В современном государственном стандарте содержания образования предусмотрено время для реализации регионального компонента в содержании учебных предметов. Выделение данного компонента стандарта сделало актуальным идею регионализации образования, под которой процесс приближения образовательной сферы к реальным потребностям школы с учётом специфики региона, его культурно-исторических особенностей. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника школы, любящего свой народ и родной край (Стандарты второго поколения).
Включение региональной составляющей в изучение биологии является основным условием приобщения школьников к природе РТ, к ее проблемам и перспективам. В последние годы в учебно – воспитательной работе большое внимание уделяется изучению биологии и экологического состояния своей местности, которая является очень ценным источником знаний и обладает большой привлекательностью. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Республики Саха выделяется 10-15% времени на региональную составляющую содержания биологического образования [Стандарт второго поколения,2010].
В настоящее время перед учителями биологии стоят следующие задачи:
- усиление воспитательного и развивающего потенциала биологического образования общекультурной направленности;
- повышение роли теории как методологической основы познания природы;
- повышение роли теории как методологической основы познания природы;
- усиление практической направленности биологического образования.
Урок по – прежнему остается основной и главной формой организации учебного процесса. Но в настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность и многообразие могут обеспечить его эффективность. Использование региональной составляющей наряду с применением на уроке различных методов, приемов и средств помогает вызвать у учащихся интерес к предмету, привить любовь к родному краю и воспитать бережное отношение к природе родного села, города и другие.
В отличие от других школьных дисциплин биология является одним из тех предметов, где почти на каждом уроке можно и нужно использовать региональную составляющую. Только на уроках биологии изучаются растения, животные; их взаимосвязь между собой и с окружающей средой. Учащиеся узнают, какие растения широко распространены и какие животные обитают в нашей местности, получают знания о ее лекарственных растениях, редких животных, которых необходимо охранять. В ходе тематических экскурсий по историческим местам (в краеведческие музеи, связанные с историко – краеведческими событиями, проживания народных целителей, в клиническую лабораторию «Анализ крови», «Донорство в Якутии» учащиеся знакомятся с историко - краеведческими объектами, событиями и т.д.
В 8 классе в разделе «Человек и его здоровье» есть такая интересная темы, как «Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы». При ее изучении учащиеся знакомятся с питательными и лечебными свойствами кумыса. Учитель объясняет химический состав кобыльего молока, раскрывая свойства молочного сахара, казеина, альбумина и глобулина. Подчеркивает особую ценность кумыса как поливитаминного средства. Кобылье молоко превосходит по содержанию таких важных микроэлементов, как кобальт и медь, играющих большую роль в кроветворении, а по содержанию железа, необходимого для образования важнейшего белка крови – гемоглобина, оно уступает коровьему. Кумысолечение нормализирует кровеносную систему, благоприятно влияет на составные части крови, в частности, увеличивается количество красных и белых кровяных клеток [Григорьева, 1992].
При изучении общей схемы кровообращения и лимфообращения учитель знакомит учащихся одним из древних методов лечения кровопусканием (хаанньыттар). Якутские целители кровопускание широко применяли при различных заболеваниях: при высоких давлениях, головных болях, застоях крови в тканях и кровеносных сосудов др. Для этого они путем выпуска темной крови кровеносные сосуды освобождались от засорения, закупорки восстанавливая снабжение тканей свежей кровью. При сильной головной боли и высокой температуре якутские врачеватели применяли кровопускание следующим образом: вена фиксировалась деревянными щипчиками длиной 23 см и шириной 3 см с ветвями в 16см и просветом между ними в 1см. Над веной устанавливался инструмент в виде топорика длиной 9 см. Ударом якутского ножа по спинке инструмента пробивалась кожа и стенка вены. На кровоточащее место накладывалась роговая труба из суженной части, которой через маленькое отверстие ртом втягивался воздух. Кровопускатели по всей территории Якутского края пользовались идентичными инструментами - миниатюрными топориками и рожками. После проведения этой небольшой операции ранку закрывали тонким внутренним слоем бересты. Больному в течение двух дней запрещали пить густой чай. Для остановки кровотечения после кровопускания пользуются пальцем, обильно смоченным слюной, который прикладывают на рану - «закупоривают кровь» [Андреева, Андреев, 2008]. Также при объяснении данного вопроса учитель показывает роль комаров для человека. Комары делают людям малое поверхностное кровопускание при всасывании части застойной крови, что способствует улучшению обмена веществ, рассасыванию нарывов и других воспалительных процессов, возникающих в зимнее время [Григорьева, 1991, Григорьева, 1992].
В якутской народной медицине широко использовались и такие лечебные приемы физического воздействия, как горячие и холодные компрессы, массаж. Причем большое внимание обращали массажу, которым занимались илбиситы. Как известно, что массаж способствует ускорению кровообращения, повышению кровоснабжения тканей и улучшению их питания.
В учебном материале о работе сердца и его гигиены, в качестве дополнительного регионального материала учитель рассказывает об отосутах. Они безошибочно определяли, отчего возникают болезни, каковы их основные признаки (симптомы), как они протекают, как и чем их лечить. У отосутов имелось определенное представление о строении человеческого тела: почти посредине грудной клетки находится сердце (сурэх) – важнейший орган для обеспечения притока крови по всему телу, от работы которого во многом зависит жизнь человека. Оно состоит из очень упругих и сильных мышц, имеет четыре камеры (туэрт кутуйа) и клапаны (ытарзалар). В мышцах сердца много кровеносных сосудов (хаан тымырдара): крупные проходят по их наружной стороне, а более мелкие совсем тоненькие (как шелковые ниточки) – по их внутренним сторонам. Сердце окружено легкими (тыналар) – дыхательным органом, обеспечивающим доступ воздуха в организм. От правого и левого легких отходят бронхи (хабарза салаалара), которые, соединяясь, образуют трахею (хабарза). Сердце и легкие отделены от остальных внутренних органов диафрагмой (эрэьэ).
На уроках о движении крови по кровеносным сосудам и лимфы по лимфатическим сосудам продолжается рассказ об отосутах. Так, в правые камеры сердца по двум крупным венозным сосудам (суон куэх тымырдар) от всего тела поступает темная кровь (хара хаан), которая дальше по легочной артерии, и ее ответвлениям (тына хорук тымырдара) поступает в правое и левое легкие. В левые же камеры сердца по крупным сосудам поступает яркая кровь (сырдык хаан) из легких, которая сильным сокращением сердца выталкивается в аорту – самый крупный артериальный сосуд (суон хорук тымыр), начало которой называется «Сурэх быата». Дальше аорта поворачивает вниз и идет по внутренней стороне спинного хребта, образуя спинную аорту (уэс хорук тымыр). От нее отходят менее крупные артерии (хорук тымырдар) к другим внутренним органам: печени, почкам, селезенке, желудку, кишкам, матке, мочевому пузырю и нижним конечностям. Вдоль спинного хребта идет также крупный спинной венозный сосуд (уэс куэх тымыр), к которому поступают менее крупные венозные сосуды (куэх тымыырдар) от внутренних органов и нижних конечностей. От начальной аорты отходят крупные артериальные сосуды (хорук тымырдар) к шее, голове и верхним конечностям. Два из них снабжают свежей кровью шею и голову, а два других - правую и левую руки [Григорьева А.М., 1992].
Как показала практика, использование регионального материала по данной теме способствует более эффективному усвоению таких сложных вопросов темы как значение крови в обмене веществ, свертывание как защитную реакцию организма, иммунитет, его значение в жизни человека. профилактику заболеваний органов кровообращения, обосновывают взаимосвязь крови, лимфы и тканевой жидкости, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на состав и функции крови, применение знание о свертывании крови, иммунитете, количестве эритроцитов и лейкоцитов.
Введение регионального материала в содержание урока по теме «Кровь и кровообращение» способствует пониманию учениками суть культуры, методы лечения при сердечно - сосудистых заболеваниях, при заболеваниях сердечно – сосудистой системы, использовать природные дары для поправки своего здоровья, истории своего народа, являясь необходимой ступенью приобщения к их традициям национальной культуры. Так, например, изучение клеток крови человека и лягушки под микроскопом; изучение движения крови по сосудам; исследование крови под микроскопом; определение размеров своего сердца и другие опыты, которые проводят ученики на практических занятиях, и сопоставляют полученные результаты со всевозможными народными приметами, позволяют учащимся гордиться мудростью, наблюдательностью своих предков.
Таким образом, региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций.
Библиографическая ссылка
Максимова Р.А. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕМЕ «КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ» // Старт в науке. – 2020. – № 1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1837 (дата обращения: 23.11.2024).