методы исследования:
- сбор и систематизация материала;
- интервьюирование;
- анкетирование;
- сравнительный анализ.
Первые иллюстрации на Руси появились в рукописных книгах. Древняя книга это произведение искусств. Остромирово евангелие 1054 года - шедевр
древнерусского искусства книги. 294 пергаменных страницы украшены великолепными изображениями евангелистов, красочными заставками и буквицами. В орнаментах прослеживаются византийские традиции. Особенно декоративны фронтисписы - их в книге два. Многоцветные иллюстрации и орнаменты подчас вытесняли текст на второстепенное место[7, с. 137].
Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение), [5, c. 483]:
1) объяснение с помощью наглядных примеров;
2) изображение, сопровождающее и дополняющее текст;
3) область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, после изобретения книгопечатания иллюстрация стала областью печатной книжной графики.
Ярким представителем русской школы художников, которые занимались книжными иллюстрациями и знакомы нам сегодня по лучшим отечественным сказкам был Билибин Иван Яковлевич (1876-1942). Сюжеты его картин, иллюстрации к детским книгам красочные, празднично-декоративные, близкие к русскому народному искусству.
Сегодня, когда мы выбираем книгу, мы обязательно рассматриваем и книжное художественное оформление. Книга с яркими и красивыми, правильно подобранными рисунками обязательно нас заинтересует и читать её будет понятнее и легче.
Так, происходит и с книгами, в которых художественное оформление выполнено Виктором Корольковым. Будто попадаешь в волшебный и таинственный мир славянской мифологии, который завораживает, зачаровывает.
Мы стали собирать материал о выдающемся пензенском художнике-иллюстраторе В.А. Королькове. Воспоминания его жены и близких ему людей,
с ними он встречался или хорошо был знаком, помогли нам узнать о характере, даровании и огромном вкладе, который внес этот человек в историю и культуру нашей страны и нашего города. Пользуясь семейным архивом, мы смогли воссоздать жизнь и творческий путь нашего современника.
«Я сам Славянин. Меня всегда интересовала история моего народа, которая, к сожалению, переписывалась, или замалчивалась, или что-то скрывалось. Мы многое не знали и до сих пор не знаем. А когда что-то не знаешь, естественно, оно интересно, привлекает. Я – славянин, я живу на этой земле. Как я могу заниматься какой-то другой мифологией?» - так говорил художник Виктор Корольков.
Он родился в Хабаровском крае, в селе Чёрная Речка, в семье военнослужащего 17 октября 1958 года. Родители его были очень заботливыми и любящими.
Жили скромно и бедно, но это не мешало сохранять тепло, уют и ласку в доме. Здесь звучала всегда музыка, которая сопровождала Виктора на протяжении всего его жизненного и творческого пути.
Впоследствии семья переехала в Литву. Именно в Литве начали раскрываться творческие способности будущего художника. Он был ещё совсем маленьким мальчиком, когда его родителям предложили отдать сына в школу одарённых детей имени Чюрлениса. Но родители, оберегая его, не захотели с ним расстаться. И продолжали сами развивать его творческие способности, в частности, игре на фортепиано и умению рисовать.
А рисовать он начал очень рано. Художник рассказывал своей дочери, что любил как все мальчишки того времени рисовать индейцев, гусар, воинов. Очень долго в доме хранилась его работа из пластилина – это была целая крепость, с пушками, домами и маленькими солдатиками, у которых были вылеплены детскими пальчиками даже мельчайшие пуговки на мундирах. Эта работа не сохранилась, ведь его отец был военный, и им часто приходилось переезжать с места на место.
Когда семья переехала в Пензу, он стал профессионально заниматься рисунком и живописью в студии изобразительного искусства при доме пионеров.
В 1977 году он со второго раза поступает в Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого.
Будучи студентом, Виктор Анатольевич начал посещать музеи в других городах: в Киеве, Москве, Ленинграде - для изучения картин великих мастеров прошлого. Больше всего привлекали его образы эпические: божества Эллады, Египта, древних германцев, скандинавов, героев Ветхого и Нового завета [4].
С 1982 года Виктор работал в Пензенских художественно-промышленных мастерских, монументалистом-исполнителем. И в этом же году впервые принял участие в молодёжной областной выставке в родном городе.
В 1985 году он поступает в Харьковский художественно-промышленный институт, на факультет «промышленной графики».
Уже тогда его тянет к истории своей Родины, к истокам Древней Руси.
Оказалось, что о древних славянах, о божествах языческих он знает очень мало. И решил он для начала заняться самообразованием. Прочитал «Поэтические воззрения славян на природу», трёхтомник Александра Николаевича Афанасьева, вышедший ещё в середине XIX века, проштудировал, книги Аничкова, Забелина, два тома академика Рыбакова, посвященных язычеству [4].
Именно наш земляк занялся написанием картин по языческой истории славян, чтобы мы помнили и знали духовные, религиозные и культурные истоки наших предков. В то время, когда этот вопрос ещё особо не поднимался учёными, Виктор Корольков пытался восстановить культуру наших предков, изучая пантеон славянских языческих богов по тем научным данным, которые он нашел.
Помог счастливый случай, встреча с писателем, членом Союза писателей России, меценатом, Юрием Михайловичем Медведевым, который одним из первых увидел в работах начинающего художника искру таланта, одухотворенности и желания воплотить свои стремления на холсте [4].
В конце 1980-х годов Виктор Корольков начал главное дело своей жизни – художественное воплощение многокрасочного языческого прошлого наших предков. И таких картин было создано свыше двухсот.
С иллюстрациями В.А. Королькова вышли в свет книги по древней старине нашего государства. Среди них: «Деяния небожителей: альбом фантастической живописи», «История России: Сказки, предания, легенды», «Энциклопедия славянской мифологии», «Мифы и легенды Древней Руси: Иллюстрированная энциклопедия», «Русские легенды и предания», «А.С. Пушкин детям», «А.С. Пушкин Руслан и Людмила: Поэма».
Все работы по славянской мифологии и, особенно, цикл «Русь языческая», выполнены в русских традициях, с использованием славянского орнамента и символики. Работы его проникнуты любовью к своему народу, они очень светлы, красочны [6].
В картине «Воздушный корабль» изображение облаков переходит с плоскости картины на раму, то есть из одного материала в другой.
Научиться творчеству – это не значит получить диплом. Диплом может лежать в кармане, может пролежать десятки лет, а то и всю жизнь, а настоящего художника так и не получится. И совсем другое дело, когда автор хочет своим трудом, талантом сделать жизнь красивее, а историю раскрыть и преподнести грядущему поколению, как волшебную сказку, таинственно и величественно[1, с.7].
Мы нисколько не ошибёмся, говоря о Викторе Королькове словами Ивана Билибина: «… ещё юношей я нашел тот источник, который был мне нужен и любим, и с которым я не расстанусь до самой своей смерти». Да, творчество этого художника отличается редкой верностью однажды избранному кругу тем и образов, стойкой последовательностью в выборе выразительных средств.
Когда смотришь на его работы, находишься в каком-то приподнятом настроении, попадаешь в мир фантазии и волшебства, тебя чаруют эти герои и краски. Именно красотой своей души и своим творчеством каждый человек, гражданин должен прославлять величие своей страны, воспитывать патриотизм, развивать чувство ответственности перед грядущим поколением.
Виктор Корольков - достойный представитель российской творческой интеллигенции. Всё его творчество было направлено на прославление своей Отчизны. Об этом свидетельствует перечень заслуг, которыми был удостоен художник-график.
В 1992 году он участвует в зональной выставке в городе Воронеже и во Всероссийской выставке «Художник России» в Москве.
В 1993 году впервые открылась персональная передвижная выставка на «Празднике славянской письменности» в городе Херсонес. В этом же году работы художника впервые публикуются в международном альбоме фантастической живописи «Деяния небожителей».
В 1996 году выходит в печать подарочный календарь на 1997 год. В этом же году он становится членом Союза художников России.
Его интересы не только крепнут, но и расширяются. Для престижа нашего города было очень приятно, что именно пензенскому художнику предложили иллюстрировать подарочное юбилейное издание «Руслан и Людмила» к 200-летию А.С. Пушкина. Виктор Корольков с большим энтузиазмом и трепетом берётся за эту работу, очень много читает и просматривает иллюстративный материал.
В 1999 году выходит в свет подарочное издание «Руслана и Людмила» А.С. Пушкина. За иллюстрации к этому юбилейному изданию 40-летний мастер из Пензы получает Пушкинскую премию. «Талантливые иллюстрации и орнаменты художника Виктора Королькова создают неповторимый волшебный мир героев поэмы» [1, с. 7].
А на Международном конкурсе «Классика русской литературы в современных изданиях для детей» ему в номинации – «Иллюстрации» вручили диплом за иллюстрации к изданию [6]. Диплом вручал Сергей Владимирович Михалков.
С февраля 1999 года Виктор Корольков - член Международной федерации художников.
Он не прекращает работать над главной темой всей его жизни – язычество славян. И, наконец, в 2001 году в Москве в издательстве «ЭКСМО-ПРЕСС» выходит огромный иллюстрированный альбом «Энциклопедия русских преданий. 150 уникальных иллюстраций».
«Мир языческих преданий славянской старины предстаёт перед читателем этой книги во всём своём великолепии. Таинственные лешие, соблазнительные русалки, добрые домовые и опасные водяные, суровые, но справедливые боги – все, что составляло верования наших предков. В оформлении издания использовано более ста картин гениального художника Виктора Королькова»[3]. Так написал Юрий Михайлович Медведев, который долгие годы работал в содружестве с ним.
В 2002 году Виктор Корольков приступил к иллюстрациям самого гениального произведения Древней Руси «Повесть о князе Игоре». Иллюстрации к этому произведению поражают яркостью красок, глубиной характера образов, доброй энергетикой, исходящей от них. Художник, в одном из интервью для местного телевидения говорил: «Донести чудо, чтобы человек верил в чудо, иначе всё человеческое пропадёт». Это и есть его сверхзадача как художника.
Далее он работает над иллюстрациями к произведению М.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это его одна из последних серий работ, где художник вспоминает свои студенческие годы учёбы в городе Харькове. Уже тогда он был поражён яркостью и красотой украинской природы, обычаями и верованиями этого народа.
В то же время он не забрасывает работу над Русью языческой. Но теперь она предстаёт перед нами уже не в технике смешанной графики: темпера, тушь, гуашь; а на холсте, яркими акриловыми красками. Этой новой страницей в его творчестве и завершается весь не такой уж большой (всего 45 лет), но очень насыщенный событиями и творчеством жизненный путь нашего земляка.
В 2003 году Виктору Королькову был вручён Диплом губернатора Пензенской области, как лауреату премии за достижения в профессиональном художественном творчестве. Он получил его за несколько месяцев до внезапной смерти: 13 июля 2004 года.
У него были грандиозные планы по иллюстрациям к скандинавской мифологии и к Библии, он всегда говорил, что будет жить до 100 лет. Но сердце не выдержало [4].
В своих работах, как и в жизни, он был яркой, общительной, неординарной личностью. Стремился всегда поддержать и помочь людям, никогда никому не отказывал в помощи, он как будто торопился жить. Всегда говорил; «Я рисую быстро и качественно. Мне много ещё надо сделать на земле. По моим стопам пойдут другие художники».
В данное время в Томске работает музей славянской мифологии, где одними из главных экспонатов считаются картины пензенского художника.
Творческое наследие В. А. Королькова - национальное достояние, оставившее след в сокровищнице мировой культуры. «Я делаю то, что никто не делает пока, хотя может быть уже где-то конкуренты и появились. Я - славянин, я живу на этой земле…».
Так мои сверстники познакомились с еще одним талантливым земляком, когда я выступила с эти докладом.
Для полноты исследования мы провели опрос учащихся 5-х классов по заранее разработанной анкете из шести вопросов (рисунок).
Приняло участие 30 респондентов.
Анкета для опроса учащихся 5-х классов
Результаты получились следующие.
На вопрос: «Каких художников-иллюстраторов они знают?». Были перечислены: Корольков В.А., Билибин И.Я., Чарушин Е.И.
Перечислили они также пензенских художников: Савицкого К. А., Кокшарова В. Н, Макарова К. А.
На вопрос: «Назвать книги, в которых художественное оформление больше всего понравились» - 7 респондентов назвал народные сказки в художественном оформлении Билибина И. Я. Это «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна».
«Сказку о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке» в оформлении Виктора Королькова назвали 23 респондента. Ребята были восхищены иллюстрациями нашего земляка.
На вопрос насколько важна работа художественного оформления книги, все ответили, что очень нужна. Если нет иллюстративного сопровождения, то такую книгу читать неинтересно и скучно, особенно юным читателям.
Мы познакомились также с вдовой художника Корольковой Натальей Борисовной, она была тоже связана с искусством, преподавала в школе Мировую художественную культуру. Взяли у нее интервью. Она рассказала нам не только о творчестве мужа, но и том, каким человеком он был в жизни. В ходе непосредственного общения с ней получили очень обширную, объемную информацию (см. приложение).
Наша гипотеза подтвердилась: великолепный языческий мир, представленный в творчестве пензенского художника Виктора Анатольевича Королькова, помог мне и моим сверстникам развить творческие способности, (те ребята, которые ходят в художественную школу, решили создать свои славянские сюжеты). Наше знакомство с иллюстрациями художника привило нам эстетический вкус, и возможно, окажет влияние на выбор нашей будущей профессии, стать художником.
«Пусть ослабела в нашем славянском роде память о языческих богах, но и по сею пору шутят с нами лешие, помогают домовые, озоруют водяные, соблазняют русалки – и в то же время умоляют не забывать тех, в кого истово верили наши предки» [2, c. 5].
Кто знает, может быть, эти духи и боги и впрямь не исчезнут, будут живы в своем заоблачном, божественном мире, если мы их не позабудем? Но сказочно-богатый славянский мир в картинах нашего земляка, художника Виктора Анатольевича Королькова мы точно будем помнить всегда.
Творчество Виктора Анатольевича Королькова, пензенского художника, мастерски владеющего искусством книжной графики, обогатило наш внутренний мир.
Приобщило к культуре прошлого русского народа.
Более многосторонне мы увидели настоящее.
Это во многом предопределяет и наше будущее.
Приложение
Интервьюирование
1. Фамилия, Имя, Отчество: Королькова Наталья Борисовна.
2. Считаете ли Вы, спустя 15 лет после смерти своего мужа Королькова Виктора Анатольевича талантливым человеком? Да он просто гениальный был художник!
3. Какая его творческая работа особенно Вам дорога? Конечно, портреты – мой портрет и моей дочери.
4. Остались ли в Вашем домашнем архиве его подлинники? Все его работы, эскизы, зарисовки хранятся в целости и сохранности у меня дома.
5. Как появилось желание у Вашего мужа заниматься мифологией Древней Руси? Наверное, знакомство с такими художниками Пензы, как: Львом Владимировичем Кузнецовым, Игорем Всеволодовичем Митяевым, которые тоже в своем творчестве использовали мифологические сюжеты, встреча с писателем, членом Союза писателей России, меценатом, Юрием Михайловичем Медведевым и постоянная жажда знаний, посещение различных библиотек, чтение литературы по этой теме, желание узнать истоки исторического начала нашего государства.
6. Как и где Вы познакомились со своим мужем? Мы посещали в то время поэтический клуб «Голос поэта», где читали стихи поэтов-классиков, там и познакомились.
7. Позировали ли Вы своему мужу при создании картин? Конечно, и не раз, образ птицы Алконост-это я!
8. Какой характер был у Вашего мужа? Добрый, трудолюбивый, отходчивый был он человек.
9. Трудно ли было жить с таким человеком? Необычайно сложно, трудно, но и очень интересно!
9. Передался ли художественный дар отца Вашей дочери Анастасии? К сожалению, большого таланта художника у нее нет, но в детстве отец ею занимался, они вместе много рисовали, и эти рисунки я тоже храню, а вот свою дочку, она назвала в честь деда Викторией.
10. Ваши пожелания потомкам. Чтите, берегите, помните лучших деятелей культуры и искусства Сурского края. Пока Вы, молодое поколение, их помните, их творчество будет живо и будет нас радовать, вдохновлять на творчество и желание сделать своими руками тоже что-то лучшее и прекрасное.
Библиографическая ссылка
Гулидова В.А. Я - СЛАВЯНИН // Старт в науке. – 2020. – № 2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1861 (дата обращения: 04.12.2024).